|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды музыкальной памяти. Мнемонические процессы при запоминании нотного текстаПамять - необходимое условие любой творческой деятельности. Под памятью понимается комплекс психических процессов, включающих в себя запоминание, сохранение и последующее воспроизведение той или иной информации. Это одна из актуальных и сложных проблем в современной музыкальной педагогике. Проблемы музыкальной памяти исследовали Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Валентин Петрушин, Борис Михайлович Теплов, Николай Римский-Корсаков Самарий Савшинский, Александр Алексеев. В общей психологии Зинченко Татьяна Петровна и др. Музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали: В.А.Моцарт, Ф. Лист, А.Т.Рубинштейн, С.В. Рахманинов К основным видам музыкальной памяти относятся: 1. двигательная (опирающаяся на автоматизацию движений, запоминание мышечных, вибрационных и др. ощущений. 2. эмоциональная (запоминание пережитых чувств и эмоций) 3. зрительная (запоминание нотного текста, «фотографирование» его) 4. слуховая (закрепления на слух всех элементов музыки) 5. логическая память (запоминание логики строения музыкального произведения) В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант опирается на наиболее оптимальный для него вид памяти. Борис Михайлович Теплов, говоря о музыкальной памятью, считал в ней основными слуховой и двигательный компоненты. Все другие виды памяти считались ценными, но второстепенными. Слуховой компонент в музыкальной памяти является ведущим. музыкальная память характеризуется: · быстротой запоминания; · точностью воспроизведения; · прочностью сохранения; · объёмом памяти. В психологии память часто называют мнемонической деятельностью (по имени Мнемозины - древнегреческой богини памяти, матери муз). Важная роль при запоминании нотного текста отводится мнемоническим приемам. Факторы, способствующие быстроте и точности запоминания: (В.И. Муцмахер) а) активизация процесса работы надсочинением (предварительный анализ). Он делитсяна 3этапа: 1. Работа с текстом произведения без инструмента – (представление нотного текста при помощи внутреннего слуха). 2. Работа с текстом произведения за инструментом. проиграть произведение от начала до конца в нужном темпе 3. Работа над произведением без текста (игра наизусть). Повторяя, каждый раз нужно включать новое либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в психологических приемах; только тогда процесс повторения будет гораздо эффективнее. 4. Работа без инструмента и без нот. Добиться прочного запоминания возможно, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой. Таким образом, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них — слуховой и моторный являются для нее самыми важными. Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию, и известная формула И.Гофмана, относящаяся к способам разучивания музыкального произведения, является хорошим ориентиром в работе. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» Гольденвейзер «О музыкальном искусстве» Теплов «Психология музыкальных способностей» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |