АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фольклор и традиция

Читайте также:
  1. Ведическая традиция и индуизм
  2. Иудео-авраамическая традиция
  3. Першозбирач афро американського фольклору Джоуль Лендлер Харріс (1848-1908)
  4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  5. ТРАДИЦИЯ ВТОРАЯ
  6. ТРАДИЦИЯ ПЕРВАЯ
  7. ТРАДИЦИЯ СЕДЬМАЯ
  8. ТРАДИЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
  9. ТРАДИЦИЯ ШЕСТАЯ
  10. Традиция, инновации и демократическая культура в Японии
  11. Устность и письменность фольклора

Понятие традиции — одно из центральных не только в науке о фольклоре. Философы, историки, культурологи не могут без него обойтись.

Традиция — это память человеческой культуры, обеспечивающая передачу опыта от поколения к поколению. Так вот, фольклор ориентирован на традиционные нормы, и совершенно справедливо его называют традиционным искусством.

Устно-поэтическая традиция позволяет передать нормы сложившегося мировосприятия и способы его художественного воплощения — семантику текстов и «грамматику жанров», т. е. систему композиционно-стилистических средств. Спросите человека, как начинается роман, — и дождетесь встречного вопроса: какой роман? Спросите его, как начинается волшебная сказка, он ответит без труда: «В некотором царстве, некотором государстве жили-были...»

За постоянством фольклорной традиции стоит уклад — устойчивые формы народного быта. Проходили века, и из поколения в поколение русский крестьянин пахал землю, как это делали его деды, а ремесленник следовал раз и навсегда установленным образцам.

Поэтика фольклора

Традиционность лежит и в основе фольклорной эстетики.

Поэтика фольклораэто поэтика формул, канона, раз и навсегда определенных стилистических штампов и приемов, и она составила целую эпоху в истории человеческой культуры. Определяется эта художественная система особым миропониманием, так называемым «фольклорным сознанием», корни которого уходят в архаическое прошлое человечества. «Фольклорному сознанию присущи:

- специфические пространственные и временные представления,

- свои устойчивые понятия о системе отношений между людьми — какие они есть и какими должны быть,

- свои представления о физической природе человека и окружающего мира,

- о жизни и смерти,

- о человеческих возможностях и силах и о многом другом» - Путилов Б.Н. «Фольклор и народная культура».

Отражение реальной действительности

Поэтому не следует переоценивать связи фольклора с реальностью: как любое искусство, фольклор — не отражение жизни, а ее преображение. Здесь создается особый художественный мир, и сопоставление фольклора с действительностью может иметь лишь одну цель: понять, где, как, в чем и почему фольклор отступает от действительности, создавая собственные представления о мире и человеке.

Время

Итак, жизнь в фольклоре глубоко преображается. Здесь иные, чем в реальности, представления о времени. Время может бесконечно растягиваться, не меняя человека, — как в сказке о спящей царевне, или, напротив, стремительно сжиматься, когда в одно мгновение умирает Кощей Бессмертный. Раз в году в обыденную жизнь является из мира вечности Коляда — и время теряет обычное измерение. Простенькая гадательная песенка позволяет заглянуть в будущее.

Типизация

В фольклоре нет психологически сложных характеров — мы имеем дело с типами: например, в лирических песнях из одного текста в другой переходят одни и те же традиционные персонажи — добрый молодец и красная девица. Такие персонажи-типы действуют в условных жизненных обстоятельствах — не столько реальных, сколько символических («у куста было ракитова, у ключа было студеного»).

Стереотипные формулы фольклора:

- для былин характерны формулы описания княжеского пира, богатырского боя, седлания коня;

- для сказок — формулы встречи с ягой, описание волшебного коня;

- для лирических песен — описание любовного свидания, одинокой тоски. Стилистическая стереотипия — характерная черта фольклора, где «более или менее сходные выражения строятся по определенным образцам-моделям: тематическим, лексическим, синтаксическим, метрическим» - Е. Мелетинский.

Импровизация

Исполнитель не повторяет заученный текст — он творит его на глазах слушателей, нередко импровизируя. В разных фольклорных жанрах соотношение между импровизацией и воспроизведением выглядит по-разному:

- импровизация может быть значительной в сказках;

- целиком на импровизации строятся народные плачи;

- в песне ее почти нет («из песни слова не выкинешь»).

Слушатели обычно хорошо знают содержание исполняемого текста и обращают внимание на его изменение. Именно слушатели, коллектив, одобряют или отвергают то, что им предлагает исполнитель. Этот коллектив — носитель традиции, и фольклорное творчество осуществляется в рамках традиции.

Фольклорный текст — «совокупность вариантов словесного воплощения того или иного фольклорного произведения». В ариативность - одна из основополагающих черт фольклора (см. Приложение).

Фольклористы называют ее архетипом (см. Словарь).

Меняются женихи, их национальность и социальное положение, меняются места, куда сестер выдают замуж. Но отчетливо вырисовывается инвариантная (т. е. общая для всех вариантов) основа песни: трех дочерей выдают замуж на чужбину, причем наиболее трудная судьба выпадает на долю младшей.

Установить архетип — задача очень сложная, чаще всего неразрешимая, поскольку за столетия своего существования произведение может измениться до неузнаваемости. В нем оставляют свой след разные эпохи, и фольклористу, как геологу, приходится пробираться сквозь исторические напластования. Так, Н. П. Андреев обратил внимание на фрагмент былины о татарском нашествии:

Еще тут князь Владимир да ослушался,

А нахватал он ведь кунью шубочку соболюю,

Обувал же калоши да на босу ногу,

А побежал да ко кружалу государеву.

Князь Владимир скончался в начале XIв., татары пришли на Русь вXIIIв., кружала государевы, т. е. кабаки, появились у нас вXVIIв., а галоши вошли в русский быт вXIXв.

Но дело не только в анахронизмах (см. Словарь).

За время многовекового существования фольклорные произведения претерпевают коренные изменения: миф ложится в основание сказки или былины, древний з а говор превращается в детскую считалку. То, что на первый взгляд кажется замкнутым в себе художественным целым, на самом деле представляет сочетание сюжетных мотивов и поэтических формул разного времени и разного происхождения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)