|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
для конспектированияОсновные понятия СКД В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса. Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности. Культурные ценности – это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ. Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристрастным. В результате под ценностью подразумевается относительное качество материальных или идеальных объектов – вещей, идей, представляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъектов – отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности – это то, что создается, понимается и признается необходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культурного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность. Объективна и закономерна необходимость и неизбежность существования различных схем классификации культурных ценностей. Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов. Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2) по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь – социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь – индивид, личность). В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным языковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого многонационального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков. В этом отношении опыт социально-культурной деятельности населения различных субъектов Российской Федерации существенно обогащается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп утверждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий – менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изучение языков становится объективной необходимостью. Для русского, проживающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмыкского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рекреативной среды для себя и для других русских в ином культурном окружении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подопечных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам. Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др. А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные). К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку – как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей. Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства). Нематериальные продукты – это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.). В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами. Другими словами, культурные блага – это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности. Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности – физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей. Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте – культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники. В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняется тем, что в тех или иных сферах общественной практики культурное наследие как социальное явление актуализируется (проявляется) на нескольких уровнях – мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании составляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, обладают государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению. Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8). В этом важном государственном документе раскрыто емкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в области культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17). По сути, социально-культурная деятельность – воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность. Социально-культурная деятельность рассматривается нами как родовое понятие «социум», «культура», «деятельность» определяют исходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное» и «культура», «культурное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и термин «деятельность». Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность – основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность – это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности». В то же время деятельность всегда носит целесообразно организованный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели. Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей. Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения. Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – предполагает их усвоение человеком и социальной группой. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения. Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности: экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность; гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта; организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования. Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |