|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказыванияАллюзия (шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения: «слава Герострата» Амплификация - нанизывание синонимических определений, сравнение с целью усиления выразительности высказывания: берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую. Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь! (Н.А. Некрасов.) Антитеза (противоположение) - сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. (С.Есенин) Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен (А.С. Пушкин) Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина. Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Инверсия (перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке: Преданья старины глубокой. (А.С. Пушкин) Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок.) Параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А. С. Пушкин.) -синтаксический (образный) параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин.) Парономазия - стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов: «Леса — лысы, леса обезлосели, леса обезлисели», «он не глух, а глуп» Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) Перенос - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце: Выходит Пётр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза» А. С.(Пушкин.) Плеоназм -стилистический прием, усиливающий смысл сказанного: «грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву». Риторический вопрос - одна из стилистических фигур; такое построение речи, гл. обр. поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.В. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» (А.С.Пушкин) Риторическое восклицание - такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью. Да, так любить, как любит наша кровь никто из вас давно не любит! (А. Блок.) Риторическое обращение -по форме, будучи обращением, Р. о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов. (М. Лермонтов.) Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький.) Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А.Пушкин.) Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.) В этих примерах наблюдается еще один прием – бессоюзие – придающий фразе динамику; а в следующем примере: И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин.) - многосоюзие, придающее предложению плавность, замедляющую фразу. Силлепс - объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении. У кумушки глаза и зубы разгорелись. (А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях: «за окном идёт дождь, а у нас – концерт». Хиазм - расположение двух частей в обратном порядке: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Эллипс(ис) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?... Ты в меня! (Г. Гейне.) Эпифора (повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |