АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Читайте также:
  1. БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ИЛИ ПОСЛУШАНИЕ?
  2. БЛАГОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ ИЛИ ХУДОЕ ПОСЛУШАНИЕ»
  3. В) Ослушание и совершение грехов
  4. Вера и послушание
  5. Вопрос 3. Предварительное слушание
  6. Но что же на самом деле значит послушание Церкви?
  7. Ных благодаря тому, что аккуратное слушание позволило выявить
  8. ОСЛУШАНИЕ И ГРЕХИ ЛИШАЮТ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВА СТЫДА.
  9. Посредством чего Христос хотел даровать людям освобождение? Посредством предоставления им права выбора между послушанием Богу и непослушанием?
  10. Семинар 5. Тема 5 Слушание в процессе делового общения – 2 часа
  11. Слушание (звучит «Вальс №6»)

Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. В данном случае полезно вспомнить, что при коммуникации осуществляется процесс кодирования и раскодирования сообщений. Говорящий "кодирует" то, что он хочет сказать, то есть факты и своё отношение к ним, в общественно значимые словесные фразы и несловесное поведение. Затрудняется дело тем, что как слова, так и жесты имеют много значений и могут быть раскодированы слушателем по-разному. Иногда говорящие путаются в словах, иногда слишком дают волю чувствам, выражаемым путаной жестикуляцией, - то и другое может исказить смысл высказывания настолько, что сам говорящий перестаёт соображать, о чём же он, собственно, ведёт речь.

Каково же тогда приходится принимающему сообщение? Чтобы обеспечить понимание, он должен дать знать говорящему, что именно до него "дошло", чтобы тот мог скорректировать своё сообщение и сделать его более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс рефлексивного, "обратного" слушания.

Слушатель подаёт здесь сигналы обратной связи: требующие пояснения, пересказывающие, обобщающие, отражающие чувства. Как правило, они применяются в сочетании друг с другом. Просьба дать пояснения направлена на то, чтобы получить разъяснения дополнительных фактов, мыслей говорящего. Зачастую такой реакции достаточно, чтобы привлечь внимание говорящего к тому, что он выражается достаточно ясно. Следует новое, дополняющее и разъясняющее сообщение - и коммуникация восстановлена. В этом случае принесут пользу такие фразы:"Не могли бы вы пояснить это (примером)?","Что вы имеете виду?","К сожалению, я не всё понял","Не могли бы вы повторить?","Может, вы сформулируете по другому?"

Пересказ - это шаг вперёд по сравнению с пояснением того, что мы услышали. Мы перефразируем, то есть возвращаем говорящему суть его сообщения, чтобы он смог ценить, правильно ли мы его поняли. Важно пересказать своими словами, не пытаясь механически копировать сказанное - иначе смысл останется нераскрытым. Здесь уместны такие фразы:"Вы имеете ввиду...","Насколько я мог вас понять...","Значит, с вашей точки зрения...","Итак, вы полагаете...","Иными словами, вы считаете..."

Обобщение помогает связать части сообщения в смысловое целое. Таким образом вы даёте говорящему понять, что уловили всё сообщение целиком. Ведь может оказаться, что вы уловили лишь часть сообщения, возможно, лишь ту, которую ожидали услышать. Обобщение сказанного особенно уместно в ходе дискуссий по различным точкам зрения, в частности, при коллективном решении вопросов. Когда обсуждение вопроса затянулось и его суть начинает ускользать, подытожить сказанное становится просто необходимо.

Реакция обобщения (резюмирование) может вводиться слушателем такими фразами:

"Обобщая то, что вы сказали...","До сих пор мы рассматривали...", "Итак, ваша основная мысль, если я правильно вас понял, сводится..."

Реакция, отражающая чувства, может включать элемент уже рассмотренного, однако особое ударение здесь делается на ощущение от тона говорящего. Иными словами, мы как бы зеркально отражаем чувства собеседника, его личностную окраску данного предмета. Значение такой реакции немаловажно, ибо часто в сообщении говорящего его личностная оценка становится более важной для него, чем факты. Такого рода сообщения чаще бывают неясными и путаными, поэтому стоит отразить чувства говорящего, а заодно и выразит ему сочувствие. Не следует только заявлять: "Я знаю, что ты чувствуешь" - это лишь огорчит собеседника, который, может быть, и сам не знает толком, что он чувствует. Вместо этого вам следует просто назвать выражаемые чувства, например: "Вы чувствуете себя раздражённым (обиженным, огорчённым и т.д.)","Вы вроде бы огорчены...","Вы чувствуете...","Вы переживаете..."

"Представляю, как вам тяжело...","Бедняга, тебе так досталось..."

В процессе овладения этим навыком нам кажется, что всё получается искусственно, неуклюже. То же и с рефлексивным слушанием. Нужно терпеливо практиковаться и приучать себя к этому способу реагирования, чтобы он органично вошёл в ваш повседневный стиль общения.

 

 

28 Законы и принципы современной общей риторики.

Законы.
1. Закон гармонизирующего диалога.

закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача -"пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

2. Закон продвижения и ориентации адресата.

закон продвижения и ориентации адресата, требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата.

3. Закон эмоциональности.

закон эмоциональности, требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует". Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

4. Закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения. При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Принципы: Первый принцип - внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать. Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить "социальный портрет слушателя (аудитории)". Второй принцип - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко. Третий принцип - конкретность. Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Обязательно должны быть примеры - конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей. Обратите внимание на образность речи.

 

29 Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. Речевое событие – это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:

1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;

2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события. При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию.

Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями. Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют. Современная риторика считает целью говорящего тот резуль­тат, который говорящий хочет получить от своей речи. Цели: Сообщить, информировать. Высказать и доказать свое мнение. Побудить к действию. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмонациональную картину» мира.

Социальная роль - это форма общественного поведения человека, обусловленная его положением: а) в некоторой социальной группе (например, в семье, в производственной, учебной, спортивной, военной группе — ср. роли отца и сына, начальника и подчиненного, учителя и ученика, тренера и спортсмена, командира и солдата); б) в некоторой ситуации общения — например в ситуации купли-продажи, приема у врача, судебного заседания и т. п. (ср. роли покупателя и продавца, врача и пациента, судьи и подсудимого).

Социальная роль могут быть обусловлены как постоянными или долговременными характеристиками человека: его полом, возрастом, положением в семье и социальным положением, профессией (таковы, например, роли мужа, отца, начальника, сослуживца и др.), так и переменными, которые определяются свойствами ситуации: таковы, например, роли пассажира, покупателя, пациента и др. Социальные роли, связанные с постоянными или долговременными характеристиками, накладывают отпечаток на поведение и даже на образ жизни данного человека. Сказываются они и в речи: ср. расхожие «квалифицирующие» определения вроде говорит, как учитель, хорошо поставленным актерским голосом, начальственный окрик, оставь свой прокурорский тон.

Речевые роли имеют иерархию:
Статусные речевые роли – проекции социальных ролей собеседников, действующие на длительном временном отрезке (начальник – подчиненный, учитель - ученик, родитель – ребенок, представитель власти – рядовой гражданин). Речь идет о речевых ролях, которые заведомо не изменятся в процессе данного речевого события, а их основа – социальные роли – будет воспроизводить это распределение речевых ролей до тех пор, пока сохраняется сама. Эзоп был рабом, и с учетом своей социальной роли вынужден был изъясняться аллегорическим «эзоповым языком».
Ситуационные (средневременные) речевые роли, действующие на.всем протяжении речевого события и исчерпывающиеся с его окончанием. Эти роли не меняются в ходе речевого события, но и далее него не тянутся, так что их значимость для собеседников, как правило, меньше предыдущих ролей. По этой причине может показаться, что ситуационные роли вследствие своей относительной кратковременности не заслуживают особого внимания, но это не так. Все в конечном итоге зависит от речевой ситуации. С кем вы взаимодействуете в ней? И по какому поводу?

 

30 Приемы убеждения слушателей и воздействия на аудиторию
сущностью убеждение является эффективное использование слов и риторических приемов. Выдающимся ораторам удавалось силой слова побудить людей к действиям.
Яркая речь, обращенная к большой аудитории, может повлиять на каждого из слушателей, силой слова побудить людей к действию, если оратор является мастером речи.
Итак, такими факторами, определяющими успех убеждения, являются:
• умение оратора создать у слушателей впечатление, что он свой;
• умение создавать позитивные ассоциативные связи в сознании слушателей
Основным способом убеждения аудитории является - аргументация. Аргументация — приведение доводов с намерением изменить убеждения др. стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д. Чрезвычайно разнообразные и разнородные приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, изучаются аргументации теорией. Эти приемы зависят от конкретной области знания, от аудитории, от социальных групп и общества в целом, от своеобразия той культуры, или цивилизации, в рамках которой они складываются и применяются.

В А. различаются тезис — утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, — одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.

Подобно тому как умение говорить грамматически правильно существовало еще до описывающей этот процесс грамматики, так и искусство убеждать, лежащее в основе человеческого сотрудничества и деятельности, существовало задолго до возникновения теории А. Подавляющее большинство людей и сейчас с тем или иным успехом убеждают других, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Хотя стихийно сложившиеся навыки убеждать других достаточны во многих областях человеческой деятельности, имеются такие виды деятельности и такие профессии, которые требуют специального изучения теории А. В демократических обществах это политика и право, философия и психология, история и теология и др.

 

32 Особенности имиджа современного судебного оратора.

Для успешной карьеры необходимо уметь располагать к себе людей с первого взгляда, т.е. заботиться о своем имидже. Имидж в переводе с английского означает образ. Основная масса людей строит свое первое впечатление на основе внешних данных адвоката. Поэтому огромное значение в создании положительного имиджа судебного оратора имеют его внешность, прическа, одежда, у женщин — макияж. Классический стиль всегда говорит о хорошем вкусе. Одежда судебного оратора должна быть простой, но отличного качества. Для мужчин предпочтительнее сдержанные тона, всегда свежая рубашка, отглаженный костюм, хорошая обувь. Женщина должна выглядеть несколько консервативно. Цвет — темно-синий, серый, бежевый. Специалисты по имиджу советуют женщине независимо от ее семейного положения носить обручальное кольцо. Кроме этого, из украшений допускаются тонкая золотая цепочка, нитка искусственного жемчуга, небольшие броши, клипсы «под жемчуг». Огромная роль в одежде мужчины принадлежит галстуку. Выбор его цвета и рисунка — проявление индивидуальности делового мужчины. Следует избегать галстуков броских, рисунков, клетчатых, в горошек, ярких рас­цветок, из блестящих материалов. Выбирайте спокойный нейтральный галстук или носите рубашку-«водолазку». Галстук идет не всем. Мужчины должны выбирать ювелирные изделия с большой осторожностью. Часы, кольца не должны быть блестящими, вызывающими. Если вам нравятся подобные украшения, оставьте их для того, чтобы носить в свободное от работы время. Избегайте носить цепочки. Внимательно отнеситесь к выбору обуви. Обувь желательно иметь темных расцветок, в тон костюму, удобную и по возможности дорогую. Деловой женщине не рекомендуется носить туфли на высоком каблуке. Уместным будет средний, устойчивый каблук. Важным для женщины является макияж, который не должен быть избыточным, вызывающим. Прическа играет важную роль во внешнем облике судебного оратора. От мужчин требуется содержать волосы опрятными, чистыми, хорошо подстриженными. Седина в волосах мужчины может выглядеть изысканно. Допустимы ухоженные усы и борода. Женщинам обычно труднее подобрать удачную стрижку. Имиджмейкеры рекомендуют деловой женщине носить волосы средней длины. Они не должны быть короткими, как у мужчины, и слишком длинными, ниже плеч.

31 Невербальные средства судебного оратора

Эффективность общения зависит не только от понимания слов, но и важно правильно оценить мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда говорящего – то есть язык невербального (вербальный – словесный) общения, он позволяет полнее выразить чувства.

Во время произнесения речи следует обратить внимание на следующие невербальные элементы:

1. Мимика – выражение лица.

Мимика позволяет лучше понять оппонента или оратора, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ свидетельствуют об удивлении. Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза и проч. Судебному оратору необходимо владеть мимикой: иногда скрывать ее, а за ней свои истинные чувства, не проявлять нежелательные эмоции. В судебном процессе это очень важно. Когда недоумение читается на лице прокурора – это вызывает ликование у защиты, но та же мимика у судьи как реакция на защитительную речь – может вызвать у адвоката растерянность, досаду. Говорят: «У него на лице все написано», – наверное, это профессиональный плюс для актера, но не для юриста. Защитнику, особенно вначале общения, бывает трудно сдержать естественный человеческий гнев к подзащитному, но ни словом, ни выражением лица он не в праве демонстрировать свои истинные чувства. Рекомендуется изучить свое лицо, знать, что с ним происходит в самых разных ситуациях, как оно реагирует. Но мимика оживляет общение, делает более выразительной речь, для этого советуют репетировать речь перед зеркалом. У хорошего оратора «лицо говорит вместе с языком», замечал Кони.

2. Жестикуляция может о многом сказать, когда человек сопровождает ею свою речь.

Знаменитый оратор древности Демосфен утверждал, что для хорошего оратора нужны «жесты, жесты и жесты». Не случайно в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, надоедают и раздражают»69. Цитата длинновата, но стоит того, чтобы ею проиллюстрировать сказанное. Как видно из цитаты, автор подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий теребит себя за ухо, потирает подбородок, поправляет галстук, поддергивает одежду, некоторые дергают пуговицу, дамы вертят кольца на пальцах, то есть повторяются какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты. Они отвлекают внимание слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения оратора, свидетельствуют о его неуверенности в себе, а чаще – навязчивые привычки, от которых следует избавляться.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние движения выступающего отвлекают внимание, становятся предметом обсуждения.

3. Обращают внимание слушатели и на позу оратора. Особенно адвокату надо помнить об этом – в непосредственной близости сзади него находится скамья подсудимых. Недопустимо ложиться на стол, раскачиваться, топтаться и т.д. Неловкость оратора снижает его престиж и может вызвать смех в зале. Должно быть ощущение устойчивого равновесия, подвижности и естественности.

Следует учитывать, что слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать во время произнесения речи, как оратор время от времени посматривает в окно, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку. Судебная речь произносится для суда, обращена к суду и смотреть следует на суд, но это не означает упорного взгляда на председательствующего и ни на кого более. По ходу речи, в зависимости от ее содержания, в нужный момент оратор оборачивает

 

33 Кинесические особенности этикетного невербального общения в суде (жесты, мимика и т.д.).

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.

Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстегивание пиджака”. Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом “рука у щеки”. Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений). Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест “закладывание рук за спину с захватом запястья”. От этого жеста следует отличать жест “руки за спиной в замок”. Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение “возьми себя в руки”. Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это. Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

Мимика. Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, во-вторых, почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.

если человек прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Существуют и другие жесты.

 

34 Основы техники речи судебного оратора. Основные характеристики голоса. Артикуляционные и фонационные упражнения.

Основы техники речи судебного оратора:

Правильность речи, чистота, точность, логичность, выразительность, образность, побудительность, доступность, действенность, уместность, адекватность предмету мысли, свободность, нравственная безупречность, эффективность. (каждый из пунктов раскрыть при ответе!)

Основные характеристики голоса.

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата. Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Артикуляционные и фонационные упражнения.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проде­лав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части ре­чевого аппарата по отдельности работают активно, обратите вни­мание на общую артикуляцию во время разговора или чтения тек­стов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!

фонационные упражнения – это упражнения на дыхание во время речи. Пример: стихотворение про Джека.

 

35 Структура публичного выступления и подготовка к нему.

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Структура выступления:

1.Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

Вступление - важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим - оно должно быть кратким. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики.

Основная часть - всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

- хронологическое изложение;

- изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

- индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)