|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шаговые групповые программы в клинике алкоголизмаВ.В. Батищев Московская городская наркологическая больница № 19 (главный врач - Шастин В.И.) НИИ наркологии МЗ РФ (директор - профессор Н.Н. Иванец) В последние годы в России высокими темпами растет заболеваемость как токсиконаркоманиями так и алкоголизмом. Учреждения стационарной и амбулаторной наркологической помощи не справляются с потоком больных, методы лечения недостаточно эффективны, практически не сформирована система реабилитации. При таком состоянии проблемы представляется обоснованным пристальное внимание к тем общественным структурам, которые имеют солидный опыт помощи больным алкогольной и другими видами зависимостей. В России уже более 10-и лет работает сеть групп и центров, работа которых основывается на 12-шаговой духовно ориентированной программе «Анонимные Алкоголики». В настоящее время программа «АА» - одна из немногих в мире, которая показала возможность трезвой жизни для больных алкоголизмом. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) было основано в 1935 г. в США (13). В мае 1935 года в городе Акрон (штат Огайо) 40 летний маклер Нью-Йоркской биржи Билл (Уильям) Виллсон искал встречи с каким-нибудь алкоголиком. Это был первый зафиксированный случай, когда алкоголик искал алкоголика для того, чтобы НЕ ПИТЬ. Вторым участником этой встречи стал известный врач-хирург Боб (Роберт) С., который последние 5 лет беспробудно пил. Именно эта встреча считается датой рождения сообщества, позже названного Анонимными Алкоголиками. При встрече Билл не уговаривал Боба встать на путь духовного перерождения, а рассказал ему то, что сам узнал об алкоголизме: что при физической зависимости доминируют навязчивое желание выпить и навязчивые мысли о выпивке, что это прогрессирующая болезнь и если больной не перестанет пить, то он погибнет. Эта беседа положила начало созданию метода терапевтической помощи при алкоголизме, разработанного сообществом АА (1, 20, 13). В дальнейшем АА стало развиваться, постоянно увеличивалось количество групп, были разработаны теоретические постулаты процесса преодоления зависимости, выразившиеся в программе «12 Шагов», и принципы существования сообщества в виде «12 Традиций». В 1937 г., подводя итог своей деятельности, Билл Виллсон издал книгу " Анонимные Алкоголики " (2), в которой он изложил философию АА и методологию работы. По наименованию этой книги движение и получило свое нынешнее название. Главным в идеологии сообщества АА является признание алкоголизма как болезни, приводящей к стабильным нарушениям в биологической, психологической, социальной и духовной жизни человека. Изменения на биологическом уровне считаются необратимыми и неизлечимыми, но все остальные аспекты проявлений заболевания, по мнению АА, могут направленно корригироваться (33, 39). " 12 шагов " провозглашаются программой личностного выздоровления и поддержания трезвого образа жизни, а «12 Традиций» суммой норм функционирования самого сообщества в окружающем мире (12, 10). Многие современные специалисты в области аддиктологии и наркологии, так же, как и Анонимные Алкоголики, рассматривают алкоголизм как био-психо-социальное заболевание. Анонимные Алкоголики считают, что им никогда уже не научиться пить «как все», т. е. контролировать количество выпиваемого алкоголя. Они по собственному опыту знают, как обманывают себя больные, считая, что они сохраняют этот контроль или мечтая его вернуть. Однако, учитывая необратимые нарушения биохимической (нейрогуморальной) системы функционирования организма, вызванные длительным потреблением алкоголя, ясно, что подобный контроль невозможен, и практически любой прием алкоголя приводит к обострению заболевания (72, 16). Условием «восстановления» больного по программе АА в первую очередь считается признание им факта окончательной потери контроля над потреблением алкоголя. И лишь признав у себя утрату контроля над выпивкой, можно рассчитывать на выздоровление в том понимании, которое декларируют члены АА (30). «Мы – алкоголики, мужчины и женщины, которые потеряли способность управлять нашим питием. Мы знаем, что никакой реальный алкоголик никогда не сможет контролировать потребление спиртного» (2). У простого обывателя, а порой и у специалистов возникает вопрос: «Почему алкоголик пьет?». В АА не задают себе подобных вопросов. Вместо «Почему я пью?» Анонимные Алкоголики решают вопрос «Что делать, чтобы не пить?». В так называемой «Большой книге» первые члены АА делятся соображениями о том, что именно им помогло сохранять трезвость (2). Один из важнейших «постулатов» АА базируется на том, что при развитии химической зависимости у человека уже нет необходимости владеть собой, управлять своими эмоциями. Человек останавливается в своем эмоциональном развитии - процесс формирования механизмов эмоциональной устойчивости задерживается. Поэтому любое неожиданное эмоциональное потрясение - связанное с горем, злостью, страхом или радостью - становится трудно переносимым без алкоголя (49). У клиницистов и психологов сложилось устойчивое мнение, что общей чертой алкоголиков является эмоциональная неразвитость (62, 40, 71). Сами члены АА заявляют, что эмоциональная незрелость - это суть их болезни. Эмоциональная незрелость со временем возрастает, и алкоголик теряет возможность выражать и понимать свои чувства. Он не знает, что с ними делать, не умеет их осознавать и передавать другим, не способен их даже назвать. Он загоняет свои чувства вглубь - особенно негативные: злость, обиду, страх. Когда таких эмоций накапливается слишком много - он пьет, и это помогает ему в какой-то мере освободиться от внутреннего напряжения (51). Обычно после 3-х месяцев посещения группы АА больные понимают, что одно только воздержание от потребления спиртного не помогает - надо изменять себя, эмоционально расти, обновляться. Ведь алкоголик может проявлять алкогольное поведение и мышление без капли спиртного во рту. В таких случаях говорят о "сухом пьянстве" - больной не пьет, но говорит, думает, чувствует, реагирует так, как будто он алкоголизируется. Цель программы " 12 Шагов " - эмоциональная зрелость, достигаемая путем последовательной проработки отдельных «шагов» при помощи других членов сообщества. Эта работа ведется везде, где только встречаются непьющие алкоголики. Только в тексте 1-го шага встречается слово "алкоголь", говорится о том, что необходимо перестать бороться с собой и признать свое бессилие перед болезнью, признать факт потери контроля над своей жизнью. Совершая этот Шаг, алкоголик ломает свой механизм защиты и отрицания - это необходимое, но все же недостаточное условие для сохранения трезвости. Остальные Шаги служат для духовного развития. Цель этого процесса выражена в известной «молитве» АА: "Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу изменить и мудрость отличить одно от другого" (10, 12). Программа «12 Шагов» делает ставку на активную работу над собой самого больного (12). Ставится только одно условие - искреннее желание бросить пить. Программа предполагает длительное и непрерывное участие больного в реабилитационном процессе (7). Группы АА сегодня широко распространены во всем мире - в странах Америки, Европы, Африки, в Австралии. Эффективность ее была исследована Американской Ассоциацией психиатров и выглядит так (для регулярно посещающих собрания АА): 30-40 % - не имеют срывов в процессе восстановления с момента прихода в программу АА; 30-40 % - имеют в процессе восстановления 2-4 срыва, после чего приходят к абсолютной трезвости (как правило, срывы бывают в первые 3 года); 20-30 % - продолжают периодически срываться на фоне посещения собраний АА (48). Группы АА активно создаются в странах бывшего СССР (кроме некоторых государств Средней Азии). В России АА развивается достаточно быстро: в Москве сегодня действуют свыше 30 групп; в более чем 100 городах и населенных пунктах Российской Федерации функционируют сообщества АА (3, 21). Работая над преодолением алкоголизма в группах АА, больные меняют не только стиль своего поведения, но и систему своих взглядов и убеждений. Изменения в сознании происходят после изменения форм поведения (в АА существует фраза: "Принеси тело, голова придет позже") (31, 28). Член АА имеет возможность освоить новые стереотипы поведения путем регулярной тренировки новых навыков. В таком обучении минимилизированы познавательные элементы. Обретающий трезвость не столько думает, сколько делает, действует так как мышление его еще остается алкогольным. Наибольших результатов в данном случае можно достичь путем прямого копирования поведения других членов АА, имеющих большой стаж трезвости, т.е. используется имитация как одна из основных форм обучения (26). При этом новый член АА использует трезвые паттерны поведения, но мыслит как больной. Такого новичка в АА называют не трезвым, а "сухим" (46, 29). Программу " 12 Шагов " Анонимных Алкоголиков можно рассматривать как групповую психотерапевтическую методику лечения алкоголизма, наркомании, а также других видов аддиктивного и компульсивного поведения. Система организации работы сообщества, способ ведения групп, основные принципы личностного восстановления по программе АА, сформулированные в " 12 шагах " и " 12 традициях ", а также в лозунгах АА, делают очень близкими различные классические психотерапевтические методики и эту программу. У сообщества Анонимных Алкоголиков есть несколько основных инструментов для помощи в выздоровлении членам сообщества: · в первую очередь это регулярное посещение собраний АА в течение всего периода восстановления; · во-вторых, систематическое изучение и проработка " 12 шагов ", " 12 традиций " и лозунгов сообщества; · и, наконец, это работа со «спонсором» (наставником), - человеком, более давно и успешно работающим в программе. Посещение групповых собраний - неотъемлемая часть процесса работы по программе АА. Основной лозунг сообщества - " 90 дней - 90 собраний": новичку предлагается в течение трех месяцев ежедневно посещать группы. Эта рекомендация имеет глубокий смысл: именно этот начальный период воэдержания наиболее труден для возникновения и развития рецидива заболевания. В этот сложный период алкоголик нуждается в наиболее интенсивной помощи и поддержке на пути к выздоровлению (76). Кроме того, регулярное общение с другими членами АА на этом этапе реализации программы позволяет химически зависимому человеку лучше разобраться в основных ее положениях, понять принципы, регулирующие деятельность сообщества, и главное - чем именно оно помогает больному в процессе реабилитации (50). Для групповых собраний АА характерны те же терапевтические преимущества, что и для любой формы групповой терапии, направленной, прежде всего на изменение поведенческих установок личности, а также ее внутреннего состояния. Основные характеристики группового процесса, отмеченные многими психотерапевтическими школами, достаточно наглядно можно наблюдать и в группах Анонимных Алкоголиков. Сходство проявляется во многом, и в первую очередь необходимо отметить возможность получения членом группы «обратной связи» в процессе общения, поддержки от людей, имеющих такие же проблемы, как и у него (35). В любой группе ее участник имеет возможность уяснить для себя и воспринять ценности и потребности других людей, что наиболее показательно в системе АА. На собраниях («митингах») участник группы АА чувствует принятие его другими, доверие к себе, получает необходимую помощь и учится принимать окружающих такими, какие они есть. Адекватные реакции других на конкретного человека в группе могут значительно облегчить разрешение его конфликтов с людьми вне группы. На занятиях человек в состоянии найти ответы на многие вопросы относительно тех проблем, которые возникают у него в общении с окружающими его людьми, имеет возможность научиться новым навыкам, опробовать новые стили поведения среди равных ему партнеров. Именно эти возможности дают чувство психологической комфортности и покоя. Слушая рассказы других участников группы, пациенты могут узнавать себя в других и видеть «со стороны» свои проблемы и использовать этот опыт для определения (идентификации) и оценки своих чувств и форм поведения. Группа может значительно облегчить процесс самоисследования, предоставить человеку необходимое внимание, участие и принятие в ходе раскрытия своей личности (19). Существует ряд общих принципов, характерных для психокоррекционных групп, которые выделил Lakin (43): 1. Облегчение выражения эмоций. 2. Появление чувства принадлежности к группе. 3. Возможность, а иногда и обязательность самораскрытия. 4. Опробование новых видов поведения, как в группе, так и вне ее. 5. Разрешенное групповое осуществление межличностных сравнений или выражение своего мнения по любым вопросам и проблемам, решаемым на группе. 6. Разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Все эти принципы в полной мере характерны для групповых собраний сообщества Анонимных Алкоголиков и иных сообществ, работающих по системе " 12 Шагов ". Большинство специалистов по групповой терапии склоняются к тому, что наибольшая эффективность работы в группах достигается при объединении людей схожих по наличию близких, одинаковых проблем, так как включение в группу лиц с различными проблемами почти неизбежно вызывает напряженность и конфронтацию (32). Это положение вполне ясно объясняет невозможность и неэффективность работы с больными алкоголизмом в смешанных лечебных группах. АА сильно тем, что объединяет людей с одной общей проблемой - химической зависимостью, что помогает в обеспечении сплоченности группы, взаимопонимания ее членов, объединение вокруг проблемы избавления от алкоголизма. Однако есть и еще одно преимущество, связанное с объединением в группах АА людей, имеющих разные типы характера и реагирования. Эта особенность часто помогает таким группам принимать наиболее конструктивные решения, преобретать разнообразный опыт решения тех или иных проблем. Необходимо указать, что велика опасность того, что в замкнутых, "слишком сплоченных" группах возможно принятие решений, связанных с чрезмерным оптимизмом или наивностью ее лидеров (34), что часто оказывает разрушительное воздействие на ожидаемый терапевтический эффект. Сообщество АА избегает этой ситуации тем, что любой его член может посещать те или иные АА -группы по своему усмотрению, а порой это - обязательное условие членства в АА. Такой подход привносит разнообразие и разноплановость в работу отдельных групп АА (12). Существенное значение имеет структура ведения собраний групп сообщества АА и выбор их ведущих. Когда групповой процесс имеет хорошо структурированный план, то это снижает у участников тревожность, уменьшает их сопротивление воздействию группы и, таким образом, позволяет участникам наиболее полноценно сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и общих целях группы, ускоряет преодоление нерешительности новичков и других трудностей начального организационного периода. Эта цель достигается жестким структурированием ведения заседаний групп АА. Выделяются, например, «тематические» встречи: изучение отдельных шагов, лозунгов (девизов), традиций и т.д. (41). Интересный способ анализа группового процесса предложил Kelman (25). В плане социального развития членов группы решающими для достижения позитивного результата групповой терапии являются три процесса: податливость, идентификация и присвоение. Все эти процессы в полной мере характерны для групп сообщества АА. В частности процесс податливости заключается в том, что новые члены сообщества «испытывают» новые способы поведения, получаемые в процессе работы на группах от более опытных в решении своих алкогольных проблем людей. Идентификация проявляется в возможности каждого участника группы АА встать на позицию руководителя группы - это закреплено правилом, согласно которому любой член сообщества может и должен быть ведущим или "спикером" на собрании; кроме того этот же требование «прописано» в Двенадцатом шаге программы АА. Присвоение - это процесс реализации полученных знаний и умений конкретным человеком в реальной жизни, - т.е. основное, для чего существует сообщество Анонимных Алкоголиков. Yalom выделял десять лечебных факторов, характеризующих процесс групповой терапии (28): 1. Сплоченность. 2. Внушение надежды. 3. Обобщение. 4. Альтруизм. 5. Предоставление информации. 6. Множественный перенос. 7. Межличностное обучение. 8. Развитие межличностных умений. 9. Имитирующее поведение. 10. Катарсис. Все эти факторы естественно характерны и для групп АА. Вот соответствующие примеры: 1. Сплоченность способствует достижению успеха в процессе реабилитации в условиях группы, так как алкоголик в одиночестве практически не в состоянии справиться со своим заболеванием и, таким образом, нуждается в помощи себе подобных. Отсутствие сплоченности естественно приведет к распаду группы АА и даже сообщества АА в целом - вследствие чего значительно уменьшится терапевтический эффект даже в «выживших», но закрытых и «замкнутых на себя» группах. Сплоченность сообщества, как основной принцип существования АА и «выздоровления» больных, оговорен в "12 традициях" АА, где основополагающей по этому поводу следует считать Первую Традицию: "Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА " (10)э 2. Внушение надежды - это закрепление веры в успешность выздоровления по системе АА и надежды на достижение благополучия. Эти психологические факторы уже сами по себе оказывают психотерапевтическое воздействие, тем более, если они подкреплены живыми примерами в виде успешных членов сообщества, имеющих большие сроки трезвости и достигших благополучного существования в окружающем социуме. Как правило, эти люди говорят новичкам: "Хочешь быть таким же, как я - ходи на группы, работай по программе, как я, и все у тебя получится". Вера в успех - это очень важный фактор эффективности данной программы (27). 3. Обобщение. Многие алкоголики считают свои личные проблемы уникальными, но, приходя в группу, они узнают, что другие люди имеют похожие проблемы, также испытывают чувство неполноценности и межличностное отчуждение. Когда больной понимает, что он со своим несчастьем не уникален и не одинок, он оказывается в состоянии принять помощь от других людей - как внутри сообщества, так и вне него, что, несомненно, облегчает становление процесса восстановления (45). Кроме того, некоторые больные, определив у себя какие-либо трудности, "приносят" их для проработки в группы, а так же в процессе общения с другими членами группы находят у себя еще ряд проблем, мешающих реабилитации, но до вступления в группу «не определенных» и не осознававшихся. 4. Альтруизм - ощущение взаимной необходимости - как старожилов АА, так и новичков - оказывает эффективное терапевтическое действие. Не является секретом тот факт, что если в группу АА не привлекаются новые, "свежие" алкоголики, то группа может быстро прекратить реальную активность, что, в свою очередь, может привести к учащению срывов даже у тех, кто имеет большие сроки трезвости (42). Поэтому альтруизм - это важный элемент взаимодействия членов АА, без которой невозможно личное выздоровление. 5. Предоставление информации - это возможность и необходимость обмена членов групп АА информацией относительно способов преодоления тех или иных проблем, существующих в жизни алкоголика, так как трудности большинства больных имеют большое сходство (52). Могут быть общими также способы «продвижения» по программе, приемы работы по отдельным «шагам», «традициям» и «лозунгам», а также во многих других аспектах восстановления. Для подобного обмена информацией определяются темы для обсуждения на группах, которые либо выбираются большинством участников «встречи», либо планируются заранее. 6. Множественный перенос. Те отношения, которые складываются между участниками группы АА с течением времени начинают походить на такие же формы взаимодействия, которые человек использует в общении со своими близкими, т.е. в группе больной начинает проявлять те же паттерны поведения, что, и, например, в семье. Неконструктивные тенденции взаимодействия могут обнаружиться в том случае, когда химически зависимый человек испытывает излишнюю привязанность или проявляет агрессию по отношению к группе или отдельным ее членам. По мере прохождения определенных этапов восстановления по программе и работы в группе, эти тенденции подвергаются групповой и индивидуальной рациональной и реалистичной оценке, что приводит к более свободному, лишенному патологических стереотипов межличностному общению больного и окружающих его людей, как на собраниях группах, так и вне них (56). 7. Межличностное обучение. В группах АА каждый их участник исследует испытываемые ими как положительные, так и отрицательные эмоции, апробирует новые формы (способы) поведения среди «трезвых алкоголиков», что в дальнейшем позволяет перенести ему многие из этих опробованных на группе действий и суждений на жизнь вне группы - для установления полноценных социальных связей с окружающими людьми. Без наличия подобного обучения посещение собраний АА не приносило бы того результата, который дает эта программа, т.е. не достигалась бы полная адаптация больных алкоголизмом к жизни в существующем социуме, имеющей свои как положительные, так и отрицательные стороны (38). 8. Развитие межличностных умений. В процессе работы в группах АА больные совершенствуют свое умение общаться. Человек, до прихода в группу с трудом выражавший свои мысли, в процессе группового общения научается говорить коротко, ясно, понятно правильно расставлять смысловые акценты в своей речи. Несомненно, одним из факторов обеспечения подобного эффекта является, в первую очередь, наличие «обратной связи» в процессе общения в группах. Важную роль здесь так же играет необходимость соблюдения ритуалов представления самого больного и «проговаривание» (донесение) своих мыслей по теме, разбираемой на группе (36). 9. Имитирующее поведение. Некоторые больные, приходящие в сообщество не имеют навыков трезвого поведения. Для начала им предлагается «копировать», т.е. имитировать поведение успешно работающих по программе членов сообщества с целью получения конструктивного опыта трезвой жизни. Новичкам рекомендуется пользоваться лозунгами (девизами) «формулами» программы в качестве готового способа преодоления сложных или неожиданно возникших ситуаций, способных стать причиной срыва (57). Постепенно они аккумулируют опыт многих людей, посещающих АА, по преодолению тех или иных трудностей, у них появляется масса образцов поведения. В дальнейшем, «выздоравливающий» оказывается в состоянии экспериментировать, самостоятельно используя весь имеющийся у себя арсенал проработанных на группах форм адекватного поведения в повседневной жизни. Такая «технология» позволяет наиболее быстро добиться социальной реабилитации. 10. Катарсис. Проработка в группах "неприемлемой" потребности в алкоголизации, сосредоточение внимания на ранее не вскрытых не проанализированных эмоциях - таких, как чувство вины или враждебности, приводит к психологическому очищению, облегчению и освобождению, - это переживание испытывают многие члены АА после окончания собраний. Кроме того, важно отметить особую пользу такого катарсиса в группе, проявляющуюся в усилении сплоченности группы (и сообщества АА в целом) в результате интенсивного множественного межличностного взаимодействия в безопасном, принимающем, полном эмпатии окружении (24). Таким образом, мы видим, что все перечисленные выше 10 факторов эффективного психотерапевтического воздействия характерны для программы реабилитации по системе " 12 Шагов ". Групповая терапия является одним из лучших средств решения алкогольных и других личностных проблем на первых этапах становления трезвости. Группа помогает формировать адекватное самосознание, разрушать механизм самообмана, создавать новую самоидентификацию пациента и подкреплять мотивацию его трезвости (53). Ведь основная часть программы «12 Шагов» направленно именно на такое распознавание самого себя, и большинству больных этого оказывается вполне достаточно, чтобы выйти на высокий уровень самооценки. Следующее, что важно разобрать с точки зрения психотерапевтической ценности и эффективности, - это теоретические принципы работы сообщества АА - последовательные " 12 Шагов ". В данном контексте мы считаем возможным дать лишь те рациональные объяснения отдельных Шагов программы, которые соотносятся с теми теоретическими посылами, используемыми некоторыми психотерапевтическими школами, имеющими достаточно структурированные схемы развития личности в процессе психотерапевтического воздействия (7). Так, с точки зрения бихевиоральной терапии, теории Т-групп (групп тренинга) и групп встреч программу " 12 Шагов " можно разделить на два больших этапа. Первый этап включает в себя Шаги с 1-го по 8-ой. Их задача - обучение больного адекватному социальному взаимодействию с людьми, имеющими такие же как у него, проблемы, но ведущими трезвый образ жизни. Подобное обучение возможно лишь при неразрывном контакте с группой Анонимных Алкоголиков. Второй этап охватывает шаги с 9-го по 12-й. На этом этапе человек выносит знания и умения, полученные в группе, «во вне» - для налаживания и совершенствования функционирования в окружающем его социуме, среди людей, не страдающих химической зависимостью (64, 65, 66). Программа «12 Шагов» рассматривается как программа духовного роста, позволяющая больному алкоголизмом, благодаря духовным изменениям происходящим по мере работы над Шагами, приобретать комфортную трезвую жизнь, когда для улучшения настроения или самочувствия нет необходимости использовать алкоголь или иные вещества, изменяющие психическое состояние (4, 5). Духовность каждый член АА имеет право понимает по-своему. Почти все новые члены сообщества начинают с признания наличия «высшей силы», более могущественной, чем они сами. Такой силой может быть Бог, в любом его понимании или иное высшее начало, или сила единения группы. Это очень важно, так как вера в «высшую силу» помогает корригировать эгоцентрические устремления личности больного. Все без исключения алкоголики - эгоцентрики, проявляющие постоянное стремление контролировать не только прием алкоголя, но и всех окружающих. В основе обретения духовности лежит признание утраты такого контроля: "Это не я являюсь центром мира, не я повелитель Вселенной, я не контролирую весь мир". Для больного это что-то совершенно новое (67, 68). Часто авторами, описывающими программу Анонимных Алкоголиков, упускается психотерапевтическое значение "12 традиций" АА. На особое значение в этом плане традиций сообщества указывает в первую очередь само отношение к ним членов АА. В частности, они в любой момент могут высказывать свое мнение о проделанных Шагах, говорить о личном опыте их прохождения, о своем собственном пути в программе - и это воспринимается другими Анонимными Алкоголиками совершенно спокойно. Но в случае попыток неадекватного толкования или изменения традиций сообщества большинство членов АА жестко встает на их защиту. Столь непоколебимая позиция присутствует у людей лишь тогда, когда возникает угроза их собственному существованию. Традиции, в первую очередь, отстаивают единство сообщества Анонимных Алкоголиков - как защиту и гарантию безопасности личности алкоголика, нацеленного на процесс выздоровления (10). Кроме того, подобная организация работы сообщества не позволяет ему стать тоталитарной сектой. Особое внимание следует уделить психотерапевтической роли лозунгов АА. Они являются своеобразным спасательным кругом для «выздоравливающего» человека в новых, трудных, непредвиденных ситуациях. С их помощью больной имеет возможность достаточно уверенно функционировать в окружающей среде в тот период, когда необходимые новые, трезвые способы поведения находятся на этапе формирования. Лозунг - это своего рода клише, направляющее мысли и действия «выздоравливающего» на адекватное решение возникающих проблем, ранее преодолевавшихся лишь с помощью алкоголя. Наиболее важным представляется лозунг "Живи одним днем", который соответствует такому понятию многих психотерапевтических школ, как принцип "Здесь и Теперь". Эта «формула» направлен на то, чтобы весь процесс «выздоровления» проходил под знаком осознания действительности и сосредоточенности на настоящем. Конструктивное его использование позволяет больному не тратить энергию на переживание ошибок прошлого и беспокойство о будущем, а сосредоточиться на решении насущных, актуальных проблем (12). Кроме того, лозунги (девизы) Анонимных Алкоголиков можно рассматривать как способ противодействия тем «сценарным» установкам, которые получены и закреплены алкоголиком в процессе личностного «роста» определяют его взгляды на способы существования в окружающем мире и взаимодействия с другими людьми. Тот же девиз «Живи одним днем» можно рассматривать как противодействие сценарной установке, часто наблюдаемой психотерапевтами в работе с алкоголиками, - «Не живи». Можно привести ряд некоторых наиболее распространенных поведенческих установок «в паре» с девизами АА (по принципу «Установка – Девиз»): «Торопись» – «Не суетись» («Тише едешь, дальше будешь»), «Угоди всем» – «Говори то, что есть» («Маленькая неправда – это тоже ложь»), «Не чувствуй себя хорошо» – «Живи и давай жить другим» и т.д. (9, 22, 23, 18). Обобщая этот раздел, можно с большой уверенностью говорить о достаточно полном соответствии программы " 12 Шагов " Анонимных Алкоголиков канонам классической групповой психотерапии. Это дает возможность признать способность этой программы занять достойное место среди общепризнанных психотерапевтических методик. Несомненно, что АА является не только общественной организацией, но и действует как психотерапевтическое сообщество. Больной - алкоголик чаще всего обращается к психотерапевту, чтобы услышать от него, что он не алкоголик. Психотерапевты часто приходят - вместе с больным к выводу, что тот пьет из-за своих психологических проблем (77). Члены АА по собственному опыту знают, что это неправда. Они твердо знают, что пьют только потому, что они - алкоголики. В группах АА больному не говорят: "Ты - алкоголик ". Члены группы рассказывает ему только о самих себе, о том, что они сами - алкоголики. Они говорят только о том, как они пили и как им удается сохранять трезвость, и каким образом они обманывали себя, и как им удалось установить, что они - алкоголики. Ведь в АА не знают, является ли их слушатель тоже алкоголиком - этот вопрос решает только сам человек. И только он (пьющий) может решить, нужна ли ему помощь АА. Кроме того, в отличие от врача, «трезвый алкоголик» более легко уличит в обмане, рационализации и других защитных механизмах пьющего алкоголика: ведь он сам когда-то употреблял те же способы оправдания и сокрытия пьянства, но смог разобраться в своем самообмане (61). В США для лечебной работы используются специальные инструкторы-терапевты (8, 6). Чаще всего это «трезвые алкоголики», прошедшие специальную подготовку, имеющие многолетнюю ремиссию и сами работающие по программе "12 Шагов". У такого инструктора есть определенные преимущества: он обладает опытом преодоления собственного механизма отрицания, ему легче сломать стену вроде бы логичных "объяснений" пациента. Больной, прошедший курс специальной подготовки, может быть хорошим консультантом (14, 17). Присутствие такого консультанта- алкоголика оправдывает себя в первичных программах и на первых стадиях трезвости: ведь он уже имеет такой опыт, ему знакомы чувства больного, каждая его мысль. Он способен отождествлять себя с больным, а больной - себя с ним. Непьющий инструктор- алкоголик может подсказать пациенту, что ему надо делать в данной ситуации, а что - нет. Последующая терапия, во время которой пациент касается глубин своего подсознания, своих скрытых мотивов и чувств, требует точного определения и понимания терапевтом своих собственных чувств и мотивов, убеждений и интересов, а затем - неустанного и очень пунктуального удаления негативных сторон этих сфер личности в динамике терапевтического процесса. Не подготовленный соответствующим образом терапевт не обладает такими умениями, и в этот период его отождествление с пациентом может лишь помешать, так как собственные проблемы консультанта накладываются на проблемы пациента, затрудняя тем самым процесс лечения (61). Терапевт, занимающийся лечением алкоголика не должен пытаться понять пациента с его точки зрения, а наоборот, должен отказаться принимать логику больного. Ему необходимо быть всегда начеку, необходимо находить лазейки и несуразности в рассуждениях пациента, так как самообман алкоголика в конечном счете не логичен, хотя порой несет в себе даже философскую глубину. Терапевт должен хорошо знать суть алкоголизма как болезни и понимать механизм потери контроля над алкоголем для того, чтобы обратить основное внимание больного на зависимость, а не на другие его проблемы. Главным отличием программы «12 Шагов» АА от других психотерапевтических методик лечения алкоголизма является то, что основные клинические школы в этой области опираются на постулат, утверждающий что психотерапия нацелена на помощь больному в обеспечении большего контроля над собственной жизнью. Большинство психотерапевтов считают, что такого контроля можно добиться благодаря личностному развитию, повышению твердости характера и укреплению силы воли. Это полностью противоречит тому, на чем строится программа АА (63, 69, 70). «Идеология» программы «12 Шагов» отличается от указанных общепринятых представлений несколькими положениями: · Алкоголизм - хроническая прогрессирующая болезнь с предсказуемыми признаками и предсказуемым результатом. · Алкоголики навсегда потеряли способность контролировать свое потребление алкоголя. · Алкоголизм воздействует на тело алкоголика, его мышление, психологические особенности, и истинное восстановление требует восстановления каждой из этих сфер. · Единственная возможность для алкоголика - в течение всей жизни не употреблять алкоголя. · Даже единственная рюмка спиртного может вызывать у алкоголика тягу к алкоголю и привести к возобновлению цикла компульсивного питья(41). В связи с этим наилучшие шансы оставаться трезвыми, согласно программе АА, имеют те пьющие, которые: · признают потерю возможности контролировать свое потребление алкоголя; · начнут посещать собрания АА; Основой восстановления по этой программе являются следующие позиции: · духовность - вера в роль более могущественной силы в восстановлении от алкоголизма, чем индивидуальная сила воли; · активная работа по 12 Шагам и посещение групп (первичная цель лечения); · пациенты будут лучше восстанавливаться в том случае, если они будут использовать сообщество AA и его ресурсы (группы, экстренная связь «телефонное право», наставничество), а не тогда, когда они будут надеяться только на помощь психотерапевта в поддержании трезвости; · окончательная цель для больного заключается в том, чтобы сопротивляться принятию «первой рюмки» в течение одного дня (или часа) при возникновении тяги, что отражено в девизе «Живи одним днем». В глубине души у многих пациентов существует вера в то, что можно научиться пить умеренно. Такие рассуждения могут увести в сторону от истинных проблем. Пациенту необходимо ясно осознавать, что выяснение: что же лучше - пить умеренно или вовсе не пить - не имеет никакого отношения к разрешению проблем человека, больного алкоголизмом. На основании вышесказанного можно выделить несколько главных целей терапевтического воздействия с использованием «философии» Анонимных Алкоголиков: · принятие пациентами того факта, что они страдают от хронической и прогрессирующей болезни – алкоголизма; · принятие пациентами того факта, что они окончательно потеряли способность управлять и контролировать количество выпитого; · принятие пациентами того факта, что нет никакого способа лечения от алкоголизма, при котором можно научиться «пить как все», а единственная возможность жить полноценной, содержательной жизнью – полный отказ от потребления алкоголя; · осознание пациентами того, что надежда на восстановление (стабильную трезвость) может реализоваться только через принятие факта необратимой потери контроля над потреблением алкоголя и при наличии веры в то, что «сила, более могущественная, чем мы сами» может помочь личности, чья собственная сила воли была побеждена алкоголизмом; · осознание пациентом того, что сообщество AA помогло миллионам больных поддерживать трезвость и что наилучшие возможности на успех у пациента возникнут, если он пойдет по пути АА(47). Учитывая эти цели, можно определить наиболее важные аспекты реабилитационного процесса и необходимые условия, при наличии которых восстановление будет проходить более успешно. 1. Познавательный аспект: - пациенты должны понять механизм нарушений функционирования организма и психики, происходящих при злоупотреблении алкоголем и при развитии алкоголизма, как болезни; - пациенты должны понять, что их разум с помощью отрицания и иных механизмов психологической защиты может настраивать их на потребление алкоголя, увеличивая сопротивление принятию факта бессилия перед алкоголем (Шаг 1); - пациенты должны видеть связь между злоупотреблением алкоголем и отрицательными последствиями, к которым оно приводит. Эти последствия могут быть физическими, социальными, юридическими, психологическими, финансовыми или духовными. 2. Эмоциональный аспект: - пациенты должны понять точку зрения AA на эмоции, в том числе и на определенные эмоциональные состояния (например, гнев, одиночество), которые могут привести к пьянству; - пациентов следует информировать относительно некоторых практических путей, предлагаемых AA, по преодолению негативных эмоций, чтобы минимизировать риск срывов. 3. Поведенческий аспект: - пациентам следует понять, что алкоголизм - тяжелая и «хитрая» болезнь, что она воздействовала на всю их жизнь и что целый ряд имевшихся у них устарелых привычек поддерживали их непрерывное пьянство; - пациентам следует обратиться к сообществу AA и использовать его ресурсы и практический опыт, чтобы изменить свое алкогольное поведение; - пациентам нужно "стать активными" в AA, что будет главным средством поддержания их трезвости. 4. Социальный аспект: - пациентам следует посещать и участвовать в собраниях AA (различных их видов), и в социальных мероприятиях, поддерживаемых АА; - пациентам следует найти "спонсора" (наставника) и поддерживать с ним регулярные отношения; - пациенты следует искать встречи с членами AA всякий раз, когда они испытывают тягу к алкоголю, чтобы преодолеть ее; - пациенты должны переоценить свои отношения с «пособниками» пьянства, и с друзьями, злоупотребляющими алкоголем. 5. Духовный аспект: - пациенты должны опираться на надежду, что они в состоянии «остановить» свой алкоголизм с помощью программы «12 Шагов», на основе духовного перерождения и полного отказа от потребления спиртного; - пациенту следует принять веру в "силу, более могущественную", чем их собственная сила воли; - пациенты должны осознать дефекты своего характера, усилившиеся в результате их болезни, в том числе, обусловисшие безнравственные или неэтичные поступки, которые причиняли вред другим людям(7, 72, 73). Используя эти мишени терапевтического воздействия психотерапевт может помочь пациенту достигнуть следующих результатов: · понять точку зрения на алкоголизм как хроническое, прогрессивное и смертельное заболевание, которое не может быть излечено, но которое может быть «остановлено» на то время, пока человек, им страдающий, следует рекомендациям, основанным на опыте других больных; · узнать принципы работы АА: как найти группы, какие существуют виды групп, · как работать со "спонсором" и т. д.; · достигнуть понимания ключевых моментов концепции АА, типа - необратимой потери контроля, значения и смысла многих из лозунгов АА; · научиться использовать приемы AA в качестве ресурса поддержания трезвости (54). Естественно, что перед пациентом ставятся определенные условия, выполняя которые можно обеспечить достижение желаемых результатов. К таким требованиям можно отнести: · обязательное посещение всех занятий; · посещение занятий в трезвом состоянии; · приложение усилий к выполнению задач по восстановлению, предложенных терапевтом; · стремление быть честным, в том числе в отношении срывов; · и максимальное использование программы «Один день» (59, 60). Первый опыт технологии философии АА в специализированных лечебных заведениях для химически зависимых людей был получен в начале 40-х годов нашего столетия в США (штат Миннесота). Была разработана первая модель организации лечебного процесса с применением программы «12 Шагов», получившая название Миннесотской. Основные принципы работы в рамках этой терапевтической модели можно сформулировать следующим образом(37): · Основная цель лечебной практики лечения химической зависимости - привлечение пациента к сознательной и регулярной работе по программе «12 Шагов» в рамках групового сообщества для достижения стойкой ремиссии. · Основной акцент делается на стимулировании пациентов к посещению нескольких собраний групп АА в период курса лечения, к чтению «Большой Книги» Анонимных Алкоголиков, а также других изданий AA, а также на разъяснении основных понятий и принципов работы сообщества АА; · В рамках Миннесотской программы каждое занятие посвящается определенной теме, выбранной пациентами или персоналом. В пределах темы, материал может быть рассмотрен в рамках специфичной ситуации конкретного пациента и так, чтобы представления пациента об алкоголизме и о проблемах восстановления стали цельными, системными и соответствовали "идеологии" AA. Давая пациентам рекомендации и задания для ориентации в программе АА, следует предпочитать слово «предлагаю» слову «необходимо». Важно учитывать, что способов поддержания трезвости столько, сколько людей-членов AA. Основное, что должен делать отдельный больной - всеми силами поддерживать трезвость. Для поддержания в группе больных духа AA терапевт обязан избегать указывать пациентам, что именно они должны делать. Традиция AA гласит, что лучше беседовать со специфическим пациентом корректно, «более тонко», чем давить на него в том числе обязательствами, которые приняты в других методах лечения. Желательно предлагать больному те или иные приемы и пути одоления болезни и изменения себя самого, чем принуждать к этому. Предложения, которые делает терапевт больному, должны соответствовать тем рекомендациям, которые содержатся в одобренной АА литературе. Например, используемые примеры стратегии преодоления тяги и борьбы со срывами должны быть адекватны рекомендациям АА по этим проблемам: · обращение к знакомым - членам AA; · посещение собрания; · участие в социальных мероприятиях АА; · обращение к своему "спонсору"; · обращение к экстренной связи AA («телефонное право»); · изменение стереотипов поведения; · отвлекающее поведение; · чтение "молитвы" АА и ее разбор. Терапевту, работающему в лечебном центре, где применяется Миннесотская модель, необходимо быть знакомым с девизами AA и активно использовать их в терапии. Это помогает обеспечению вовлечения больных в AA и дает пациентам опору на пути преодоления сложных жизненных ситуаций. Чем лучше пациенты понимают смысл, стоящий за каждым лозунгом АА, тем успешней они будут применять их в повседневной жизни (44). Основные лозунги АА, которые чаще других используются на первых этапах восстановления, могут трактоваться в лечебной программе следующим образом: • «Живи одним днем». Цель восстановления состоит в том, чтобы не выпить «первую рюмку», «первый стакан» и оставаться трезвым в течение только одного этого текущего дня. Годовщины трезвости важны, но, в конечном счете, наиболее важно - пьет ли больной сегодня, пил ли он вчера и будет ли пить завтра (12, 9). Применение этого принципа в повседневной жизни вовсе не означает бездумное пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему: скорее наоборот - зная свое прошлое, можно лучше осознавать и более глубоко чувствовать настоящее и через этот подход более эффективно формировать и планировать свое будущее (11). • «Первым делом - главное». Если алкоголик не останется трезвым, ничто другое уже не будет иметь значения, так как он может закончить свой путь в больнице, в тюрьме или умереть раньше времени. Если не сконцентрироваться на восстановлении по программе "12 Шагов" и на поддержании трезвости, алкоголизм будет подрывать тело, разум, душу и ухудшать отношения больного с окружающими людьми. Хотя все люди, включая алкоголиков, имеют массу обязательств и проблем, первое, что важно для больного – поддержание собственной трезвости. Больной должен быть подготовлен к этому, должен уметь принимать любые трудные решения, необходимые для того, чтобы оставаться трезвым (12). • «Тише едешь - дальше будешь», «Не суетись». Не все в текстах и установках AA будет сразу необходимо для восстановления больному алкоголизмом. Этот лозунг говорит о постепенном продвижении в процессе восстановления. Когда больной пытается сразу сделать все, что рекомендуется в АА, он может сорваться, т.к. часто оказывается не готовым сразу соответствовать требованиям к трезвому человеку. Только постепенно продвигаясь по программе, приобретая опыт трезвой жизни, человек, больной алкоголизмом, может все более комфортно себя чувствовать (12, 75). Необходимо уметь объяснить пациентам важность соблюдения правил работы сообщества АА и принципов взаимодействия с более опытными в восстановлении его членами - в рамках "спонсорства". В связи с тем, что пациент находится на лечении достаточно ограниченное время (обычно 20–40 дней), а процесс его реабилитации длится всю жизнь, то в лечебной программе желательно сосредоточить терапевтические усилия на достижении понимания и принятия пациентом первых "Шагов" программы, помогающих алкоголику остаться трезвым длительное время. Этого эффекта бывает вполне достаточно для осознания необходимости в дальнейшем поддерживать трезвость с помощью «12 Шагов». Шаг 1 – это достаточно сложное утверждение. Сущность его – принятие ограничения в своих возможностях: в данном случае - это факт потери контроля над потреблением спиртного. Принятие этого факта может происходить сразу, но можно рассматривать его становление как процесс, проходящий через ряд стадий: • Стадия 1: «У меня есть проблема с потреблением алкоголя». • Стадия 2: «Алкоголь постепенно делает мою жизнь все более трудной и порождает в ней все новые и новые проблемы». • Стадия 3: «Я потерял способность контролировать потребление алкоголя, и единственной альтернативой, которая теперь имеет смысл, является прекращение его потребления» (56, 2, 10). Непонимание пациентом "идей" программы и нежелание работать по программе может быть следствием действия механизмов психологической защиты. Необходимо объяснить пациенту, что защитные механизмы - это термин, которым обычно объясняют у людей наличие трудностей в принятии определенных норм, условий, связанных с личным самоограничением. Корни различных видов психологической защитызаключаются в том, что принятие какого-либо ограничения является достаточно часто очень неприятным. Оно обижает, причиняет страдания, и, таким образом, для личности нормально с помощью отрицания защищать свое Я от душевной боли, от чувства беспокойства, гнева, стыда, печали, несоответствия общим стандартам или вины. Все эти эмоции обычно неприятны, тягостны для человека, и у любого может возникнуть желание избежать их. Принятие наличия у себя болезни - алкоголизма, подобно принятию любого ограничения вызывает ответную защитную реакцию. Часто такой защитный механизм может проявляться в виде «заключения сделки». Сделка - это тайная вера в то, что можно быть алкоголиком, который может научиться «благополучно» пить и управлять своим потреблением алкоголя (55). Наиболее часто можно наблюдать у пациентов следующие механизмы защиты и уходы от работы по программе " 12 Шагов ": · отказ видеть реальные факты; · отказ исследовать свою личную историю развития алкоголизма; · отказ от поиска фактов, подтверждающих наличие у себя отрицательных последствияъй потребления алкоголя; · отказ видеть очевидный рост индивидуальной толерантности; · отказ от посещения встреч АА; · стремление к минимизации фактов: преуменьшаются отрицательные последствия пьянства, толерантность и т. д.; · избегание («уход») от активной работы, что может проявляется в виде чрезмерной "сонливости" на занятиях, стремления к социальной изоляции или в виде элементов компульсивного (зависимого) поведения; · стремление к преувеличению использования алкоголя другими, чтобы представить "нормальным" собственное потребление (отождествление себя с "нормой"); · обвинение кого-либо или чего-либо в провоцировании выпивок или поиск аргументов для оправдания выпивки вместо принятия того факта, что ответственность за потребление алкоголя лежит на самом человеке; · "совершение сделки": попытка ограничивать себя, "управлять" потреблением, контролируя количество или тип используемого алкогольного напитка, или частоту выпивки; · рационализация: поиск и придумывание «хороших» причин для выпивки (обычно тех, которые вызывают сочувствие у окружающих) с целью оправдания пьянства. Терапевту необходимо работать с пациентами над проявившимися у них защитными механизмами, которые они используют для непринятия факта своего бессилия перед алкоголем и ухода от необходимого отказа от приема алкоголя, так как такая работа является необходимым условием для достижения лечебного эффекта. После преодоления психологической защиты можно включать в структуру занятий некоторые другие элементы программы «12 Шагов» (58). Так следует рассказать об основных идеях, на которых основывается работа АА: · ни один из известных методов лечения не позволяет больному пить без последствий; · оставаться трезвым «только один день» - единственно возможный выбор для алкоголика; · только собственной уверенности в себе не достаточно, чтобы поддерживать трезвость; · для "излечения" необходима поддержка других "восстанавливающихся" больных. Курс лечения можно считать успешным, если пациент ясно понимает главные цели сообщества АА: · избегать принятия первой рюмки; · не думать о том, чтобы бросить пить навсегда, сосредотачиваться на поддержании трезвости только в течение одного дня; AA не надеется на достижение совершенства: «постоянный прогресс более важен, чем совершенство» (41, 12). Перечисленные выше принципы организации лечебной программы для терапии зависимости от психоактивных веществ используются сегодня во многих лечебных центрах во всем мире. "Как не пить." глава 1: Болезнь или распущенность? Для человека, который открыл эту книгу, очевидно, первым вопросом является самый главный: «Так, все-таки, то, что происходит в моей жизни – это алкоголизм?» Ответов на этот вопрос много. Кто-то считает, что «конечно да». Кто-то сомневается «ну, не совсем чтобы... но проблема явно есть». Кто-то, наоборот, уверен в том, что «да нет, дело-то не в этом». Как правило, отвечая на этот вопрос, люди начинают описывать, как они пьют: «ну, по праздникам, правда, праздников теперь сделали много», «только пиво, никогда водку – ведь водку пьют только алкоголики», «только в компании, ведь в одиночку можно и спиться!» Окружающие и даже специалисты также начинают разговор именно с этих признаков. В этом и заключается главная ошибка! Важно понять, что то, как человек пьет, не имеет большого практического значения. По характеру запоев можно судить о состоянии печени, желудка, сердца и других внутренних органов. Это, несомненно, важная информация, но наркология – это раздел психиатрии. Главная проблема не во внутренних органах, а в душе. Проблема заключена в его мыслях, переживаниях, ощущениях, в его восприятии мира. Ведь алкоголик – это человек, регулярно принимающий решения, направленные против себя самого. Понятно, что решения принимаются не внутренними органами. Беда зависимого человека в том, что он не может не выпивать. Бесполезно обсуждать, куда ударили грабли, если мы не можем понять, почему человек на них продолжает наступать. Как часто видишь недоумение врачей реанимации, которые два месяца назад выписали человека после тяжелого осложнения запоя, долго боролись за его жизнь, спасли, а теперь он опять к ним поступает с тем же самым диагнозом. Болезнь эта идет в трезвом состоянии, пока не выпил. Дальше уже все будет ясно. Хотя, основное внимание, почему-то, уделяется именно запою. Пока человек ведет себя странно, мучается похмельем и мучает окружающих, собираются друзья, родственники, вызывают врача. Но как только все закончилось - тема закрывается, больной не хочет об этом говорить, а все не хотят провоцировать напоминанием. Самый удобный способ «решения» проблемы - сделать вид, что ее нет... Большинство пациентов, выбравшись из эксцесса, дают клятвенное обещание: «Все! Этот раз последний, больше этого не повториться». Окружающие верят. Во-первых, очень хочется верить, а, во-вторых, обещание звучит крайне убедительно. Какой же ужас испытает семья, когда через какое-то время все повторится опять. Алкоголиков начинают обвинять в том, что они заядлые обманщики, все врут. Отчасти это верно, с той лишь разницей, что алкоголик, как и любой другой зависимый человек - это специалист в обмане самого себя. Он не врал, когда обещал, что больше пить не будет, он действительно верил в то, что говорил. У него было очень четко и явно сформированное мнение. Осталось только ответить на вопрос: Почему все так происходит? Самые очевидные ответы: Он какой то глупый. Ну, неужели, не понятно, что пить ему нельзя! Жизни не видел. Если бы понимал, что почем, понял бы, что теряет! Безвольный. Была бы сила воли – бросил бы пить!
При всей своей очевидности ни один ответ не правилен. Да, беседуя с больным о самой болезни, порой, кажется, что с интеллектом у него не все в порядке. Но это не значит, что этот человек не может быть в то же время руководителем крупной организации, или видным ученым. Примитивно он рассуждает только о выпивке, а стоит его спросить о чем-то другом, и начинаешь убеждаться, что не так уж он и глуп. По поводу жизненного опыта тоже не все так просто. Все-таки эти люди среднего и старшего возраста, и видели много и многое понимают. О силе воли вообще отдельный разговор. Как правило, алкоголики люди очень волевые. Ну, хотя бы, представьте себе, какой силой воли нужно обладать, чтобы так рисковать своим здоровьем и жизнью, начиная выпивать, помня о том, чем это закончилось в прошлый раз? Один больной так и сказал: «Понимаете, доктор. У меня и сила есть и воля есть. А силы воли нет!» Так что же происходит в душе алкоголика перед первым глотком спиртного, с которого и начинается очередной запой? Эта болезнь действует гораздо хитрее. Она повреждает не интеллект, не жизненный опыт и не силу воли. Она повреждает само мнение! То есть то, ради чего могли бы работать все эти три инструмента, и будет исковеркано. Уже через две – три недели начинает казаться, что последний запой был не кошмаром, а приключением. Ну, может слишком экстравагантным, но все-таки приключением. Конечно, так пить, как было в прошлый раз нельзя! Но, в принципе, если аккуратно, правильно, так, чтобы никому не навредить, то почему бы и нет? Люди сами смеются над собой, удивляясь, как быстро забылось все плохое. Им кажется, что у них какая-то короткая память. Можно, конечно, рассматривать это и так, но алкоголик – это человек, который не забыл, а передумал! Уже через месяц – другой начинает казаться, что выпивать не только можно, но и нужно! Забывание – процесс естественный, мы все рано или поздно забываем многое, но изменение мнения на противоположное – это уже не само по себе. Представьте, по столу катиться шарик. Остановился. Это понятно, он должен был когда-то остановиться… А затем поехал в обратную сторону! Сам бы он туда не покатился. Значит, есть какая-то сила, есть кто-то или что-то, что заставило его туда двигаться. Эта самая сила и есть зависимость, о которой имеет смысл говорить. Выходит, что зависимость, это то, что происходит в трезвом состоянии, до того, как выпил. Зависимость – процесс психический, и потому нет, и никогда не будет таких анализов, на которых врач сможет этот процесс показать. Существует рентгеновский снимок головы, но нет снимка души, на котором можно было бы показать темное пятно и сказать «вот, видите – это зависимость». Самое большое коварство этого состояния заключается в том, что это не ощущается. Фактически речь может идти о паразитарном заболевании. Ведь алкоголик – это человек, который сам кормит свою болезнь. Это он тратит свое здоровье, время, уважение на то, чтобы прокормить свою зависимость. Любой паразит начинает с того, что обезболивает, анестезирует место укуса. Зависимость не будет показывать себя до тех пор, пока ей это не нужно. Человек чувствует тягу, опьянение и похмелье, а зависимость нет. И поэтому вне запоя алкоголик никак не может понять, почему же его считают больным? Ну, в самом деле, ведь ничего не болит, не колет, да и мед. комиссию недавно походил – сказали в пределах нормы. Да, ситуация складывается необычная: никто не может ничего доказать, а сам больной не может ничего почувствовать. Как быть? Единственным выходом остается предоставить человеку возможность самому сделать выбор, принять решение: Либо это происходит помимо моей воли - значит это болезнь, такая же, как кашель или насморк. Будь у тебя хоть два высших образования, и огромная сила воли, не остановить ни первого, ни второго. Либо это происходит согласно моей воле. Тогда речь идет о шалости, распущенности, странном способе развлечься и т.д. Наверное, такой человек неправильно живет. Но разве кто знает, как надо жить? Врач точно не должен никого учить жить. Важно понять, что выбор идет только между двух либо - либо. Третьего варианта здесь нет. Что-то изменить в своей жизни может только тот, кто сделал первый выбор.
Нельзя помочь человеку, который уверен в том, что ему помощь не нужна. "Как не пить." глава 2: Что, если это болезнь? Если человек все-таки признает себя больным, а мы видим, что это можно только признать (никто ничего не докажет, а сам не почувствуешь), то такой человек может отказаться от чувства стыда за то, что произошло. Алкоголизм – это болезнь измененной морали. После запоя человеку безмерно стыдно того, что случилось. Окружающие удивлены, почему не было стыдно, пока пил? Под действием тяги тоже было стыдно, но «тяга» (медицинский термин - компульсивное влечение) расценивается больным рассудком, как одна из естественных потребностей. Вступает в силу древний механизм: «стыдно, но что делать?» После получения опьянения стыд уходит совсем. Человек уже становится другим существом. Зато после запоя чувство стыда двойное. Стыдясь проблемы, больные утрачивают возможность не только ее решить, но даже начать решать. Ни за что и никому не справиться с тем, чего стыдишься. Алкоголик похож на человека, заметающего тараканов под диван, только для того, чтобы их не видеть. Он будет вынужден всю жизнь закрывать эту тему для разговоров либо дурашливым смехом (часто приходиться видеть, как взрослые люди начинают хихикать, как школьники при упоминании этой темы), либо теоретизированием (резонерскими рассуждениями о философии, биохимии и исторических корнях процесса), либо просто грубым отказом. Так или иначе, но после двух-трех фраз придется услышать что-то вроде: «Ну, ладно, хватит об этом!» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.056 сек.) |