|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945г.)
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени. Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР: "О работе политико-просветительных учреждений в военное время». Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности. Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны). Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками. Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства. В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки. Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность – были созданы «фронтовые бригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм - сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943 – 44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). А в 1945 был уже второй Смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки. В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др [4]. О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения. В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры. Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение. Годы
В организационном плане важным для развития отраслевой науки явилось формирование системы методических и научно-методических учреждений. В этот период были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений (1945), специальные государственные органы руководства культпросветработой, что означало институциональные выделение отрасли из системы народного образования. Формируется система специальных учебных заведений для сферы культуры: были открыты культурно-просветительные школы (1946), в которых ведущим профилирующим предметом становится учебный курс «Культурно-просветительная работа»; созданы факультеты культпросветработы библиотечных институтов и профсоюзных вузов. Факультеты стали главными центрами научной разработки содержания, организации и методики деятельности советских клубов. В 1949 году в двух функционировавших в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы[5]. В период 1946 - 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило расширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания. По сравнению с предшествующими десятилетиями больше времени стало уделяться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения. Новым явлением было повышение интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тенденция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепенно набирала темпы. В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью. На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы[6]. С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала проводиться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой. В конце 1960-х годов началось изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций. В этот период сформировались крупные специалисты по досугу — социологи, философы, психологи (А. В. Баранов, Л. А. Гордон, Э. П. Клопов, Е. А. Котляров, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев и др.). Изучая достижения зарубежных исследователей, советские ученые могли трактовать данную проблематику преимущественно с теоретических позиций советского марксизма. Но и с этих позиций многие исследователи немало сделали в прояснении характера, функционального значения, мотивации и содержания досуга, в создании методик учета доли досуга в рамках разных бюджетов времени у населения Советского Союза[7]. В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения культуры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Проведение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них стали возникать любительские объединения. Они чаще включались в проведение массовых праздников. Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела в связи с развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства. В новых условиях в целях расширения возможностей людей для осуществления досуговых занятий домоуправления выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использовались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищных мероприятий. Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров и др. В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры,и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад. Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы. Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек. В масштабе района или группы районов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений. Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений в определенной мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений. В 1979 году созданы Всесоюзный, республиканские, областные научно-методические центры. Все элементы системы методического руководства органически взаимосвязаны между собой и находятся в определенном соподчинении. Их объединяют единые цели, которые достигаются последовательной реализацией целевых задач развития культуры наиболее эффективными методами и формами культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент системы на своем уровне решает вопросы повышения качества и результативности методического обеспечения работы, проводимой в учреждениях культуры в соответствующем регионе. На основе научных исследований, передового опыта работы методические центры разрабатывают методические материалы в помощь практикам и тем самым обеспечивают внедрение новейших эффективных форм работы. Одной из главных задач методических центров является подготовка и проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, проведение семинаров, научно-методических и научно-практических конференций, творческих лабораторий, школ передового опыта и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |