АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Читайте также:
  1. III. Права и ответственность педагогического совета
  2. VI. Ответственность исполнителя
  3. XXI. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  4. Административная ответственность
  5. Административная ответственность
  6. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  7. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  8. Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения.
  9. Административная ответственность нотариусов
  10. Административные правонарушения и административная ответственность. Экологическое право. (2 ч.)
  11. Аудиторский риск и ответственность аудитора.
  12. Безответственность перед практикой

 

Женщина, 53 года, страдает алкоголизмом и циррозом печени, с ва­рикозными пора-жениями вен пищевода, вызывающими рецидивные кро­вотечения и требующими каждый раз переливания большого количества крови.

Пациентка отказывается прекратить употребление алкоголя, что по­зволило бы остановить или ослабить кровотечение.

Позиция врачей относить расходы общества на оплату каждого переливания крови на счет пациентки.

 

1. Международное nраво

 

Не существует международных юридических актов, обязывающих каждого человека самому заботиться о своем здоровье.

Никтоне подвергает сомнению тот факт,что в западных юридиче­ских системах право каждого субъекта предусматривает одновременно и личную ответственность, но в международном праве такого положения нет, что подтверждается отсутствием юридиче-ских документов. Однако следует обратить внимание на пункт Б Рекомендации № R (80) 4 Совета Европы, касающийся истинного участия больного в своем лечении.

 

2. Российское nраво

 

В ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано:

«1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях».

 

3. Этика

 

Врач должен выполнять свой профессиональный долг независимо от поведения па-циента. Ему надлежит разъяснить пациенту опасность, которой он подвергает себя, зло-употребляя алкоголем (ВМА, Токио: Декларация о злоупотреблениях наркотиками, 1975 г.). Решение о назначении того или иного лечения принимается врачом. (МКМО, Каким должен быть уход за больным, 1983 г.; ВМА, Права больного, Лиссабон, 1981 г.).

 

___________

* За основу взяты казусы, рассмотренные в книге: «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям. А/О ИГ «Прогресс». «Прогресс-Интер». – М., 1992». Содержание казусов дополнено нормами российского права, профессиональной этики отечественных врачей и православной морали.

 

 

Согласно п. 7 раздела I Кодекса врачебной этики, одобренному II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, как в мирное, так и в военное время врач должен оказы­вать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся неза­висимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповеда­ния, социального положения, политических взглядов, граж­данства и других немедицинских факторов, включая матери­альное положение.

 

4. Религиозная мораль

а. Православная. В пункте XII.1. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредст­венным воздействием на человека, Церковь исходит из основан­ных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к дости­жению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4)».

б. Католическая. Каждый человек обязан следить за сохранением в це­лости своего тела и поддерживать его в здоровом состоянии. Он не явля­ется абсолютным хозяином своего тела и своего духа, а потому он не мо­жет распоряжаться собой по своему усмотрению». Долг врача – предуп­редить больного об опасности алкоголизма, его последствиях, и в качестве крайнего средства он может потребовать его госпитализации. Но, по нашему мнению, врач имеет право госпитализировать пациента в принудительном порядке только в случае потери больным разума или опасности, которую он представляет для общества.

в. Протестантская. Чем вызван «отказ» пациентки? Вероятно, она про­сто не может бросить пить, но это вовсе не значит, что она этого не хочет. Во всяком случае, алкоголизм – это болезнь со многими составляющими, и ее можно лечить только с учетом всех сторон личности и ее окружения.

г. Иудейская. Обществу следует проводить антиалкогольные кампании, бороться с куре-нием и вкладывать необходимые средства скорее в пре­дупреждение заболеваний, чем в их лечение. На этих людей нужно ока­зывать моральное воздействие с тем, чтобы убедить их сойти с того пути, на который они встали. Во всяком случае, общество обязано нести от-вет­ственность перед этими больными и проявлять о них необходимую забо­ту, сколько бы это ни стоило. Эти больные – жертвы нашего общества, и оно ни в коем случае не должно занимать позицию невмешательства, игнорируя нужды этих обездоленных людей.

д. Мусульманская. Врач обязан сообщить больной, страдающей ослож­ненным циррозом, о той опасности, которую представляет для нее упот­ребление алкоголя. Должен быть реко-мендован курс дезинтоксикации. Как бы ни складывалась ситуация, общество должно вес-ти антиалкоголь­ную компанию. В случае ее неэффективности ему ничего другого не ос­та-ется, как только брать на себя ответственность и проводить необходимое лечение.

е. Буддийская. Общество обязано отвечать за проблемы, которые оно прямо или косвенно порождает. В поисках выхода из этой ситуации нель­зя руководствоваться только общими законами, нужно принять во внима­ние и особые индивидуальные обстоятельства. Вместе с тем ответственность должен нести и сам пациент.

 

 

Казус 2

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)