|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельностиСодержание
Содержание. 2 Введение. 3 1. Основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. 4 1.1 1917 – 1941 годы. 4 1.2 Годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945г.) 4 1.3 1945 – 1979 годы.. 4 2. Становление и развитие методической службы Государственного Российского Дома народного творчества. 4 3. Пример разработки методического пособия для театра Петрушки 1928г. «Поленовский дом». 4 Заключение. 4 Список используемых источников. 4
Введение
Для обозначения особого вида руководства культурно-просветительной работой, именуемого методическим, в разное время применялись различные термины, такие, как «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта». При этом речь идет не просто о вытеснении одного термина другим, отражающим одно и то же содержание, а об определенных последовательных шагах в выявлении новых граней рассматриваемого явления, обогащении его функций, углублении понимания его сущности, границ и роли в общем процессе руководства культурно-просветительной деятельностью на разных уровнях. Теория методического руководства, как и всякая другая теория, не есть нечто абсолютное и неизменное. Это система знаний, завершенная лишь частично, отражающая глубину проникновения в сущность изучаемого явления в конкретный исторический момент. Она меняется за счет включения в нее новых фактов объективной действительности и их осмысления. Система методического обеспечения формировалась постепенно. Период ее становления и развития охватывает довольно значительный исторический период. Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неорганизованном пространстве. Освоение истории культурно-досуговой деятельности как неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В этом я вижу актуальность выбранной мной темы. В данной работе мы рассмотрели основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, а также становление и развитие методической службы на примере Государственного Российского Дома народного творчества, пример разработки методического пособия для театра Петрушки от 1928года.
Основные этапы развития методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Большой интерес вызывало театральное искусство. В народных домах создавались и работали народные театры. Сподвижниками развития самодеятельных театров выступали видные общественные деятели, работники культуры и искусства. Среди них: В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие. Их усилиями не только создавались народные театры, но и вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи. Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах России носили во многом уже современный характер как по содержанию, так и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетических процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры. Годы.
Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии. Наиболее распространенной формой политического просвещения трудящихся с первых месяцев Советской власти стали массовые митинги и собрания. Проведение митингов было первой характеристикой работы местных структур, задействованных в агитации и пропаганде. К сожалению, существующие источники не всегда позволяют воссоздать целостную картину проводимых акций. Тематика митингов отражала основные этапы борьбы большевистской партии за упрочение советской власти. Чтобы привлечь большее число участников, сделать митинги более разнообразными и интересными, уже с 1918 г. начинают практиковаться митинги-концерты. На них выступают не только ораторы, но и артисты, разыгрываются сценки, поэты. Их, однако, использовали в основном к праздничным событиям, будничной повседневности они не касались. Митинги заканчивались пением Интернационала, других революционных песен, сюжеты и мотивы которых стали неиссякаемым источников для народной поэзии первых лет советской власти. Идеи и образы митинговых речей приобретали реальные очертания в музыкальных образах и в наглядной агитации, которая сопровождала митинги. Быт, досуг, а также оздоровительная и культурно-досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность[1]. В 1915 году по проекту В.Д. Поленова, на средства самого художника, а также С.Т. Морозова и ряда мастеров Московского Малого и Художественного театров было построено специальное здание, получившее название "Поленовский Дом". В нем создаются рабочий театр, музей портативных декораций, трансформирующихся сценических костюмов и других средств оформления для фабрично-заводских и деревенских театров, прокатный склад. Поленовский Дом активно работает с художественной самодеятельностью на селе. С этой целью создаются музыкальный, литературный, художественно-технический отделы, отдел школьного театра. Развитие самодеятельности потребовало в короткие сроки разработать как общие принципы методики, так и конкретные формы, методы культурно- досуговой деятельности населения, создать условия для творческого самовыражения. В этот период появляются ростки, элементы методической деятельности. Наиболее существенные из них: - в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация работы с населением, но и осуществление "единого" руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек; центральный клуб как бы "группирует" около себя городские, волостные клубы-ячейки; - в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории; - создаются показательные клубные учреждения для распространения передового опыта работы; - для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты. С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорожных станциях. К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс. Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых годах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отработкой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур. В последующий период до 1926 года учреждения культуры испытывали большие финансовые трудности. В условиях строгого режима экономии учреждения культуры были сняты с государственного бюджета и переведены на местное финансирование. Это привело к массовому сокращению числа учреждений культуры в стране: в 1922 году их число в большинстве губерний сократилось приблизительно до одной трети. В сотни раз сократилось число работников культуры. Однако уже в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учреждений. Были поставлены новые задачи в области методического обеспечения. Признавалось целесообразным создавать и подбирать в "центре" необходимую справочную и репертуарную литературу для учреждений культуры. Клубные учреждения, избы-читальни должны стать своего рода лабораториями, где апробировалась бы пригодность издаваемой методической литературы. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллективов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Начинает развиваться культурное шефство города над деревней. Данный период характерен повсеместным усилением методической работы. Учреждения культуры уже накопили достаточно широкий арсенал форм, средств и методов работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой области, в направленной методической деятельности. На этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городе появляются дворцы и дома культуры, на селе - совхозные и колхозные клубы. Это был новый, более высокий тип учреждений культуры. Они являлись своего рода методическими центрами своих территорий. В их работе появляются новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическому руководству культурно-досуговой деятельностью. Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.
С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно досуговой деятельностью. В фундаментальном ретроспективном научно-вспомогательном библиографическом указателе литературы по вопросам культурно-просветительной работы в РСФСР за период 1917-1932 годы выявлено более 4 тысяч названий источников. И хотя доля теоретико-методологических исследований в этом числе была незначительной, все же обстоятельная работа по формированию нового облика клубной жизни, ее методическому оснащению и политической организации способствовала становлению нашей теории. На рубеже 1930-х годов с появлением новых типов культпросветучреждений, прежде всего дворцов и домов культуры, складывается централизованная система клубной работы. Интенсивно идет обогащение методического арсенала советских клубов. Получает широкий размах массовая художественная самодеятельность. Все это, в свою очередь, способствует как дальнейшему углублению клубной теории, так и совершенствованию клубного образования[2]. Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. К 1930-м годам на первый план выдвинулись задачи, состоявшие во-первых, в «углублении работы, необходимости согласования ее с общими задачами и устремлениями революционной борьбы, органическое сращивание ее с последней». А во-вторых, в «последовательном проведении того революционного централизма, который обеспечил успех социальной революции и который ограждает ее от опасностей, ошибок и вредных увлечений»[3]. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн. Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники. Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |