|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мышление и язык. Основные функции языка
Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества" ("Философский энциклопедический словарь", 1983). Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. "Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)" (там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное[1]. Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка обусловил развитие в грамматическом строе языков ряда формальных категорий, частично соотносительных с некоторыми общими категориями мышления, например, подлежащее, сказуемое, дополнение и определение приближенно соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката (в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного, глагола, прилагательного, числительного и грамматические категории числа приближенно соответствуют смысловым категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия или состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей и грамматических времен приближенно соответствуют смысловым категориям связи, отношения, времени и т. д. Категории, имеющие свое основание в одних и тех же свойствах действительности, формировались в мышлении и языке неодинаково: общие категории мышления - прямой результат развития самого мышления, а формальные категории языка - результат не контролируемого мышлением длительного процесса стихийного обобщения языковых форм, использовавшихся для образования и выражения мыслей. Вместе с тем в грамматическом строе языков развиваются обязательные для определенных частей речи и конструкций предложения формальные категории, не имеющие никакого соответствия категориям мышления или соответствующие к.-л. факультативным его категориям. Напр., категории грамматического рода, определенности/неопределенности, вида глагола возникают в результате обусловленного системным характером языка распространения на все слова определенной части речи формальных признаков, свойственных в истории языка лишь отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории, как, напр., категория модальности, отражают субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, третьи, как, напр., категория лица, обозначают типичные условия устного языкового общения и характеризуют язык не со стороны его мыслительной, а со стороны коммуникативной функции, Грамматическая семантика таких категорий (рода, вида и т. п.) говорящими не осознается и в конкретное содержание мысли практически не включается. Если между семантикой грамматической категории и требующим выражения конкретным содержанием оформляемой мысли возникает противоречие (напр., при несоответствии грамматического подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются другие средства для адекватной передачи соответствующего компонента содержания (напр., интонация). Поэтому свойственные различным языкам семантические особенности грамматических категорий никогда не вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях[2].
Одним из факторов, отделившим в ходе эволюции человека от животного мира, являются его речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать и направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию своего проживания. Но сколь бы ни были разнообразны сигнально-информационные способы поведения и взаимодействия животных, они сохраняют свои эволюционно-генетические ограничения. Это касается их как внутри-, так и межвидовой коммуникации. В отличие от них человеческая речь в процессе эволюции превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, желаний, оценок. Помимо эволюционно-генетических причин, этому в немалой степени способствовали антропологические, социальные и культурные факторы становления человека. Конечно, все гипотезы происхождения языка настолько проблематичны, насколько предположительной, искомой является сама эволюция человека. Ясно только, что брешь, разделяющая языковые способности животных и человека, очень велика. На протяжении многих сотен тысяч лет люди стремились выразить свои мысли и передать их содержание другим. Это достигалось с помощью жестов и мимики, голоса, криков, последовательности звуков и речи, разнообразных знаков, оставляемых на предметах, и письма как знаковых систем фиксации устной речи. Знаковые инфраструктуры пронизывали все сферы жизнедеятельности первобытного человека, позволяя ему выражать собственные мысли и чувства, общаться с другими, организовывать хозяйственную жизнь, хранить опыт, формировать культурные традиции, укрепляя связи между разными поколениями людей. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего времени. Если сравнить язык цивилизованных обществ с языком примитивного человека, то он отличается лишь количественными параметрами — более обширным и богатым словарным запасом, разнообразной и более дифференцированной семантикой, семантическими и синтаксическими приемами выражения мыслей и обмена информацией, риторикой общения. Совершенствование орудийной и языковой оснащенности первобытного человека прогрессирующим образом сказалось на эволюции разных сторон его социальной жизни и сознания. Крайне обедненный по своему содержанию и формам бродячий, кочевой быт первых собирателей и охотников сменяется оседлой культурой постоянных поселений. Процессы социальной миграции, постоянные занятия древних людей рыболовством, земледелием, скотоводством и ремесленничеством благотворно сказываются на экономике и социальной организации их сообществ. Расширяются обменно-торговые связи между общинами, узакониваются формы этнической общности, складываются перечни запретов (табу), регулирующих поведение людей и их взаимоотношения, различаются статусы родителей и детей, формируются традиции отправления религиозных ритуалов, совершенствуются ремесла и формы художественного промысла. Среди факторов эволюции человека, сыгравших решающую роль в отделении его от других живых существ, следует назвать орудийную деятельность (особенно изготовление искусственных орудий труда), речевую (языковую) способность, хозяйственный уклад жизни, формы общности людей (общину) и ряд других социокультурных обстоятельств. Можно перечислить следующие основные социокультурные тенденции эволюции жизни первобытного человека: 1) от кочевого образа жизни через кочевой с элементами оседлого к оседлому укладу; 2) от первобытного стада предлюдей через древние формы общины к ро-доплеменным отношениям и этносам; 3) от использования случайных орудий труда через намеренное использование и изготовление орудий к первобытной технике; 4) от естественных укрытий (пещер, землянок, шалашей) к строительству каменных и деревянных жилищ, хозяйственных и культовых построек; 5) от телесных способов общения и звукоподражания через звукосочетания и рисуночное письмо к членораздельной речи и иероглифическому письму; 6) от инстинктивного поведения к логике первобытного сознания; 7) зарождение элементов художественного и религиозного сознания. Социокультурные факторы в своей совокупности определяли механизм адаптации первобытного человека к природной среде обитания и социальному окружению. Начальным процессам дифференциации хозяйственно-экономической деятельности (земледелие, скотоводство, ремесленничество), межобщинных связей и утверждению оседлого образа жизни, росту численности народонаселения, интенсификации производства орудий труда и языковых средств общения отводится роль ведущих движущих сил в эволюции первобытного человека.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка[3]: · коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; · конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества; · познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; · эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; · волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия; · метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах. · фатическая (или контактноустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников; · идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство. · омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль; · номинативная (или назывная) — язык называет различные объекты; · денотативная, репрезентативная — передача информации, представление; · конативная — ориентация на адресата; · эстетическая — сфера творчества; · аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо); · референтная (или отражательная) — функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
[1] http://www.philology.ru/linguistics1/melnichuk-90.htm [2] http://www.philology.ru/linguistics1/melnichuk-90.htm [3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA#.D0.A4.D1.83.D0.BD.D0.BA.D1.86.D0.B8.D0.B8_.D1.8F.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |