АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цивилизационнной самобытности

Читайте также:
  1. I. Стиль социальной науки
  2. II. Свобода и необходимость
  3. Арабское население халифата: религия, право, отношения с христианами.
  4. Базилика
  5. Билет №21
  6. БИТВА ЗА РОССИЮ
  7. Борьба болгар против османской власти в XV - XVII вв.
  8. В основных сферах общественной жизни
  9. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
  10. Воспитание патриота и принципы самоуправления
  11. г. Москва
  12. Главные ценности эпохи Просвещения

С момента возникновения цивилизации в русских землях ее история протекала в русле противоречивого взаимодействия с культурно-цивилизационными комплексами Востока и Запада, когда в силу тех или иных обстоятельств наше общество синтезировало в себе черты и восточного, и западного социальных порядков. Поэтому так или иначе определение самобытности русской цивилизации, ее особого места в мировой истории всегда сопрягалось с разработкой трех ключевых вопросов: 1. В чем выразились сходства и различия отечественной истории и истории Востока? 2. В чем отразилось сходство и различие русской цивилизации и цивилизации Запада? 3. В чем заключается принципиальная самобытность России, аутентичность ее цивилизации в сравнении с Востоком и Западом?

И по сей день эти вопросы остаются весьма дискуссионными, выдвигаются самые разнообразные версии-ответы на них. Вспомним в связи с этим известный спор «западников» и «славянофилов», поклонников евразийской концепции и их оппонентов. Мы не ставим перед собой задачу изложения и анализа этих многочисленных подходов. Наша цель – сформулировать типологические модели восточной и западной цивилизаций, которые весьма схематично фиксируют наиболее существенные их атрибуты-признаки и тем самым создают необходимый фон, позволяющий применять сравнительный метод для определения и объяснения культурно-цивилизационной самобытности России.

Классическая и современная историческая наука выделяет по различным основаниям и критериям большое количество разнообразных цивилизационных целостностей. К примеру, даже авторитетный английский теоретик цивилизаций А. Тойнби на разных этапах исследования определял и обосновывал наличие 100, 36, 21 и, наконец, 13 цивилизаций в мировой истории. Поэтому заранее признаем, что причисление определенных стран и народов к какому-либо цивилизацинному комплексу всегда страдает некоторой условностью.

Но предварительно следует выделить объект, рассмотрение которого и позволит нам создать соответствующую аналитическую схему. Согласно системному подходу, характеристика общества может быть представлена комплексно и адекватно через характеристику наиболее существенных особенностей его экономической, социальной, политико-правовой и духовно-культурной подсистем, сфер общественной жизни. Таким образом, самобытность западной, восточной и русской цивилизаций может быть выражена через самобытность организации их основных социальных подсистем.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)