|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет №1 Объект и предмет социологииДля того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объектами социологического познания могут являться: - глобальное мировое сообщество; - традиционное национальное общество; - микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); - индивид. Социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. Предмет социологии не может быть определен однозначно. О.Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
Предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду. Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят: - групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ); - становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.); - социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.). Ключевое определение: социология -это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа (Н. Смелзер).
Билет №2 Социальный прогресс – глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению. Социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.
Реформы ‒ это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. (Пример политических реформ: Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике) Революция ‒ это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя. Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. (Пример: переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона.) Социальные реформы (подвид реформ) ‒ это реформы, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни. Социальные реформы могут быть прогрессивными и регрессивными, они проводятся правительством под давлением или по требованию народа. (Пример: введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения. Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию и т.д.) Вывод: революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые требуют частичных улучшений и постепенности. Вопрос № 3. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни. Эта наука возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней не стабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили ре шить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой рефор мизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было про диктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн гельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее на звал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества». Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного ис следования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определен ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических ис следований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней» Билет №4 Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию. Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ: 1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо. 2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности. 3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы. В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях). По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные. Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности. Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет: 1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь. 2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда. 3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному. Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.). Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок: 1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами; 2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения; 3) рефлексивная предметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности. Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации. Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |