|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наука, ее роль в различных культурахНаука — это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект — предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук. Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира. В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии. В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение. В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе. На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки. Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.
(9)
Общественное сознание — это совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность. В общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание — это непосредственное отражение реального процесса жизни людей в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Ему характерны рациональность и практичность. Одной из сторон обыденного сознания является общественное мнение, отражающее отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности. Источниками формирования общественного мнения могут выступать СМИ, научные знания, опыт, слухи, молва и т. д. Формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, манифестации и т. д. Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание — отражает сущность и глубинные процессы общественной жизни. Выражается оно в форме взглядов, теорий, законов. Теоретическое сознание основывается на обыденном сознании и здравом смысле. На достижения теоретического общественного сознания опирается идеология. Идеология — система взглядов, идей, теорий, выражающих интересы определенных групп общества. Идеология создается определенными слоям общества — идеологами, политиками, учеными. Интересы народа, представления его об общественно-политической жизни являются почвой для формирования идеологии. Основными функциями политической идеологии являются овладение общественным сознанием, создание позитивного образа предлагаемых целей и задач политического развития. При этом идеология направлена на осуществление гражданами необходимых действий. Общественное сознание может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. Конечно, одному человеку очень трудно повлиять на общество, для этого требуется организация усилий множества людей. Идеалом организации является гражданское общество, которое признает набор естественных прав человека, а каждый человек занимает гражданскую позицию по отношению к обществу. Такая развитая форма организации общества требует не только материальной и экономической основы, но и высокого культурного уровня. Культурные нормы и ценности воспитывают людей, регулируют их отношения, удовлетворяют некоторые духовные потребности. Посредством идеологии руководство доносит свои идеи до людей, которые выражают свое отношение через общественное мнение. Эти культурные феномены являются результатами развития и средствами организации общества. Таким образом, культура является необходимым элементом жизни людей и общества.
Культура в обществе представляется: 1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
(11)
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, какТард, Вундт, Дилыпей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 — нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт.
(13)
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии икультурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |