АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3 Различные теории потребления

Читайте также:
  1. Актуальность Теории Гласиер
  2. Архитектурные мероприятия по снижению энергопотребления зданий.
  3. Базовые теории воспитания и развития личности
  4. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  5. В. Методы экономической теории
  6. В. Предмет экономической теории
  7. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
  8. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города
  9. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города
  10. Вопрос 5. Современные модификации эволюционной теории
  11. Вопрос № 6. Современные зарубежные теории средств массовой информации.
  12. Вопрос. Теории коллективного поведения

 

1.Потребление и образы жизни в “Теории праздного класса” Т. Веблена

2. П. Бурдье: классы, habitus, стили жизни и потребительские практики

3. Сравнительный анализ концепций П. Бурдье и Т. Веблена

4. Потребление вещей или потребление значений:“альтернативное” видение потребления Ж. Бодрийяром

 

1. Потребление и образы жизни в “ Теории праздного класса ” Т. Веблена

 

Веблен начинает анализ с определения границ праздного класса, а также рассматривает исторические предпосылки, обусловившие его возникновение и развитие.

 

Основываясь на глубоком экскурсе в историю, Веблен приходит к выводу, что для возникновения этого класса необходимы два условия: во-первых, у общности должен быть хищнический уклад жизни (война, охота или и то и другое), то есть, мужчины, составляющие в этих случаях зарождающийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; во-вторых, средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, чтобы можно было освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку.

 

В общем, праздный класс объединяет знать и священников, а также многих из их свиты. Занятия этого класса разнообразны, но они имеют общую экономическую характеристику - находятся вне процесса производства. К таким неиндустриальным занятиям высшего класса в определенном смысле могут быть отнесены управление, война, религиозная деятельность, и спортивные состязания.

Различие между обозначенными классами выражается, по Веблену, в дифференцированных образах жизни, которые являются характерными для того или другого класса. Более высокое социальное положение воспринимается теми, чей статус ниже, как желаемое, из-за “универсальной” способности человека осуществлять завистническое сравнение. Поэтому, источники и механизмы производства различий в потреблении и образе жизни -подражание и соперничество. Индивиды, занимающие более высокое положение, демонстрируют свой высокий статус, а те, чей статус ниже, чувствуют зависть при сравнении себя с “ними”, и вступают в борьбу за высокое социальное положение.

Такой механизм, по Веблену, в определенном смысле “универсален”, поскольку пока сравнение неблагоприятно, любой человек будет чувствовать неудовлетворенность. Однако, по мере повышения своего статуса, индивиды начинают замечать привлекательность и более высоких позиций, они испытывают новую неудовлетворенность, и т.д. Этот механизм - основная причина накопления богатства.

Следуя логике Веблена, можно говорить, что, пока сообщество невелико и компактно, оба способа (демонстративное потребление и демонстративная праздность) одинаково эффективны - например, при демонстрации высокого статуса в маленьком сообществе, каждый может видеть не только то, что человек имеет, но также и то, что человек делает. Но поскольку общество растет и становится все более дифференцированным, появляется необходимость делать символы своего высокого статуса видимыми все более широкой “аудитории”. В отличие от ситуации с небольшим сообществом, в большом городе только относительно небольшое количество людей может видеть и оценивать поступки человека.

В этой ситуации демонстративное потребление становится более эффективным, чем демонстративная праздность, поскольку является “видимым с большого расстояния”. Следовательно, некоторые (первоначально - дорогие и роскошные) вещи, потребляемые и демонстрируемые представителями высшего (праздного) начинают восприниматься как символы высокого статуса. Позже фокус “статусного потребления” смещается от “демонстративной расточительности ” к “денежным канонам вкуса ” - потреблению в соответствии с некоторыми канонами.

 

2. П. Бурдье: классы, habitus, стили жизни и потребительские практики.

В отличие от теории праздного класса, представленной в первой части работы, в концепции П. Бурдье механизм дифференцирования потребительских образцов и стилей жизни не основан на участии или неучастии в процессе производства, а также не вытекает из определенных черт человеческого характера (как, например, из склонности к соперничеству и зависти по Веблену.

Дифференцирование потребительских образцов, по Бурдье, основывается на различиях в условиях существования (conditions of existence) классов, в habitus и в комбинациях капитала, которым располагают представители тех или иных классов, действующих в социальном пространстве

Согласно концепции П. Бурдье, в социальном пространстве действуют классы и фракции (class fractions), которые характеризуются различными условиями существования, habitus, комбинациями капиталов (экономического, культурного, социального), и, соответственно, различным “набором и составом” осуществляемых социальных практик. В социальной реальности эти классы расположены иерархически - от высших классов (характеризуемых высокими экономическим и культурным капиталом), до низших (с низкими “показателями” экономического и культурного капитала).

Так, применительно к экономическому и культурному капиталу можно выделить “симметричные” комбинации (набор “высокий экономический и культурный капитал” и его противоположность - сочетание “низкий экономический и культурный капитал”), а также “асимметричные” (высокий культурный капитал, объединенный с относительно низким экономическим капиталом и наоборот). Таким образом, рассматривая эти два типа капитала, можно различить, по крайней мере, четыре классовые фракции на их основе. Habitus этих различных фракций также различается [Бурдье,1984].

Восприятие людьми социального пространства зависит от их собственного положения в этом пространстве. Классифицируемые объекты, как и схемы классификации, определяющие, как человек воспринимает окружающий мир, также зависят от социального положения человека. Именно на взаимоотношениях этих двух способностей, конституирующих habitus - способности производить практики, поддающиеся классификации, и способности дифференцировать и оценивать эти практики (вкус) - и строится социальный мир, то есть, пространство жизненных стилей.

Другой важный момент в анализе Бурдье - различение “формы” и “содержания” (substance) в потреблении материальных объектов. Простой и наглядный способ показать это различие - рассмотреть пример анализируемого Бурдье “социального пространства продуктов питания”. В общем, “содержание” отражает функциональное использование вещей - в случае продуктов питания это означает, например, принимать пищу для того, чтобы не чувствовать голода. “Форма” касается главным образом процесса сервировки, порядка подачи блюд, появляющихся на столе, и других ритуалов, которые не имеют непосредственного отношения к “функциональному” потреблению пищи с целью утоления голода.

Доход здесь определяет “расстояние от необходимости”, различия в образцах потребления людей, имеющих одинаковый доход, остаются не объясненными с использованием “сугубо экономических” критериев. Реальная основа различий в потребительских практиках - оппозиция “вкуса к роскоши” (свободы) высших классов и “необходимости” (нуждаемости) - для низших классов.

Вкус к определенным блюдам связан со всей концепцией полового разделения труда и “экономикой домохозяйства” (например, та пища, приготовление которой требует большого количества времени и усилий, ассоциируется с традиционной ролью женщины - хранительницы очага).

Вкус в концепции Бурдье также связан с восприятием представителями различных классов тела и воздействия на него потребляемой пищи (сила, здоровье, красота). Рабочие классы отдают предпочтение силе и покупают дешевые, питательные пищевые продукты, в то время как “профессионалы” (средний и высший классы) скорее концентрируются на здоровье, предпочитая вкусную, здоровую, легкую и нежирную пищу. Бурдье даже говорит о “теле класса” (class body) в том смысле, что тело является наиболее очевидной материализацией вкуса. Тело символизирует класс в его внешности. Так, почти независимо от биологии, можно “разграничить” тела классов, воспроизводя логику социальной структуры.

Другое поле, “пространство одежды”, где также действует обозначенная оппозиция формы и содержания. Рабочий класс использует одежду преимущественно функционально. Они ценят деньги и выбирают одежду, которая прослужит долго. Высшие классы более озабочены “выходными” костюмами. Бурдье рассматривает данную оппозицию на примере мужской одежды, противопоставляя “спецодежду” костюму. Внимание и энергия, которые классы уделяют самопрезентации, прямо пропорциональны возможным материальным или символическим “прибылям”, которые они рассчитывают получить взамен.

3. Сравнительный анализ концепций П. Бурдье и Т. Веблена

 

Обе концепции предполагают, что стили жизни могут быть стратифицированы [то есть, упорядочены в терминах “выше - ниже”]способом, консистентным с логикой организации социальной структуры. Оба подхода предполагают возможность анализировать иерархически организованную социальную структуру посредством иерархии стилей жизни и образцов потребления, которые демонстрируют различные социальные группы. Однако, два описанных подхода значительно отличаются, и не только тем, что концепция Бурдье намного “сложнее” (более комплексная).

Первое и наиболее очевидное различие следует из того, что концепции развивались в различные периоды времени. Теория праздного класса соответствует скорее организации социальной жизни начала XX столетия, хотя долгое время подход Веблена оставался влиятельным в исследованиях потребления. Теория Бурдье в определенном смысле “современнее”, и уже поэтому более адекватна для описания современного социального пространства. Основные различия подходов можно систематизировать следующим образом.

Прежде всего, теории отличаются в терминах “склонности к детерминизму”. Характерными для теории праздного класса являются исторический детерминизм (подчеркивается важность различных исторических стадий развития общества для возникновения и развития праздного класса и динамики стилей жизни различных классов), “психологизм” (важность личностных черт, например, зависти, которая рассматривается как один из основных механизмов поддержания различий в стилях жизни классов), а также “экономический детерминизм” в определенном смысле - (различие стилей жизни - результат различия классов, которое, в свою очередь, следует из участия или неучастия группы в материальном производстве).

 

4. Потребление вещей или потребление значений: основные идеи концепции "общества потребления" Ж. Бодрийяра.

Ж. Бодрийяр рассматривает потребление в современных /постмодернистских обществах, и его концепция может быть в определенном смысле противопоставлена двум рассмотренным выше. В концепции Бодрийяра, взаимоотношения означающего и означаемого ("реальности" и "репрезентации", "идентичности" и "выражения", "статуса" и его "символизации", и так далее) понимаются на качественно ином уровне, то есть, не предполагается необходимой взаимозависимости или связи означающего и означаемого в причинно-следственных терминах. В данном разделе коротко обозначаются основные идеи Ж. Бодрийяра о сущности процесса потребления в современных (западных) обществах, которые позволяют обозначить "нематериалистическую" альтернативу в изучении потребительских практик.

Потребление (по Бодрийяру) - это всегда, и прежде всего, потребление (не материальных объектов, а), символов и знаков, которые при этом не выражают и не отражают какого-то “предзаданного” набора значений. Значения появляются в системе знаков и символов, где участвует и потребитель.

Потребители приобретают одежду, продукты питания, мебель или способы проведения досуга для того, чтобы выразить уже существующую до этого социальную принадлежность. Наоборот, люди потребляют для того, чтобы сконструировать свою идентичность. Мы становимся теми, кто мы есть, благодаря тому, что мы потребляем (Bocock, 1993). Знаменитое высказывание Декарта - "Мыслю, следовательно, существую" - в концепции Ж. Бодрийяра звучало бы так:: "Потребляю, следовательно, существую". При этом, учитывая то, что, по Бодрийяру, потребление - это не потребление вещей, а потребление знаков и символов (Там же), оно становится не материальным процессом, а интеллектуальной практикой.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)