|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политический режимПолитический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества. Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным. Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.) Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.
Политическая идеология выполняет две социальные функции - познавательную и мобилизующую. Познавательная функция политической идеологии находит свое выражение в том, что, с одной стороны, в процессе своего формирования и развития социально-политические теории, концепции и доктрины в той или иной мере отражают объективную реальность, а с другой, - усваивая определенную совокупность социально-политических идей, социальные субъекты получают и определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений. Эту свою функцию политическая идеология выполняет в такой мере, в какой степени ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социально-политическую действительность такой, какая она есть. Именно поэтому перед идеологами неизменно стоит задача тесно связать, органично объединить выдвигаемые ими социальные цели, идеалы, ценностные ориентиры с объективно-правдивой картиной социально-политической действительности. В противном случае идейно-политическая концепция или доктрина не будет обладать необходимым авторитетом среди тех социальных субъектов, чьи интересы она выражает и на кого она рассчитана. Мобилизационная, или прагматическая, функция политической идеологии вытекает из того ее свойства, что это всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых определенными социальными классами, слоями, группами и общностями. Основное назначение идеологии - быть средством укрепления или, наоборот, изменения существующей социально-политической действительности, быть руководством к действию. Намечая общие направления развития общества, формируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Эта функция политической идеологии находит свое проявление и в таком аспекте, как оправдание действий участников политического процесса. Идейно-политические учения, теории, концепции и доктрины в одних случаях оправдывают политические действия, направленные на сохранение и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других - оправдывают политические действия, направленные на его частичные изменения либо радикальное преобразование (реформистские и революционные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания существующей социально-политической действительности, либо необходимости ее изменения.
Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое. Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республика Беларусь есть национальные интересы. Категория “национальный” должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Но национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси. В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового. Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии. Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок). Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития. Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм. Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития. Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги. Следующей составной частью Белорусской идеологии белоруссского государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков. Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства. На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи. Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики. Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечения государственной идеологической политики. Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики. Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов: 1) теоретико-методологический (базис системы). Цель –определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства; 2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений; 3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие; 4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель –определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства. Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |