|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского (1606 г.)
Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии. Почему некоторые современные историки Крестоцеловальную запись царя Василия Шуйского− первый договор монарха и подданных − трактуют как попытку введения конституционной монархии в России? IV. Основные понятия и термины Смутное время – это структурный кризис (т.е. кризис во внутренней и внешней политике, социально-экономический и политический кризис), вылившийся в гражданскую войну и осложненный иностранной военной интервенцией. Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета. Может быть военной (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической. Ополчение – военное формирование во время войны для помощи регулярной армии. В России набиралось из свободных крестьян, дворян, горожан и др. Действовало в 1611−1612, 1812, 1855−1856 гг., а также в период Великой Отечественной войны. В 1874−1917 гг. государственное ополчение – часть русской армии, предназначенная для пополнения вооруженных сил в военное время. Абсолютизм – форма феодального государства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон. Отличается: наивысшей степенью централизации; развитым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом; высоким уровнем экономики; сильной армией и органами охраны порядка; ликвидацией представительных организаций; развитой дипломатией; полным подчинением Церкви светской власти. Воевода – глава военного отряда, правитель провинции, города на Руси с X в. Голова – название военных и административных должностей в России в XVI−XVII вв. (стрелецкий голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в XVIII−нач. XX вв. (городской голова и др.). Бюрократия (франц. бюро, канцелярия) – власть чиновников, система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, обладающего определенными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается произволом, формализмом, взяточничеством, очковтирательством. Слова «бюрократ», аппаратчик», «чиновник» стали нарицательными. Соборное Уложение 1649 г. – свод законов, принятый Земским собором 1648−1649 гг. при Алексее Михайловиче. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в. Четь (четверть) – «четвертные доходы» с податного населения, за счет которых выплачивали годовое жалование высшим разрядам служилых людей. Двор – крестьянское хозяйство как единица учета, обложенная налогом. Единый всероссийский рынок – экономическое объединение регионов страны в XVII в., вызванное их специализацией и обменом между собой. Способствовал росту товарно-денежных отношений, сокращению натурального хозяйства, развитию мелкотоварного производства. Политическое объединение закрепилось экономическим, сто привело в XVII в. к укреплению централизации России. Меркантилизм (итал. купец, торговец) – экономическая политика, сложившаяся в России в XVII в. и внедрявшаяся Петром I. Основан на преобладании вывоза товаров над ввозов по принципу: покупать дешевле, продавать дороже. Связан с политикой протекционизма. Протекционизм (лат. защита) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, высоких таможенных пошлин и ряда других мер (Торговый договор 1653 г., Новоторговый договор 1667 г. и др.). Мелкотоварное производство – труд кустарей – мелких товаропроизводителей, изготовляющих изделия на рынок в своих мастерских в основном без использования наемной силы. Составляло ведущих уклад экономики России. Развивалось с XVII в. Мануфактура (лат. рука, изготовление) – крупное предприятие с ручным трудом, разделенным на специальности. В России возникла во второй половине XVII в. и действовала до первой половины XIX в. Если в Европе основана на наемном труде и частной собственности, то в России – на крепостном труде и собственности государства. В начале XVIII в. при Петре I происходит передача мануфактур в частное владение с использованием труда приписанных к ним государственных крестьян. В 1721 г. разрешено покупать людей к предприятиям и прикреплять мастеровых (1736 г.). Мануфактуры с купленными работными людьми стали посессионными (лат. владение). Способствовала развитию товарно-денежных отношений, усилению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству. Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. преследовалось властями. Ересь (греч. особое вероучение) – вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |