|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВАРЬ
Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближ- нему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интере- сов других. Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигили- стическое отношение к общественным, и в первую очередь к обще- человеческим, нормам морали и провозглашающий безнравствен- ность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, чело- веконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуман- ная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание законным использо- вание любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения яко- бы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности, изу- верства (Фанатизм), демагогии. Наконец, аморализм может выра- жать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроен- ной личности, проявляющей свой протест против лицемерия гос- подствующей морали в форме анархического бунта. Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям са- моотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения по- ложительной ценности предметов и явлений. Природные и общест- венные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетво- ряют положительные человеческие потребности, способствуют со- циальному прогрессу. Различают материальные и духовные, лич- ные и общественные блага. Материальные блага. - предметы, полезные для жизни чело- века (пища, одежда, жилище и т.д.). Духовные блага - то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достиже- ния культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоин- ство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота). Общественные блага - это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личные блага - это совокупность частных условий жизни чело- века и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разновидностей духовного блага - моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке упот- ребляют как синонимы). Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выра- жающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благо- деянием и в соответствующих практических действиях. Благородство - моральное качество, характеризующее по- ступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положи- тельных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.) Вежливость - моральное качество, характеризующее поведе- ние человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружаю- щими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает, внимательность, внешнее проявление доброжела- тельности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебре- жительного отношения к людям. Взаимопомощь - отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объе- динение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или пра- вовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состоя- ние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Посколь- ку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ дейст- вий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответ- ственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием. Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за со- вершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непремен- ных требований справедливости; без него представлялось невоз- можным требовать от людей выполнения определенных норм пове- дения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сооб- разно с мерой преступления), а также лежит в основе материально- го стимулирования деятельности людей. В морали проблема спра- ведливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отли- чать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые по- средством духовного воздействия на людей. Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Воспитание нравственное - составная часть единого процес- са общественного воспитания. Необходимость регулирования об- ществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: − во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливо- сти, добра, зла и т.п.; − во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем что- бы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оцени- вать их поступки. Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убе- ждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств. Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении опреде- ленной системы ценностей, линии поведения или конкретного вари- анта поступка, когда человек самостоятельно должен принять мо- ральное решение и обеспечить его реализацию. Особенно отчетли- во моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собст- венные и чужие интересы или же вступают в противоречие различ- ные моральные требования. Моральные требования, предъявляе- мые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, пред- полагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и макси- мум добра. Грубость - отрицательное моральное качество, характери- зующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недобро- желательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непреду- мышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях. Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование сво- боды и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются про- блемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требо- вания нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объ- ективную социальную необходимость, потребности людей, общест- ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавли- вая, насколько соответствует этому представлению фактически су- ществующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравст- венного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требова- ния выступают как его обязанности; последние в обобщенной фор- ме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и явля- ются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии. Деятельность моральная - категория этики, при помощи ко- торой во всем многообразии общественной практики людей выде- ляется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфи- чески нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность по- ступков человека, под моральной деятельностью в этике понимают- ся только поступки, сознательно подчиненные определенным мо- ральным целям. Добро - одно из наиболее общих понятий морального созна- ния и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей проти- воположностью - злом добро является наиболее обобщенной фор- мой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что от- вечает содержанию требований нравственности, и того, что проти- воречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др. Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых мораль- ных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому зна- нию принципов, которое не делает человека добродетельным. Про- тивоположностью добродетели является понятие порока. Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему са- мому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководи- телю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью дове- рия является недоверие, подозрительность, когда подвергается со- мнению верность общему делу, готовность соблюдать общие инте- ресы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. Долг - одна из основных категорий этики, общественная необ- ходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой фор- ме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного кон- кретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность вы- ступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Достоинство - понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной лич- ности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной сторо- ны, сознание человеком собственного достоинства является фор- мой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддер- жание своего достоинства предполагает совершение соответст- вующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравствен- ном плане жизненная позиция - система поведения личности, опре- деляемая его убеждениями, совестью. Критерий истинности, пра- вильности той или иной жизненной позиции - ее соответствие про- грессивным тенденциям развития общества. Зависть - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимуще- ственному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков). Законность - принцип права и морали, предписывающий не- уклонное соблюдение и правильное применение законов. Заповедь - нравственная норма, представленная в мораль- ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо автори- тетного лица. Придание моральной норме формы заповеди связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиоз- ном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог. Зло - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, кото- рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи- вающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отли- чать от социального зла (противоположности блага). Последнее яв- ляется не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих обществен- ному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрица- тельные поступки людей. Золотое правило - одно из древнейших нормативных требо- ваний, выражающее общечеловеческое содержание нравственно- сти. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они посту- пали по отношению к тебе». Золотое правило встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай». Идеал нравственный - понятие морального сознания, в кото- ром предъявляемые к людям нравственные требования выражают- ся в виде образа нравственно совершенной личности, представле- ния о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие мораль- ные качества (добродетели). Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого ут- верждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигают- ся человеком интуитивно, как «самоочевидные истины». Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в дока- зательстве, очевидны сами по себе. Иррационализм - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в этическом иррационализме - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следст- вием этого является вывод, что разум и наука, способные устанав- ливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформу- лировать какие-либо общие принципы нравственности, на основа- нии которых человек мог бы принимать конкретные решения в раз- личных практических ситуациях. Искренность - моральное качество, характеризующее лич- ность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и гово- рит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображе- ний, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать непра- вильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руково- дствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требова- ний без веры в правильность совершаемых поступков, а ради соб- ственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. Категории - это универсальные формы человеческого мыш- ления. Категории этики - основные понятия этики, отражающие наи- более существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание ка- тегорий этики, их логическая форма и место каждой из них в обшей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимо- сти от понимания природы нравственности. В истории этики основ- ными категориями обычно считались понятия добра и долга, совес- ти, чести и др. Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: по- ступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь ко- торой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеоб- щим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из этого принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной). Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характери- зуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты пове- дения людей. Качества моральные характеризуют как поступки не- зависимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Качества моральные разделяют на положительные и от- рицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками. Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписывае- мых к исполнению. Как правило, в моральном кодексе, составлен- ном определенным автором, отражаются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание об- щества. Моральный кодекс обычно охватывает как те нормы пове- дения, которые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными. Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбран- ных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одно- временно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликт- ной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным). Конформизм - социально-психологическая ориентация, скла- дывающаяся не в результате самостоятельных решений общест- венных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обуслов- ленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам пове- дения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, харак- тери-i зующее поведение и мотивы человека, который рассматрива- ет и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружаю- щими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материаль- ным __________благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочте- ния личному материальному интересу перед общественным. Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям. Культура поведения - совокупность форм повседневного по- ведения человека, в которых находят внешнее выражение мораль- ные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней' культуры человека: этикет, правила обхож- дения с людьми и поведения в; общественных местах; культура бы- та, включающая характер личных потребностей и интересов, взаи- моотношения людей вне работы, организация личного времени, эс- тетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже- ниям. Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается мо- ральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - ка- чествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий. Личность - субъект нравственной деятельности. Человек ста- новится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их со- держание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным об- стоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной личности - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с другими этическими понятиями и проблемами. Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересован- ности и склонности. В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным об- разом отождествляет себя с ним: − испытывает потребность к объединению и сближению; − отождествляет с ним свои собственные интересы и устрем- ления; − добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. Противоположностью любви является ненависть. Малодушие - отрицательное моральное качество, характери- зующее слабость воли личности; выражается в неспособности че- ловека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в ко- торые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни на- влечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед труд- ностями или из неверия в собственные силы. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), харак- терные для человека походку, жестикуляцию, мимику. Манеры отно- сятся к культуре поведения и регулируются этикетом. Целесообраз- ность определенных манер находит отражение не только в требо- ваниях, имеющих нравственный смысл, но и в.эстетических пред- ставлениях о внешнем облике человека. Единство этического и эс- тетического в оценке манер связано с тем, что внешний образ пове- дения является наглядной, зримой формой воплощения духовного облика человека, органичным и естественным выражением его об- щей культуры. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.045 сек.) |