|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пример разработки методического пособия для театра Петрушки 1928г. «Поленовский дом»
Целесообразность применения Петрушечного театра в художественной политпросветработе бесспорна. Этим объясняется и та значительная заинтересованность в Петрушке, которая наблюдается со стороны школы, избы-читальни, рабочих и красноармейских клубов. Однако, до сих пор Петрушечный театр не получил не только массового, но сколько-нибудь заметного распространения. В отдельных, очень редких случаях, проникают в уездные города, промышленные местности, в села и деревни старые профессиональные петрушечники; но своего, самодеятельного Петрушечного театра там нет и в зародыше. В то же время, для того чтобы помочь устройству театра Петрушки на местах, казалось бы — посильная помощь сделана. Налицо имеется несколько методических брошюр, дающих первоначальные сведения и примеры, как самостоятельно сделать Петрушечный театр, в частности — брошюры т. т. Слуцкого, Степанова, Ашенко и Полякова. Перед Поленовским Домом стала поэтому задача— выяснить обстоятельства, мешающие возникновению на местах Петрушечного театра в самодеятельном порядке. В результате лабораторных опытов, проделанных в этом отношении производственной мастерской Дома, одновременно учтя работу на местах деревенского передвижного Петрушечного театра, организованного Московским Губполитпросветом, и практику применения Петрушки в Красной армии в условиях лагерной жизни и во время маневр, Поленовский Дом пришел к заключению, что Петрушка не прививается на местах по следующим основным обстоятельствам: 1) На местах нет никаких навыков в оборудовании Петрушечного театра куклами и реквизитом, как нет навыков в написании Петрушечных пьес и в их постановке. Техника же Петрушечного театра, при всей кажущейся на первый взгляд назамысловатости, по существу—очень сложна и требует специального уменья. 2) Получить нужные навыки в театрально-Петрушечном деле нельзя без предварительного приобретения образцового комплекта кукол, реквизита, пьесы и подробных постановочных указаний, сделанных знающими и опытными людьми. Только имея в руках образцовый комплект, только поняв и изучив его во всех частях — как сделаны куклы, как написана пьеса, как построено действие,— можно начинать самостоятельные шаги на местах по Петрушечному театру. Образцовый комплект в данном случае может быть наглядной азбукой и примерным показом практического овладения Петрушечным делом. Без этой азбуки-комплекта, содержащей: пьесу, предметы полного вещественного оформления пьесы и постановочные указания, — Петрушечного театра на места не продвинуть. Одной отвлеченной методики тут, очевидно, недостаточно. На основании этих выводов, Поленовский Дом приступил к опытным работам по изготовлению в массовом порядке такого рода образцовых комплектов Петрушечного театра, при этом Дом поставил целью добиться такой стоимости комплекта, которая была бы доступна для избы-читальни, школы, красноармейского и небогатого рабочего клуба. Начиная эту работу, Дом учел еще два очень важных обстоятельства, как-то: а) необходимости на известный этап времени остановиться на одном составе типажа Петрушечных кукол; б) необходимости на тот же период времени писать новые Петрушечные пьесы с расчетом только на этот типаж. Поленовский Дом не пытается теперь же установить сроки работ на основе одного состава Петрушечных кукол и с пьесами, приспособленными лишь к этим куклам. Но для Дома одно неоспоримо ясно, что если развитие Петрушечного театра будет связано с изготовлением новых кукол для каждой новой пьесы, то Петрушечное дело с места не сдвинется, т. к. деланье кукол не может поспевать за писанием пьесы. Опыт показал, что изготовить новые куклы для пьесы неизмеримо труднее, чем написать пьесу. В типаж вырабатываемого Домом образцового комплекта входят десять следующих кукол: 1) Петрушка (он же красноармеец, деревенский парень, активист, комсомолец, избач, библиотекарь, молодой передовой рабочий и крестьянин, милиционер и т. д.); 2) кулак (он же купец, самогонщик, знахарь, приверженец старины, растратчик, совдурак); 3) капиталист (он же фермер, помещик, фабрикант); 4) меньшевик (он же деловод, пономарь, псаломщик, секретарь, счетовод, бухгалтер, шептун); 5) царский генерал (он же генерал иностранных буржуазных армий, городовой, околодочный, пристав, исправник); 6) женщина толстая (она же купчиха, спекулянтка, самогонщица, шинкарка); 7) деревенская дейушка (она же работница, комсомолка); 8) городской рабочий (он же иностранный рабочий, агроном, доктор); 9) крестьянин (он же положительный и отрицательный кооператор, артельщик, отходник, член Совета, бедняк и середняк) и 10) китаец. Применение одной куклы к нескольким ролям достигается переменой костюма. С установкой на этот типаж Дом издает ряд Петрушечных пьес. Данный сборник Дом выпускает с целью постановки перед местами вопроса о возможностях практического овладения делом самостоятельного устройства Петрушечного театра, на основе указанных выше методов. Сборник представляет собой одну из частей изготовляемого Домом примерного комплекта Петрушечного театра и содержит: советы по написанию Петрушечной пьесы, примерную Петрушечную пьесу и подробные режиссерские указания к ней. Тут же приводятся советы и по самостоятельному изготовлению кукол. Последнее сделано больше всего как исключение, в помощь тем художественным кружкам, которые стремятся иметь у себя Петрушечный театр, но, по крайней материальной бедности, вынуждены добиваться его без наглядного культурного примера, а путем голой самодельщины. В целом же Дом остается при приведенном выше убеждении, что широкое развитие Петрушечного дела возможно только на базе примерного комплекта, стандартного типажа кукол и приспособления всех Петрушечных пьес к этому типажу. ПОЛЕНОВСКИЙ ДОМ[8]
Заключение
При написании данной работы мы узнали что второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития методики культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Примером может служить методическое руководство для театра Петрушки 1928года. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени. В настоящее время, на примере Государственного Российского Дома народного творчества, сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |