|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Люди являющиеся примером в своем поведении, становятся победителями в этой жизни и в следующей
Те, кто хорошо следуют вайшнавскому этикету, правильному подобающему поведению будут победителями во всех своих начинаниях. Потому что энергия удачу будет их сопровождать.
Святые личности – это те, кто не оскверняется недостатками из-за нарушения законов правильного поведения. Слово сат значит честный. Взаимоотношения преданных называются сад-ачар.
Сад означает вечность, ачар – поведение. Сат еще означает честный. Честное поведение.
(Беседа между Скандой и Агастьей в Кеши-кханде) Брахман, избегающий изучения Вед, нарушающий правильный этикет, ленивый и принимающий пищу в доме греховных людей будет наказан Ямараджем. Поэтому дваждырожденный брахман должен очень тщательно следовать сад-ачаре. Даже святые места желают общаться со святыми людьми, обладающими хорошим поведением.
(Вайшатара-Пурана) Религиозные принципы рождаются из духовного правильного поведения.
Как судят люди о религии? Потому насколько человек правильным образом себя ведет. Как Василий рассказывал мне, как в его селе жена попа слушает шансон. Харе Кришна. Захотите такой попадьихе крестить детей, например. Ну, что-то не сильно захочется. Вдохновения особого не будет. Поэтому люди судят о религиозных принципах, о религии они судят по адептам этой религии. По тому, как они себя ведут. Это очень важно.
Святые личности все склонны следовать законам правильного поведения. И такая деятельность называется сад-ачаром. Поэтому тот, кто желает достичь конечной цели жизни должен следовать правильному поведению называемому садачарой. О царь, даже если верующий и независтливый человек не обладает никакими другими хорошими качествами, он легко достигнет своей желаемое цели просто следуя законом правильного поведения.
Корень хорошей семьи или религии – садачар. Люди, лишенные садачара, не благочестивые и неблагородные. Следуя правильному поведению, садачаре человек получит богатство, славу и большую продолжительность жизни.
Почему большую продолжительность жизни? Потому что он не будет совершать оскорбления? Это увелечит его жизни.
Люди, которые умеют оказывать почтение. Почтительные люди, смиренные люди. Им всегда на помощь придут. Гордецов никто никогда не любит. Гордых людей никто никогда не любит. А люди, которые смиренны, они просты, и они следуют определенному этикету. Им всегда помогут, даже если самые последние бедняки, но он хороший. То ему всегда придут на помощь. Поэтому это очень важно.
«Следуя правильному поведению (садачаре) человек получит богатство, славу, и большую продолжительность жизни, так же как и свободу от бедности, преждевременной смерти и всего неблагоприятного. О царь, если человек следует законам правильного поведения, то несомненно он достигнет в этой жизни трёх целей – религиозности, экономического процветания и чувственного удовлетворения. Поэтому каждый разумный человек должен добросовестно следовать пути садарачара. Таким образом, как это описано в писаниях».
А теперь давайте начнем с... Коли уж мы говорим о вайшнавском этикете, мы начнем разбирать самый первый термин. Это слово этикет.
Что же такое этикет? 1. Этикет – чин, порядок, светский свод внешний обрядов и приличия, принятый в определенных социальных кругах. 2. Этикет – принятая, условная ломливая вежливость. Церемониал, внешняя обрядливость.
Тут я хочу сразу сказать. Вы можете соблюдать этикет, но не обладаете этикой. И тогда ваша внешняя учтивость, внешняя обрядливость не будет тоже иметь какой-то особой цены. Вы должны, по мимо внешнего поведения, обладать внутренней целостностью характера, которая называется этикой. Вы с этической точки зрения должны быть сильным, развитым, нравственным человеком. Иначе, что получается. Гитлер, например, ел с помощью вилки и ложки. Он вообще был вегетарианцем. Т.е. с точки зрения этикета внешнего он был дворянином. Он не был рожден в дворянской семье или в какой-то такой аристократической семье. Но с точки зрения немецкой этики там все было безупречно. Он всегда безупречно одевался. Всегда у него была безупречная прическа. У него всегда был безупречно выбритый квадрат. Там все было очень-очень безупречно с точки зрения этикета. С точки зрения этики он был демоном просто.
Поэтому есть этикет и есть этика. И мы сейчас будем это разбирать.
Что такое этика? Этика происходит от греческого слова этос. Этос означает нрав, характер. Этика есть учение о морали и нравственности. Забегая наперед, это не означает, что мы вообще должны дискредитировать этикет. Например, кланяться или кушать правой рукой, или здороваться Харе Кришна с преданными. Какие-то такие внешние вещи. Наносить тилаку. Это означает, что даже если вы не обладаете пока сильным характером, но вы следуете внешнему этикету вайшнаву, потому что этикет в гуне благости. Это не этикет в гуне страсти. Вы начнете развивать свою этическую сторону характера, в том числе.
Был случай, когда к Шриле Прабхупаде подошел ученик и сказал: «Свамиджи, я не хочу вам кланяться». Прабхупада сказал: «Все равно мне кланяйся. Ты будешь кланяться, а потом поймешь, почему ты должен кланяться». В начале мы не понимаем, почему мы должны кланяться, когда входим в алтарную комнату? Почему мы должны складывать руки? Почему мы одеваем дхоти или сари? Почему наносим тилаку, наносим бинди? Мы не можем не иметь подробного понимания этих всех вещей, но мы начинаем это делать. И со временем форма наполняется сутью. Идеально иметь и форму, и суть. Суть, конечно же, важнее. Но я хочу сказать, что вначале, пока мы еще не успели сутью наполнить свое сердце, нужно следовать вайшнавскому этикету, понимаешь почему, не понимаешь почему. Учи его, и следуй ему. Суть придет к тебе со временем. Но важнее в этом всем, даже не сам этикет, сколько этос или этика. Т.е. нрав твоего характера, который нужно параллельно также, в том числе развивать. И этому нужно уделять внимание.
Этика – это учение о морали и нравственности. Это термин впервые был употреблен Аристотелем, как обозначение особой области исследования, практической философии. Т.е. что такое этика? Это практическая философия. Это знание, воплощенное на практике. Если вы любите преданных, вы им кланяетесь. Правильно? Это знание, воплощенное на практике. «Я люблю преданных, и поэтому я им кланяюсь». И я совершенно спонтанно следую этикету. Этика – это практическая философия, знание, воплощенное в практике.
Этика – это область философии, которая отвечает на вопрос, что вы должны делать. В целом философия отвечает на вопросы: почему, как, где, зачем? А этика – это раздел философии, которая отвечает на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье. Деятельность души в полноте добродетелей, таких как справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость, искренность, верность, преданность, доброта, сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими, т.е. самореализацию. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей, и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие. Более честные этические ценности – любовь к самому далекому, способность дарить другим свои духовные достояния.
Иногда на уровне поведения, к примеру подражание, сахаджия, замещает следование этикету. На уровне общения: поверхностное, организационно-статусное, социальное общение замещается простым и понятным общением между двумя людьми. Молитвы замещаются ритуалами. Этика в итоге этикетом.
Поэтому мы не должны просто этикетом замещать этику.
Для того чтобы философия считалась философией, полной наукой, завершенной. Она должна описывать 4 раздела. Любая философия должна описывать 4 раздела. Первый раздел называется гносеология. Гносеология отвечает на вопрос где и как человеку найти истинное знание. Процесс знания, где и как найти знание? Это первый аспект философии. 2. Логика. Как обрести знание?
Нужно знать законы, в соответствии с которыми можно обрести знание. Философия. Фило – любовь. София – мудрость, знание. Любовь к мудрости. Практически все западные философы – Аристотель, Сократ – все они были мудрецами. Просто это западная версия мудрецов, муни. Ведический аналог муни, садху. И они разработали. Для того чтобы какая-нибудь философия. Есть разные виды философии. Для того чтобы философия была завершенной, она должна иметь 4 аспекта: 1. Гносеология – как найти знание? 2. Логика – как ассимилировать это знание? Как переводиться гносеология ведическими терминами? Гьяна. Логика – ньяя.
3. Метафизика. С помощью логики и гносеологии он сможет обрести понимание метафизики. Он сможет понять правильное устройство мира, свое положение. То, что невозможно почувствовать своими чувствами. Метафизика объясняет, например, райские планеты, которые мы не можем видеть. Знание, которое выходит за пределы чувственного восприятия – это метафизика. То, что невозможно почувствовать своими чувствами. Каждая философия объясняет мир с точки зрения какого-то аспекта, когда невозможно это почувствовать с помощью своих чувств.
4. Этика. Если есть первые три, но нет последнего 4. Это все теория. Любая философия должна кульминировать в этике. Что такое этика? Этика – это определенный образ жизни в соответствии с твоим понимание, которое у тебя есть. В соответствии с твоей логикой, и в соответствии с твоей верой в метафизические истины, в которые ты веришь.
Есть профессиональные философы. Он сидит в кресле, философы, которые сидят в креслах в учебных заведениях особенно. Есть индологи, которые наизусть знают «Видагдха Мадхаву» Рупы Госвами. Они знают труды Дживы Госвами. Они знают «Бхагавад-гиту» наизусть на санскрите. Западные ученые. При этом они курят, при этом едят мясо. Почему? Потому что у них это все на уровне теории. Это их работа. То же самое преданные. Если Сознание Кришны – это работа, это наша религия. Метафизика. Это наша философия, логика. Способ удовлетворять интеллектуальные потребности своего ума вместе с гносеологией. Но у нас нет этики, и мы не применяем это знание в жизни. То мы остаемся просто преданными неофитами, на теоретическом уровне. Поэтому нам необходима этика.
Философия кульминирует в этике. Словом этос обозначалось поведение человека, сфера его поступков, деятельности, обусловленное его умом, характером, обычаями, законами. Все связанное с образом жизни людей, их нравами. Главный элемент или предмет этики в соответствии с Аристотелем – это добродетель. Этический человек – это добротельный человек, в первую очередь. Этика должна научить искусству жизни, определить, в чем состоит истина возможная высшая для человека.
Этика – это философия в действии. Философия, примененная на практике. Сейчас у нас как обстоят дела? Философия – это просто болтология. Люди просто болтают. Его нельзя философом, если его поведение не соответствует. Философ – это тот, кто обладает гносеологией. У него очень хорошая логика, он верит в метафизические определенные законы, или какие-то истины, которые выходят за пределы его чувственного восприятия. И у него идеальное поведение, нравственное, добродетельное поведение.
Мы все начинаем с гносеологии, с процесса обретения знания. Нас интересует знание. Потом развиваем логику. Потом развиваем веру, и потом преданные потихонечку начинают подтягивать уже свой образ жизни под эти три вещи. И кому-то из нас займет это 20 лет, кому то займет 20 жизней. Но вы всегда должны работать над этим. Всегда должны работать над этим. Над своей этикой. Это очень-очень важно.
Представьте себе свинью, у которой кольцо в носу, ожерелье красивое, причёска с бигудями. Но при этом, когда она добирается до корыта: «Чавк, Чавк». То же самое, представьте вайшнавов с тилакой, с кантхималами красивыми. Но во время прасада: «Чавк, чавк». Разбрызгивают, разбрасывают. «Эй Вован, мне добавку». Я видел на самом деле. Человек щелкает пальцами, и говорит: «Раздатчик, добавки панира». Что это за поведение? Это поведение шудры. Это не поведение брахмана. Это очень важный аспект. Это очень важное понимание. Поэтому будем изучать. Первая часть бхакта-программ будет посвящена теории, вторая часть будет посвящена практике. Но пока мы доберемся непосредство до практики нужно понять, какие-то фундаментальные законы этой практики.
Нет какой-то сущности у этих людей. У них нет вот этих трех. Нет метафизики, нет веры. То же не хочется с ними общаться. Нет, нет, нет. Не должно быть крайностей ни в одну, ни в другую сторону. Нет метафизики, самое главное чего нет. Нет веры. Преданный необразован, неотесан, но он все равно гораздо лучше, чем образованный материалист. Это важно понимать. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: «Золото само по себе хорошо. Но когда золото блестит, это идеально». То же самое, преданный сам по себе хорош. Но когда преданный еще обладает этикой, когда он обладает знанием, и он обладает этикой. И у него нравственный очень хороший характер, то это идеально.
Гносеология – когда человек пытается понять, где и как ему найти истинное знание. И как его обрести. А логика. После этого его учат инструменту. Логике. Чтобы человек мог понять философию, он должен мыслить логически, зная законы по которым можно найти истину. Т.е. уже определенные. Это способность ассоциировать разные виды знаний. Т.е. если гносеология говорит в каком направлении нужно идти. Выбор. Как выбрать знание? То логика уже говорит о том, как сортировать это знание правильным образом.
Метафизика значит то, что вы ходит за пределы нашего чувственного восприятия. Любая, даже античная философия. Они говорят, например. Платон говорил об идеальном мире. О мире идеальных форм. Он говорил о духовном мире на самом деле.
Теперь поговорим о ведической этике. Что такое ведическая этика? Как мы говорили, что этика – это философия в действии. Когда мы применяем ее в жизнь, это называется этикой. К чему сводится ведическая этика? Этика также означает добродетель или определенный образ жизни.
Во имя чего я вдруг должен себя вести добродетельно? Почему я должен вести себя добродетельно? Зачем мне это нужно делать? Что движет мной? Что побуждает меня кланяться вайшнавом, в конечном итоге? В конечном итоге уровень нашей этики будет соответствовать уровню нашей любви, любви к Богу, к преданным. Насколько мы этичны себя ведем с преданным, в точь-точь соответствует тому насколько мы их любим.
Например, я пообещал Мантра Севе приготовить пир в воскресенье. Его была очередь, он не смог. Он обратился ко мне: «Возьми, помоги мне. Пожалуйста, замени меня». И я сказал: «Мантра Сева, я обязательно приготовлю». Если я люблю Мантра Севу, как преданного, я приду, и сделаю. Это «приду и сделаю» как еще называется? Если вы любите кого-то, что вы готовы сделать? Пожертвовать. Это называется самопожертвование. Поэтому говорится, что ведическая этика – это этика ягьи.
Любовь начинается с самопожертвования. Мы пока еще обладаем любовью друг к другу. Но мы понимаем, что если я хочу гносеологию, логику, метафизику (теоретическое знание) превратить в знание. Знание является следствием ягьи, выполнения своих предписанных обязанностей. Поэтому этика на нашем языке, на языке Вед – это жертва. Это ягья. И этика означает ягья.
А теперь я включу сленг наш. Простите, не смогу выразить это. Мне может быть облом прийти в воскресенье, заменить Мантра Севу. Мне страшно будет хандрить в воскресенье прийти, и заменить Мантра Севу. Но если я обладаю знанием, и я хочу любить вайшнавов, хочу развить любовные взаимоотношения с вайшнавами. То я тогда буду готов пожертвовать своим удобством в воскресенье. Я приду и сделаю. Если я пообещал, то я приду и сделаю. Это называется этика. Это называется нравственность. Это называется ответственность. Поэтому ведическая этика – это называется еще ягья, жертвоприношение.
В «Пуруша-сукте» описывается, как изначально Господь принес в себя в жертву. Он разделил себя на брахманов, на кшатриев, на вайшьев, на шудр. Он свое вселенское тело принес в жертву, и из вселенского тела затем проявились все бытие. И в конечном итоге философия должна научить нас жертвовать самим собой во имя обретения любви. Любовь начинается с жертвы, другими словами.
Заметили, что отношения начинаются с жертвы. Отношения не то, что бы даже начинаются. Отношения, по сути, означает жертва. Если вы хотите сохранять отношения друг с другом, вы должны быть готовы чем-то пожертвовать. Пожертвовать своими собственными какими-то интересами, собственными какими-то мелкими убеждениями, собственным комфортом, собственной зоной комфорта. Если вы хотите поддержать отношения.
И отношения всегда требуют жертвы. Мне не хочется страшно делать какие-то вещи, которые входят в рамки моих обязательств. Мне страшно не хочется этого делать, но если я хочу отношений, я буду это делать. И тогда я буду нравственно-целостной личностью. На меня можно будет положиться. Люди будут знать: «На него можно положиться». Почему? Потому что он может собой пожертвовать.
В Кишеневе есть замечательный преданный Дандака Прабху. И вчера у Василия задал ему вопрос: «Скажи, пожалуйста, почему преданные просто страшно его любят?» И Василий ответил очень просто: «Потому что он очень простой, и потому что он все время готов собой пожертвовать». Он настолько просто, что преданные ему дают деньги, жертвуют. Иногда не хватает денег на пир. Дандатака идет себе, вытаскивает эти деньги: «Держите. Приготовьте пир. Чего вы?» Из-за этой простоты, из-за того, что он готов пожертвовать собой, преданные его очень любят. Я потом думал целую дорого: «Верно. И когда мы очень сложные, с нами никто не хочет иметь отношения». С нами не хотят иметь отношения, когда у нас сложные умы, сложное сознание, когда мы не простодушны.
Этика означает ягья, означает готовность пожертвовать собой. Готовность жить ради других. Это очень важный момент.
Есть цитата Льва Толстого о нравственности и жертвенности: «Нравственность (этика) – это принесение в жертву своих благ во благо других. Принесение свое благо во имя блага Бога. Это высший вид нравственности».
Мы начинаем с чего? Мы жертвуем своими благами во имя блага друг друга. Мы отношения с Богом начинаем через отношения друг с другом, через этикет друг с другом. Мы вначале кланяемся друг другу. Начинаем уважать друг друга, начинаем сдерживать свои обещания друг перед другом. Есть такое понятие как круговая порука. Когда есть круговая порука, когда есть командное настроение. Когда друг на друга можно положиться, поручиться друг за друга. Мы с этого начинаем свою ягью, свою жертву. Потом мы уже будем готовы пойти на шаранагати, на жертву ради Кришны. Если мы друг с другом не умеем выстраивать отношения, забудь про отношения с Богом. Забудьте, не будет их. Это будет теория.
Если вы не можете друг перед другом обещания какие-то сдержать, уважение нормальное какое-то проявить. Обязательствам каким-то следовать элементарным. Перед Богом тем более невозможно.
И Бхактисиддханта Сарасвати говорит: «Сама жизнь преданного основана на жертве. Насколько он способен принести свою жизнь в жертву, настолько он получает благо. Жертвоприношение означает умереть, для того чтобы жить. Кришна – самый высший потребитель известный мирозданию. Мы не должны колебаться, и отдать ему. Это и есть жертва».
Я хотел просто, чтобы вы понимали, что за этим стоит, за этим этикетом. Потому что часто я видел такие. Ну, вы меня простите. Просто я видел: «Курс по вайшнавскому этикету». И там сразу: «Вайшнав – это тот, кто пользуется водой в туалете вместо бумаги». И там всякие такого рода правила, законы, законодательство. Да вы можете таких 10 курсов в день проходить, если вы вот этого момента не будете понимать, к чему и зачем это все. Никто не будет этикету следовать. Если вы не понимаете фундаментально, на чем он основан. Никто не будет этим правилам просто сухо следовать. Поэтому хочется изнутри понять, к чему весь этот этикет.
Матаджи Мокша Рупа: Я слышала в священных писания, что олицетворением качества самопожертвования является Шримати Радхарани. Поэтому Кришна больше всех любит ее. Именно за это качество.
Да, потому что там самопожертвование абсолютное, полное. Поэтому она является эталоном преданности для всех рас независимо шанта, дасья, ватсалья, сакхья. Все равняются на Шримати Радхарани, на ее преданность. *** Чисто практическое средство для увеличения общения с преданными. Приглашайте преданных в гости. Даже на этой неделе Василий заскочил на полчаса ко мне. Он сразу позвонил: «Радха Говинда, полчаса». «Хорошо, не вопрос». Он зашел, мы все равно больше просидели, там час. Но это было здорово. Я еще раз для себя подумал, насколько это здорово. Когда даже есть какой-то ритм, уже день прописан, и расписан, как только можно, но все равно, когда человек хочет пообщаться, ты готов пожертвовать всем своим расписанием ради какого-то живого общения. И те, кто приглашает в гости, и те, кто хотят в гости. Если желание и у тех, и у других будет, они найдут способы общаться друг с другом. Приглашайте преданных в гости, идите к ним в гости по чаще. И такого рода живое общение будет очень замечательно сказываться на осознании вот этих всех моментов, которые мы проходим на бхакта-программ.
Вопрос: Когда осознаешь свое несовершенство. Например, обещаешь и не делаешь. По объективным причинам. По неспособности себя собрать в одно мгновение, и переместиться в другое пространство. И когда это накапливается, ты понимаешь, что ты редиска, что ты плохой, что ты общаясь с преданными ты просто запетнаешь, запачкаешь. И это самобичевание приводит к тому, что ты понимаешь свою ненужность пребывания в храме. Приходишь к Кришне, алтарь есть, Кришна слава Богу не убежал с алтаря. Это мешает реально развиваться дальше, и не знаешь что делать. Ответ: Я хочу одну вещь сказать. У вас может быть одно мнение о себе, но вам нужно прислушиваться также к мнению преданных о вас. И вы мне часто рассказываете: «Я плохая, я этого не делаю, и того не делаю». Мне все время хочется сказать: «Даша, я по-другому вас вижу». То как ваш ум говорит, это одна картина реальности. А то, как вас видят преданные, зачастую это совсем другая картина реальности. Поэтому просто прислушивайтесь к преданным, которые вам говорят: «Все хорошо, ничего не накручивайте. Все преданные, всегда рады вас видеть в храме, и вы нужны в храме. Я не видел никогда за вами каких-то несдержанных обещаний. Мне кажется, как раз вы тот человек, который если говорит, то он делает. Просто, если вы чувствуете, что может быть преданные много от вас хотят. Говорите: «Нет, я не смогу этого сделать, потому что то-то, и то-то». Но насколько я замечал за вами, вы всегда говорите: «Я могу это сделать». И я знаю точно, что Даша сделает. «Или я не могу сделать». Мы это понимаем.
Матаджи Мокша Рупа: «Иногда преданные ставят на себе крест, и это очень плохо. В плане того, что человек думает: «Я обещал, и я не сделал. Значит обо мне они думают плохо». Но преданный – это тот, кто думает обо всех хорошо. И он видит, он не слепец. Он видит, что человек не сделал что-то. Но он не ставит крест на этом. Он дает ему шанс, и его шанс по отношению к этому человеку вечен. Он ему всегда прощает. Поэтому нельзя никогда думать о том, что преданные не простят. Но не надо пользовать этим. Преданные не слепец, но в тоже время он всегда дает человеку надежду и шанс».
Я просто думаю, что нам нужно чаще озвучивать те хорошие эмоции, которые есть по отношению друг к другу. Мы просто не умеем этого делать. У меня было в жизни пару ситуаций, когда я понимал, что я не успел просто человеку сказать то, что я хотел сказать ему хорошего, что у меня было о нем. И это заставило задуматься над тем, что мы друг другу не умеем хорошие вещи говорить. Гадости – не проблема. С ходу, бах. Не просто под кожу, а под мышцу, чтобы реально было больно. Это мы умеем. Это не проблема. А благодарить друг друга, говорить о том, насколько мы нуждаемся в преданных, и просто благодарить их словами, озвучивая свое счастье пребывания в обществе друг друга. Мы не умеем этого. А нам нужно этому научиться. Не нужно этого стесняться.
Мы во взаимоотношениях друг с другом. Есть преданный А и преданный Б, и в отношениях с друг с другом пройдут через 3 фазы отношений. Каждый из вас друг с другом пройдет, или уже прошли, или проходите 3 фазы отношений. 1. Люди присматриваются. Потом возникает идеализация. Тезис 2. Ссора. Люди ссорятся. Антитезис 3. Синтез. Люди друг друга знают, друг друга любили, они друг друга ненавидели, подрались. Третья фаза отношений – это когда мы уже знаем друг друга и с той, и этой стороны. И вот каждый из вас пройдет эти стадии. Это называется притирка.
Когда мы перешли на третью фазу отношений, нужно научиться говорить друг другу хорошие вещи, потому что все гадости мы уже сказали на втором этапе. На третьем этапе нужно говорить хорошие вещи.
Поэтому Госвами Махарадж говорит: «Не бойтесь ссор». Их не надо провоцировать, их не нужно придумывать. Но если они есть – это часть жизни. Это нормально для людей. Потому что в конечном итоге ссоры укрепляют отношения. Просто нужно цивилизованно ссориться, не ставя друг на друга крест. Иногда 2 фазе нужен период, чтобы чуть-чуть остыть, чуть-чуть отдалиться друг от друга. Это все нужно только для того, чтобы понять, что друг без друга мы не сможем. Потому что мы друг другу даны Кришной, мы идеальные инструменты или тренажеры друг для друга, которые специально в этой жизни в этом рождении в этот период жизни нам Кришна послал друг друга, для того чтобы мы друг у друга чему-то научили. Даже если посмотреть с точки зрения психологии, мы друг другу нужны именно такими какие мы есть. Вот с теми недостатками и с теми хорошими качествами, которые у нас есть. Самое главное – когда мы на второй фазе, никогда не ставить крест друг на друге. «Все больше с ним никогда с ним в жизни не буду общаться». Будите вы общаться, вам деваться некуда будет просто. Мы друг от друга зависим. Вот поэтому сейчас главное не переживать, когда это происходит. И преданные, которые на 3 стадии, говорите другим хорошие вещи, причем чаще.
Вопрос: Такая ситуация у меня возникла, насчет жертвенность. Жертвенность принимается, когда ты не злишься, когда ты жертвуешь. Ты не расстроен тем, что ты что-то приносишь в жертву, во имя благо другого. Проявляя свою этику к этому человеку. Допустим, такая ситуация. Ты выделил полчаса почитать джапу. Ты освободился, и вдруг телефон звонит. И звонит преданный, который хочет тебе рассказать о своих реализациях, то что он прочитал в шастрах. Или пожаловаться, хочется проблему обсудить. У меня этика включается, я понимаю, что я должна его выслушать. Но это занимает вот этот кусок моего времени золотого джапы, я жертвую. Но потом получается, что по этому поводу где-то возмущаюсь внутренне. Т.е. это уже не жертва, а моя негативная реакция. Прокомментируйте эту ситуацию. Ответ: Я видел, как Шиварама Махарадж выходит из таких ситуаций. У него день очень плотный, очень расписанный. И видел чрезвычайные ситуации, когда кто-то прибегает, и вбегает ему в комнату. И все, там буря эмоций. Он оставляет все, он выслушивает. И после того, как он выслушал саму суть. Когда уже идут эмоции. Он услышал суть, он понял, он сказал несколько фраз утешений. И потом он говорит. Я видел ситуации, когда он говорит: «Ладно, я отлажу какие-то дела. Мы сейчас с тобой уже поговорим». А видел ситуации, когда он говорит: «Смотри, я понял суть. Мы поговорили чуть-чуть. Сейчас делай пока это. Завтра встретимся в специальное время, и мы тогда проведем качественно время, и договорим наш разговор». И таким образом человек не чувствует, что его бросают, что его не хотят выслушать. Но в тоже время человеку дают понять, что сейчас не время. Будет время, мы с тобой сядем, и спокойно доведем до кульминации весь этот разговор. Мне кажется, что это самая разумная середина в таких ситуациях. Когда людям нужно выговориться, выслушайте их. Но если это превращается в полтора часовой разговор, или двух часовой разговор. То это уже. Милость не должна быть слепой. И мы друг друга тоже должны приучать к чуткости. «Хорошо, я хочу с тобой поговорить. Мы чуть-чуть поговорили сейчас. Завтра давай договорим».
Умение сказать «нет», это очень важный навык, на самом деле для преданного. И нужно говорить «нет», но говорить правильно. Говорить в правильном настроении. Нужно говорить «нет», и говорить правильно. И люди, которые умеют правильно говорить «нет», своим «нет» они тоже вызывают уважение. Они вызывают уважение и доверие. Потому что мы чувствуем, что мы имеем с целостной личностью. Собранной личностью, которая сейчас говорить «нет». Это «нет», не означает «нет» на всю жизнь. Это нет сейчас. Но это означает «да» потом.
Мне Шиварама Махарадж часто говорил: «Милость не должна быть слепой». Мы оказываем милость, и при этом себя разрушаем.
Задание. Выучить сахана вавату Вопросы: Что такое этикет? Какова ведическая этика? На чем она основана?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |