АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Читайте также:
  1. Интернет-ресурсы
  2. Интернет-ресурсы
  3. Интернет-ресурсы
  4. Интернет-ресурсы
  5. Интернет-ресурсы
  6. Интернет-ресурсы по управленческому консультированию
  7. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  9. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы по всем разделам и темам учебной дисциплины
  11. Рекомендуемые Интернет-ресурсы

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и
академическому развитию СКФУ

__________________________

"__" _____________ 20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Ментальные особенности античности и средневековья

Направление подготовки (специальность)

Профиль подготовки «история»

_______________________________________________

Квалификация (степень) выпускника: Магистр

Изучается в 1 семестре

 

Объем занятий: итого 1,5 з.е. 48 ч.
В т. ч. аудиторных 1 з.е. 36 ч.
Из них:
В т. ч. аудиторных 1 з.е. 36 ч.
Лекций 0,3 з.е. 10 ч.
Лабораторных работ з.е. ч.
Практических занятий 0,7 з.е. 24 ч.
Самостоятельная работа з.е. 7 ч.
  Зачет ___1 _ семестр Контрольная работа ____ семестр Курсовая работа ____ семестр Экзамен ____ семестр
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой (название) ___________________________ ФИО "__" _____________ 20____ г.   Директор института (название)_______ __________________________ ФИО "__" _____________ 20____ г.   Рассмотрено УМК (название) института "__" _____________ 20_____ г. протокол ____________ Председатель УМК ________________   Зав. кафедрой (название) ______________ ______________________________ ФИО "__" ____________ 20____ г.   Должность разработчика ______________ ______________________ ФИО "__" ____________ 20____ г.   Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ ______________________________ ФИО "__" ____________ 20____ г.  

Ставрополь, 2013


МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Рабочая программа

Направление подготовки (специальность)

Профиль подготовки «история»

_______________________________________________

Квалификация (степень) выпускника: Магистр

 

Ставрополь 2013


Печатается по решению
Учебно-методического совета
Северо-Кавказского федерального
университета

Наименование дисциплины: программа / сост. Беликов А.П.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. – 17 с.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации ___________.

Утверждена на заседании кафедры ______(протокол №___ от "__" _____20__ г.).

Предназначена для студентов, обучающихся по направлению (специальности) ___________________.

 

 

Составитель

 

Беликов А.П.

Рецензенты

  1. Казаров С.С.

 

  1. Польская С.А.

 

© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие…………………………………………………………………………. 5

2. Учебно-тематический план………………………..…………………………………6

3. Планы семинаров………………………………. ……………………………………7

4. Рекомендуемая литература…………………………………………………………..14


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Спецсеминар имеет главной своей целью оказать теоретическую и практическую помощь магистрам при написании ими самостоятельной исследовательской работы. Спецсеминары такого рода имеют многовековую традицию и являются обычными для классического университета, различаясь лишь по формам и методам проведения.

Как правило, они предполагают небольшое количество лекций, посвящённых общеметодологическим проблемам и технологии исследовательского труда, новейшим научным направлениям и методам, нестандартным подходам к решению научных проблем, краткой характеристике наиболее значимых и ярких монографий последних лет.

Однако основной упор делается на семинарскую и самостоятельную работу магистров с источниками, призванную закрепить и развить уже имеющиеся у них навыки отбора, обработки, анализа и обобщения фактического материала. Многие источники изучены достаточно хорошо и неоднократно становились основой для написания научных трудов, поэтому необходимо прививать умение самостоятельного прочтения текста источника, стремление увидеть в нём что-то своё, что-то новое, быть может, не замеченное предыдущими исследователями.

Главная цель занятий – выработать самостоятельную и оригинальную авторскую позицию магистров для изучения ими своей научной темы. Ибо любая научная публикация имеет ценность только в том случае, если она стремится внести нечто новое в раскрытие поставленных проблем, а не повторяет расхожие мысли, растиражированные в десятках монографий.

Поэтому изучение ментальности древнего и средневекового общества важно даже не столько само по себе, сколько для формирования правильного понимания того, как и почему человек прошлого воспринимал окружающий мир и, что самое главное – как специфика его понимания отражалась в исторических источниках.

Без уяснения этого, как представляется, невозможно понимание сути изучаемой эпохи и достоверное раскрытие её проблем в научном исследовании.

Историческое мышление человека античности именно как часть его повседневной жизни, влияющей на научное восприятие мира и принципы исторического исследования, отношения к тому, о чём он пишет в своём труде – требует изучения и понимания. Такое «погружение в эпоху» безусловно, полезно.

Отсюда становится понятной и необходимость заданий по самостоятельному поиску магистрами цитат из источников по заранее определённой для семинарского занятия теме. Цель: магистры должны сами подобрать высказывания современников по отдельной важной проблеме, актуальной для древности или средневековья; увидеть все её аспекты и нюансы их глазами; оценить и объяснить позицию авторов; сделать итоговый вывод по поставленной проблеме, стремясь избегать общепринятых и традиционных суждений.

Наконец, всё вышеизложенное должно получить конкретное применение при написании текстов магистерских диссертаций.

На последнем занятии магистры представляют небольшой, но ёмкий доклад, составленный по следующему плану:

1. Основные проблемы моей научной темы.

2. Мой собственный авторский подход к их решению.

3. Что нового, нетрадиционного, нестандартного я могу предложить для решения поставленных научных проблем.

При этом докладчик должен обосновать, защитить и доказать научную аргументированность и убедительность своего авторского решения, убедить присутствующих в правильности предложенных им методов и выводов. Предполагается обязательное участие всех магистров в научной дискуссии по каждому докладу, критика ими предложенных концепций, возможные дополнения к ним и рекомендации по их реализации. Всё это поможет подготовить магистров как для атмосферы научных конференций, на которых порой звучит весьма жёсткая критика по поводу выводов некоторых докладов, так и для процедуры защиты магистерских диссертаций.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
  Тема 1. Школа «Анналов» и антропологическое направление исторической науки.              
  Тема 2. История повседневности в современной исторической науке.              
  Тема 3. История ментальностей и ее современные направления.              
  Тема 4. Актуальные проблемы повседневности и ментальности древности и возможные пути их решения.              
  Тема 5. Женщина через века: динамика экономического, социального, юридического и бытового статуса.              
  Тема 6. Античный мир и варвары: проблема взаимного восприятия.              
  Тема 7. Греки и римляне: проблема взаимного восприятия.              
  Тема 8. Античный инженер-механик Афиней об общих принципах написания научного труда            
  Тема 9. Великий насмешник античности Лукиан о методике исторического исследования: чтение и комментирование трактата Лукиана «Как следует писать историю».              
  Тема 10. «Круглый стол»: основные проблемы моей научной темы и моё авторское их решение.              
  ИТОГО            

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

Тема 1. Женщина через века: динамика экономического, социального, юридического и бытового статуса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Семинар призван проследить историческую ретроспективу развития основной ячейки общества – семьи, взаимоотношений, борьбы и сотрудничества созданных друг для друга «антагонистических полов» - с древнейших времён и до наших дней. Такой глобальный подход позволяет воссоздать не мозаичную, а цельную последовательную картину исторического развития семьи. Это важно как в целом, так и существенно для правильного понимания специфики любой эпохи. Именно в семье человек проводит значительную часть своей жизни, исторически обусловленные особенности семейной жизни во многом, в свою очередь, формируют восприятие окружающего мира.

Особенность семинарского занятия состоит в том, что предварительно магистрам будет дана информация о психофизических различиях между мужчиной и женщиной и предложено поразмышлять – почему природа, которая ничего не делает просто так, сделала нас такими разными. Как и почему эти различия закрепились и усилились по мере развития человеческого общества?

Затем будет зачитано несколько цитат из исторических источников Древнего Востока и античности (тексты законов, отрывки из поэтических произведений, суждения о женщине античных философов, историков и политиков). Проанализировав эти цитаты и ознакомившись с другими источниками из предложенного списка, магистры и должны подготовиться к ответу на семинаре.

Помимо знания фактического материала они должны показать чёткое понимание причин, определявших динамику экономического, социального, юридического и бытового статуса женщины от палеолита до поздней античности.

По первому вопросу главное – причины равенства между мужчинами и женщинами в период присваивающей экономики (в чём это проявлялось?). Необходимо показать суть и смысл термина «матриархат» и доказать, что вопреки широко распространённому представлению, на самом деле реально он никогда не означал господства женщин над мужчинами (почему?).

Во втором вопросе следует комплексно проанализировать причины, по которым (когда и почему?) произошло всемерное падение статуса женщины и её положения в обществе. Насколько неизбежным и закономерным было именно такое развитие событий? Почему патриархат действительно - реальное господство мужчины над женщиной, вплоть до права жизни и смерти?

Ответ на третий вопрос, показывающий специфику отношения к женщине на Древнем Востоке должен опираться на тексты исторических источников. При этом предварительно даётся конкретное задание, для выполнения которого магистрам необходимо самостоятельно поработать с источниками и литературой. 1) Что такое «обряд сати» в Индии. 2) Что традиционно отвечал китаец на вопрос – сколько у него детей? 3) Что такое почётные арки в честь женщин в Китае – кому и за что их ставили? 4) Специфика положения женщины в древнем Египте. Какие комментарии можно сделать ко всем вышеприведённым фактам?

Для четвёртого вопроса помимо других источников огромное значение имеет трактат Ксенофонта «Об управлении хозяйством», хорошо показывающий восприятие роли замужней женщины в семье греками. Конкретный вопрос, важный для понимания психологии древнего грека и вообще его отношения к жизни – почему он так не любил, если женщина усиленно пользовалась косметикой? Ответ предполагает раскрытие не менее 5 аспектов проблемы (можно больше).

Чем объясняются весьма нелицеприятные высказывания о женщинах в греческих комедиях? В поэзии? Отсюда возникает серьёзная научная проблема – насколько правы те исследователи, которые пишут, что древнегреческая цивилизация «имела ярко выраженный женоненавистнический характер»?

По пятому вопросу необходимо прежде всего показать саму двойственность положения женщины в древнем Риме, несовпадение её юридического и бытового статуса, объяснить причины этого. Также двойственным было и восприятие женщины римлянами, учитывая сугубый римский рационализм – какие психологические особенности женщин и почему они считали неприемлемыми? Что в этом плане даёт известное высказывание Сенеки о сути женской натуры? Объяснения самих римлян – почему они женятся?

С другой стороны – «Мы, римляне, правим миром, а …» - закончите эту фразу и прокомментируйте её.

Чем отличалась традиционная римская семья от греческой? И, наконец, как и почему менялось положение женщины в разные периоды римской истории?

Последний вопрос имеет историко-социологический характер: динамика последующего изменения статуса женщины вплоть до наших дней – причины и последствия. Что и почему менялось в Средневековье, Раннее Новое Время и далее? Куртуазная любовь – реальное поклонение даме или нечто иное? Насколько обоснованно мнение, что «настоящая любовь появилась только в период капитализма»?

Изменившиеся условия жизни (их главные причины?) привели к появлению новых моделей семейных отношений – почему социологи говорят о «кризисе современной семьи»? Как этот кризис пытались разрешить идеологи коммунизма (Клара Цеткин, Роза Люксембург, В.И. Ленин) – и насколько реальны предложенные ими рецепты? «Домострой», феминизм – и их объективная оценка.

«Ролевая программа», заложенная в мужчину и женщину природой, столкновение биологической и даже биохимической природы человека с его социальной сутью, единство и борьба противоположностей – и возможные варианты решения этих проблем.

 

ПЛАН

    1. Матриархат.
    2. Причины падения статуса женщины. Патриархат.
    3. Положение женщины на Древнем Востоке.
    4. Отношение к женщине в древней Греции.
    5. Специфика двойственного положения женщины в Риме.
    6. От поздней античности до наших дней – тенденции и перспективы.

ИСТОЧНИКИ

 

  1. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ред. М.А. Коростовцев. Ч. 1. М., 1980.
  2. Ассирийские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ред. М.А. Коростовцев. Ч. 2. М., 1980.
  3. Законы XII таблиц. (Любое издание).
  4. Аристофан. Комедии. (Любое издание).
  5. Ксенофонт. Об управлении хозяйством // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / Ред. В.И. Кузищин. СПб., 20000.
  6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-3. М., 1961-1964. (или любое другое издание).
  7. Петроний Арбитр. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. М., 1991. (или любое другое издание).
  8. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. (или любое другое издание).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. М., 2003. (или любое другое издание).
  2. Вардиман Е. Женщина на Древнем Востоке. М., 1988.
  3. Винничук Л. Быт, обычаи и нравы древней Греции и Рима. М., 1989.
  4. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000.
  5. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.

 

Тема 2. Античный мир и варвары: проблема взаимного восприятия

 

Тема 3. Греки и римляне: проблема взаимного восприятия

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Для 2 и 3 темы магистры должны самостоятельно подобрать каждый по 2 цитаты по теме из письменных первоисточников античности. Цитаты нужно выписать на отдельный листок, с указанием имени автора, названия произведения, места и года издания, издательства, в чьём переводе издан источник, указания страниц цитируемой книги, античная нумерация текста – книга, параграф, предложение (XIV.7.5). После семинара листок сдаётся преподавателю.

Речь идёт только об источниках, пользоваться учебниками или монографической литературой запрещено категорически. Требуется самостоятельное свежее восприятие текста источника, собственное, а не почерпнутое из исследовательской литературы.

Смысл занятий – выбрать значимые фразы из текстов источников, характеризующие отношение античного мира к варварам или – отношение греков к римлянам и римлян к грекам.

 

ПЛАН

    1. Автор текста выражает свой личный или общепринятый взгляд на варваров?
    2. Что такое варварство в понимании человека античности и насколько оно совпадает с современным представлением?
    3. Насколько обоснованно убеждение античных историков, что они во всём превосходят варваров?
    4. Насколько объективны описания зверств и насилий, чинимых варварами в захваченных эллинских городах?
    5. Как в текстах отражены этнические стереотипы и вообще что это такое, почему и как появляется?
    6. Насколько этнические стереотипы объективны?
    7. Почему греки и римляне так не любили друг друга?
    8. Считали ли греки самих римлян варварами?
    9. Какие вообще существуют способы разрешения этнических конфликтов?
    10. В конечном счёте кто кого победил – античный мир варваров или же – варвары античную цивилизацию?

Комментирование цитат и дискуссия по каждому из предложенных вопросов должны заканчиваться общим выводом по каждому вопросу и итоговым обобщающим выводом по всей теме занятия. Ко всем выводам магистры должны прийти самостоятельно.

ИСТОЧНИКИ

  1. Аристофан. Комедии. (Любое издание).
  2. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. (или любое другое издание).
  3. Плутарх Сравнительные жизнеописания. Т. 1-3. М., 1961-1964. (или любое другое издание).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000.

2. Бобровникова Т.А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. М., 2001.

3. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «чужом» // Логос: Философско-литературный журнал. 1994. № 6.

  1. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000.

5. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

6. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

7. Никишин В.О.Эллины, римляне и варвары: эволюция понятий в эпоху римского владычества // Ставропольский альманах общества интеллектуальной истории. Вып. 2. Ставрополь, 2002.

8. Штаерман Е.М. Проблема римской цивилизации // Цивилизации. Вып. 1. М., 1992.

 

Тема 4. Античный инженер-механик Афиней об общих принципах написания научного труда

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Аудиторное чтение и комментирование трактата Афинея. Дискуссия по тексту. Общие методические указания – те же, что к 2, 3 и 5 темам.

Необходимые пояснения. Афиней – греко-римский автор, живший во II в. н.э. О нём самом практически ничего неизвестно. Однако трактат его весьма любопытен по многим причинам. Автор – не гуманитарий, а явный «технарь», инженер-практик, конструирующий и строящий осадную военную технику. Текст – практическое руководство по этому делу.

Но при этом автор даёт небольшое теоретическое вступление, где рекламирует механику как способ экономить время, советует изучать её основательно и даёт очень краткий очерк истории предмета – изобретение и совершенствование осадных машин. Любопытно, что в этом крайне прагматичном вступлении Афиней обильно цитирует не только механиков, показывая своё знакомство с их работами, но и – поэтов, философов, историков, что несколько неожиданно, учитывая специфику текста.

Сама вводная часть имеет скорее философско-теоретический характер, затрагивая и вопрос о самих принципах создания любого письменного труда, что и представляет для нас особый интерес.

Основная часть источника посвящена описанию технологии создания таранов и «черепах», автор даёт ценную фактическую информацию.

Семинар предполагает чтение и комментирование всего текста источника, с обсуждением как в процессе чтения, так и при подведении итогов прочитанному.

ПЛАН

1. Философский характер вступления – дань традиции или личная инициатива Афинея.

2. Призыв автора экономить время – что отражает: особенности характера Афинея или характерную черту его эпохи.

3. Почему Афиней так сверхкритично отзывается о сочинениях своих предшественников.

4. Зачем на первых страницах он так обильно цитирует поэтов, философов, историков, ораторов, упоминает известных исторических деятелей.

5. По мнению Афинея – как (и почему?) следует писать автору любого письменного труда.

6. Насколько он оригинален и самостоятелен в этих советах.

7. Отсюда – насколько он сам следует приведённым рекомендациям, что можно понять о его характере и типе личности. Охарактеризуйте его.

8. Что он пишет о себе самом? Комментарий к его словам.

9. Ваше личное отношение к Афинею – как к автору, - как к инженеру, - как к человеку.

10. Попытайтесь предположить – кем он был по знаку Зодиака. Насколько всерьёз вообще можно воспринимать влияние даты рождения человека на его характер?

 

ИСТОЧНИК

 

Афиней Механик. О машинах // Военная мысль античности. Сочинения древнегреческих и византийских авторов / Сост. К. Королёв. М.; СПб., 2002.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

2. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. М., 1980.

3. Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982.

4. Миронов Б.Н. Историк и социология. Л., 1984.

5. Немировский А.И. Три малых римских историка // Малые римские историки. В.Патеркул Римская история; А.Флор Две книги римких войн; Луций Ампелий Памятная книжица. М., 1996.

 

Тема 5. Великий насмешник античности Лукиан о методике исторического исследования: чтение и комментирование трактата Лукиана «Как следует писать историю».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аудиторное чтение и комментирование трактата. Дискуссия по тексту.

Необходимые пояснения. Лукиан из Самосаты – автор II в. н.э., сириец по происхождению, писавший на греческом языке. Из бедной семьи, с нелёгким детством. Родители прочили ему карьеру скульптора, но – не сложилось.

В совершенстве овладел чужим для него греческим языком. Изучал риторику, пытался работать адвокатом. Но подлинное признание нашёл в другом – стал странствующим оратором, известным и даже модным учителем риторики. Почувствовав недостаток знаний, основательно изучил философию, к которой, впрочем, относился с нескрываемой иронией.

Настоящую славу, хотя и несколько скандального характера, ему принесли его письменные труды. Имя Лукиана знали все, но при его упоминании одни улыбались, другие ухмылялись, а третьи не скрывали злобы. Считался великим насмешником, злословным и даже богохульным. Славился своим свободомыслием. Ф. Энгельс дал ему такое определение – «Вольтер классической древности».

Даже в переводе на русский язык его работы дают представление о характерном стиле этого автора – язвительного, порой даже желчного, с тонким чувством юмора довольно ехидного содержания.

Особый интерес представляет его трактат «Как следует писать историю», по большому счёту – как не следует её писать. Это квинтэссенция античной методологии написания исторического исследования, воплотившая в себе основные достижения и дух эпохи. И одновременно – пародия как на различные руководства по написанию истории, так и на тексты многих историков, подвергнутых безжалостному осмеянию. Иногда Лукиан выглядит откровенно хулиганствующим автором.

Трактат даёт возможность ознакомиться с основными принципами античного историописания. Многие советы, предостережения и насмешки Лукиана актуальны и сегодня. И наконец – это просто радость прочтения хорошей, по настоящему хорошей книги. Каждая её фраза может вызвать пространнейший комментарий, поэтому комментирование будет вестись непосредственно по прочтении каждого абзаца.

Богатство и вариативность мыслей нашего автора столь велики, что здесь трудно подогнать обсуждение к какому-то жёстко заданному плану. Великий насмешник не укладывается в жёсткие рамки заданности и обязательности.

 

ПЛАН

1. Почему Лукиан не всегда называет имена критикуемых им авторов, а некоторых подвергает осмеянию «анонимно».

2. Чем можно объяснить язвительность и насмешливость автора.

3. Почему он так издевается над авторами, подражающими Фукидиду, Геродоту или Ксенофонту.

4. Почему его так не любили многие современники.

5. Как сам Лукиан относится к приводимым им советам по методологии написания исторического труда.

6. Почему этот трактат часто называют злой пародией на исторические труды современников Лукиана.

7. Какие основные принципы античного историописания сформулированы в трактате.

8. Оцените степень компетентности автора.

9. Выделите главные достоинства и недостатки античной методологии написания истории.

10. Какие из советов Лукиана не устарели и сейчас? Почему?

11. Ваше личное отношение к Лукиану.

 

ИСТОЧНИК

Лукиан. Как следует писать историю // Лукиан. Избранное. М., 1987. (или любое другое издание).

ЛИТЕРАТУРА

1. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

2. Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982.

3. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

4. Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме // ВДИ. 1994. № 3.

 

Тема 6. «Круглый стол»: основные проблемы моей научной темы и моё авторское решение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

На каждое выступление отводится максимум 10 минут. Поэтому не нужны нудные перечисления источников и историографии по теме. Кратко должны быть освещены только три аспекта:

- Основные проблемы моей научной темы.

- Мой собственный авторский подход к их решению.

- Что нового, нетрадиционного, нестандартного я могу предложить для решения поставленных научных проблем.

Основное внимание должно быть уделено второму и третьему пунктам. Главное требование – показать степень оригинальности, самостоятельности и нестандартности если не самого текста магистерской диссертации, то хотя бы идей, которые могут быть реализованы в дальнейшем.

Предупреждения

На самих занятиях вопросы могут быть сформулированы несколько иначе, и – обязательно будут возникать и другие вопросы, не оговоренные в тексте программы.

Наличие у магистра собственного мнения, даже кардинально не совпадающего с мнением преподавателя – преступлением не является. Но аргументированного обоснования – требует.

Цитаты из античных авторов должны быть написаны аккуратным, «читабельным» и удобоваримым почерком.

 

Спецкурс завершается зачётом, при выставлении которого учитываются следующие критерии:

 

    1. Посещаемость занятий.
    2. Активность работы в спецсеминаре.
    3. Качество ответов.
    4. Своевременное и качественное выполнение домашних заданий (особенно - подборка цитат для темы 3 и 4, подготовка доклада для завершающего занятия).
    5. Умение магистров продемонстрировать самостоятельное творческое мышление.
    6. Умение увидеть в тексте источника что-то новое, что-то своё, нестандартное.
    7. Умение аргументировано отстоять свою позицию в дискуссии.

 

 

Рекомендуемая литература

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аристофан. Комедии. (Любое издание).

Афиней Механик. О машинах // Военная мысль античности. Сочинения древнегреческих и византийских авторов / Сост. К. Королёв. М.; СПб., 2002.

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. (Любое издание).

Джованни Боккаччо. Декамерон (любое издание).

Законы XII таблиц. (Любое издание).

Ксенофонт. Об управлении хозяйством // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / Ред. В.И. Кузищин. СПб., 2000.

Лирика трубадуров. // Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII – XIII века. М., 2003.

Лукиан. Как следует писать историю // Лукиан. Избранное. М., 1987.

Проповеди и высказывания теологов и проповедников: из трактатов Доменико Кавалька и Бернардино Сиенского (ксерокопии).

Франсуа Вийон. Сочинения. Любое издание.

Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Любое издание.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамзон М.Г. Римская армия и её лидер по данным нумизматики. Челябинск, 1994.

Андреев Ю.В. Цена гармонии и свободы. Л., 1998.

Античная Греция. / Ред Е.С. Голубцова. Т.1-2. М., 1983.

Арьес Филипп. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Беликов А.П. Рим и эллинистический мир. Проблема политических, экономических и культурных контактов. Ставрополь, 2004.

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000.

Бобровникова Т.А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. М., 2001.

Брюнель – Лабришон Э., Дюамель – Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII – XIII века. М., 2003.

Буданова В.П. Взаимоотношения варварского мира с цивилизациями Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход). М., 2000.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Древней Греции. Т.1. Ростов-на-Дону, 1995.

Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000.

Гис Фрэнсис, Гис Джозеф. Брак и семья в средние века. М., 2002.

Грант М. Клеопатра. М., 2002.

Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003.

Денисенко В.И. Национальная идентичность, мультикультурализм и национальный интерес // Культурная идентичность и глобализация. М., 2002.

Жигунин В.Д. Древность и её место в историческом процессе. Самара, 1996.

Зберовский А.В. Фамильные традиции в политической жизни раннереспубликанского Рима // Семья в античности и в средние века. Красноярск, 1999.

Келлер В. Библия как история. М., 1998.

Кессиди Ф. К проблеме «греческого чуда» // Культурология / Ред. Г.В.Драч. Ростов-на-Дону, 1995.

Колобов А.В. Римские легионеры вне полей сражений. Пермь, 1999..

Крист К. История времен римских императоров. Т.I-II. Ростов-на-Дону, 1997.

Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений. СПб, 2001.

Левин З.И. Менталитет диаспоры // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. М., 2001.

Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. (любое издание).

Лэмб Г. Ганнибал. М., 2003.

Никишин В.О.Эллины, римляне и варвары: эволюция понятий в эпоху римского владычества // Ставропольский альманах общества интеллектуальной истории. Вып. 2. Ставрополь, 2002.

Печатнова Л.Г. История Спарты. СПб, 2001.

Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М., 1999.

Свенцицкая И.С. Эллины античного мира в кругу друзей // Человек в мире чувств: Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени. М., 2000.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

Туманс Х. Путь к Афине. СПб., 2002.

Фролов Э.Д. Русская наука об античности (историографические очерки). СПб., 1999.

Фрэн И. Клеопатра, или неподражаемая. М., 2001.

Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999.

Хьюз-Хэллет Л. Клеопатра: правда, легенда, ложь. М., 1999.

Чужое: опыты преодоления: Очерки из истории и культуры Средиземноморья. М., 1999.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций // http://www.1september.ru/ru/his/99/his40.htm.

Авдеев А. Античность и Восток: эволюция цивилизаций. Закат традиционных обществ древности // http://www.1september.ru/ru/his/ 99/his41.htm.

Всемирная история Он-Лайн http://sesna.tripod.com/history/

Геродот. История // http://www.gumer.info/

Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории // http://rome.webzone.ru/publik/delbruck/ivi2f.htm

Илиада. Пер. с древнегреческого Н. Гнедича. http://lib.ru/

История древнего мира http://windoms.sitek.net/~historic

История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996 // http://sno.nm.ru/lib/kuzischin/index.htm.

Каталог электронных учебников истории http://www.fipc.ru/~cgo/FrameT.html

Коптев А.В. Античная цивилизация // http://rome.webzone.ru/publik/ koptev/kopt15.htm.

Одиссея. Пер. с древнегреческого В. Вересаева. http://lib.ru/

Он-Лайн тест «Знаете ли вы историю» http://members.tripod.com/sesna/history/test.html

Пельман Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения. http://sno.7hits.net/lib/poelm/index.htm/

Публикации, посвященные военному искусству древних эллинов и римлян http://xlegio.enjoy.ru

Родс П. Дж. Афинская демократия // http://rome.webzone.ru/publik/ rhodes/rhod01.htm.

Сайт Центра антиковедения Санкт-Петербургского университета http://centant.pu.ru,

Тесты и экзамены по истории Он-Лайн http://www.examen.ru/

Фукидид. История // http://hronologia.narod.ru/index.html

Чернышов Ю.Г. История Древней Греции и Рима (методические рекомендации, программа и планы семинарских занятий для студентов исторического факультета) // http://hist.dcn-asu.ru/faculty/docs/grecia.shtml.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины СКФУ и ООП ВПО по направлению подготовки (специальности) «История»

 

Автор Беликов А.П.

Рецензенты Казаров С.С.

Польская С.А.


 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.)