АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теософ

Читайте также:
  1. Теософ.
  2. Теософ.
  3. Теософ.
  4. Теософ.
  5. Теософ.
  6. Теософ.
  7. Теософ.
  8. Теософ.
  9. Теософ.
  10. Теософ.
  11. Теософ.
  12. Теософ.

Если настоящая попытка, в виде нашего Общества, увенчается большим успехом, чем предыдущие, тогда оно будет организованной, живой и здоровой организацией, когда придет время для попытки ХХ века. Общее состояние человеческих умов и сердец будет улучшено и очищено распространением его Учений и, как я говорила, их предрассудки и догматические иллюзии, по крайней мере, в какой-то степени исчезнут. Но не только этим; кроме обширной и доступной литературы, находящейся у людей под рукой, следующий импульс застанет большую и сплоченную группу людей, готовых встретить нового факелоносца Истины. Он найдет умы людей готовыми к его миссии, язык подготовленным для того, чтобы облечь в него новые Истины, которые он несет, ждущую его прибытия организацию, которая уберет механические материальные препятствия с его пути. Подумайте, как много мог бы совершить тот, кому дана такая возможность. Сопоставьте это с тем, чего реально достигло Теософическое Общество за последние четырнадцать лет без каких бы то ни было подобных преимуществ и окруженное множеством препятствий, которые не будут мешать новому лидеру. Учтите все это, а потом скажите мне, не слишком ли оптимистична я, когда говорю, что если Теософическое Общество выживет и сплоченным дойдет до исполнения своей миссии, своих начальных устремлений, через следующую сотню лет — скажите мне, говорю я, слишком ли далеко я захожу, утверждая, что в двадцать первом веке земля будет небом по сравнению с тем, что есть теперь!

КОНЕЦ

СЛОВАРЬ А АБСОЛЮТНОСТЬ. Относясь к УНИВЕРСАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ, этот термин обозначает абстракцию, более точную и логичную чем применение прилагательного "абсолютное" к тому, что не имеет ни признаков, ни ограничений.

АВАТАРА (санскр.) Воплощение Божества. Сошествие бога или другого возвышенного Существа, достигшего освобождения от необходимости новых рождений, в тело простого смертного. Кришна был Аватарой Вишну. Далай-Лама считается Аватарой Авалокитешвары, а Таши-Лама — Цзонхавы или Амитабхи. Существуют два рода Аватар: один — рожденные женщиной, другой — не имеющие родителей, Анупадака.

АГАФОН (гр.) Верховное Божество Платона, буквально "Бог". Наша АЛАЙА или Мировая Душа.



АГНОСТИК. Слово, впервые использованное профессором Хаксли, чтобы указать на того, кто не верит ни чему, что не может быть подтверждено органами чувств.

АД (Hell). Термин, который англо-саксонская раса, очевидно, произвела от имени скандинавской богини Хелы, подобно тому как слово Ад в русском и других славянских языках, выражающее ту же концепцию, произошло от греческого "Гадес". Единственная разница между скандинавским холодным Хелем и горячим Адом христиан состоит в их температурах. Но европейцы неоригинальны даже в самой идее об этих раскаленных районах, многие народы придерживались такого представления о климате преисподней, что сделали бы и мы, если бы определили местонахождение нашего Ада в центре Земли. Все экзотерические религии — вероучения Браминов, Буддистов, Зороастрийцев, Магометан, Иудеев и остальных — сделали свои Ады горячими и темными, хотя многие — скорее привлекательными, нежели пугающими. Идея горячего Ада является позднейшим искажением, извращением астрологической аллегории. У египтян Ад стал местом наказания огнем не ранее 17-й или 18-й династии, когда Тифон был превращен из Бога в Дьявола. Но когда бы это ужасное суеверие ни было внедрено в умы бедных невежественных масс, схема горящего Ада и мучимых там душ является чисто египетской. Ра (Солнце) стал Владыкой Горнила в Карре, Аду Фараонов, а грешника пугали муками в "жаре адских огней". "Был там лев, — говорит д-р Берч, — и назывался рычащим чудовищем". Другой описывает это место как бездонную яму и озеро огня, в которое сбрасывают жертвы (сравни Апокалипсис). Еврейское слово гай-хинном (геенна) на самом деле никогда не имело значения, которое ему приписывалось христианской ортодоксией.

АДАМ КАДМОН (евр.) "Архетипный человек, Человечество. "Небесный Человек", не впавший в грех. Каббалисты относят его к Десяти Сефиротам на плане человеческого восприятия." В Каббале Адам Кадмон есть проявленный Логос, соответствующий нашему Третьему Логосу, причем непроявленный является первым образцовым идеальным человеком и символизирует Вселенную in abscondito, или в ее "отсутствие" в аристотелевском смысле.

‡агрузка...

Первый Логос — это "свет Мира", второй и третий — его постепенно сгущающиеся тени.

АДЕПТ (лат. adeptus). В Оккультизме — тот, кто достиг ступени посвящения и стал знатоком в Науке Эзотерической Философии.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ (или Школа). Эта знаменитая Школа возникла в Александрии (Египет), в городе, который в течение многих столетий, был центром учености и философии. Она была знаменита, своей библиотекой, основанной Птолемеем Сотером в самом начале его правления (Птолемей умер в 283 году до Р.Х.) — библиотекой некогда гордившейся 700000 свитков или томов (Аул Геллий); своим музеем; первой настоящей Академией Наук и Искусств; своими всемирно известными учеными, такими, как Евклид, отец научной геометрии, Аполлоний из Перги, автор сохранившейся до настоящего времени работы о конических сечениях, Никомах арифметик; астрономами, физиками, анатомами, такими как Херофил и Эрасистрат, врачами, музыкантами, художниками и т. д. Но она стала еще более знаменитой благодаря своей Эклектической или Неоплатонической школе, основанной Аммонием Саккасом в 173 год н. э., чьими учениками были Ориген, Плотин и многие другие мужи, знаменитые ныне в истории. Самые прославленные Школы Гностиков возникли в Александрии Филон Иудей, Иосиф, Ямвлих, Порфирий, Климент Александрийский, астроном Эратосфен, дева-философ Гипатия и многие другие звезды второй величины, все принадлежали в разные времена к этим великим школам и помогли сделать Александрию одним из наиболее заслуженно прославленных мест учения, которые когда-либо порождал мир.

АЛХИМИЯ, по-арабски Уль-Кхеми — как следует из названия, химия природы. Однако, Уль-Кхеми или Ал-Кимия — в действительности арабизированное слово, взятое от греческого chneia от cuhos "сок", полученный из растений. Алхимия имеет дело с более тонкими силами природы и различными состояниями материи, в которых обнаруживается их действие. Стремясь под покровом языка, более или менее искусственного, передать непосвященным ту часть Mysterium Madnum, которая могла бы остаться безопасной в руках эгоистического мира, Алхимик утверждает в качестве своего первого принципа существование в гомогенной субстанции, из которой произошли элементы, определенного Универсального Растворителя. Эту субстанцию он называет чистым золотом или summum materiae. Этот растворитель, именуемый также menstruum universale, обладает способностью удалять из человеческого тела все семена болезни, возвращать молодость и продлевать жизнь. Таков lapis philosophorum (философский камень).

Алхимия впервые проникла в Европу в восьмом веке нашей эры, через Гебера, великого арабского мудреца и философа, но она была известна и практиковалась за много веков до этого в Китае и Египте. Извлекались из земли и сохранялись под общим названием герметических трактатов (смотри "Изумрудная Скрижаль") многочисленные папирусы по Алхимии и другие доказательства того, что она была любимым предметом изучения царей и жрецов. Алхимия изучается в трех различных аспектах, допускающих различные интерпретации, а именно, в Космическом, Человеческом и Земном.

Эти три метода олицетворялись тремя алхимическими свойствами — серы, ртути и соли. Различные авторы утверждали, что это соответственно три, семь, десять и двенадцать процессов; но все они сходились в том, что существует только одна цель Алхимии, а именно, превращение простых металлов в чистое золото. Но что представляет собой это золото в действительности, понимают очень немногие люди. Без сомнения, в Природе существует такое явление, как трансмутация более низких металлов в более благородные; но это только один аспект Алхимии, земной или чисто материальный, ибо мы логически осознаем, что тот же процесс имеет место в недрах Земли. Но кроме этой интерпретации в Алхимии существует и символический смысл, чисто психический и духовный. В то время как Каббалист-Алхимик стремится к реализации первого, Оккультист-Алхимик, с презрением отвергая золото земли, направляет все свое внимание и усилия только на трансмутацию низшей четверицы в божественную высшую триаду человека, которая в конечном слиянии едина. Духовный, ментальный, психический и физический планы человеческого существования в Алхимии сравниваются с четырьмя элементами — огнем, воздухом, водой и землей, и каждый может находиться в одном из трех состояний, т. е. фиксированном, неустойчивом и летучем. О происхождении этой древней области философии миру известно мало или ничего, но она несомненно предшествует построению любого известного Зодиака, а возможно (рассматривая персонифицированные силы природы) и всем мифологиям мира. Также нет сомнения в том, что настоящие тайны трансмутации (на физическом плане) были известны в давние времена но оказались утраченными на заре так называемого исторического периода. Современная химия своими лучшими фундаментальными открытиями обязана Алхимии но не считаясь с неоспоримым трюизмом последней, что во Вселенной существует только один элемент, химия отнесла металлы к классу элементов и только сейчас начинает осознавать свою величайшую ошибку. Даже некоторые энциклопедисты вынуждены признать, что даже если большинство сообщений о трансмутации является подделкой или ошибкой, "Тем не менее, некоторые из них сопровождаются доказательствами, представляющими такие превращения действительно возможными. Благодаря применению гальванической батареи было обнаружено, что даже щелочи имеют металлическую основу, следовательно, вопрос о возможности получения металла из других веществ, содержащих составляющие его ингредиенты, и превращения одного металла в другой... должен оставаться открытым. Также не следует считать всех Алхимиков обманщиками. Многие трудились, будучи убежденными в достижимости своей цели, с неистощимым терпением и чистотой сердца, о которой Алхимики обоснованно говорили как о главном условии успеха своих трудов." (Популярная Энциклопедия).

АЛЬТРУИЗМ. (от Alter, другой). Качество, противоположное эгоизму. Действия, направленные на совершение добра для других, забывая о себе.

АММОНИЙ САККАС. Великий и замечательный философ, живший в Александрии между 2-м и 3-м столетиями нашей эры, основатель Неоплатонической Школы Филалетов или "любителей истины". Он был бедного происхождения, от христианских родителей, но был наделен такой исключительной, почти божественной добротой, что был назван Теодидактосом, "Богом обученным". Он почитал то, что было ценным в Христианстве, но в раннем возрасте порвал с ним и с Церковью, не сумев найти в Христианстве превосходства над древними религиями.

АНАКСАГОР. Знаменитый Ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х. Изучал философию под руководством Анаксимена из Милета, во времена Перикла поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Еврипид, Архелай и другие выдающиеся мужи и философы. Это был в высшей степени образованный астроном. Он был одним из первых, объяснивших открыто то, чему Пифагор учил тайно — движение планет, затмения Солнца и Луны и т.д. Именно он учил теории Хаоса по принципу: "из ничего ничто не происходит", ex nihilo nihil fit, — и об атомах, как о сущности и субстанции, лежащей в основе всех тел, "той же природы, что и тела, которые они образовали". Эти атомы первично были приведены в движение ноусом (вселенский разум, Махат индусов), и этот ноус являет собой нематериальную вечную духовную сущность; благодаря этой комбинации был образован мир, причем грубые материальные тела опускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались и распространялись в высших небесных сферах. Опережая современную науку более чем на 2000 лет, он утверждал, что звезды состоят из той же материи, что и наша Земля, а Солнце — это пылающая масса, что Луна — это темное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца. Задолго до вышеупомянутой науки он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампсаке в возрасте семидесяти двух лет.

АНАЛОГЕТИКИ. Ученики Аммония Саккаса (см. выше), названные так из-за своей практики интерпретации всех сакральных легенд, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия, который теперь обнаружен в Каббалистической системе и особенно глубоко в школах Эзотерической философии на Востоке (см. статью Т. Субба-Роу "Двенадцать знаков Зодиака" в сборнике "Пять лет Теософии").

АНАНДА (санкскр.) Блаженство, радость, счастье. Имя любимого ученика Гаутамы, Владыки Будды.

АНИМА МУНДИ (лат.) "Мировая Душа", то же самое, что Алайа северных буддистов, божественная Сущность, которая наполняет собой, пропитывает, вдыхает жизнь и одушевляет все, от мельчайшего атома материи до человека и бога. Это "семи-покровная Матерь" станц "Тайной Доктрины", сущность семи планов восприятия, сознания и дифференциации как моральной, так и физической. В своем высшем аспекте это Нирвана, в низшем — Астральный Свет. Она была женского рода у Гностиков, ранних Христиан и Назореев; двуполой у других сект, рассматривавших ее только в четырех ее низших планах, огненной и эфирной природы в объективном мире форм и вечной и духовной на трех ее высших планах. Когда говорят, что каждая человеческая душа родилась, отделившись от Анима Мунди, это означает в эзотерическом смысле, что наши высшие Эго в сущности идентичны с Ней, а Махат — это излучение вечно непознаваемого Вселенского АБСОЛЮТА.

АНОЙА (греч.) Это "недостаток понимания", "недомыслие". Это слово использовал Платон по отношению к низшему Манасу, когда он слишком сильно связан с Камой, характеризующейся отсутствием Разума (агнойа). Греческое агнойа, очевидно, является производным от санксритского ajnana (звучит "агньяна") или невежество, неразумность и отсутствие знания.

АНТРОПОМОРФИЗМ. От греческого "антропос" — человек. Наделение Бога или богов человеческим обликом или человеческими свойствами и качествами.

АНУГИТА (санскр.) Одна из Упанишад. Очень оккультный трактат.

АППОЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ. Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и Солнцем, — лучшее и наиболее совершенное — то, что носит это название и находится в галерее Бельведер в Ватикане в Риме. Его называют Пифоновым Аполлоном, поскольку бог представлен здесь в момент победы над змеем Пифоном. Статуя была найдена в руинах Антиума в 1503 году.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ. Замечательный философ, родившийся в Каппадокии приблизительно в начале первого столетия, страстный пифагореец, изучавший финикийские науки под руководством Евтидема, а пифагорейскую философию и другие дисциплины — у Евксена из Гераклеи. Согласно принципам Пифагорейской школы он оставался вегетарианцем в течение всей своей долгой жизни, питался только фруктами и растениями, не пил вина, носил одежду, сделанную только из растительных волокон, ходил босым и позволял своим волосам расти беспрепятственно, как делали все Посвященные до и после него. Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее и овладел многими из "чудес", совершенных богом медицины для исцеления больных. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и скитаниями — посетив Антиохию, Эфес, Памфилию и другие места — он через Вавилон отправился в Индию, один, все его ученики покинули его, ибо боялись идти в "страну чар". Однако, случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествии. В Вавилоне он получил посвящение от Халдеев и Магов, согласно Дамису, рассказ которого сто лет спустя был переписан неким Филостратом. После возвращения из Индии он проявил себя истинным Посвященным, ибо эпидемия, землетрясение, кончины царей и многие другие события, предсказанные им, в должные сроки сбывались.

На Лесбосе жрецы Орфея позавидовали ему и отказались посвятить его в свои особые таинства, но сделали это несколькими годами позже. Он проповедовал жителям Афин и других городов чистейшую и благороднейшую этику, и феномены, которые он демонстрировал, были столь же чудесны, сколь и многочисленны, и подлинность их была убедительно засвидетельствована. "Как это понять, — с тревогой вопрошает Юстин Мученик, — почему талисманы (telesmata) Аполлония обладают силой, ибо, как мы видим, они укрощают ярость волн, силу ветров и нападение диких животных; и тогда как чудеса Господа нашего сохраняются только в преданиях, чудеса Аполлония весьма многочисленны и до сих пор проявляются в реальных событиях?" Но ответ на это очень легко найти в том факте, что после перехода через Гиндукуш Аполлоний был направлен царем в обитель Мудрецов, чьим местопребыванием она вполне вероятно является и по сей день, и которые научили его своему непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Мениппом поистине дают нам эзотерический катехизис и приоткрывают (будучи поняты) важную тайну природы. Аполлоний состоял в переписке, был другом и гостем многих царей и цариц, и ничьи чудесные и "магические" силы не подтверждены лучше, чем его. В конце своей долгой и чудесной жизни он открыл эзотерическую школу в Эфесе и умер глубоким старцем, дожив до ста лет.

АРИАНЕ. Последователи Ария, старейшины Церкви в Александрии в четвертом веке. Он считал, что Христос — тварное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя человек великий и благородный, истинный Адепт, сведущий во всех божественных таинствах.

АРИСТОБУЛ. Александрийский писатель и малоизвестный философ. Иудей, пытавшийся доказать, что Аристотель разъяснял эзотерические мысли Моисея.

АРХАНГЕЛ. Высший, верховный ангел. От двух греческих слов "арх" — первый и "ангелос" — вестник.

АРХАТ (санскр.) Также произносится и пишется Арахат, Архан, Рахат и т. д. "Достойный", совершенный Арья, тот, кто освобожден от перевоплощения; "заслуживающий Божественных почестей". Это имя первоначально стало даваться Джайнистским, а затем Буддистским святым, посвященным в эзотерические мистерии. Архат — это тот, кто вступил на последнюю и высшую тропу, и потому свободен от новых рождений.

АРЬЯН (санскр.) Буквально — "святой"; тот, кто освоил Арьясатьяни и вступил на путь Арьямарга к Нирване или Мокше, великого "четырех-составного" Пути. Сначала они были известны как Риши. Но теперь это название стало эпитетом расы, и наши востоковеды, лишая тем самым индийских брахманов их исключительного по рождению права, сделали арийцев из всех европейцев. Так как в эзотеризме на эти четыре пути или стадии можно вступить только благодаря высокому духовному развитию и "росту святости", их называют Арьямарга. Ступени Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин, Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим четырем путям и истинам.

АСПЕКТ. Форма (рупа), в которой проявляется какой-либо принцип в семеричном человеке или Природе, в Теософии называется Аспектом.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО. Эфирная копия или двойник любого физического тела — Doppelganger. (В современной литературе часто употребляется в значении "Кама-рупа" — Прим. ред.) АСТРОЛОГИЯ. Наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и утверждающая возможность предсказания будущих событий по положению звезд. Ее древность такова, что позволяет поместить ее среди самых ранних проявлений человеческой учености. В течение многих столетий она оставалась на Востоке тайной наукой, и в своем высшем проявлении остается таковой до нашего времени; ее эзотерическое применение было доведено на Западе до некоторой степени совершенства только после того, как Варах Михира примерно 1400 лет тому назад написал свою книгу по астрологии. Клавдий Птолемей, знаменитый географ и математик, основавший систему Астрономии, известную под его именем, написал свой Тетрабиблос, который до сих пор является основой современной Астрологии, в 135 году н.э. Наука гороскопии (составления гороскопов) изучается сейчас в основном в нескольких направлениях а именно: 1) Земная — в ее приложении к метеорологии, сейсмологии, сельскому хозяйству; 2) Государственная или Гражданская — касательно судеб наций, королей и правителей; 3) Ежечасная — для разрешения сомнений по какому-либо вопросу, возникающему в уме; 4) Предсказательная — в связи с будущим человека от рождения до смерти. Египтяне и халдеи были среди самых древних почитателей Астрологии, хотя их методы толкования звезд заметно отличаются от современных. Первые утверждали, что Бэлус, Бэл или Элу Халдеев, потомок Божественной Династии, или династии Царей-Богов, принадлежал стране Кеми и покинул ее, чтобы основать египетскую колонию на берегах Ефрата, где был построен храм, жрецы которого служили "владыкам звезд". Что же касается возникновения этой науки, то известно, что с одной стороны на честь изобретения Астрологии претендовали Фивы, в то время как, с другой стороны, все согласны с тем, что именно Халдеи научили этой науке другие народы. Фивы значительно опередили не только "Ур Халдеев", но и Нипур, где впервые стали почитать Бэла, причем Син, его сын (Луна), был верховным божеством Ура, родины Тераха, сабеянина и астролатра, и его сына Авраама, великого астролога библейской традиции. Таким образом, все склоняет к подтверждению заявления Египтян. Если позже звание астролога обрело в Риме и других местах дурную славу, то это произошло из-за мошенничества тех, кто хотел извлечь выгоду из того, что было неотъемлемой частью Сакральной Науки Мистерий, и кто, будучи несведущ в последней, развивал систему, основанную исключительно на математике, вместо трансцендентальной метафизики с физическими небесными телами в качестве ее упадхи или материальной основы. Однако, несмотря на все преследования, число сторонников Астрологии среди самых высокоинтеллектуальных и ученых умов всегда было очень велико. Если Кардан и Кеплер были среди ее горячих приверженцев, то и более поздним ее почитателям нет причины краснеть даже при ее ныне несовершенной и искаженной форме. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Астрология по отношению к точной астрономии — то же, что психология по отношению к точной физиологии. В астрологии и психологии нужно сделать шаг из видимого мира материи и войти в область трансцендентного духа".

АТМАН или Атма (санскр.) Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый "седьмой Принцип" в эзотерической "семиричной" классификации человека. Высшая Душа.

АУРА (греч. и лат.) Тонкая невидимая сущность или флюид, эманирующий из человеческих, животных и других тел. Это — психическое испарение, в образовании которого участвуют и ум, и тело, поскольку оно является и электро-витальной, и одновременно электро-ментальной аурой; в Теософии называется акашной или магнетической аурой. В римско-католической мартирологии — святой.

АФЕНАГОР. Афинский философ-платоник, в 177 году н. э. написавший послание Марку Аврелию в защиту христиан, дабы доказать, что выдвинутые против них обвинения в том, что они были кровосместителями и ели убитых детей, были ложными.

АХАНКАРА (санскр.) Концепция "Я", само-осознание или само-идентичность; "Я", или эгоистический и майавический принцип в человеке, в результате нашего незнания отделяющий наше "Я" от Мирового ЕДИНОГО Я. Личность, а также эгоизм.

Б БЁМЕ (Якоб). Мистик и великий философ, один из самых выдающихся Теософов средних веков. Он родился около 1575 года в Старом Диденберге, примерно в двух милях от Гёрлица (Силезия), а умер в 1624 году примерно в пятидесятилетнем возрасте. Мальчиком он пас общественное стадо и, научившись читать и писать в деревенской школе, стал подмастерьем бедного сапожника в Гёрлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования и какого-либо знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел, как будто, в Великой Глубине в Вечном". Он обладал "совершенным видением вселенной", которое открывалось в нем, время от времени, "как в молодой планете", говорил он. Он был совершенным прирожденным мистиком и, очевидно такого склада, который встречается реже всего; одной из тех тончайших натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому, хотя бы и случайному, взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Бёме, как и многие другие необученные мистики, принял за Бога. "Человек должен сознавать, — пишет он, — что его знание не есть его собственное, но от Бога, который для Души Человека делает очевидными Идеи Мудрости настолько, насколько пожелает". Если бы этот великий Теософ родился на 300 лет позже, он выразил бы это иначе. Он бы знал, что "Бог", говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным Божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что то, что это Божество выдавало, было не "столько, сколько пожелает", а согласно возможностям смертного и временного жилища, в которое ОНО вдохнуло жизнь.

БРАМ (санскр.) Изучающий должен видеть различие между Брамой среднего рода и Брамой — Создателем мужского рода Индусского Пантеона. Первый Брама или Брахман — безличная, Верховная и непознаваемая Душа Вселенной, из Существа которой все эманирует и в которую все возвращается, бестелесная, нематериальная, нерожденная, вечная, не имеющая начала и конца. Она — вездесущая, одухотворяющая все, от высочайшего Бога до мельчайшего атома минерала. Напротив, Брама мужского рода, считающийся Создателем, существует в своих проявлениях только периодически и также периодически уходит в Пралайю, т. е. исчезает и упраздняется (см. День Брамы и Ночь Брамы).

БРАХМА-ВИДЬЯ (санскр.) Знание Эзотерической Науки об истинной природе двух Брам.

БУДДА (санскр.) "Просветленный". Имя, общеизвестное как титул Гаутамы Будды, Принца Капилавасту, основателя современного Буддизма. Высшая степень знания и святости. Чтобы стать Буддой, нужно вырваться из рабства чувств и личности, достичь полного осознания истинного Я и научиться не отделять его от всех других Я, познать на опыте абсолютную нереальность всех феноменов, в первую очередь всего видимого Космоса, достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно, и, будучи еще на Земле, жить только в бессмертном и непреходящем.

БУДДИЗМ. Религиозная философия, которую проповедовал Гаутама Будда. В настоящее время разделен на две Церкви — Южную и Северную. О первой говорят, что она является более чистой, ибо скрупулезно сохранила оригинальное учение Владыки Будды. Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем, Непалом. Но такое разделение неверно. Если Южная Церковь ближе, и действительно не отошла, — за исключением, может быть, незначительных догм, что является результатом многих соборов, проводившихся после смерти УЧИТЕЛЯ, от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, Северная Церковь является выходом эзотерических учений Сиддхарты Будды, которые он раскрыл только своим избранным Бхикшу и Архатам. В действительности в наше время о Буддизме нельзя справедливо судить по той или иной его общедоступной экзотерической форме. Настоящий Буддизм можно постичь только объединив философию Южной Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и суровой, а другая слишком метафизичной и трансцедентальной, даже будучи перегруженной сорняками Индийского Экзотеризма (так как многие Боги индусского Пантеона были перенесены на Тибетскую почву), то это произошло в обеих церквях только из-за популярного изложения Буддизма. Соответственно, они относятся одна к другой как Протестантизм и Римский Католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных толкований, хотя ни Южное, ни Северное буддистское духовенство не отступало от Истины сознательно, и еще в меньшей мере действовало под давлением верхушки священнослужителей, амбиций, или ради личной выгоды и власти, как было в более поздних церквях.

БУДДХИ (санскр.) Мировая Душа или Разум. Махабуддхи — имя Махата (см.) Также Духовная Душа человека (экзотерически — шестой принцип), проводник Атмы, седьмого Принципа, согласно экзотерической нумерации.

БУДДХИ-ТАЙДЖАСИ (санскр.) Очень мистический термин, допускающий несколько толкований. Однако в Оккультизме и в отношении человеческих "Принципов" (в экзотерическом смысле) — это термин, который используется, чтобы выразить состояние нашего двойственного Манаса, когда став единым целым в течение человеческой жизни, он купается в сиянии Буддхи, Дховной Души. Поскольку "Тайджаси" означает "сияющий", и Манас, становясь сияющим вследствие его союза с Буддхи, будучи, так сказать, погруженным в него, отождествляется с последним, и триада становится единой, и поскольку элемент Буддхи является самым высоким, он становится Буддхи-Тайджаси. Короче говоря, это человеческая душа, озаренная сиянием божественной души, человеческий разум, зажженный от Света Духа или Божественного САМО-ОСОЗНАНИЯ.

БХАГАВАД-ГИТА (санскр.) Буквально — "Песнь Господня", часть "Махабхараты", великой эпической поэмы Индии. Она содержит диалог, в котором Кришна "Возничий" и Арджуна, его чела, ведут беседу о высочайшей духовной философии. Этот труд имеет выдающуюся оккультную и эзотерическую значимость.

БЫТИЙНОСТЬ. Термин, изобретенный Теософами, чтобы более точно передать основную суть непереводимого слова Сат. Последнее не означает "Бытие", поскольку термин "Бытие" предполагает ощущающее сознание существования. Но поскольку термин Сат применяется исключительно к абсолютному принципу, тому универсальному, неведомому и вечно непознаваемому принципу, который постулируется философским Пантеизмом, называющим его основным корнем Космоса и самим Космосом, он не может быть переведен простым термином "Бытие". Действительно, Сат — не есть "непостижимая Сущность", как перевели некоторые востоковеды, поскольку это не более "Сущность", чем "не-Сущность", — но и то и другое вместе. Как сказано, именно абсолютная БЫТИЙНОСТЬ, не "Бытие", и есть Единое, не имеющее второго, неразделенное и неделимое ВСЕ — корень Природы и видимой и невидимой, объективной и субъективной, постижимой и той, которую полностью постичь невозможно.

В ВАЛЛАБАЧАРЬЯ, секта (санскр.) или "Секта Махарадж". Община с бесстыдным фаллическим культом, основная ветвь которой находится в Бомбее. Объектом поклонения является младенец Кришна. Англо-Индийское Правительство было вынуждено несколько раз вмешаться, чтобы положить конец отправлению ее обрядов и отвратительным действиям, а правящий ею Махараджа, род Верховного Жреца, неоднократно, и очень справедливо, был в заключении. Это одно из самых черных пятен Индии.

ВАХАН (санскр.) "Проводник", синоним Упадхи.

ВЕДАНТА (санскр.) Буквально означает "итог познания". Среди шести Даршанов или школ философии, она также называется Уттарамиманса, или "более поздняя" Миманса. Существуют и такие, кто, будучи неспособен понять ее эзотеризм, считают ее атеистической, но это не так, ибо Шанкарачарья, великий апостол этой школы и популяризатор ее, был величайшим мистиком и Адептом Индии.

ВЕЛИКИЙ ВЕК. Древние говорили о нескольких различных "Великих Веках". В Индии он охватывал целую Маха-Манвантару, "Век Брамы", каждый "День" которого представляет Жизненный Цикл Цепи, т. е. охватывает период Семи Кругов (см. "Эзотерический Буддизм" А.П.Синнета). Таким образом, в то время как "День" и "Ночь" длятся — как Манвантара и Пралайа — 8640000000 лет, "Век" продолжается в течение 311040000000 000 лет, после которых Пралайа или разршение Вселенной становится всеобщим. У Египтян и Греков термин "Великий Век" относился только к Тропическому или Звездному году, продолжительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке — Веке Богов — они не говорили ничего, ибо это был предмет обсуждения и разглашения только в Мистериях, и только во время Церемоний Посвящения. "Великий Век" Халдеев в численном выражении был такой же, как у Индусов.

ВИДЬЯ (санскр.) Знание, а точнее, "Знание Мудрости". ВИННАНА (санскр.) Одна из пяти Скандх, буквально означает: "умственные способности". (См. Скандхи.) ВОСПОМИНАНИЕ, ПРИПОМИНАНИЕ, ОТГОЛОСОК (РЕМИНИСЦЕНЦИЯ). Оккультисты делают различие между этими тремя функциями. Однако, поскольку наш словарь не может поместить разъяснение каждого термина во всех его метафизических и тонких отличиях, мы можем только сказать здесь, что термины эти различаются в применении их в зависимости от того, относятся ли они к прошлой или настоящей жизни, от того, эманирует тот или иной аспект памяти из духовного или материального мозга, или, другими словами, из "Индивидуальности" или "Личности".

ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО. Второе название Теософического Общества и первая из трех целей, провозглашенных им.

Г ГАДЕС или АИД (греч.) "Невидимый", страна теней, одной из частей которой был Тартар, место полной темноты, какой была и область глубокого сна без сновидений в Аменти. Судя по аллегорическому описанию наказаний, налагаемых там, место это было чисто Кармическим. Ни Гадес, ни Аменти не были тем Адом, который все еще проповедуют некоторые ретроградные священники и духовенство; и представленные Елисейскими Полями или Тартаром, они могли быть достигнуты только переправой через реку на "другой берег". Как хорошо сказано в "Египетских верованиях" ("Egyptian Belief"), легенду о Хароне, перевозчике (через Стикс), можно найти не только в сочинениях Гомера, но и в поэзии многих стран. Нужно пересечь Реку, прежде чем будут достигнты Благословенные* Острова. Ритуал Египта описывал Харона и его лодку за много веков до Гомера. Это Кху-эн-на, "Ястребоголовый рулевой". (См. Ад.) ___ * В подлиннике blest может означать как "благословенный", так и "проклятый" (прим. ред.) ___ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. Состояние, наступающее иногда в результате физиологических нарушений, иногда в результате медиумизма, иногда — опьянения. Но причину, вызывающую видения, следует искать глубже, нежели в физиологии. Всем видениям, особенно возникшим в результате медиумизма, предшествует расслабление нервной системы, неизбежно создающее ненормальные магнетические состояния, привлекающие к страдающему волны астрального света. Именно он поставляет различные галлюцинации, которые, однако, не всегда являются пустыми нереальными снами, как объяснили бы их врачи. Никто не может видеть того, что не существует — то есть не запечатлено — в или на астральных волнах. Но провидец может воспринимать предметы и сцены (прошлое, настоящее или будущее), не имеющие какого бы то ни было отношения к нему самому, и более того, одновременно воспринимать отдельные вещи, совершенно несвязанные друг с другом, так что образуются в высшей степени гротескные и абсурдные сочетания. Но пьяница и провидец, медим и адепт, видят в астральном свете каждый свои видения. Но тогда как пьяница, сумасшедший и неопытный медиум или человек с воспаленным мозгом видят, ибо не могут прекратить этого и вызывают для себя эти беспорядочные видения неосознанно, не будучи в состоянии проконтролировать их, — Адепт и опытный Провидец выбирают и контролируют такие видения. Они знают, на чем зафиксировать свой взгляд, как сделать устойчивыми сцены, которые они хотят наблюдать и как видеть за верхними наружными слоями Астрального Света. Для первых такие моментальные взгляды в волны являются галлюцинациями, для других они становятся правдивым отражением того, что действительно происходило или произойдет. Случайные проблески, уловленные медиумом, и его мерцающие видения в обманчивом свете, руководимые волей Адепта и Пророка превращаются в устойчивые картины, правдивые изображения того, что он хочет видеть в фокусе своего восприятия.

ГАУТАМА (санскр.) Имя принца Капилавасту сына из Судходаны, царя небольшого государства на границе Непала из рода Шакья, родившегося в седьмом веке до Р.Х., называемого теперь "Спасителем Мира". Гаутама или Готама было жреческим именем семьи Шакья. Родившись простым смертным, он поднялся до состояния Будды без посторонней помощи, благодаря своим личным заслугам; человек, поистине более великий, чем любой из богов.

ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда, в литературе называемый Авицеброн. Израильтянин по происхождению, философ, поэт и каббалист, плодовитый писатель и мистик. Он родился в Малаге в одиннадцатом веке (1021), получил образование в Сарагоссе, был убит магометанином в Валенсии в 1070 году. Его единоверцы называли его Соломоном Сефарди, или Испанцем, а арабы Абу Айюб Сулейман бен Я'хья ибн Джебироль, тогда как схоласты называли его Авицеброн (см. "Каббалу" Мейера). Ибн Гебироль, без сомнения, был одним из величайших философов и ученых своего века. Он много писал по-арабски, и большинство его рукописей сохранилось. Самой значительной его работой, по-видимому, был "Мегор Хайим", т. е. "Источник Жизни", "одно из самых ранних раскрытий тайн Умозрительной Каббалы", как сообщает его биограф.

ГЕРМИЙ. Древнегреческий писатель, из работ которого в настоящее время сохранилось лишь несколько отрывков.

ГИГ. "Кольцо Гига" стало привычной метафорой в европейской литературе. Гиг был лидийцем, который после убийства царя Кандаула, женился на его вдове. Платон говорит нам, что Гиг, однажды спустившись в расселину земли, обнаружил там бронзового коня, в раскрытом боку которого был скелет человека гигантского роста с бронзовым кольцом на пальце. Это кольцо, будучи надето на его собственный палец, сделало его невидимым.

ГИПНОЗ (греч.) Название, данное д-ром Брейдом процессу, в результате которого человек более сильной воли погружает другого, с более слабым сознанием, в род транса. Будучи в таком состоянии, последний будет делать все, внушаемое ему гипнотизером. Если это делается не с благими намерениями, Оккультист назовет это "черной магией" или колдовством. Это самая опасная практика и в моральном, и в физическом смысле, так как мешает нервному флюиду.

ГНОЗИС (греч.) Буквально: "Знание". Специальный термин, употреблявшийся школами религиозной философии до и в течение первых веков так называемого христианства для обозначения объекта своих исканий. Это духовное и священное знание, Гупта Видья Индусов, могло быть получено только через Посвящение в Духовные Мистерии, примером которых были Церемониальные "Мистерии".

ГНОСТИКИ (греч.) Философы, которые формулировали и проповедовали "Гнозис" или знание. Они процветали первые три столетия Христианской Эры. Самыми выдающимися были Валентин, Василид, Маркион, Симон Маг и другие.

ГУПТА ВИДЬЯ (санскр.) То же, что и Гухья Видья. Эзотерическая или сокровенная наука, знание.

ГУХЬЯ ВИДЬЯ (санскр.) Сокровенное знание мистических мантр.

Д ДВОЙНИК. То же, что Астральное тело.

ДЕИСТ. Тот, кто допускает возможность существования Бога или богов, но заявляет, что ничего о них не знает и отрицает откровение. Агностик былых времен.

ДЕНЬ БРАМЫ. Период протяженностью в 2160000000 лет, в течение которого Брама, возникнув из Золотого Яйца (Хиранья Гарбха) создает и формирует материальный мир (ибо он является истинной оплодотворяющей и созидающей силой в Природе). После этого периода, когда миры в свой черед разрушаются огнем и водой, он исчезает вместе с объективной Природой и наступает Ночь Брамы (см.) ДЖАВИДАН ХИРАД (перс.) Труд о нравственных заповедях. ДОЛГИЙ ЛИК. Каббалистический термин; на еврейском Арик Анпин или "Долгий Лик", в греческом — Макропросопус, в противоположность "Короткому Лику", или Зеир Анпину, Микропросопусу. Первое относится к Божеству, второе — к человеку, "маленькому подобию великой формы".

ДХАММАПАДА (санскр.) Труд, содержащий различные афоризмы из Буддистских священных книг.

ДХИАН ЧОХАНЫ (санскр.) Буквально "Владыки Света", высшие Боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым вверен надзор за Космосом.

ДХИАНА (санскр.) Одна из шести Парамит совершенства. Состояние абстракции, возносящее практикующего его аскета значительно выше плана чувственного восприятия, из мира материи. Буквально "созерцание". Шесть ступеней Дхиан различаются только степенью абстрагирования персонального Эго от чувственной жизни.

ДЭВА (санскр.) Бог, "сверкающее" Божество, Дэва-Деус, от корня див, "светиться". Дэва — это небесное существо — не важно, доброе оно, злое или безразличное, которое живет в "трех мирах", или трех планах над нами. Их сществует 33 группы или миллионы.

ДЭВАКХАН (санскр.) "Обитель Богов". Состояние, промежуточное между двумя земными жизнями, в которое Эго (Атма-Буддхи-Манас или Триада, ставшая единым целым), вступает после отделения от Кама Рупы и разрушения низших принципов, после смерти тела на Земле.

Е ЕВРАЗИЙЦЫ. Сокращение слова Европейцы-азиаты. Смешанные цветные расы. Дети белых отцов и темных матерей Индии и наоборот.

Ж ЖНАНА (санскр.) Знание: Оккультная Мудрость.

З ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ. (См. Карма.) ЗЕНОБИЯ. Царица Пальмиры, потерпевшая поражение от императора Аврелия. Ее наставником был Лонгин, знаменитый критик и логик третьего века нашей эры. (См. Лонгин.) ЗИВО, КАБАР (или Юкабар). Имя одного из созидающих божеств в Кодексе Назореев. (См. "Разоблаченную Изиду".) ЗОХАР (евр.) "Книга Сияния", Каббалистический труд, приписываемый Симону бен Йохаи, первый век нашей эры. (Для более полного разъяснения смотри "Теософский словарь".) ЗОЛОТОЙ ВЕК. Древние делили жизненный цикл на Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный Века. Золотой был веком первозданной чистоты, простоты и всеобщего счастья. (см. Юга — ред.) ЗОРОАСТРИЕЦ. Тот, кто следует религии Парсов, солнце- или огне-поклонников.

И ИЕРОГРАММАТИКИ. Титул, даваемый тем египетским жрецам, которым было доверено написание и чтение священных и сокровенных записей. Буквально: "делающие сокровенные записи". Они были наставниками неофитов, готовящихся к посвящению.

ИЕРОФАНТ. От греческого Иерофантис, буквально: "толкователь священного"; титул, принадлежащий самым высоким Адептам в храмах античности, бывших Учителями и толкователями Мистерий и Посвященными в высшие Великие Мистерии. Иерофант олицетворял собой Демиурга и разъяснял кандидатам на Посвящение различные феномены творения, которые производились для их обучения. "Он был единственным толкователем экзотерических тайн и доктрин. Перед непосвященным было запрещено даже произносить его имя. Он восседал на Востоке и в качестве символа своей власти носил на шее золотой шар. Также его называли Мистагогом" (Кеннет Р.Х.Маккензи, "Королевская Масонская Энциклопедия").

ИЛЛЮЗИЯ. В Оккультизме все конечное (как, например, Вселенная и все в ней) называется Иллюзией или Майей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Одно из названий, данных в Теософии и Оккультизме человеческому Высшему Эго. Мы делаем различие между бессмертным и божественным и смертным человеческим Эго, которое разрушается. Последнее или "Личность" (личное Эго) переживает мертвое тело, но только на период в Кама-Локе; Индивидуальность же существует вечно.

ИОСИФ ФЛАВИЙ. Историк первого столетия. Эллинизированный иудей, живший в Александрии и умерший в Риме. Евсевий приписывал ему написание 16 знаменитых строк о Христе, которые, вероятнее всего были вставлены в рукопись самим Евсевием, крупнейшим изготовителем подделок среди Отцов Церкви. Этот отрывок, в котором Иосиф, бывший ревностным иудеем и умерший в иудейской вере, признает тем не менее Мессианство и божественное происхождение Иисуса, теперь признан поддельным большинством христианских епископов (в том числе Ларднером) и даже Палеем (см. его "Evidence of Christianity"). Он был в течение веков одним из самых веских доказательств реальности существования Иисса Христа.

ИУ-КАБАР ЗИВО. Гностический термин. "Владыка Эонов" в системе назореев. Это — предсоздатель (Эманатор) семи святых жизней (семи первичных Дхиан Чоханов или Архангелов, представляющих каждый одну из основных добродетелей), и сам называется третьей жизнью (третьим Логосом). В Кодексе к нему обращаются как к Кормилу и Виноградной лозе пищи жизни. Таким образом, он идентичен Христу, который говорит: "Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (Иоанн, XV, 1). Хорошо известно, что Христос в Римско-католической церкви считается "Повелителем Эонов", как и Михаил, "который подобен Богу". Таким же было и представление гностиков.

ИШВАРА (санскр.) "Владыка" или личный бог, божественный Дух в человеке. Буквально, Верховное (независимое) бытие. В Индии, титул, данный Шиве и другим богам. Шиву также называют Ишварадэва или верховный дэва.

Й ЙОГ ИЛИ ЙОГИН (санскр.) Тот, кто занимается и всецело предан системе Йоги. Существуют различные степени и виды Йоги, и этот термин в Индии стал общим названием для обозначения любого вида аскетизма.

ЙОГА (санскр.) Школа философии, основанная Патанджали, существовавшая как особое учение и система жизни задолго до этого мудреца. А именно Яджнавалкию, знаменитого и очень древнего мудреца, которому приписываются "Белая Яджур-Веда", "Шатапатха Брахмана" и "Брихак Араньяка", который жил до времени Махабхараты, и, как считается, проповедовал необходимость и положительный долг религиозной медитации и уединения в лесах, в силу этого полагают давшим начало доктрине Йоги. Профессор Макс Мюллер утверждает, что именно Яджнавалкия подготовил мир к проповеди Будды. Однако Йога Патанджали, как философия, более определенна и точна и заключает больше знаний из оккультных наук, чем любой из трудов, приписываемых Яджнавалкии.

К КАСТА. Первоначальная система четырех наследственных классов, на которые было разделено население Индии: Брахманы, Кштарии, Вайшьи и Шудры — а) потомки Брамы, б) воины, в) торговцы, г) низший или земледельческий класс Шудр. От этих четырех произошли сотни подразделений и второстепенных каст.

КАББАЛА (евр.) "Сокровенная Мудрость иудейских Раввинов средневековья, происходящая от более древних тайных доктрин, касающихся божественных предметов и космогонии, которые, после пленения евреев в Вавилоне, были объединены в теологию". Все труды, относящиеся к категории эзотерических, называются каббалистическими.

КАМАЛОКА (санскр.) Полу-материальный план, для нас субъективный и невидимый, где развоплощенные "личности", астральные формы, называемые Кама Рупами, остаются до тех пор, пока не угаснут, благодаря полному исчерпанию последствий ментальных импульсов, создавших эти эйдолоны низших животных страстей и вожделений (см. Кама Рупа). Это — Гадес древних греков и Аменти египтян — страна Безмолвных Теней.

КАМА РУПА (санскр.) Метафизически и в нашей эзотерической философии это субъективная форма, порождаемая всеми чувствующими существами вследствие ментальных и физических мыслей и желаний в связи с материальными вещами; форма, переживающая смерть своего тела. После этой смерти три из семи "принципов" — или, так сказать, планов чувств и сознания, на которые поочередно действуют человеческие инстинкты и способность к мышлению и восприятию идей — т.е. тело, его астральный прототип и физическая жизненность, ставшие уже ненужными, остаются на Земле, три же высших принципа, связанные воедино, погружаются в состояние Дэвакхана (см.), в котором Высшее Эго останется до тех пор, пока не пробьет час нового воплощения, а эйдолон прошлой личности остается один в своей новой обители. Здесь бледная копия прежнего человека прозябает в течение некоторого периода времени, продолжительность которого различна в зависимости от элемента материальности, оставшегося в ней, и который определяется прошлой жизнью умершего. Лишенная своего высшего разума, духа и физических чувств, будучи предоставлена своим собственным бессмысленным затеям, она постепенно угаснет и разрушится. Но будучи чем-либо насильственно привлечена в земную сферу — или страстными просьбами и мольбой оставшихся друзей, или регулярной практикой некромантии среди чего одним из самых опасных является медиумизм, — "привидение" может сохраниться на период, значительно превышающий естественную жизнь его тела. Если Кама Рупа узнала дорогу назад к живым человеческим телам, она становится вампиром, питающимся жизненной силой тех, кто так жаждал ее общества. В Индии эти Эйдолоны называют Пизачами — и очень боятся.

КАПИЛАВАСТУ (санскр.) Место рождения Владыки Будды, названное "желтой обителью". Столица царя, бывшего отцом Будды.

КАРДЕК АЛЛАН. Псевдоним основателя французского спиритизма, чье настоящее имя Ривайль. Это он собрал и опубликовал высказывания отдельных медиумов во время транса, а позднее, между 1855 и 1870 годами сделал из них "философию".

КАРМА (санскр.) Физически — действие, Метафизически — ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ, Закон Причин и Следствий или Нравственной Причинности. Это — Немезида только в смысле плохой Кармы. Это — одиннадцатая Нидана во взаимосвязи причин и следствий в ортодоксальном буддизме, кроме того, это сила, управляющая всем, результирующая нравственного действия, метафизическая Самскара, или нравственное следствие действия, совершенного для достижения удовлетворения желаний личности. Бывает Карма достоинства и Карма недостатка. Карма не наказывает и не вознаграждает, она является просто единым Универсальным ЗАКОНОМ, который направляет безошибочно и, так сказать, слепо все остальные законы, влекущие за собой определенные последствия, по колее соответствующих причинностей. Когда буддизм учит, что "Карма — это то нравственное Ядро (любого существа), которое единственно переживает смерть и пребывает в переселении" или перевоплощении, это просто означает, что после личности не остается ничего, но причины, произведенные ею, не умирают, т.е. таковы, что не могут быть удалены из Вселенной, пока не будут замещены своими закономерными следствиями, и, так сказать, не будут смыты ими. А такие причины, будучи погашены в течение жизни произведшей их личности, будут следовать за перевоплощающимся Эго и настигнут его в последующих земных жизнях, пока полная гармония между причинами и следствиями не будет достигнута вновь. Ни одна "личность" — простая совокупность материальных атомов и инстинктивных и умственных качеств — не может продолжать существовать, как таковая, в мире чистого Духа. Только то, что бессмертно по самой своей природе и вечно по своей сути, а именно Эго, может существовать вечно. А поскольку именно Эго после каждого Дэвакхана выбирает личность, которую одушевляет, и через эти личности воспринимает результаты последствия произведенных кармических причин, именно поэтому Эго, Я, упомянутое "нравственное Ядро", сама воплощенная Карма, является "единственным, переживающим смерть".

КВАТЕРНЕР. Четыре низших "принципа в человеке", составляющие его личность (т.е. Тело, Астральный Двойник, Прана или жизнь, органы страстей и низший Манас или разум мозга), в отличие от Высшего Тернера или Триады, состоящей из высшей Духовной Души, Разума и Атмана (Высшего Я).

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Отец Церкви и плодовитый писатель, неоплатоник и ученик Аммония Саккаса. Он был одним из немногих христианских философов в Александрии между вторым и третьим веками нашей эры.

КНИГА КЛЮЧЕЙ. Древний каббалистический труд. Оригинал в настоящее время утрачен, однако, могут существовать ложные и искаженные экземпляры и подделки.

КОДЕКС НАЗОРЕЕВ. Священные книги Назореев, а также Набатеев. Согласно различным Отцам Церкви, особенно Джерому и Епифанию, — еретические учения, но фактически это были одни из многочисленных гностических прочтений космогонии и теогонии, которые явились истоком возникновения самостоятельных сект.

КРИШНА (санскр.) Самый прославленный Аватар Вишну, "Спаситель" Индусов и самый популярный бог. Он — восьмой Аватар, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского Ирода, который, ища его среди пастухов овец и коров, укрывавших Кришну, убил тысячи их новорожденных детей. Легенда о зачатии, рождении и детстве Кришны является точным прототипом Новозаветной Легенды. Миссионеры, конечно, стараются показать, что индусы похитили легенду о Рождестве у ранних христиан, пришедших в Индию.

КУМАРА (санскр.) Девственный мальчик или юноша, давший обет безбрачия. Первыми Кумарами являются семь сыновей Брамы, рожденные из членов тела этого бога в так называемом Девятом Творении. Утверждается, что это название было дано им из-за их формального отказа "предсоздать" свой род и, таким образом, согласно легенде, они "остались Йогами".

КШЕТРАДЖНА (санскр.) или Кшетраджнешвара. В Оккультизме воплощенный Дух, сознательное Эго в своих высших проявлениях, перевоплощающийся Принцип или "Господь" в нас.

КЭТЭР (евр.) "Венец", высший из десяти Сефиротов (см.), первый из высшей Триады. Он соответствует Макропросопусу, Безграничному Спокойствию или Арик Анпину, развивающемуся в Хокма и Бину (следующие Сефироты. Прим. ред.) Л ЛАБРО (св.) Римский Святой, официально канонизированный несколько лет назад. Его великая святость состояла в сидении у одних из Римских ворот днем и ночью в течение сорока лет, оставаясь немытым все это время, результатом чего явилось то, что он до костей был съеден паразитами.

ЛАО-ЦЗЫ. Великий китайский Мудрец, Святой и Философ, предшествовавший Конфуцию.

ЛИНГА ШАРИРА (санскр.) "Астральное тело", т.е. воздушный символ тела. Этот термин обозначает двойника, или "астральное тело" человека или животного. Это — эйдолон греков, витальное и прототипное тело, отражение человека во плоти. Оно родится раньше человека и умирает или угасает с исчезновением последнего атома тела.

ЛИЧНОСТЬ. Учение Оккультизма подразделяет человека на три аспекта — божественный, разумный или рациональный, и иррациональный или животный человек. Для метафизических целей он рассматривается в семеричном делении или, как условились формулировать это в Теософии, он состоит из семи "принципов", три из которых составляют Высшую Триаду, а оставшиеся четыре — низшую Четверицу. Именно в последней заключена Личность, включающая все характерные черты, включая память и сознание, каждой физической жизни в порядке их следования. Индивидуальность — это Высшее Эго (Манас) Триады, рассматриваемой как Единое. Другими словами, Индивидуальность — это наше неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в новую Личность при каждом новом рождении.

ЛОГОС (греч.) Проявленное Божество у каждой нации и народа, внешнее проявление или результат Причины, всегда остающейся сокрытой. Так, речь является логосом мысли, отсюда в своем метафизическом смысле это слово может быть переведено как "Глагол" и "Слово".

ЛОНГИН, Дионисий Кассий. Знаменитый критик и философ, родившийся в самом начале третьего столетия (около 213 г.) Он был великим путешественником, в Александрии посещал лекции Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма, но был скорее критиком, чем последователем. Порфирий (Иудей Малек или Малх) был его учеником до того, как стал последователем Плотина. О нем говорят, что это была живая библиотека и ходячий музей. К концу своей жизни он стал преподавателем греческой литературы у Зенобии, царицы Пальмиры. Она отплатила за его службу тем, что перед императором Аврелием обвинила его в том, что он советовал ей восстать против последнего, за что Лонгин с несколькими другими был казнен императором в 273 году.

М МАГИЯ. "Великая" Наука. Согласно Девериа и другим востоковедам, наиболее древними и самыми цивилизованными и образованными нациями "Магия рассматривалась как сокровенная наука, неотделимая от религии". Например, египтяне были самой искренне религиозной нацией какой являлись и до сих пор являются индусы. "Магия состоит из, и постигается благодаря, почитанию богов", как говорит Платон. Тогда могла ли нация, которая, как доказывают неопровержимые свидетельства надписей и папирусов, в течение тысяч лет твердо верила в Магию, быть вводима в заблуждение в течение столь продолжительного времени? И возможно ли что поколения за поколением образованной и благочестивой теократии, в среде которой многие вели жизнь самоистязания, святости и аскетизма, продолжали вводить в заблуждение сами себя и народ (или только последний) ради удовольствия увековечить веру в "чудеса". Фанатики, говорят нам, сделают все, чтобы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы возражаем — в таких случаях Брахманы и египетские Рекгет-амены или Иерофанты не популяризировали бы веру в способность человека магической практикой управлять услугами богов, которые на самом деле являются оккультными силами и потенциями Природы, олицетворенными в самих ученых жрецах, которые только почитали в них признаки единого и не имеющего названия Принципа. Так искусно выражает это Прокл Платоник: "Древние жрецы, когда полагали, что существует определенное родство и симпатия у природных вещей по отношению друг к другу и в проявлении вещей по отношению к оккультным силам, и обнаруживали, что все вещи существуют во всем, — они строили священную науку на основании этого взаимного согласия и подобия... и использовали для оккультных целей как небесные, так и земные сущности, посредством которых, через определенное сходство, они вводили божественные сущности в это более низкое жилище". Магия — это наука о связи и управлении божественными и надземными силами, так же как и господство над таковыми в более низких сферах, практическое знание сокровенных таинств природы, известных весьма немногим, ибо ими весьма трудно овладеть, не согрешив против закона. Древние и средневековые мистики подразделяли Магию на три класса — Теургия, Гоэтия и Природная Магия. "Теургию давным-давно считали сферой, принадлежащей исключительно Теософам и Метафизикам", — говорит Кеннет Маккензи. "Гоэтия — это черная магия, а "природная" или белая магия поднялась с целительством на своих крыльях до гордого положения точного и прогрессивного учения". Замечательны комментарии, сделанные нашим покойным ученым братом: "Реалистические устремления нынешних времен содействовали тому, что на магию была навлечена дурная слава и осмеяние... Вера в самого себя в магии является существенным элементом и существовала задолго до других идей, допускающих ее наличие. Говорят, что она из мудрого человека делает глупца, а человеческие мысли усиливаются почти до сумасшествия, т. е. восприимчивость его мозга должна быть расширена далеко за пределы низкого убогого состояния современной цивилизации, прежде, чем он сможет стать истинным магом, ибо занятие этой наукой предполагает определенную степень изоляции и забвения себя". Поистине великой изоляции, достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по себе. В то же время Магия не является чем-то сверхъестественным. Как пояснял Ямвлих, они заявляют, что "благодаря жреческой Теургии способны восходить к более возвышенным и универсальным сущностям, и тем, кто поставлен выше судьбы, т. е. к Богу и демиургу: не используя материю и не присваивая что-либо иное, кроме наблюдения ощутимого времени". Кое-кто уже начинает осознавать существование тонких энергий и воздействий в Природе, в которой раньше они не знали ничего. Но, как верно замечает д-р Картер Блэйк, "девятнадцатый век не из тех, что наблюдали возникновение новых, как и кончину старых, методов мышления", к чему м-р Бонвик добавляет, что "если древние знали лишь немного о нашем способе изучения тайн Природы, мы еще менее сведущи в их способе познания".

МАГИЯ БЕЛАЯ или, так называемая, "Благотворная Магия" — это божественная Магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти, направленная исключительно на то, чтобы творить добро миру вообще и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои анормальные силы на удовлетворение себя, превращает эти силы в колдовство или черную Магию.

МАГИЯ ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ. Магия, согласно каббалистическим обрядам состоящая, как утверждали Розенкрейцеры и другие мистики, в призвании Сил более высокой духовности, чем Человек, и управление Элементалами по уровню бытия значительно более низкими, чем он, на шкале бытия.

МАГИЯ ЧЕРНАЯ. Колдовство, злоупотребление силами.

МАЙЯ (санскр.) Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и его восприятие. В Индийской философии реальностью называется только то, что неизменно и вечно; все то, что подвержено изменению через распад и дифференциацию и, в силу этого, имеет начало и конец, считается Майей — иллюзией.

МАКРОКОСМ (греч.) "Большая Вселенная" или, буквально, Космос.

МАНАС (санскр.) Буквально: "Разум". Ментальный дар, делающий из человека разумное и нравственное существо и отличающий его от простого животного. Синоним слова Махат. Однако, в эзотерическом смысле означает Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. Он называется у Теософов Буддхи-Манас или духовная душа, в противоположность его человеческому отражению — Кама-Манасу.

МАНАС СУТРАТМА (санскр.) Два слова, означающие "Разум" (Манас) и "Нить Души" (Сутратма). Как уже говорилось, это синоним нашего Эго, или того, что перевоплощается. Это специальный термин Ведантистской философии.

МАНАС ТАЙДЖАСИ (санскр.) Буквально: "Лучезарный" Манас. Состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь. То же самое, что и "Буддхи Тайджаси" (см.) МАНАСАПУТРА (санскр.) Буквально: "Сыны Разума" или Сыны, рожденные разумом, имя данное нашим высшим Эго, до того, как они воплотились в человечестве. В экзотерических, хотя и аллегоричных и символичных Пуранах (священных древних писаниях индусов) этот титул дан рожденным разумом Сыновьям Брамы, Кумарам.

МАНВАНТАРА. Период проявленности, в противоположность Пралайе (отдыху). Термин относится к различным циклам — в первую очередь к Дню Брамы — 4320000000 солнечных лет и к царствованию Ману — 308448000. Буквально: Мануантара — "между Ману".

МАНТРЫ (санскр.) Стихи из ведических текстов, используемые в качестве заклинаний и заговоров. Под Мантрами подразумеваются все части Вед, отличные от Брахман или их (Вед) толкования.

МАНУ (санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, мыслитель, и обычно означает Сваямбхуву, первого из Ману, произошедшего от Сваямбху, Самосущего и потому являющегося Логосом и прародителем человечества. Ману это первый законодатель — почти божественное существо.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)