АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Стилистические фигуры
Виды тропов
Тропы
| Характеристика
| Примеры
| Аллегория
| Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа
| В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
| Гипербола
| Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
| Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
| Ирония
| Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки
| Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
| Литота
| Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления
| Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
| Метафора
| Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии
| Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
| Метонимия (переименование)
| Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними
| Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
| Олицетворение
| Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ
| Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
| Перифраза
| Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
| Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
| Развернутые метафоры
| Несколько метафор, связанных между собой по смыслу
| В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
| Синекдоха
| Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
| Пуще всего береги копейку
| Сравнение
| Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами
| Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
| Эпитет
| Художественное, образное определение
| Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным
|
Стилистические фигуры
Фигуры
| Характеристика
| Примеры
| Анафора
| Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание
| Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
| Антитеза
| Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия
| И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
| Бессоюзие
| Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями
| Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
| Градация
| Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение
| Тёмные, душные, скучные комнаты
| Инверсия
| Обратный порядок слов
| Досадно было, боя ждали
| Многосоюзие
| Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
| Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
| Параллелизм
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
| Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
| Риторический вопрос
| Вопрос, не требующий ответа
| Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
| Риторическое обращение
| Обращение к неодушевлённому предмету
| Ах ты, степь моя, привольная!
| Умолчание
| Сознательно выраженная не до конца мысль
| Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
| Эллипсис
| Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности
| Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
| Эпифора
| Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз
| Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
| 1 | 2 | Поиск по сайту:
|