|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теософ. Потому что это — наиболее сложный из наших принципов
Потому что это — наиболее сложный из наших принципов. Не так давно из-под пера одного христианина появилось следующее возражение: "Допуская, что Теософическое Учение правильно, и что `человек должен быть своим собственным спасителем, должен превозмочь себя и победить зло, которое присутствует в его двойственной природе, для освобождения своей души', что должен делать человек после того, как он пробудится и, в какой то мере, отвернется от зла и безнравственности? Как он получит освобождение или прощение, или сотрет то злое и безнравственное, что он уже совершил?" На это мистер Дж.Х. Конелли отвечает очень уместно, что никто не может надеяться "заставить паровоз Теософии бежать по теологическим рельсам". Вот что он пишет: "Возможность увильнуть от индивидуальной ответственности не входит в число концепций Теософии. В этой религии нет такого понятия, как прощение или `смывание того злого и безнравственного, что уже содеяно' другим способом, кроме соответствующего наказания грешника и восстановления во Вселенной гармонии, нарушенной его поступком. Зло было его собственным, и тогда как другие должны страдать от его последствий, искупить его не может никто, кроме него самого. Ожидаемое условие, при котором человек `пробудится и в какой-то степени отвернется от зла и безнравственности' — это то, при котором человек осознает, что его поступки дурны и заслуживают наказания. В этом осознании чувство собственной ответственности неизбежно, и чувство этой величайшей ответственности должно быть прямо пропорционально степени его пробуждения или "обращения". Так как это слишком тяжело для него, то наступает время, когда он вынужден будет принять доктрину искупления чужой вины. Ему говорят, что он должен раскаяться, но нет ничего легче этого. Услужливая слабость человеческой природы заключается в том, что мы вполне склонны сожалеть о содеянном нами зле, если наше внимание будет к нему привлечено, и мы пострадали от него сами или насладились его плодами. Возможно, более подробный анализ этого чувства покажет нам, что то, о чем мы сожалеем — это скорее необходимость, которая, казалось, требует зла, как средства достижения наших эгоистических целей, чем зло, как таковое. Привлекательной эта перспектива сбросить ношу грехов "у подножия креста" может быть для обычного ума, но она не прельстит изучающего Теософию. Он не понимает, почему грешник, осознав свой грех, может, тем самым, заслужить прощение для того, чтобы зачеркнуть свои прошлые безнравственные поступки или почему раскаяние и будущая праведная жизнь дает ему право на приостановку по своему желанию действия универсального закона отношений между причиной и следствием. Результаты его дурных поступков продолжают существовать; страдания, причиненные другим его безнравственностью, не смыты. Изучающий Теософию, результат безнравственности по отношению к невинному, считает своей проблемой. Он рассматривает не только виновную персону, но и ее жертву. Зло — это нарушение законов Гармонии, управляющих Вселенной, и наказание за это должно пасть на самого нарушителя этого закона. Христос произнес предупреждение: "Не греши больше, чтобы худшие несчастья не пали на тебя", и Св. Павел говорил: "Творите сами свое собственное спасение. Что человек посеял, то и пожнет". Это, кстати, — тонкое метафоричное воспроизведение изречения Пуран, значительно предшествовавшее ему — что "каждый человек пожинает последствия своих собственных действий". Это — принцип закона Кармы, которому учит Теософия. Синнет в своем "Эзотерическом Буддизме" представляет Карму как "закон этической причинности". "Закон Воздаяния", как мадам Блаватская переводит ее название — лучше. Это сила, которая Таинственна, влечет непогрешимо Путем незримым к наказанью от греха. Но он — это нечто большее. Он вознаграждает заслуги так же непогрешимо и достаточно, как и наказывает за недостатки. Это результат каждого действия, независимо от того, слово это или поступок, которыми люди формируют себя, свои жизни или события. Восточная философия отрицает идею сотворения Души для каждого родившегося ребенка. Она верит в ограниченное количество монад, развивающихся и становящихся все более и более совершенными, благодаря ассимиляции ими многих последовательных личностей. Эти личности являются продуктом Кармы, и, именно благодаря Карме и перевоплощениям, человеческая монада в свое время возвращается к своему источнику — абсолютному Божеству". Э.Д.Уолкер в своей работе "Перевоплощение" предлагает следующее объяснение: "Если быть кратким, доктрина о Карме — это то, что мы создали сами, что мы есть по предыдущим действиям и как строим нашу грядущую вечность теперешними действиями. Нет судьбы кроме той, которую мы определяем сами. Нет спасения или приговора, кроме тех, которые мы осуществляем сами... Из-за того, что она не предлагает прибежища для действий достойных порицания и делает необходимым настоящее мужество, она менее привлекательна для слабых натур, чем легкий религиозный догмат искупления чужой вины, заступничества, прошения, покаяния на смертном одре... В области вечной справедливости нарушение и наказание неразрывно связаны одним и тем же событием, потому что нет истинной разницы между действием и его последствием... Именно Карма, или наши прошлые действия тянут нас назад в земную жизнь. Местопребывание Духа изменяется в зависимости от его Кармы, и эта Карма запрещает сколь-нибудь долгое существование в одном состоянии, потому что она постоянно меняется. Сколь долго действие управляется материальными и эгоистическими мотивами, столь же долго и результат этого действия должен проявляться в новом физическом рождении. Только абсолютно самоотверженные люди могут избежать притяжения материальной жизни. Не многие достигли этого, но это и есть цель человечества". А затем писатель приводит цитату из "Тайной Доктрины": "Итак, кто верит в Карму, должен верить в Судьбу, которую от рождения до смерти каждый человек ткет нить за нитью вокруг себя, как паук свою пряжу; и эта судьба направляется или небесным гласом невидимого Прототипа вне нас, или же нашим, более близким, астральным или внутренним человеком, который, увы, слишком часто является злым гением воплощенной сущности, называемой человеком. Оба они ведут вперед внешнего человека, но один из них должен преобладать; и с самого начала невидимого конфликта суровый и неумолимый Закон Воздаяния вступает и действует, точно следуя за колебаниями борьбы. Когда последняя нить соткана, и человек как бы обернут в семь своих деяний, он видит себя всецело во власти судьбы им самим сложенной... Оккультист или философ не будет говорить о доброте или жестокости Провидения; но, отождествляя его с Кармою-Немезидою, он будет тем не менее, учить, что она охраняет праведных и блюдет их в этой и будущих жизнях; и что она карает злодея — да, даже до седьмого воплощения — реально, до тех пор, пока, наконец, не будет исправлено следствие возмущения, в которое он привел хотя бы малейший атом бесконечного мира гармонии. Ибо только закон Кармы — вечный и неизменный Закон — есть абсолютная Гармония в Мире Материи, как она существует в Мире Духа. Потому это не Карма, которая награждает или карает, но мы сами награждаем или караем себя, согласно тому, работаем-ли мы с Природою, в Природе и посредством Природы, подчиняясь законам, от которых зависит эта Гармония, или же — нарушаем их. Также пути Кармы не были бы неисповедимыми, если бы люди действовали в единении и гармонии, вместо разъединения и борьбы. Ибо наше неведение этих путей — которые одна часть человечества называет путями Провидения, темными и запутанными, тогда как другая часть видит в них действие слепого Фатализма, а третья просто Случайность, лишенную Богов и дьяволов, чтобы руководить ими — все это, конечно, исчезло бы, если мы приписали бы все это их истинным причинам... Мы стоим растерянные перед тайною наших собственных деяний и загадками жизни, которые мы не хотим решить, и затем обвиняем великого Сфинкса в пожирании нас. Но, истинно, нет ни одного случая в наших жизнях, ни одного несчастливого дня или бедствия, которые бы не могли быть прослежены назад и отнесены к нашим собственным поступкам в этой или в других жизнях... Этот закон Кармы неразделимо переплетен с законом перевоплощения....Только эта доктрина может объяснить нам таинственную проблему добра и зла, примирить человека с ужасной и явной несправедливостью жизни. Ничто, кроме такой уверенности, не может успокоить восстающее чувство справедливости. Ибо, когда некто, незнакомый с благородной доктриной, оглядывается вокруг себя и наблюдает несправедливость рождения и удачи, разума и возможностей, когда он видит почести, расточаемые дуракам и распутникам, коих судьба осыпает своими милостями, благодаря простой привилегии рождения, а его ближайший сосед — при всех своих умственных и душевных достоинствах — заслуживающий гораздо большего во всех отношениях — погибает от потребности и нехватки сострадания — когда он видит все это и вынужден отвернуться, не будучи в состоянии выносить незаслуженное страдание, в его ушах звенит, а сердце болит от криков боли вокруг него — только благословенное знание о Карме не позволяет ему проклясть жизнь и людей, как и их предполагаемого Создателя... Этот закон — сознательный или бессознательный — ничего и никому не предназначает. Он существует от Вечности и в Вечности, воистину, ибо сам он Вечность; и потому, будучи таковым, и раз ни одно действие не может быть соразмерно Вечности, то нельзя сказать, что он действует, ибо он есть само Действие. Не волна топит человека, но личное действие несчастного, который самовольно идет и подвергает себя безличному действию законов, управляющих движением океана. Карма ничего не создает, так же как она и не предначертывает. Именно человек планирует и создает причины, и Кармический Закон приноравливает следствия; такое приноравливание не есть действие, но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему первоначальному состоянию, подобно луку, который, будучи слишком туго натянут, отдает с соответствующей силой. Если при этом случается вывих руки, пытавшейся вывести его из его естественного положения, то скажем-ли мы, что именно лук сломал руку или же, что наша собственная глупость принесла нам горе? Карма никогда не искала разрушить умственную и личную свободу, подобно Богу, измышленному монотеистами. Не она облекла во тьму свои указы с намерением вызвать смущение человека; так же как не покарает она того, кто отважится исследовать ее тайны. Напротив того, кто через изучение и наблюдение раскроет ее запутанные пути и прольет свет на эти темные тропы, в извилинах которых погибает столько людей, вследствие их неведения лабиринта жизни — тот трудится на благо своих ближних. Карма есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире; и так как может быть лишь один Абсолют, как Одна вечная, всегда сущая, Причина, то верующие в Карму не могут рассматриваться, как атеисты или материалисты — еще меньше как фаталисты, ибо Карма едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является в его следствиях в феноменальном Мире". Другой талантливый писатель-теософ (госпожа П. Синнет, "Цель Теософии") говорит: "Каждый индивид создает Карму, хорошую или плохую, каждым действием и мыслью в течение своего дневного цикла, и в то же время в этой жизни отрабатывает Карму, наработанную действиями и желаниями предыдущей. Когда мы видим людей огорченных, страдающих от врожденных болезней, можно с уверенностью предположить, что эти болезни являются неизбежными результатами причин, запущенных ими самими в прошлом воплощении. Можно возразить, что поскольку эти страдания являются наследственными, они могут не иметь ничего общего с прошлым воплощением, но следует помнить, что Эго, истинный человек, индивидуальность, не имеет духовного происхождения от родителей, через которых он воплотился, но подталкивается влечениями, которые по прошлому образу его жизни собираются вокруг него в поток, несущий его, когда приходит время для нового рождения, к дому, который лучше всего подходит для развития тех склонностей... Эта доктрина Кармы, правильно понятая, хорошо устроена для того, чтобы вести и содействовать тому, кто осознал ее истинность для более высокого и достойного образа жизни, поскольку не следует забывать, что не только за нашими делами, но и нашими мыслями тоже, несомненно, следует рой обстоятельств, которые будут влиять на наше собственное будущее, в хорошем или плохом смысле, и что еще более важно, на будущее наших ближних. Если бы грехи упущения и допущения чего-либо могли касаться исключительно только самого человека, факт Кармы грешника был бы вопросом минимальных последствий. То, что любая мысль и поступок влекут за собой соответствующее, доброе или злое, влияние на других членов общества, делает строгое чувство справедливости, моральности и бескорыстия столь необходимым для будущего счастья и прогресса. Преступление, совершенное однажды, недобрая мысль, посланная мозгом, являются несправедливыми — никакое раскаяние не может смыть его результат в будущем. Раскаяние, если оно искреннее, удержит человека от повторения ошибок, но оно не может спасти его или других от последствий уже совершенного и что, абсолютно точно, настигнет его в этой жизни или в следующем воплощении". Мистер Дж. Х. Конелли продолжает. - "Верующие религий, основанных на такой доктрине, хотели бы сравнить ее с религией, в которой: а) человеческая судьба в Вечности определяется событиями единственного короткого земного существования, в течение которого его ободряют обещанием, что "как дерево упадет, так оно и будет лежать"; б) высшим человеческим упованием, когда он очнется, чтобы осознать свою греховность, является доктрина искупления чужой вины, и даже в этом испытываются затруднения. Ибо по Пресвитерианскому исповеданию: `По воле Бога и во славу Его некоторые люди и ангелы предназначены для вечной жизни, а другие предопределены для вечной смерти. Эти ангелы и люди, таким образом предопределенные, индивидуально и неизменно задуманы, и их число так строго определено, что не может быть ни увеличено, ни уменьшено... Бог определил избранных для славы... Никто другой, искупленный Христом, не назван достигшим цели, оправданным, принятым, освященным и спасенным, кроме избранных. В отношении остального человечества Бог может, согласно непостижимому намерению его собственной воли, уделить или не уделить своей милости, как он пожелает, во славу своей верховной власти над своими созданиями, оставить без внимания и предопределить им бесчестье и гнев за их грехи, для хвалы его великой справедливости'." Вот что говорит талантливый защитник. И мы не можем сделать ничего лучшего, чем разрешить вопрос, как и он, цитированием великолепного стихотворения. Как он говорит: "Исключительная красота изображения Кармы Эдвином Арнольдом в "Свете Азии" побуждает воспроизвести его здесь, но оно слишком длинно, чтобы быть процитированным полностью. Вот часть его: Что Карма? — это весь объем Души, Ее поступки, мысли, сказанное слово, Ткань "Я", что соткала во времени она, Исчерченная действием основа. Возникнув до начала, без конца Как Космос вечная, уверенности тверже, Божественная сила постижения добра Своим законам лишь повиноваться может. Ее не вправе презирать никто; Послушный ей блаженство обретает, Кто ей перечит — неминуемо теряет, Поступки ждут возмездия ее. Она — во всем и замечает все. Тогда как Дхарма дремлет, выжидая, Воздаст добром за скрытое добро, За зло сокрытое — расплата угрожает. Она не знает ярость и прощенье, Лишь меры меряет, колеблются весы, Но кто-то ждать расплаты будет вечность, А кто-то — лишь немногие часы. Таков Закон, что движет к Божеству, Весь смысл его — Любовь, Гармония — вся цель, Его не может убежать ничто. Внемлите Карме, повинуйтесь ей." Теперь я советую Вам сравнить наши теософические воззрения на Карму, Закон Возмездия, и сказать, не является ли он и более философским и более справедливым, чем жестокая и идиотская догма, которая из "Бога" делает бесчувственного злодея; в частности догма, что "только избранные" будут спасены, а остальные будут обречены на вечную погибель! Спрашивающий. Да, в общем я понимаю то, что Вы хотите сказать, но мне бы хотелось, чтобы Вы привели какой-нибудь конкретный пример действия Кармы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |