АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Риторический канон: элокуция, запоминание произнесение. Риторические тропы и фигуры

Читайте также:
  1. Баранья голова Запоминание предметов
  2. Влияние смысла слов на запоминание
  3. Древнейшие люди (архантропы)
  4. Дюморье Д. Извилистые тропы / Пер. с англ. Ю. И. Жуковой. – М. : АСТ, 2014. - 350 с. – (Англия. Классика. 20 век)
  5. Запоминание
  6. Запоминание (запечатление, кодирование)
  7. Запоминание снов
  8. Изобразительные средства (тропы)
  9. История «Большой Байкальской Тропы»
  10. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  11. Площадь фигуры.
  12. Правило 3: прежде чем ступить на лед, посмотри, нет ли протоптанной тропы или свежих следов. Если есть, то лучше двигаться по ним, так как этот путь уже проверен.

Элокуция (словесное выражение) – «цветы красноречия». Смысловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в речи. Использование тропов в судебных речах. Риторические возможности и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса, гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации, анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоционального воздействия на слушателей.

1) завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания; понятие Э. тесно связано с понятием стиля;

2) создание высказывания на уровне текста; автор находит наилучшие языковые средства выражения замысла, в результате чего текст приобретает стилистическую цельность и завершенность;

3) этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучше сказать или построить свою речь.

·

o сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С.Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонтов);

o восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещённых по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;

o нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путём нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М.Твен);

o зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении;

o каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А.Вяземский);

o антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;

o оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.

Синтаксические фигуры речи образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения.

По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления.

· К фигурам убавления относятся:

o эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский);

o апосиопеза - умышленно незавершённое высказывание: Вот он вернётся и тогда…;

o просиопеза - опущение начальной части высказывания, например, употребление отчества вместо имени и отчества;

o апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждёт.

· К фигурам добавления относятся:

o повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли;

o анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придёт оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский);

o пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.

По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия.

Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин).

Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса.

Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания. Риторические вопросы широко распространены как в ораторской, так и в разговорной речи: Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь пропитан? (Л.Н.Толстой).

· На взаимодействии (уподоблении или расподоблении) структур синтаксических конструкций, совместно встречающихся в тексте основываются следующие речевые фигуры:

o параллелизм - тождественное строение двух или более отрезков текста: В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай… (Н.А.Некрасов);

o хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи Р.Якобсона;

o анафора - повторение начальных частей предложения или других отрезков речи: Свалился… А тот-то был в силе! Свалился… не минуть и нам… (Н.А.Некрасов);

o эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям).

 

· Тропы - это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и предложений для наименования иного предмета в данной речевой ситуации. Основными видами тропов являются:

o метафора - употребление слова в переносном значении, основанное на сравнении предметов: Ваня сущий вьюн; Это не кот, а бандит (М.А.Булгаков);

o метонимия - перенос значения слова по смежности, сопредельности: выутюженный молодой человек; дерзкие глаза;

o ирония - намеренное употребление слов, словосочетаний, предложений и более крупных отрезков текста в смысле абсолютно противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)