|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КонтркультурыЕще один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги иска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например,традиционные скинхеды ) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.
(15)
Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев).
1)Диалогическийоткрыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения. 2)Феноменологическийподход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка. 3)Деятельностныйподход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта. 4)Технологическийподход понимает культуру как систему обновления технологий. 5)Ценностный подходк пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса. 6)Семиотическийподход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак,культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта.
Антропологическое изучение культур является ядром, стержнем культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, средневековья, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки и т.д.) или ведущей религиозной традиции (даосийский, христианский, исламский, буддийский типы культуры...).
(17)
Слявянофилы – представит. Напр-я русск. обществ. мысли сер 19 в. Выступали за принцип. отличн. от западнн. путь развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие). Противостояли западникам. Идеализир. обществ. строй древн. Руси. Сыграли важн. роль в развитии славяноведения, изуч-я нар. быт. представители – Аксаковы, Киреевские, Хомяков. В 1861 г. сблизились с западниками в прц. подг крестьянск. реформы. Христво не вытесн. язычество. Западники – противостояли славянофилам. За развитие России по Зап. Европ. пути. Критиковали крепостничество, Самодержавие. Представители – Тургенев, Чаадаев.Бердяев изуч. кульуру (духовная сторона) и цивилиз. (не дух. сторона). В нач. своей деят. увлекся марксизмом. Потом против. Ментальность – духовность, психич. склад нации. Двойственен (амбивалентен) русск. характер (по Бердяева – и раб и холоп и бунтарь). Лихачев – совр. академик (исслед. русск. литературу, летописи с коментариями). Жив, здоров. Президент нагр. орденом. Померанц – еврей.. Пишет о русск. к-ре («Во всей русск. к-ре есть только икона»). Соры – о том какова роль в русск. истории интеллигенции. (Сомнительные революции). Интеллигенция – сборник «Вехи» о русской интеллигенции (когда она появилась и что в ней «хорошего»). С точки зрения славянофилов интеллигенция разруш. русск. к-ру. В «Вехах» - отриц. оценка интеллигенции в роли русск. истории.
Культурный архетип – это глубинная культурная установка “коллективного бессознательного”, с величайшим трудом поддающийся изменению. Православие и культурный архетип.Русскому культурному архитипу свойственны: соборность-коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Православие способствовало усвоению народом такой системы ценностей, что при наложении ее на языческую веру привела к формированию иоановского типа русого ч-ка. Т.к в православии сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, поэтому русский ч-к является нигилистом или апокалиптиком. Ему присущи следующие мнения: он не живет настоящим, а только прошлым или будущим.
По мнению известного французского историка и культуролога Э. Морена, западноевропейская культура не обладает внутренним единством, характерна противоречивостью двух начал — греческого и иудео-христианского. Более того, такая внутренняя противоречивость (религия — разум, вера — критицизм, эмпиризм — рационализм, традиции — новаторство и т.п.) и воплощает западное культурное единство многообразия. Западная культура живет этими диалогами, конфликтами, она обладает этим врожденным «несовершенством» и тем самым способна избежать одномерного абсолютизма «совершенства» культурной организации. Восток издавна осознавался европейцами как заманчивый, чужой, его восхваляли и порицали, говорили о его стабильности или неисторичности, глубинной духовности, поднимающей человека над его эмпирическим существованием, или, напротив, о косности и рабстве. Эти и многие другие противоречивые определения нашли отражение и в специальных теориях истории, созданных европейскими философами, культурологами, политологами, историками. При этом Восток, как правило, воспринимался в соотнесении с Западом так, что теоретическое осмысление, осознание его специфики и разнообразия на европейском фоне было одновременно и проявлением собственного европейского самосознания. Так и сложились понятия «Восток» и «Запад», которыми мы до сих пор — критически или догматически, осознанно или неосознанно — пользуемся.
(19)
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. 2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. 3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. 4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но всё же большого распространения буддизм не получил и в мировую религию превратился за её пределами — в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине. Индо-буддийская культура. Хорошо сохранилась живопись на стенах храмов: сцены из жизни Будды, его воплощения, сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только женских причесок насчитывается 240 видов). Древние живописцы руководствовались принципом: путь добродетели — путь красоты. Каменная резьба покрывает потолки, стены, колонны храмов. Город как средоточие культуры резко противостоял деревне. Объединяли страну не только новые религиозные представления, но и санскрит как универсальный язык, хотя существовала литература и на других языках. Развитие скульптуры больше связано с буддистскими памятники. В древнеиндийской драме жанры трагедии или комедии не были обособлены, так как согласно религиозной установке нельзя было выводить зрителя из душевного равновесия. Запрещались изображения борьбы, лишения власти, всеобщих бедствий, несчастливые развязки. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи. В светской литературе религиозные ценности высмеиваются. В то же время основное внимание уделено эротике, женской красоте (камасутра). Плотская любовь — символ любви к богу. В художественной литературы особенно сильно развивается лирика. В то же время развивается философия как более светский вариант религиозного мировоззрения.
(21)
Даоси́зм (кит.упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии [1][2] . Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы [3] .
· Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире · Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным · У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать · Пу — буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
Даосизм и конфуцианство Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Руджиери (Michele Ruggieri), утверждал сходство между понятиями Дао и логос. Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство Конфуцианство (кит.трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь: rúxué, палл.: жусюэ) — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран [1] . Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия [2] . В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников» [3] или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке [2] . Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными [4] . Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |