|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Почему сновидения осмысленныВзгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о вестях, посылаемых богом или, бессознательным. Выше приводились аргументы против точки зрения на сны как на письма к самому себе6. Добросовестная интерпретация сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности человека. Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как может образ, который люди видят в кляксе, что-то говорит нам о них? Интерпретации этих людей информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же содержат гораздо больше информации о личности, нежели интерпретация клякс, потому что материал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны – не послания, они – творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если так, то они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать. Структура сновидений: два примера Следующие два примера гипотетических сновидений иллюстрируют несколько особенностей построения снов: (1) сны являются продуктом взаимодействия между различными областями разума, включая сознательное, предсознательное и бессознательное; (2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют по ходу сна; и (3) в снах нет никакой предопределенности. В снах одинаково находит отклик мотивации как низшего, так и высшего уровней, ожидания как катастрофы, так и звездных часов. СОН, ВАРИАНТ 1 Я погружаюсь в REM-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует под влиянием моих дневных впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что настала ночь, и улица тускло освещена. Это активирует ряд схем (до этого находившихся в бессознательной и предсознательной области разума), связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед теми, кто может причинить мне вред. Мой страх сопровождается возникновением на другой стороне улицы темной фигуры. Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он похож, но в голове мелькает мысль, что это может быть грабитель. И он становится грабителем: угрожающе смотрит на меня, а я поворачиваюсь и направляюсь в другую сторону. Я боюсь (а значит, ожидаю), что он последует за мной, так оно и происходит. Я пускаюсь бежать, и он бежит за мной. Я пытаюсь избавиться от него, прячусь по разным улицам и переулкам, но каким-то образом он все время находит меня. В конце концов, я затаиваюсь под какой-то лестницей и несколько мгновений чувствую себя в безопасности. Но как только я подумал, что он найдет меня и здесь, так оно и происходит. Я просыпаюсь весь в поту. СОН, ВАРИАНТ 2 Я погружаюсь в REM-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует в качестве «дневного осадка». Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что стоит ночь, и улица тускло освещена. Ощущение пребывания на ночной улице активирует другие связанные с ним схемы, и в голову приходит мысль, что я иду в кино. Я вижу темную фигуру на другом конце улицы, которую не могу хорошо разглядеть. Однако схема кино подталкивает меня к мысли, что это друг, с которым я должен встретиться перед сеансом. Когда я подхожу ближе, то вижу, что это действительно мой друг. Мы идем в кинотеатр по улице, которая мне хорошо знакома. Но я забыл, на какой фильм мы идем, и всматриваюсь в афишу. Какая-то часть моего разума, вероятно, осознает, что я сплю, – активируется схема сновидения, и я вижу на афише название «Последняя волна» (фильм о сновидениях). Я видел этот фильм много раз, и мне не понятно, почему я опять иду его смотреть. Я вновь обращаюсь к афише, но на этот раз на ней другое название «Сон или бодрствование». Я не могу пропустить такую недвусмысленную подсказку, и теперь полностью понимаю, что сплю. Мой друг исчез, пока я размышлял над афишей. Я поднимаюсь в небо и парю (зная, что схема гравитации здесь не работает). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |