АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ О КАЗАЧЬЕЙ САМОБЫТНОСТИ И СТАРОДАВНОСТИ

Читайте также:
  1. X. Исторические науки о культуре
  2. Биоэтика: исторические модели, аспекты, актуальные проблемы.
  3. Глава 1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I
  4. Диалектика и ее исторические формы
  5. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  6. Исторические аспекты этикета. История мирового этикета
  7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ КАФЕДРЫ НЕВРОЛОГИИ, НЕЙРОХИРУРГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
  8. Исторические вехи развития вентиляции
  9. Исторические данные.
  10. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ
  11. Исторические заметки
  12. Исторические замечания 1 страница

Тэги:

· Древняя история

"Казачий исторический календарь" 1953г.

Составил С.В. Болдырев

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ

о казачьей самобытности и стародавности.

"Казаки почитались всегда за храбрый и сильный народ. По свидетельству Константина Порфирогеннеты, известны были они уже в 948 году и жили в нынешней Кабарде, близ Кавказских гор. И казаков можно почитать за древний и по их состоянию, за изрядно учрежденный народ."

(И.К.Тауберт. Ад'юкт Российск. Императ. Академии Наук "Древняя и Азовския известия" стр. 74, изд.1732 года.)

В этой же книге, Тауберт на стр. 46-48, пишет:" Киевский князь Мстислав имел свою резиденцию в Тмутаракани, которой город называется теперь Темрюк. Там покорил он себе в 1021 году распространившихся казаков и отправил их в 1023 г., вместе с хазарами, против своего брата, Вел.князя Ярослава, а в 1024 г. сам за ними последовал. В 1064 г. кн. Ростислав владел еще крепостью Темрюк и привел опять послушание казаков."

Немецкий профессор А.Зандер, в своем историческом труде:" Kaukasien geschichlicher Umriss." уделяя много внимания казакам, подтверждает тоже самое, что писал Тауберг и добавляет:" Препод. Нестор в своей "Летописи" рассказывает под годом 1022, о князе Мстиславе. который выступил в поход против Косогов (казаков)".

Эти же сведения находим мы в древней "Киевской летописи", в "Синоксис Киевский", составленном Киевск. митрополитом Игнатием Гизель, а также в " Летописи" игумена Феодосия на стр.185,186 и 351.

.................................................................................

Официальный источник Российского правительства, изданный Военным министерством в 1834 г. в С.Петербурге - "Военно- Энциклопедический лексикон", т.6-ой на стр.372 о казаках пишет:" Древнее происхождение казаков, как народа, теряется во временах полуисторических нашего Отечества". "Полуисторические времена" - это времена до призвания варягов, т.е. раньше 862 года.И действительно, просматривая исторические акты и документы, мы встречаем сведения о казаках под датами: 842,858,878,920 г.г. и т.д.

.....................................................................................

"Русская история" Устрялова, изд. 1845 г.

В этом учебнике, по которому учились наши деды и прадеды на стр.235, т.1 - мы читаем:" Народказацкий возник от слияния разноплеменных людей искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки древних половцев, черкес, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, литовцы, молдаване, татары, - не терпевшие самовластия ханов. Чудная смесь племен отразилась в чертах казаков, в их языке, в самом образе жизни. Лица их до селе выражают нечто азиатское. Язык их состоит из слов: татарских, русских, польских и др.

Бесстрашие их напоминает детей Кавказа, (в боях), именем которых они гордились, называя себя без разбора и казаками и черкесами.

Пятигорские черкесы, жившие на берегах Кубани - есть единоплеменники Доских казаков". (стр.236).

......................................................................................

"Русский архив" т.3 стр. 183, изд. 1883 г.

" В обширных степях, по низовью Волги и Дона, издавна жили, в полудиком состоянии, отдельные группы славян. Во времена могущества хазар, они входили в состав этой разно племенной державы, а после ее падения, удержались между Волгой и Доном и в княжестве Тмутараканьском. Во время нашествия татар в 1223 г., они были известны под именем бродники и сражались вместе с татарами против русских князей в битве при Калке. Воевода их звался Пласкиня. Они были, очевидно, славяне и православные. По мере упадка могущества татар, они стали образовывать отдельные общины, во всех местах, где никто не мешал их занятиям. Единственный промысел их был - война. Татары называли их казаками и они это имя сохранили навсегда.

О воеводе Пласкине говорится и в " 1-ой Новгородской летописи" в двух местах: в "старом изводе" на листе 99, в "младшем изводе" на листе 145.

О том, что в составе татарских войск были казаки, сообщают современники посетившие Золотую Орду: Рубкуквис (1253 г.), Жан Карпини (1246 г.), Никифор Григора, Георгий Пахимер и др. Ниже приводим выдержку одного из них: греческого историка Георгия Пахимера, умершего в 1308 г., из его "Сочинения" т. 1, стр. 235.: " Татарский полководец Нога, покорил все жившие на северной стороне Черного моря народы и основал в тех местах особое государство. С татарами перемешались: чиги, чета, аланы, казахи и др., и приняли их нравы, образ жизни, язык, одежду и служили в татарских войсках, и возвели могущество их на высочайшую степень славы".

В 1261 г. для казаков и др. народов христианской веры, при Хаис Берка, по настоятельной просьбе Византийского патриарха, в ставке хана г. Сарае, была учреждена Сарская или Подонская епархия, о чем свидетельствует Импер. Российск. Академия Наук, академик Е.Ознобишини др.

Но в середине 14 века, татары приняли ислам и стали притеснять христиан-казаков, особенно эта нетерпимость усилилась при хане Мамае и казаки решили переселиться на север р. Дона и узнав, что в верховьях Дона, где в него впадает р. Непрява, собирается стан Вел.князя Димитрия Ивановича, казаки с атаманом Симеоном Мелих, перешли на его сторону. Поднесли князю две чудотворных иконы: Донской Богоматери и Гребеневской и приняли участие в Куликовской битве. Об этом находим подтверждение в более, чем десяти разных исторических документов. Для краткости этой заметки ниже приводим одну из выдержек:" Там в верховьях Дона народ христианский, воинского чина живущих завомии казаци, в радости сретающа Вел. князя, со святыя иконы и со кресты, поздравляющее ему о избавлении своем от супостатов и приносящее ему дары от своих сокровищ иже имеху у себя: чудотворные иконы в церквах своих." Так пишет в 1692 г. архимандрит Донского монастыря Антоний в своем "Слово известие" на стр. 3.

 

С.Герберштейн, немецкий путешественник, в 1549 г. посетивший Дон, Москву и Киев, в своем сочинении " Записки о Московских делах" писал о казаках:-" Люди азиатского вида и говорящие на смешанном славяно-татарском наречии, исповедующие веру греческую, церковную службу правят на славянском языке".

 

Венецианец Иосиф Барбаро, проживший 16 лет в г. Азове, в 1436 г. писал также, что донские казаки говорят на татарско- славянском языке.

 

Французкий ученый, инженер - гидротехник, сооружавший канал в Черкасске и гирлах р. Дона в 1800 - 1802 г.г. в своем труде "Coup d'ocil philosophique sur le pays occure par les cosaques du Don" пишет: " Казаки еще в 18 веке говорили на татарско - славянском языке, а также нравы, обычаи и одеяние древних казаков, мало отличается от татарских".

 

Евг. Марков, русский ученый этнограф и археолог в книге "Очерки Кавказа" на стр. 13 пишет:" Что казаки вообще законные наследники и приемники древних степовиков, это ясно не только из их исторической роли, но даже из самого имени их. Между этим именем - казак и племенами древних косогов, писавшихся по Никоновскому списку - "касаги", по Софийскому - "косоги", кочевавших в начале русской истории у берегов Азовского моря - нет разницы".

 

Греческий император Константин, одну часть Сев. Кавказа, прямо называет Казакия, или Касакия. Даже в Генуэзких летописях г. Сурожа (ныне Феодосия) упоминаются в списках конной стражи, какие-то казаки - оргузии*, как мне пришлось убедиться при изучении памятников старого Крыма.

В "Статуте Генуэзких Колоний на Черном море XV век", изданном в последней редакции 1449 г.-" Liber juris republique Genevsis" в главе 21, #1 и 2, упоминается о службе казаков в г. Феодосии и др. городах колонии.

 

* В "уставе генуэзских колоний", изданном в 1449 году, говорится о казаках-оргузиях. "Если случится, гласил генуэзский закон, что будет взята какая-нибудь добыча на судне казаками-оргузиями", состоявшая из вещей, скота и волов татарских; то добычу эту строго воспрещалось отбирать у казаков, под опасением штрафа. Татары в ту пору были врагами генуэзцев и закон поощрял" очевидно, борьбу с ними. Оргузии составляли в Каффе стражу, состоявшую из вооруженных всадников при консуле. Они, по уставу, должны были формироваться из "хороших, ловких и надежных лиц, из которых каждый, по существующему обычаю, должен был иметь лошадь, щит, плащ и свое оружие. Они получали общины г. Каффы жалованье каждый по 120 аспров (3 р. 60коп.) месяц, и. никто из них не может быть невольником или чьим бы то ни было подданным. Оргузии-казаки были, следовательно, вольными воинами, как казаки вообще.

 

Ф.А.Щербина "История Кубанского казачьего войска" 1910 г.

 

Азовские казаки - древние жители Приазовья и Нижнего Дона.

Первое известие о них относится к 10 в., когда Персидская география Гудуд ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же. Мстислыв Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племен Казаров и Казяг (летописи Никаноровская и Во-гогодско-Пермская под годом 1023). Старинные русские историки Болтин и Татищев говорят, что в 1282 г. татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа Пятигорских Черкасов или Казаков и поручил им охранную службу в Курском княжестве. После они же основали город Черкасы на Днепре. (Листки Лаврентьевской летописи для этого года, почему то исчезли).

Эти свидетельства без сомнения относятся к предкам Гребенских и Азовских Казаков.

От конца 15 века последние появляются все чаще в русских летописях и в актах, как жители тех же мест. Историк Карамзин; писал о Донских Казаках: "Нет сомнения, что они же назывались прежде Азовскими, которые в течении 15 века ужасали всех путешественников в пустынях Харьковских, Воронежских, в окрестностях Дона."

Генуэзский Устав, писаный в 1449 г., говорит о Казаках и их атаманах (оргузиях), проживавших в черноморских колониях Генуи. После завоевания Кавказа и Крыма Турками, Азовские Казаки оставались в Приазовских степях, а частично селились в Азове. Они продолжали свои кочевые и военные промыслы. Иногда нападали на московские окраины и на посольские караваны. Однако часть их вызвала недовольство султана и 1503 г., спасаясь от карательной экспедиции должна была перекочевать в лесостепь между Северным Донцом и Десной. Отсюда они вскоре предложили свои услуги Московскому великому князю, с тем, что они будут ему помогать в его войнах с Польско-Литовским королем, а за это никто не должен им препятствовать, "со своими женами прикочевав, жити у Путивля и слугами быти." От этого времени на Москве и в ордах их стали считать слугами или, холопами в. князя Московского, так же, как и всех служилых Казаков.

Историк Карамзин говорит: "Ногайский мурза Белек, жалуясь Иоанну на Донских Казаков или Черкасов, пишет: Белого (Российского) князя Черкасы беглые холопы были. "После того, как Азовские Казаки прожили пол века в области Северской, их cтали называть Северюками. Перешедшие в оседлость остались на месте, как Казаки Путавльские, а кочевое племя Сары Азман возвратилось на Дон.

К 1549 г. они "утвердились в нынешней своей области, - говорит тот же историк Карамзин, - взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским или Козачим (ибо то и другое имя знаменовало одно)".

Московские и некоторые сохранившиеся ордынские акты от этого времени называют их и Казаками, и Северюками, и Сары Азманами, и Черкасами, а к Азовским относят только ту часть Казаков, которые остались лояльными по отношению к султану и долго еще не расставались с берегами Азовского моря.

В начале 16 в. Матвей из Мехова и Сигизмунд Герберштейн вспоминают их, как Черкасов славянской или русской речи. Язык Азовских Казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта Донских Казаков Низовых или Старых.

Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.

Территория и народ Украины назывались Черкасией вплоть до времен Екатерины II. Различие между терминами черкес и черкас совершенно условное. Форма “черкес” вытеснила форму “ черкас ” лишь в XIX веке, а до этого адыгов, в большинстве случаев, называли именно черкасами. И только во времена царствования императора Александра I, когда кавказские черкесы, не пожелавшие добровольно покориться, были объявлены “врагами России ”, - официальные бумаги перестали называть малороссиян черкасами ”. Самир Хотко, известный специалист по адыгским народностям пишет: «... Монгольские войны привели к тому, что сами черкесыустремились в степь. Особенно привлекательными для них оказались территории современной Украины…» Украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский также придерживался версии черкесского происхождения первых казачьих общин Поднепровья. Начало запорожскому войску, по его мнению, положили именно черкесы. Он указывает на то обстоятельство, что в делах коллежского архива запорожцы и доныне фигурируют под именем “ черкас ”.

Пребывание этнических черкесов в Украине отразилось на
генотипе украинской нации. На сходство внешнего облика украинцев и черкесов обратил внимание такой крупный этнограф как Афанасий Шафонский, составивший в 1786
году фундаментальное описание украинцев: “Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на жителей, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые и вообще все малороссияне, из стари черкесами называются.

ПЛЕМЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ КАЗАЧЕСТВА.

Донские областные ведомости № 129/15.06. 1913 г. стр. 2-3ІV.

Запорожская сечь.

Ближайшей самостоятельной ветвью Малороссийского казачества является лихое Запорожье, сделавшееся чем то вроде академии для выработки могучих, закаленных характеров и непоколебимых в своих убеждениях бойцов.

Запорожье было носителем и хранителем старинных традиций и обычаев древних черкас.

Кроме Малороссийских и частью Донских казаков Сечь пополняли и другие разнообразные по своему племенному и сословному составу рыцари, но число их было до того незначительно, так как охотников к суровой, пропитанной казачьим мировоззрением, жизни находилось немного, что пропадало без какого-либо следа в плотной казачьей массе истых Запорожцев.Трудно точно сказать, когда было основано ядро Запорожского казачества, хотя данные говорят за то, что существование его относится к глубокой древности, и, во всяком случае, к циклу Киевских князей.

 

КАК МЫ ЛИШИЛИСЬ РОДОВОЙ ПАМЯТИ. А действительно, как? Наша страна перенесла много потрясений, таких как войны и революции. Семьи оставались без отцов или вообще дети оставались сиротами. Это не могло не сказаться на РОДовой памяти. Ведь откуда ей взяться, если не стало самого носителя. Но, на этом крушение преемственности не остановилось. Молодые парни и девушки отрывались от своих корней и уезжали строить "светлое будущее". Находясь за много километров от дома, парни и девушки становились оторванными от семейного эгрегора. Семейные ценности подменялись идеологией, и окончательно терялась преемственность и традиции семей. К чему мы пришли? А пришли мы, вернее даже докатились, до того, что практически утрачена наша культура. Все традиционное и самобытное мы можем увидеть либо в музеях, либо других источниках со "штампом "Реконструкция". Те умения, которые раньше были естественными для молодежи сейчас редкость. Большинство девушек не умеет шить, вышивать и вязать. Для тех, которые это умеют это просто развлечение под заморским названием "Хэнд мэйд". Мы занимаемся рукоделием потому, что это модно. Мужики наши оплыли жиром. Мы все "оторвались" от земли, земля теперь это 6 соток с газоном, на которых летом можно пожарить шашлык. Но, многие опомнились и ухватились за последнюю ниточку сохранения себя. Мы сейчас словно люди, живущие на чужбине, которые долго не имели связи с РОДиной. Хватаем любую информацию о прошлом. Цепляемся за обычаи изо всех сил и с тоской понимаем, что с неимоверной скоростью уходит последнее поколение тех, кто являлся для нас тем связующим звеном между РОДовой памятью и нами "Иванами, родства не помнящими». Для меня этим звеном была моя бабушка.В моей семье многое сохранилось. Я застала времена, когда четыре поколения собирались вместе. В моей семье всё ещё хранятся фотографии "пра", "прапра" и "прапрапра".И мы ещё помним о том, кем они были. Пусть родовой дом остался где-то за много километров, но корни и многие традиции сохранились.Что же теперь делать? - спросите Вы. Необходимо восстанавливать связь поколений. Хвататься за последнюю ниточку. Но, если в вашей семье не осталось никого из старшего поколения, вся надежда на Вас. Значит, Вы сами можете возродить преемственность поколений и семейственность. Встречайтесь чаще со своими родителями, расспрашивайте их об их детстве, об их родителях. Живите на земле, живите рядом с родителями.Если есть такая возможность. Кто ещё так будет пестовать ваших детей, как бабушки? Прививайте детям родную культуру. То, что было потеряно предыдущими поколениями, можем восстановить только МЫ!


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)