АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Девиация и деликвентность. Социологические теории девиации

Читайте также:
  1. Актуальность Теории Гласиер
  2. Базовые теории воспитания и развития личности
  3. балочной теории
  4. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  5. В отечественной теории и практике используется следующая классификация затрат на производство продукции.
  6. В. Методы экономической теории
  7. В. Предмет экономической теории
  8. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
  9. Вклад Фредерика Тейлора в развитие теории и практики управлении
  10. Вопрос 5. Современные модификации эволюционной теории
  11. Вопрос № 6. Современные зарубежные теории средств массовой информации.
  12. Вопрос. Теории коллективного поведения

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Социальные характеристики девиации:

1) Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.

2) Механизм закрепления норм. Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением отнормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение. Кто определяется как нарушитель и что – как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить.

3) Зона допустимых вариаций. нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознанными. Все серьезные нарушения, сознательные они ил нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинкветному поведению (буквально - преступное).

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно по отношению к законам страны.

исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальных характер. Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм.

Социологические теории девиации

1) Теория аномии.

Э Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил 5 реакций на дилемму «цели – средства», 4 из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии.

 

тип адаптации цели средства
конформизм + +
инновация + -
ритуализм - +
ретритизм - -
бунт +/- +/-

 

Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели для достижения материального успеха, так и утвержденные обществом средства для их достижения.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. (Торговля наркотиками, ограбления и т.п.)

Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают установленные обществом культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения этих целей. (Цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту)

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. (Алкоголики, наркоманы, бродяги)

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом активно заменяют их новыми нормами. (Радикальные общественные движения)

2. Теория культурного переноса.

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1841-1904). Он утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан девиантные личности подражают поведению преступников.

Согласно Эдвину Сазерленду, чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительное будут этим контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

3. Теория конфликта.

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.

4. Теория стигматизации. (от греч.stigmo – клеймо).

Приверженцы этой теории Эдвин Лемерт, Говард Бекер, Кай Эриксон считают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)