|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кризис аутентичностиАутентичность Аутентичность – осознание человеком своих переживаний и чувств, доступность их для него самого и способность проживать, испытывать и выражать их вовне, в общении с другими людьми, если эти переживания и чувства оказываются устойчивыми. Аутентичный человек является самим собой, не отказывается от себя. Термин «аутентичность» в гештальт-терапии во многом совпадает со значением слова «конгруэнтность», что в переводе с французского означает гармонию внутреннего содержания и внешнего выражения, состояние согласованности чувств, мыслей и других составляющих внутреннего опыта человека с внешними формами выражения. Состояние конгруэнтности или идентичности внутреннего опыта и его внешнего выражения символизирует момент, когда гештальт завершен. Это типичное состояние взрослости. Наиболее близким понятию «аутентичность» среди слов, более привычных широкому кругу людей, нам кажется слово «искренность». Аутентичность – это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или «камертону», который Франкл называл совестью. Быть аутентичным значит жить по совести: не только «по совести», но еще и «жить», то есть осуществлять то, что является внутренне оправданным, а не отказываться от этого. Проявление аутентичности, «встреча с самим собой» может произойти у человека и остаться единичным событием, если он не интегрирует свое переживание, полученный опыт в процесс своей жизни. И напротив, аутентичность в действии ведет человека к большей аутентичности «по жизни», – но вместе с тем и делает его менее свободным. Человеку, не открывшему собственную аутентичность или редко сталкивающемуся с ней, не так сложно и не так тяжело предать себя, пусть даже актом свободного выбора, чем человеку более аутентичному. Ясным выражением аутентичности является словосочетание «верность самому себе». Условиями аутентичности являются: 1) осознание, или открытость опыту внутреннему и внешнему, или чувствительность к самому себе, способность слушать себя. Это не абстрактно-оторванный поиск чего-то в себе в противовес миру. Напротив. Человек слушает себя и переживает себя через мир; 2) обретение доверия к самому себе, или внутреннего согласия со своими чувствами. Человеку необходимо поверить, что его внутренний источник (в той мере, в какой он способен слушать его) приносит ему более истинные мнения, чем внешние авторитеты. Любые внешние авторитеты являются отчужденными, мнимыми, если доверие им не подкреплено внутренним согласием; 3) обретение способности к принятию решений. Когда что-то для человека значимо, он решает, как с этим поступить. Но и на этапе решения он непрерывно соотносит возможные варианты действия со своим внутренним голосом: он осознает, он сфокусирован, удерживается в фокусе себя. Иначе принятое решение может оказаться неверным. Правильное решение – это внутренне оправданное решение. Даже если в результате избранная альтернатива окажется не идеальной с точки зрения внешних критериев, человек может сказать, что он поступил так, как он счел нужным; 4) способность осуществлять действие даже в ситуации, когда его «внутренняя очевидность» перестает быть человеку явленной. Это тоже доверие самому себе, но доверие «ретроспективное», которое позволяет действовать по собственной воле, следовать собственному выбору, прислушиваясь к сомнениям и вопрошая их, но не следуя им раньше времени, слепо. Человек не может постоянно удерживаться в фокусе себя, но если он верит в то, что избранный им путь является верным, если он принимает на себя ответственность за этот путь, у него больше шансов вновь оказаться в фокусе себя. Однако аутентичность – не простая последовательность шагов, а свойство целостного бытия, включающего в себя в свернутом виде все эти этапы, все эти «экзистенциальные способности», которые в онтогенезе формируются раздельно, но впоследствии интегрируются, образуя целостность, которая становится основным качеством бытия. Аутентичность всегда связана не только с переживанием, но и с осуществлением человеком себя, причем и переживает, и осуществляет себя он в неразрывной связи с внешним миром. Это обретение некоторой устойчивой внутренней позиции, с которой человек может контактировать с внешним миром, принимая и преобразуя его. Аутентичность – это способность сказать: я есть. Я такой, и я согласен с этим. И я буду поступать в соответствии с самим собой и с тем, что я переживаю как важное для себя. Аутентичность – способность к осуществлению человеком себя. Но человек не может стать аутентичным раз и навсегда, в смысле обретения некоторого свойства. Аутентичность – это качество бытия, свойство процесса, которое в каждом действии человека то проявляется, то вновь становится сокрытым. Раскрыть собственную аутентичность означает полностью родиться. Это еще не значит стать вполне человеком, но уже – обрести такую возможность. Кризис аутентичности Термин «аутентичность» получил распространение в психологии во второй половине ХХ-го столетия в связи с развитием гуманистической и трансперсональной психологии. До этого периода он фактически не использовался, заменяясь терминами «самость», «тождественность личности», «Я», «идентификация», «идентичность» и исследуясь в контексте проблематики самосознания личности. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им конфликтные проблемы его жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят, так сказать, в «экзистенциальное измерение», например неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни… …Знание настоящего, возможность просто указать в окно на очевидное дают ни с чем не сравнимое ощущение сострадания к заблуждению, как бы чудовищно это заблуждение ни было, и сознание, что рано или поздно каждый подойдет к окну и не зажмурит глаза. По мнению специалистов, принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют. Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Иначе говоря, мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным. Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний. Если воспользоваться медицинской аналогией, то можно сказать, что в первом случае, почувствовав боль, человек пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения. При переживании критической или кризисной ситуации возможны три принципиальные стратегии: 1) непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее. Например, отгоняя от себя беспокойные мысли, человек уговаривает себя, что у него «все нормально», ему не о чем беспокоиться, а все чаще посещающие его депрессивные настроения и ощущение бессмысленности его занятий есть просто результат переутомления. Делая вид, что ничего не происходит, что все в порядке, человек подавляет в себе всякие сомнения и тревожащие мысли о собственной жизни, старается «поменьше забивать себе голову всякой ерундой» и побольше заниматься каким-нибудь «делом» (работой, домом, семьей, карьерой, увлечениями и т.д., и т.п.), потому что так жизнь быстрее проходит. 2) признавая свои проблемы и необходимость их решения, человек не видит возможности их решения или не находит в себе мужества, готовности сделать какие-то шаги. Примитивный способ справиться с такой ситуацией – это «заглушить» в себе соответствующие переживания, тоску бессмысленного существования теми или иными отвлечениями (выпивкой, компьютерными играми, наркотиками и т.д.). Признавая наличие проблемы, можно уходить от ее решения, снижая значимость, остроту и тем самым отрицая необходимость что-то делать. Например, переживая какие-то семейные, подчас довольно тяжелые, проблемы, человек говорит себе: «все так живут», «жизнь такая» или «у других еще хуже» и т.д. Еще одним способом ухода является «откладывание» проблемы или перекладывание ее на других («у меня голова сейчас занята совершенно другим»). 3) единственно конструктивная – возможность состоит в том, чтобы изменить что-то в себе или своей жизни таким образом, чтобы действительно получить возможность «жить своей жизнью», ощущать подлинность и «настоящесть» своего бытия. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное, выделять составные части в возникшей проблеме и решать ее поэтапно. В этом случае жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути личности, который приводит к новым высотам развития человеческой личности. Экзистенциальный кризис – состояние тревоги и стресса, чувство глубокого психологического дискомфорта личности при вопросе самой себе о смысле своего существования. Данный кризис наиболее распространен в культурах, где основные нужды и потребности для выживания уже удовлетворены. Как правило, такое явление присуще социально благополучным и развитым сообществам и странам, основным смыслом жизни членов коего является постоянное потребление. Среди причин такого кризиса в качестве основных рассматривают: 1. чувство изолированности и одиночества; 2. осознание собственной смертности; 3. осознание отсутствия загробной жизни; 4. осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни. А вот пример создания нового смысла для этих причин: 1. чувство изолированности и одиночества: эти чувства доставляют мне наслаждение; 2. осознание собственной смертности: осознание своего рождения должно радовать, это же такая удача; 3. осознание отсутствия загробной жизни: ну и прекрасно, кому нужен вечный ад или вечный секс с девственницами; 4. осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни: жизнь ради жизни самое прекрасное, что есть; да здравствует жизнь! Аутентичность человека не должна вступать в конфликт с множеством его идентичностей, или ролей. И в этом помогает система К.С. Станиславского. Личность можно рассматривать как совокупность ее социальных ролей. Согласно такому взгляду, человек в своей жизни, в общении с другими людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов. С точки зрения теории ролей исполнение роли имеет большое значение в развитии личности человека. Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных, ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей. Социальные роли рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет. Чтобы прийти к внутреннему согласию со своими чувствами, человеку необходимо поверить, что его внутренний источник приносит ему более истинные мнения, чем внешние авторитеты. Для этого ему следует относиться к внешним авторитетам с точки зрения игровой парадигмы. Каждый играет свою социальную роль и в рамках этой роли выполняет необходимые действия, далеко не всегда удовлетворяющие запросам всех окружающих. В каждой игре имеется конфликт интересов. Но этот конфликт не следует воспринимать как нечто личное. Если Я-концепция противоречит выполняемой роли, то, во-первых, можно попробовать сменить роль, а, во-вторых, можно попытаться изменить правила игры. Если сменить роль не получается, надо менять правила игры. Если правила игры изменить не удается, то можно заняться созданием предпосылок для такого изменения. В любом случае всегда имеется перспектива изменения отношения между личностью и социальной игрой, ибо ничто в этом мире не вечно, а социальные игры не являются фундаментальными законами мироздания. Человек, постоянно ориентируясь в социуме, каждый раз занимает в заданных обстоятельствах наиболее комфортную (т.е. без локуса ролевого конфликта) для себя позицию. Но чтобы такое отношение выработалось, необходимы разносторонние знания социальной организации. Без таких знаний невозможна ни адекватная ориентация, ни выбор и удержание позиции. Также требуется умение правдоподобно играть выбранную для себя или назначенную социумом роль. И тут на помощь приходит система К.С. Станиславского. При ярком солнечном свете мы надеваем солнцезащитные очки, в сильный дождь мы набрасываем плащ и открываем зонтик, зимой мы топим печки и не ходим по улице раздетыми, т.е. мы приспосабливаемся к независящим от нас обстоятельствам. Так же следует относиться и к технике перевоплощения Станиславского. Если нам приходится играть какую-то роль, то ее надо играть адекватно, мастерски, в соответствии с требованиями жанра. Иначе социум начнет отвергать нас, что неминуемо приведет к отсутствию конструктивного диалога и многочисленным проблемам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |