|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материализм
Основа бытия – и миропонимания – природа, объективная реальность, которая существует независимо от человеческого сознания и вне его. Что означает: материя – абсолютное начало мира, в реальном мире нет ничего, не являющегося материей, её свойством, результатом развития, проявлением, и, следовательно, вне материи нет какой-либо идеальной субстанции, которая обладала бы самостоятельным бытием.
Лекция 2. Признавая вторичность сознания, материалисты утверждали, что, во-первых, что сознание возникает лишь на определенном уровне развития материи, во-вторых, поскольку сознание является свойством материи, причем только одного её вида – мозга, - постольку оно не существует вне этой материи. Сознание, по сути своей, является отражением материи, потому его содержание определяется исключительно внешним миром.
Идеалисты активную роль в соотношении материального и идеального отводили исключительно духовному началу и утверждали, что в основе мира лежит некое идеальное начало, которое первично по отношению к материальному.
Дуалисты считали, что и материальное и духовное начало являются равнозначными, и, следовательно, ни одно из них не может быть признано первичным.
В современном мире выделяют ещё один подход – эклектический подход, который представляет собой простое механическое совмещение элементов материалистической и идеалистической философии.
Что касается второй стороны универсального вопроса философии, вопроса о том, может ли в принципе человек познать реальный мир и, если может, то насколько верно, то в истории философии его тоже решали по-разному. Большинство философов, как правило, материалистов, и некоторого числа идеалистов утверждали, что человек может познать этот мир достаточно адекватно (гностики). Но в истории философии сложилось также учение, отрицающее возможность познания мира человеком, его называют агностицизмом.
В истории развития материализма выделяют несколько исторических форм: 1. Материализм античного мира, т.е. Древней Греции и Рима. Представители: Демокрит, Гераклит, Эпикур и др. 2. Метафизический материализм 16-18 веков. Представители: Ф. Бекон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеций. 3. Диалектический материализм. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
В развитии идеализма также выделяют: 1. Объективный идеализм 2. Субъективный идеализм
Объективный идеализм (Платон, Гегель, Неотомисты и др.): за первооснову мира принимается некое безличное объективно существующее духовное начало, которое может превращаться в различные формы внешнего мира, в человеческую историю, формы общественного сознания, формы человеческого мышления и т.д. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, экзистенциалисты, Сартр, Марсель, Камю, и т.д.): первичным считались различные формы человеческого сознания, сознания субъекта, при этом объективны мир объявляется всего лишь совокупностью ощущений субъекта.
Общее - существует идеальное начало. Разное – носитель идеального – внешний источник, объективное начало, а носитель идеального во втором случае – человек, разум.
Лекция 3 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |