АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из работы Л. да Винчи «ОБ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ НАУКЕ»

Читайте также:
  1. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  2. II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  3. II. Порядок подготовки, защиты и оценки квалификационной работы
  4. II. Работы учеников Уильяма Джеймса: Дж. Дьюи, С. Холла, Дж. Кэттела, Э. Торндайка
  5. II. Рекомендации по оформлению контрольной работы.
  6. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  7. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  8. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  9. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
  10. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
  11. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
  12. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

Утверждают, что механическим является то знание, которое порождено опытом, научным знанием - то, которое рождается и завершается в мысли, а полумеханическим — то, которое рождается от науки и завершается в деятельности рук (operatione manuale). Но мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств. И если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности Бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука - лживая и путанная, а не возродившаяся [на новой основе] достоверность. Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числом и мерой. Эти науки с высшей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных. Здесь не будут возражать, что дважды три больше или меньше шести или что в треугольнике углы меньше двух прямых углов. Всякое возражение оказывается здесь разрушенным, будучи приведено к вечному молчанию. И этими науками наслаждаются в мире их почитатели, чего не могут дать обманчивые науки мысленные. <...>

Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешным, и, ожидая от опыта в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив! Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях. <...>

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и, прежде всего, потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности. <...>

6. ИСААК НЬЮТОН (1642-1727) И ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Если изучать биографию Ньютона, не вдаваясь в суть его гениальных открытий, то можно сделать вывод, что в жизни ученого не было ярких событий. Родная деревня Вульстроп, соседний городок Грэнтэм, Кэмбридж и Лондон – вот все места, связанные с его биографией. Ньютон никуда больше не выезжал и, поселившись где-нибудь, жил подолгу и однообразно. Но это только внешний мир ученого, его настоящая жизнь заключалась в мире его идей, его познаний, его стремлений. Ньютон создал механистическую картину мира, в которой, как полагали его современники, заключался универсальный ключ, способный с помощью математики объяснить суть всех явлений и загадок мира. Разочарование пришло потом, когда был открыт микромир, полностью изменивший представление о внешнем мире. Но от этого гениальные открытия Ньютона не померкли, не потеряли своей привлекательности, а просто приобрели границы применимости. Ньютоновская механика дала последующим поколениям ученых модель определенного научного подхода, без которого были бы невозможны многие открытия.

Ньютон сформулировал основные законы классической механики, сделал открытия в оптике, астрономии, математике: открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света, развил корпускулярную теорию света, разработал (независим от Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисление.

Обобщив результаты исследований своих предшественников в области механики и свои собственные, Ньютон написал огромный труд «Математические начала натуральной философии», где были проанализированы основные понятия и аксиоматика классической механики. В частности понятия: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения, а именно – закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению и закон действия и противодействия. Здесь же был изложен закон всемирного тяготения, исходя из которого Ньютон объяснил движение небесных тел (планет, их спутников, комет) и создал теорию тяготения. Открытие этого закона знаменовало переход от кинематического описания солнечной системы к динамическому объяснению явлений. Этим окончательно была утверждена победа учения Коперника. Ньютон показал, что из закона всемирного тяготения вытекают три закона Кеплера. Он объяснил движение Луны, явление процессии; развил теорию фигуры Земли, отметив, что она должна быть сжата у полюсов; создал теорию приливов и отливов; рассмотрел проблему создания искусственного спутника Земли; установил закон сопротивления и основной закон внутреннего трения в жидкостях и газах; дал формулу скорости распространения волн.

Ньютон создал теорию абсолютных пространства и времени, которая долгое время господствовала в науке. С таким пониманием пространства и времени связана его теория дальнодействия – мгновенной передачи действия от одного тела к другому на расстоянии, через пустое пространство без помощи материи. Эта теория, как и вся механистическая картина мира Ньютона, господствовали до начала ХХ века. Впервые их ограниченность обнаружили М.Фарадей и Дж. Максвелл, показав неприменимость подобных воззрений к электромагнитным явлениям. Однако специальная теория относительности не отбросила совсем закономерностей, установленных классической механикой Ньютона, а лишь уточнила и дополнила ее для случая движения со скоростями, соизмеримыми со скоростью света в вакууме.

Велик вклад Ньютона и в оптику. В 1666 году при помощи трехгранной стеклянной призмы он разложил белый свет на семь цветов спектра, открыв явление дисперсии и хроматическую аберрацию. Пытаясь избежать аберрации в телескопах, Ньютон сконструировал телескоп-рефлектор, где вместо линзы использовал вогнутое сферическое пространство. Исследуя интерференцию и дифракцию света, ученый открыл так называемые «кольца Ньютона», установив закономерности в их размещении, и высказал идею о периодичности светового процесса. Открытия в этой области изложены в работе «Оптика».

Научная деятельность Ньютона сыграла исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности, оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом».

Из работы «Математические начала натуральной философии (1687 г.)

Ньютон формулирует четыре методологических правила, которым должно подчиняться научное исследование. Ставится вопрос «как искать», а не «что искать».

  1. Первое методологическое правило обосновывает постулат простоты природы. «Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей…Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений».
  2. Постулат о единообразии природы. «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами».
  3. Природа проста и единообразна. На основе чувственного опыта можно установить основные свойства тел, такие как твердость, непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с использованием индуктивного метода. Индукция, уверен Ньютон, единственная действенная процедура для формирования научных суждений. Это закреплено в четвертом правиле.
  4. «В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы…»

О законе всемирного тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». То есть, из наблюдаемых фактов невозможно определить сущность сил тяготения. Закон всемирного тяготения выводится индуктивно и вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает отрываться от реальности. Физика Ньютона не доискивается до сути тяготения, а довольствуется тем, что оно существует и объясняет движение, как небесных тел, так и земных объектов. Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы «экспериментальной философии». Гипотеза должна быть обоснована и подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами. Тем более теория. Не опирающееся же на наблюдения и эксперименты размышление не является научным.

 

7. ТЕХНИЧЕСКАЯ (ПРОМЫШЛЕННАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ 18 ВЕКА

И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ.

Исторически первыми подлинно революционными изменениями в технике можно считать, например, изобретение лука, колеса (первобытное общество), рычага, Архимедова винта (античность), жесткого рулевого управления, хомута (средневековье). Все это произошло в глубокой древности, когда науки еще не было.

Техническая революция 18-начала 19 века, получившая название «ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ» и связанная с изобретением и успешным применением на практике парового двигателя – «машины Уатта», также основывалась на эмпирических, а не научно-теоретических изысканиях, хотя наука уже существовала. Более того, вторая научная революция, закрепив специализацию науки, подготовила почву для технической революции. В дальнейшем революции в техники будут взаимосвязаны с научными исследованиями.

Промышленная революция все удешевила, подняла производительность труда примерно на 50%, (после изобретения парового ткацкого станка разорились даже самые дешевые в мире ткачи – индийские), дала мощный толчок в сфере производства вещного богатства и формирования индустриального общества, или классического капитализма. В этом и состоит социальный смысл технической (промышленной) революции ХУШ века.

Особенность индустриального, иначе – промышленного - общества заключается в том, что оно постепенно «втянуло» в сферу своего влияния практически все существовавшие на земном шаре социальные организмы, и в этом смысле только с него началась всемирная история.

Основной производительной силой, субъектом труда данного общества является «наемная сила» – рабочий, формально свободный человек, но вынужденный продавать свой труд, чтобы выжить. Индустриальное общество создает возможности для достаточно быстрого экономического развития. Главным видом производительного труда стала индустрия, промышленность, хотя, конечно, сохранились и сельское хозяйство, и даже охота, и собирательство, общественное значение которых существенно изменилось.

Основной принцип формирования индустриального общества - появление тупика в развитии общества. Он был обусловлен следующими причинами:

а) демографическим взрывом, в условиях которого прокормить население стало невозможно, если главным видом производительного труда будет продолжать оставаться земледелие. Необходимо было искать выход из положения. На смену старому должен был прийти новый вид производительного труда, как основного, главного. Физиократы, противники развития промышленности, утверждали: сколько над куском железа не трудись, оно все равно останется куском железа, а зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Однако история показала, что продукты сельского хозяйства будут в изобилии только тогда, когда само сельское хозяйство станет отраслью промышленности, и в нем будет занято не более 4 – 5 % трудоспособного населения;

б) поступательным, постепенным развитием науки и техники, что привело к первой промышленной революции ХVШ века.

Индустриальное общество или классический капитализм – антигуманный, бесчеловечный, жестокий строй. Его подвергали критике очень многие выдающиеся умы человечества. Это и Бальзак, которому принадлежат такие слова: «Одна из особенностей добродетели – это ее несовместимость с чувством собственника»; и Диккенс, и Мопассан, и Лондон, и Горький и многие другие. Среди них был и К. Маркс.

К. Маркс подверг классический капитализм критике с позиций политической экономии и пришел к выводу о необходимости устранения этого несправедливого строя. К подобному выводу приходили мыслители и до и после Маркса, например, утопические социалисты, Герцен и др. Отличие позиции Маркса заключается в том, что он, на основе открытых им законов истории (на самом деле, скорее, изобретенных), указал на возможность «научного» подхода, который заключается в следующем: познав законы истории, ясно увидев ее вектор, надо в общественной деятельности следовать этим законам, давать им простор для развития. Сюда относится, например, закон о соответствии производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений и, как следствие: социалистическая революция с отменой частной собственности и установлением диктатуры пролетариата. Но, как показал ход истории, Маркс ошибался.

Маркс не увидел огромной скрытой силы капитализма, его возможностей саморазвития и самоотрицания:

а) путем реформ;

б) в ходе борьбы трудящихся за свои права (борьбы и экономической, и политической, но не доходящей до революции);

в) следуя логике научно-технического развития, для успехов которого нужен образованный, творчески мыслящий работник.

Итак: капитализм, безусловно, антигуманный строй, но он (во многом благодаря развитию техники и науки) создает возможности достаточно быстрого экономического развития, превращения большой части населения в средний класс – приводит, в конечном счете, к богатому обществу, которое уже может позволить себе роскошь достойно содержать стариков, инвалидов, воспитывать детей. Так же, как невозможно вырастить ребенка без грязных пеленок, так и нельзя прийти к экономическому изобилию, демократии, стиранию граней между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и другим благам будущего общества, о которых, кстати, мечтал Маркс, не преодолев естественным путем капитализм.

Классический капитализм привел к тому, что все – и сельское хозяйство, и человек, и мощь государства стали зависеть от уровня развития индустрии, промышленности.

ПОСЛЕДСТВИЯ КАПИТАЛИЗМА:

  1. Центральным видом производительного труда стала индустрия.
  2. Получили дальнейшее развитие представления о богатстве: богатство - это, прежде всего то, что может быть присвоено и исчезает в процессе потребления, это многообразие товаров, это капитал.
  3. Происходит развитие стандартизации, которая является необходимым условием для развития техники, промышленности, но отрицательно влияет на духовную культуру, на человека.
  4. Человек в этом обществе – это, прежде всего, главная производительная сила, средство для развития промышленности. В человека стихийно вкладываются средства, о нем рассуждают, в основном, как о промышленном сырье. Многое делается для человека, но происходит это для того, чтобы была выше производительность труда. Таким образом, человек здесь выступает в качестве средства для промышленности, но не в качестве цели общества.

 

 

8. РОЛЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В

ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.

При ответе на этот вопрос надо использовать материал вопросов № 1, 2, 7 то есть дать определение техники, вспомнить историю ее развития, охарактеризовать суть индустриального общества.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить три основных.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии, когда мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Возрастающий страх перед возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что в ХХ веке технику стали расценивать как абсолютно враждебную человеку силу, все более выходящую из-под его контроля. Представители такой точки зрения стали называть технику «демонической» силой, способной вызывать страх за существование человеческого бытия. От этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация и далее будет идти по пути исключительно технического развития.

Техника, естественно, не является абсолютным благом, порождает множество побочных негативных эффектов: машинная цивилизация (индустриальное общество) подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

Итак, постоянно возрастающий страх перед войной, глобальной ядерной угрозой, экологическим кризисом привел к тому, что технику стали расценивать как враждебную человеку силу, которая все более выходит из-под контроля и начинает угрожать существованию всего человечества.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться еще в конце ХVП - начале ХIХ веков, особенно возросло в период промышленной революции (становления индустриального общества), имеет много приверженцев и сегодня.

Действительно, развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей, например, таких как физическая сила, быстродействие, счет, память.

Огромную помощь человеку оказывает такое научно-техническое изобретение ХХ века, как компьютер.

3. Технологический детерминизм. Здесь утверждается, что решающее значение в развитии общества принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества и ставит социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Авторы этой теории - американские социологи ХХ века Тоффлер, Бжезинский. Технологический детерминизм достаточно правильно описывает особенности развития индустриального общества, но «не работает» применительно к обществу постиндустриальному (см.: вопрос №10).

9. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,

И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙСМЫСЛ

В середине ХХ века впервые в истории человечества, идущие ранее параллельно революции в науке и технике, объединяются. Начинается НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Её связывают со многими явлениями, например, с использованием атомной энергии, выходом человека в Космос, с созданием первых искусственных материалов с заранее заданными свойствами, с развитием кибернетики, появлением первых электронно-вычислительных машин.

Когда НТР только начиналась, то в ее оценке все сбивались на индустриальный стереотип, то есть понимали ее суть по образцу промышленной революции, которая подняла примерно на 50% производительность труда, все удешевила и наиболее рентабельными вложениями стали вложения в промышленность, технику, в «железо». Однако НТР всех обманула: она все удорожила, каждый шаг подъема производительности труда давался с трудом, вложения в технику, промышленность перестали быть высокорентабельными. Если индустриальная революция дала мощный толчок в сфере производства вещного богатства и положила начало индустриальному обществу, то в чем же социальный смысл НТР?

В постиндустриальном обществе наиболее рентабельными становятся вложения в человека, причем не просто для того, чтобы он, являясь главной производительной силой, лучше работал (это тезис индустриального общества), а потому что человек – это цель общества. Вместо индустриального труда центральное место должен занять труд по производству человека как цели общественного развития. Вложения в человека не должны быть стихийными, но основанными на науке. Такие вложения становятся все более рентабельными, но требуют решения многих проблем. Это и образование, и воспитание, и медицина, и организация досуга, и нравственность и др. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу человек – это самое «узкое место», именно он не «срабатывает». Сказываются и плохая профессиональная подготовка, и низкое интеллектуальное развитие, и малые творческие возможности, и нежелание трудиться честно, с полной отдачей.

Переход от индустриального общества, апофеозом и, одновременно, завершением которого стала НТР, к производству человека как центрального вида производительного труда – это переход к постиндустриальному обществу.

ИТАК: главный социальный смысл НТР в том, что она стала своеобразным рубежом между индустриальным и постиндустриальным обществом и показала, что нельзя до бесконечности считать промышленный труд и производство материальных благ главной, конечной целью общества.

 

10. МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)