|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории социального обменаОсновной теоретик: Джордж Хоманс (1910-1989) В 50е-60е годы теория получила мощное развитие. Социальный обмен – настолько фундаментальный процесс, что через него можно объяснить если не все, то очень многое в социальной жизни. Речь идет не только об экономическом обмене – это обмен чего угодно на что угодно (фактически любое взаимодействие уже обмен). Хоманс первым попытался разработать свой вариант теории обмена. Характеристика его теории: Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию. Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными. Теория очень академична (предельно точны определения, формулировки, логические переходы, доказательства). Микросоциологическая теория: Теория позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения. Теория ищет такие вещи, которые не зависят от понимания и сознания. Хоманс поделил терию на два этапа: 1 этап связан с работой «Человеческая группа» (1950) 2 этап – «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961) 1-й этап: Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка. Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью. Абстракции 2 порядка – не соотносятся с эмпирической реальностью. Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть. Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни. Реальная социальная жизнь – поведение людей. Реальное поведение людей всегда протекает в малых группах. В малых группах развертывается реальный социальный процесс. Предмет изучения – не малые группы, а в поведение в них. Три исходные абстракции первого порядка – взаимодействие, деятельность, чувства. Все они количественно измеримы! Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее проявление. Хоманс в своей книге берет 5 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности. 2-й эта: Хоманс использует дедуктивную стратегию. Эмпирические закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять. Объяснение – подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений. С другой – они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция). Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты. Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка. Где их взять? Хоманс говорит, что их можно и позаимствовать. И заимствует – из элементарной экономики и бихевиоризма. Понятия дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства. Остальные термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость. Объяснительные постулаты: постулат стимула, постулат успеха, постулат ценности, постулат депривации пресыщения, постулат распределительной справедливости. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |