|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция и классификация технических наукТехника возникла вместе с появлением человека как вида Homo sapiens и прошла в своем развитии несколько этапов. В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Имеется в виду, что, например, в древнем Египте литейщик, ремесленник или являлись работниками, искусство которых оценивалось, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. Первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня - операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами. Некоторые авторы делают вывод о том, что техника на ранних этапах развития имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной. В античности понятие техники также существенно отличалось от современного. В античности понятие «тэхне» вбирает в себя и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхне». Таким образом, техническое знание, существовавшее на данном этапе развития техники, можно назвать несистематизированным и разрозненным, основной способ его получения наблюдение и непосредственно ремесленный труд. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. В эпоху Возрождения меняется социальный статус инженеров, ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметилась тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению и созданию вещей, выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники. В Новое время происходит дисциплинарная организация науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась. В Новое время возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования. Некоторые авторы выделяют следующие основные периоды в развитии технического знания и технических наук. 1. В течение первого периода (донаучного) последовательно формируется три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. 2. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины 18 века до 70-х годов 19 века), происходит формирование научно технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и появление первых технических наук. 3. Третий период - классический (до середины 20 века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. 4. Для последнего четвертого этапа, который продолжается в настоящее время, характерно осуществление комплексных исследований, интеграции технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации технических наук от естественных и общественных. 3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОСТИ Термин – античная наука – охватывает возникновение и развитие научного знания в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении примерно 1700 – 1500 лет. История Древней Греции начинается примерно за 1300 лет до н.э. Иногда этот период называются Гомеровский период. Примерно в Х – Х1 веках активно формируются полисы – города-государства. - Спарта, Коринф, Афины. Они пришли на смену Микенской и Минойской цивилизаций. С 4 века н. э. Греция становится частью Восточной Римской империи – Византии и просуществовала еще около 1000 лет. История Древнего Рима начинается с основания Рима Ромулом и Рэмом около 754 году до н.э. Завершается история Античного мира в лице Рима в 476 году н.э., когда вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Для ранней греческой науки и философии характерны были занятия универсальными построениями об устройстве мира. Об этом можно рассказать на примере представителей милетской и элейской школ. (Поиск первоосновы мира – архэ). Наряду с универсальными построениями, то есть наряду с наукой «о природе», начиная с 6 – 5 веков до н.э., возникали и некоторые ЧАСТНЫЕ научные дисциплины. К ним относятся, в частности: 1. Историко-географические описания, создаваемые на основе мифов, собственных наблюдений, рассказов и записей путешественников (например, Кадма, Гекатея - милетцы; Геланика с острова Лесбос). Высшей точкой развития жанра историко-географической литературы считаются знаменитые ДЕВЯТЬ книг отца истории - Геродота из Галикарнаса (48- 425 до н.э.). 2. Медицина. В рассматриваемый период она выступала не столько в качестве науки, сколько в виде ремесла. Однако следует сказать, что медицинские знания, основанные на опыте и наблюдениях, оказали существенное влияние на развитие научных методов исследования. Наиболее ранние сведения из области греческой медицины (ВОЕННОЙ) можно найти в поэмах Гомера. Наибольшую славу приобрела медицинская школа, связанная с именем Гиппократа (вторая половина 5 века до н.э.). Ему приписывалось более 70 медицинских книг. 3. Математика. Фалес, Пифагор, пифагорейцы, Демокрит. Важным с позиций дальнейшего развития науки явилось создание дедуктивного математического метода 4. Астрономия. Научные занятия астрономией в период ранней Греции в значительной степени имели практическую направленность - Энопид, Метон, Евктемон. Астрономические знания этого периода закладывали фундамент, на котором позже возникнет ЗДАНИЕ античной теоретической астрономии – Гиппарх, Птолемей. Особое место в развитии античной науки занимает эпоха Эллинизма. Термин «Эллинизм» ввел в научный оборот немецкий историк Иоганн Густав ДРОЙЗЕН (1808 – 1884) – автор книги «История ЭЛЛИНИЗМА». Почему столь точны даты этого периода? В середине 4 века до н.э. на севере Греции набирает силу Македония. В 338 году ее царь ФИЛИПП П одержал победу при Херонее над коалицией греческих городов и подчинил Грецию. Эту дату – 338 год – год военной победы Македонии над Грецией, принято считать началом периода Эллинизма. Концом эллинизма считают 30 год до н.э., когда римские войска оккупировали последнее эллинистическое государство – Египет. ЭЛЛИНИЗМ – это трехсотлетний период в истории территорий, захваченных Александром Македонским. ОНИ находились под ВОЕННОЙ ВЛАСТЬЮ Македонии и ДУХОВНЫМ ВЛИЯНИЕМ греческой культуры. К основным представителям научной мысли эпохи Эллинизма относятся: 1) Евклид – конец 1У века до н.э. Его главный труд «Начала» включает в себя 15 книг, в которых изложена вся известная к тому времени математика - геометрия на плоскости, геометрическая алгебра, арифметика, стереометрия (теоремы о прямых и плоскостях в пространстве) и т.д. Этот труд остается основой большей части современной геометрии. Одна из известных аксиом Евклидовой геометрии гласит: если дана линия и точка вне ее, то через эту точку можно провести только одну линию, параллельную первой. Эту аксиому нельзя доказать. Попытки заменить ее на другую, по которой через точку вне прямой нельзя провести ни одной линии, параллельной данной, или можно провести множество таких линий, привели к созданию в Х1Х веке так называемых неевклидовых геометрий (например, Лобачевского, Римана), которые очень важны для многих аспектов современной физики. 2) Архимед – 3 век до н.э. Греческий ученый, математик и изобретатель. Родился в Сиракузах. В своих письмах-трактатах непосредственно подходит к методам высшей математики. Наиболее известен своим законом: любое тело частично или полностью погруженное в жидкость или газ, выталкивается вверх с силой равной весу вытесненной им жидкости. Так, лодка плывет, а шар, наполненный горячим воздухом или гелием, взмывает вверх, потому, что их вес меньше веса вытесненной ими воды или воздуха. По преданию Архимед бежал нагим по улицам Сиракуз, крича «Эврика!» (Я нашел), когда, принимая ванну, обнаружил, что объем тела, может быть измерен объемом вытесненной воды. Архимед изучал различные механизмы, в том числе и рычаг. Ему приписывают изречение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!», то есть, если дан достаточно длинный рычаг и существует точка опоры вблизи объекта, который надо сдвинуть, это может сделать один человек независимо от тяжести объекта. Архимедов винт до сих пор используют в Египте, чтобы поднимать воду для орошения полей. 3) Птолемей Клавдий величайший греческий астроном и математик – жил во П веке нашей эры. Собрал все астрономические знания того времени в труде «Альмагест», Гед изложил свою систему строения вселенной – система Птолемея. Согласно этой системе Солнце и другие планеты движутся по орбитам вокруг Земли. Это мнение доминировало в астрономии до 1500 годов, до того времени, когда ее сменила гелиоцентрическая система Н. Коперника. В эпоху Эллинизма бурно развиваются такие науки как механика (Архимед), оптика, науки о живой природе, медицина и другие Основной ПРОБЛЕМОЙ ранней греческой науки, которую можно назвать «наука о природе» или натурфилософией была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое. 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Краткая историческая справка 1. Понятие «средние века» было введено в научное обращение в ХУШ веке. Определить верхние и нижние хронологические пределы средневековья нелегко. Так, понятие «Средние века» неодинаково для Европы и Китая, Индии. И все же, усредненная хронология такова: УП-Х1У века, примерно 800 лет. 2. Неверно считать, что Средние века – это сплошное черное пятно в истории культуры, науки, период упадка, разгула мистики. Действительно, в средние века господствовала религия, имел место регресс в развитии техники. Но это, не дает право негативно характеризовать все средневековье в целом. Достаточно, например, вспомнить достижения искусства - Византийского, Русского, Западно-европейского - в архитектуре (романский стиль, готика); в поэзии (Данте, Петрарка). 3. В УШ веке в Европе королевство Франков стало самым сильным государством из всех, возникших к тому времени на территории бывшей Западной Римской империи. 4. С Х1 века происходит значительное усиление власти католической церкви. Иллюстрацией этого процесса можно считать следующее событие: папа Григорий УП отлучил императора Генриха 1У от церкви. Это было страшное наказание. Для искупления император должен был пешком идти в Канассу (замок, где находился тогда папа) и стоять босым три дня у ворот замка, пока папа не допустил его до себя и не снял наказание. С тех пор выражение «ПУТЬ В КАНАССУ» стало нарицательным и означает крайнюю степень унижения. 5. Безусловное главенство церкви негативно повлияло на процесс изучения природы. Главный тезис христианства – весь мир сотворен Богом. Это идея креационизма. Она лежит в основе средневекового учения обо всем бытии, в том числе и о природе. Отсюда – природа понимается не как нечто самостоятельное, как это было в античности, но как полностью зависимое от Бога, который может действовать вопреки естественному ходу вещей и законам природы. В силу этого природа перестает быть важнейшим предметом познания, ведь природные явления - это лишь символы деятельности Бога. Такое понимание не способствовало научному познанию природы. Только в эпоху позднего средневековья интерес к природе усиливается, что дает толчок развитию астрономии, физики, биологии. РАЗВИТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. 1. В ХП веке возникают первые университеты - Болонский и Оксфордский. Слово «университет» произошло от латинского «совокупность» (учителей и учащихся). Университеты были типичными средневековыми корпорациями со своей автономией: территорией, юридическим правом и судом. Так, Парижский университет Сорбонна имел свою территорию на берегу Сены, и, поскольку на ней говорили только на латинском языке, то эту территорию стали называть (и до сих пор называют) «латинский квартал». Самоуправство Сорбонны прекратилось только в ХУ1 веке. 2. Появляется ученая степень «доктор» - дословно «Учитель, Наставник». 3. Не существует языкового барьера в науке – все пишется на одном языке – латинском. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ 1. В Средние века науку перестали рассматривать, как нечто само по себе ценное. Наука ценна только практически полезными результатами, она лишь средство для решения практических задач. Так расценивались и медицина, и математика, и физика. 2. Научное знание существует в форме комментария, прежде всего, к работам Аристотеля — «Физика», «О небе», «Метеорология», «Категории». В форме комментариев этих сочинений велось все преподавание в университетах. 3. Стремление к систематизации и классификации. Это проявлялось в следующем: а) большое распространение получили сочинения типа энциклопедий, в которых давались краткие сведения из самых разных областей знания. Такие произведения представляли собой смесь псевдоучености и народных суеверий, путаную компиляцию из Библии, Аристотеля, отцов церкви, Птолемея и т.п. У современников же подобные произведения вызывали восхищение, даже у Данте. б) наряду с такими «энциклопедиями» в средневековой Европе существовал еще один тип классификаций. Это классификации самих наук, например такая: география, о животных и рыбах, о змеях и других животных, этика Аристотеля, риторика, политика и т.п. в) индивидуальная манера средневекового исследователя не имела существенного значения. Главное состояло в верности традиционным образцам, которые воспринимались как подлинные эталоны. «Заимствования и компиляции, стремление избегать индивидуальных особенностей стиля составляют характерную черту средневековой литературы, - подчеркивает академик Д.С.Лихачев. 4. С точки зрения мыслителей XIII в. знания, полученные опытным путем, или путем логических доказательств, могут быть лишь вероятными, но не истинными, поскольку обладают лишь относительной, но не абсолютной достоверностью. Ни разум (логические рассуждения, доказательства), ни чувства (опыты) не являются достоверным знанием. Достоверное знание - это только религиозные догмы и откровения. 5. Развитие научно-технической мысли связано: Во-первых, с глубокими социально-экономическими изменениями Средневековой Европы в Х1-ХП веках: ростом городов, развитием ремесел, торговли, значительным усложнением структуры общества. Вместо традиционного деления только на феодалов и крестьян появляются еще и рыцарство, бюргерство (буржуазия), купцы, и т.д. Чтобы поддерживать порядок в этом зашевелившемся муравейнике потребовалась огромная работа в канцеляриях графов, герцогов, аббатств и т.п. Потребовались люди образованные или, по крайней мере, грамотные. Отсюда в ХП веке происходят перемены в системе образования. Резко увеличивается число грамотных, причем не только среди служителей церкви (что было и раньше), но и среди мирян. Во-вторых, с технической революцией ХП века:появлением новых источников энергии - мельниц; изобретением хомута, жесткого рулевого управления, компаса. Все это определило появление стремления изучать природу. Итак: с одной стороны, развитие жизни требовало изучения природы; с другой, господствующее христианство утверждало: природа – это творение Господа и она не поддается изучению человеком. Где же выход? Он был найден и состоял в создании концепции двойственной истины. 6. Сущность концепции двойственной истины состоит в признании прав «естественного разума» (идей ученых) наряду с христианской верой, основанной на откровении. Вот типичный пример двойственной истины: существуют две принципиально разные картины мира: верующего христианина и ученого. Первая удостоверяется откровением, вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и логических доказательствах. Картина мира, созданная ученым, квалифицируется как вероятная, религиозная - как подлинно истинная. В XIII в. религиозная и научная картины мира еще не воспринимались как равноправные: религиозная представлялась очевиднее научной. Однако теория двойственной истины открывала широкий простор для обсуждения естественнонаучных вопросов. 7. Новые тенденции в понимании механики. Для античности было характерно противопоставление естественно существующего, то есть природного, и искусственно созданного человеком, то есть техники. Это разделение жестко проводилось в программе Аристотеля, в математической программе Платона и пифагорейцев. Даже, когда Архимед по существу создал одну из областей механики — статику, ни в античности, ни даже в эпоху эллинизма не возникла механика как наука в том виде, какой она приобрела в XVII в. Механика, с точки зрения древних, это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Механика — это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин; оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в самой природе нет. Для античности механика была средством «перехитрить» природу, но не средством познать ее. Переосмысление природы в Средние века, далеко не сразу могло привести к выводу о том, что мир — это машина в руках Бога-механика. Мир становится машиной, а соответственно и механика — главной отраслью физики только к XVII в. Но предпосылки этого переворота исподволь подготавливаются уже в XIV в. Многие творцы механики Нового времени, в том числе Ньютон, Лейбниц, Декарт были верующими людьми. Для них природа была творением Бога. Однако понятие «цель», по отношению к природе не признавалось. С точки зрения эволюции научно-технического знания изменение статуса механики имеет принципиальное значение. После того, как человеком были изобретены инструменты, стало возможным рассматривать технику, как нечто однородное с природой, тождественное с ней. Это открыло возможность видеть в эксперименте средство познания природы. До тех пор всякий эксперимент рассматривался как техническое ухищрение, результаты которого к научному познанию природы отношения не имеют. Ученые, даже в XVI в., не считали средством познания природы первые телескопы, применявшиеся, в частности, Галилеем. Для них такого рода изобретения были сродни «чудесам». В научном споре аргументы, полученные путем наблюдения за небесными светилами через телескоп, во внимание не принимались. 8. В эпоху позднего Средневековья создаются условия для точного измерения ( появляются соответствующие приборы, развивается математика), хотя наука со времен античности вплоть до эпохи Возрождения всякое точное измерение природных процессов считала невозможным и даже не пыталась осуществлять это. Все изменило развитие астрономии, завершившееся созданием математической физики Нового времени.
5. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Л.ДА ВИНЧИ О РОЛИ ОПЫТА В ПОЗНАНИИ МИРА Историческая справка Период европейской истории с конца Х1У по начало ХУП века принято называть эпохой Возрождения и подразделять ее на два этапа:
- ранний этап - Италия Х1У – ХУ веков; в основном он характеризуется развитием гуманитарных проблем (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо – Х1У век) и борьбой против схоластики. (Схоластика – философское теоретизирование оторванное от жизни, не основывающееся на опыте, практике. Сформировалась и господствовала в эпоху Средневековья; в центре внимание - толкование текстов Аристотеля). - поздний этап (ХУ – начало ХУП в.); это время возникновения экспериментального естествознания, хотя и гуманитарные проблемы продолжают развиваться. Вцелом для эпохи Возрождения характерно следующее: - использование античного культурного наследия: его значение столь велико, что вся эпоха определяется как эпоха Возрождения (Ренессанса); это название подчеркивает возобновление и творческое развитие культуры античности после более чем тысячелетнего забвения; - значительное уменьшение диктатуры римско-католической церкви: появление лютеранства, кальвинизма; - возникновение культуры гуманизма: светской культуры, в центре которой стоит ЧЕЛОВЕК, его права, интересы, формирование всесторонне развитой личности; - существенные сдвиги в сфере производства: развитие горной промышленности, появление доменного металлургического процесса, развитие кораблестроения, военного дела, совершенствование водяных и ветряных двигателей, появление книгопечатания, применение компаса и пороха и т.д.; - рост интереса к природе и развитие естествознания: природа становится важным объектом не только литературы и изобразительного искусства, но и науки. Для становления научно-техническогознания рассматриваемого периода характерно следующее: - развитие математики; необходимо было, прежде всего, восстановить математику как теоретическую, строго доказательную дисциплину и поставить ее на службу развивающейся производственной практике. В этом состояло существенное отличие от положения математики в эпоху античности, когда она расценивалась как «чистая наука», часть философии; теперь важно было развивать математику и как теоретическую, и как прикладную дисциплину; - возникновение экспериментального и математического естествознания; подлинно научное изучение природы и человека возможно лишь на путях их опытного, экспериментального исследования – развивается методология опыта, формируется эксперимент как важнейший метод научного исследования, возникает неизвестное ранее математическое естествознание; - существенное изменение астрономии; она становится важнейшей прикладной и теоретической дисциплиной, сочетающей как тщательное наблюдение природы, так и ее строжайшее математическое осмысление; это привело, в частности, к появлению более точных астрономических таблиц, нового календаря, гелиоцентрической системы. - значительное развитие физики, химии, ботаники, биологии, медицины. Среди наиболее значительных ученых эпохи Возрождения следует выделить Л. да Винчи, Н.Коперника, Г.Галилея. В этой же теме целесообразно рассмотреть и вклад в науку, сделанный И.Ньютоном в конце эпохи Возрождения – начале Нового времени. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 – 1519) Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Леонардо родился в семье богатого нотариуса и сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. Л. да Винчи - первый теоретик экспериментально-математического исследования природы. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы. Истина, считал он, достижима через союз ОПЫТА с ТЕОРИЕЙ (наукой). Наиболее полезным методом познания истины считал АНАЛИТИЧЕСКИЙ метод. Л.да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Об этом можно судить, исходя из записных книжек и рукописей. Всего сохранилось около 7 тысяч листов. Искусство и наука, по мнению Леонардо, связаны неразрывно. Отдавая пальму первенства живописи как наиболее интеллектуального, по его убеждениям, вида творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, истинный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры. Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, считая свои заметки и рисунки набросками к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты нашли выражение в его новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Леонардо принадлежат исследования о падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжести пирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках; о законах трения, а также изобретение динамометра, одометра, некоторых кузнечных инструментов, лампы с двойным притоком воздуха. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Леонардо был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, высказал догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомические исследования: обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках, изучая функции органов, Леонардо рассматривал организм как образец «природной механики». Особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремился ввести экспериментальный метод в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе». Явив собою, идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи оценивался в последующем как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |