|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мораль, нравственность, этикаОбщественная жизнедеятельность людей образуется из потребностей в согласовании своего образа жизни и поведения с общепринятыми традициями и нравами. Эти потребности воплощают в себе нравственное начало индивида. Нравственная сторона человеческой жизни находит выражение в этике. Термин «этика» (от древнегреч. ethos (этос) — местопребывание, или жилище человека) выражает собой существенные стороны человеческой жизни. В эпоху зарождения первых представлений о нравственности Нравственность в человеке определялась его способностью к творческому самосовершенствованию. В первоначальном значении «этика», «мораль» и «нравственность» были разными словами, но одним термином. Выделение этики как своеобразной сферы знания привело к закреплению разных значений за каждым из этих слов. Этика — наука, исследующая сущность морали в ее многообразных свойствах и проявлениях. Как область знания этику иногда называют моральной, или нравственной, философией и употребляют этот термин для обозначения моральных и нравственных явлений в различных общественных сферах — экономике, политике, религии и др. Мораль — субъективное измерение и оценка поступков индивида. Она рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: личностном, рассматривающем мораль как характеристику человека, совокупность его моральных качеств, добродетелей, среди которых можно выделить доброту, справедливость и правдивость; межличностном, согласно которому мораль является характеристикой отношений между людьми, регулируемых совокупностью общепринятых норм, требований и правил. Мораль проявляется, с одной стороны, в умении ограничивать себя, налагать запреты на свои природные желания, в ведении аскетического образа жизни; с другой — в способности к самопожертвованию ради других людей. Нравственность — реальное осуществление поступков человека в обществе и семье. Нравственные ценности имеют общечеловеческий характер, и приобщение к ним делает человека более гуманным. Его нравственное возрождение становится условием прогрессивных общественных преобразований.
2. этика и практич философия Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология Аксиология (теория ценностей). Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?». этика- учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности – это ценности убеждения и поведения. Деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. Кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). В зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. Императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. Этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека).
3. Предмет, функции и гуманистическое значение этики Предметом изучения этики являются мораль и сфера моральных поступков. Мораль — совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Они выражают нравственное отношение людей друг к другу, к отдельным общественным объединениям и обществу в целом. Основа нравственного отношения — оценка общественных явлений с точки зрения категорий добра и зла, долга и ответственности, истины и справедливости. Моральные оценки помогают соизмерить характер поступков и отношений между людьми в соответствии с духовными идеалами и ценностями. Мораль включает в свою структуру следующие элементы: отношения и нормы поведения людей, имеющие устойчивый и общезначимый характер; оценки, ценности и идеалы; свойства и способности индивида. Они образуют основу традиций, нравов и обычаев общества, условием их развития является стремление человека освоить их и организовать свою жизнь в соответствии с ними. Люди в разной степени склонны принимать те или иные моральные ценности, но для всех безусловна необходимость придерживаться общепринятых норм и правил, которые являются условием совместного пребывания людей в обществе. В этой связи перед этикой ставятся задачи не только описания моральных норм и правил поведения людей, но и обоснования морали, нахождения общего основания моральных поступков, выявления сущности нравственного освоения действительности. Все это объединяется в системе следующих функций этики: описательная — описание реальных моральных поступков, правил и норм их осуществления, помогает обучить моральному поведению на наглядных примерах; критическая — основана на выявлении случаев, закономерностей и причин нарушения нравственности, с ее помощью удается правильно оценить нравственную ценность морального поведения и отделить нравственный поступок от безнравственного; мировоззренческая — состоит в формировании моральных идеалов, ценностей и переживаний личности, обучает сознательному и рациональному отношению человека к нравственным проблемам и помогает ему сделать правильный моральный выбор; преобразовательная — изучение действующей системы морально-нравственных ценностей в целях ее изменения в соответствии с нравственными требованиями современного общества. Этика выделяет те ценности, которые наиболее соответствуют духовному развитию современного общества и нравственному совершенствованию личности; воспитательная — приобщение человека к всечеловеческим морально-нравственным идеалам и ценностям. Она обеспечивает вхождение человека в общество и помогает избежать нарушения общественных норм и правил поведения со стороны индивида. Функции этики направлены на качественное изменение условий жизни человека в соответствии с его природой. Мораль обретает гуманистический характер в действиях, служащих на благо человека, но не во вред ему. В этом состоит гуманистическое значение этики как науки о морали и нравственности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |