|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Следует различать несколько видов конфликтовКонфликт между отдельными персонажами и группами персонажей: «Горе от ума», «Скупой рыцарь» и «Капитанская дочка» Пушкина, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Бешеные деньги» Островского. Более сложный вид конфликта – это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт. Например, в «Евгении Онегине» Пушкина главный герой не вступает в сколько-нибудь существенные противоречия ни с одним персонажем, но сами формы русской жизни противостоят потребностям героя, подавляют его обыденностью, приводя к разочарованию, бездействию, «хандре» и скуке. В «Вишневом саде» Чехова все герои – милейшие люди, которым, по сути дела, нечего делить между собой, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее главным героям – Раневской, Лопахину, Варе – плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме уклада русской жизни конца 19 века, которую Лопахин справедливо называет «нескладной» и «несчастной». Конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в себе те или иные противоречия, заключает иногда в себе несовместимые начала. Этот вид конфликта обнаруживается в «Преступлении и наказании», «Анне Карениной», «Даме с собачкой», «Герое нашего времени». В произведении мы иногда сталкиваемся не с одним видом конфликта, а с двумя и даже тремя. Так, в пьесе Островского «Гроза» внешний конфликт Катерины с Кабанихой усиливается и углубляется конфликтом внутренним: Катерина не может жить без любви и свободы, но в ее положении и то, и другое – грех, и осознание собственной греховности ставит героиню в безвыходное положение.
Сюжет имеет свою структуру. В нее входят сюжетные элементы. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Экспозиция – это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт еще отсутствует. Например, в «Смерти чиновника» Чехова: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Экспозиция кончается не в тот момент, когда Червяков чихнул – в этом еще ничего конфликтного нет, – а тогда, когда он увидел, что случайно обрызгал генерала. Этот момент будет завязкой произведения, то есть моментом возникновения или обнаружения конфликта. Далее следует развитие действия, т.е. ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт (Червяков ходит извиняться к генералу), но тот тем не менее приобретает большую остроту и напряженность (генерал от извинений Червякова все больше свирепеет, а Червякову от этого становится все хуже). Важная черта в мастерстве построения сюжета – так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту точку по замыслу автора приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это – кульминация: после того, как генерал закричал на него и затопал ногами, «в животе у Червякова что-то оторвалось». Вслед за кульминацией следует развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешить конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость: «Придя машинально домой, не снимая мундира, он лег на диван и …помер». В произведении может быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов (например, в «Войне и мире»). В крупном произведении, как правило, встречается не одна, а несколько кульминаций, так называемая мнимая кульминация. В «Преступлении и наказании» промежуточными кульминациями основного сюжета являются убийство старухи, разговоры Раскольникова с Соней и особенно с Порфирием Петровичем, разговор со Свидригайловым. Даже покаяние Раскольникова является такой промежуточной кульминацией, лишь мнимо разрешающей конфликт и приводящей сюжет к завершению: ведь Достоевский пишет не историю раскрытия преступления, а историю человеческой души, и за покаянием Раскольникова следует эпилог с главной, действительно окончательной кульминацией: болезнью Раскольникова и его последующим возрождением. Типы сюжетов. Существуют два типа сюжетов. Динамический. В таком типе сюжета развитие действия происходит напряженно и стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Такой тип сюжета встречаем в «Повестях Белкина» Пушкина, «Игроке» Достоевского. Адинамический. Развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета не выражены четко или вовсе отсутствуют, развязка либо вовсе отсутствует, либо является формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов. Такой тип сюжета характерен для «Мертвых душ» Гоголя, «Мужиков» Чехова, «Похождений бравого солдата Швейка» Гашека. Произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведения с сюжетом динамическим чтение должно производиться от начала до конца. Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические – на субстанциальных. Сюжет и композиция. Обратим внимание на соотношения сюжета и композиции. Понятие композиции является более широким и универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения. Существует внутренняя композиция сюжета. В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета. Прямая композиция. События сюжета линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений («Смерть чиновника»). Прием умолчания. О событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения. Ретроспекция. Прием, построенный на нарушении хронологии, т.е., когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое. Так, в «Отцах и детях» Тургенева по ходу сюжета мы сталкиваемся с двумя ретроспекциями – предысториями жизни Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Свободная композиция. Фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы вновь вернуться в прошлое. Такая композиция часто мотивирована воспоминаниями героев (поэма Твардовского «За далью – даль», романы Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, У. Фолкнера). Внесюжетные элементы. Если сюжет – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая. Внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях. Различают три вида основных внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды. Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей) или устойчивого уклада жизни, т.е. тех событий и действий, которые не имеют отношения к движению сюжета. Авторские отступления – развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического характера; при этом данные высказывания не характеризуют персонажей или взаимоотношения между ними («Евгений Онегин», «Мертвые души», «Мастер и Маргарита»). Вставные эпизоды – это относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время и место. К внесюжетным элементам можно отнести психологическое изображение, если душевное состояние или размышления героя не являются следствием или причиной сюжетных событий (большинство внутренних монологов Печорина).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |