|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЦАРСТВО МЕРТВЫХРЕАНИМАТОР
ЦАРСТВО ЖИВЫХ
Жизнь у Игоря была настолько скучная, и однообразная, что казалось нет ничего, способного вывести ее из привычного русла. Дни шли, сменяя друг друга, но с течением времени абсолютно ничего не менялось. Работать по своей специальности у Игоря никак не получалось, потому что его навыки фотографа ни одно издательство не воспринимало всерьез, называя его работы "недостаточно профессиональным". Из-за этого получалось лишь изредка подрабатывать фотографом на свадьбах, праздниках и прочих торжествах, на которые его иногда звали. Но на грошах, которые у него получалось заработать на этом, долго прожить не выходило, а ведь хозяйка не станет держать тебя за красивые глазки. Ей нужны деньги за эту комнатку, которую он занимает в ее трехкомнатной квартире. Из-за огромной кучи долгов приходилось работать в местной кафешке по вечерам, моя полы в зале и убирая со столов подносы, оставленные посетителями. Это, само собой, не та работа, о которой молодой фотограф мечтал всю свою сознательную жизнь, однако приходилось довольствоваться тем, что имелось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, приходилось работать в этой грязной забегаловке, ведь оказаться на улице ему уж точно не хотелось, а перспектива возвратиться обратно в деревню к родителям ни капельки не согревала.
Это предложение несколько ошарашило фотографа. Он ожидал чего угодно, но уж точно не этого. — Дело не в деньгах, — сказал Игорь и почесал затылок. — Просто то, о чем Вы меня просите... как бы это точнее выразиться... несколько странно, что ли? — Возможно, — согласилась Марина и подняла глаза на молодого человека. — Дело в том, что я не могу поступить иначе… — Почему? — перебили ее Игорь, так и не дав закончить. Уже после того, как слова слетели с его губ, он осознал как же некрасиво поступил, оборвав речь женщины на полуслове. Он хотел извиниться, но от стыда позабыл все слова, потому просто потупил глаза. Но Марина, судя по всему, не посчитала фотографа грубым, или невежливым, а просто продолжила начатое. Видимо, просьба, с которой она пришла к нему, волновала ее куда сильнее, нежели невежество собеседника. — В нашей семье существует особая традиция, — сказала она. — Когда кто-то умирает, из фотографий с его похорон нужно сделать альбом. Небольшой, но все же... Игорь не смог вымолвить ни слова. Еще пару секунд назад он стоял со стыдливо опущенными глазами, зато теперь, с удивлением смотрел на Марину, ни капельки не смущаясь. Кажется, теперь настала ее очередь стыдиться. Игорь догадался, что она и сама прекрасно понимает, о чем просит, поэтому говорила осторожно, стараясь подбирать слова, и постоянно опускала глаза, либо отводила их в сторону, будто опасаясь встретиться взглядом с молодым фотографом. — Так было всегда, сколько я себя помню, — не поднимая глаз, сказала Марина. — Когда умерла бабушка, этим занималась мать. А похоронами матери уже занималась я сама, потому что отец говорил, что фотографировать мертвых — это грех. Он вообще очень верующий был. Марина подняла глаза, и посмотрела на Игоря. — Я не хочу нарушать традицию, — твердо сказала женщина. Несмотря на ее жалостливый вид, голос ее все еще оставался уверенным. — На самом деле Вы не обязаны передо мной тут распинаться, — Игорь улыбнулся, и щелкнул пальцами. — Вы платите — я работаю. Вот и все. Напряжение, которое сохранялось между ними за этот короткий период их общения, казалось, заметно разрядилась после его слов. Марина улыбнулась в ответ. Она полезла в свою сумочку, порылась в ней, и извлекла оттуда шариковую ручку. Потом взяла со стола салфетку и стала что-то быстро писать. — Вот, возьмите, — она протянула салфетку фотографу. — Здесь время и куда нужно ехать. А то забудете. Игорь взял у нее из рук салфетку и внимательно изучил написанное. — Так рано? — поинтересовался он. — Завтра в восемь я жду Вас у главных ворот кладбища. Марина поднялась из-за стола, перекинула сумку через плечо и, улыбнувшись Игорю, добавила напоследок: — И пожалуйста, не опаздывайте. Времени и так катастрофически не хватает. С этими словами женщина развернулась и вышла из кафе, оставив фотографа сидеть за столиком в одиночестве. Время уже подходило к полудню, и Игорь, пытался придумать, как провести его с большей пользой для себя. Так ничего интересного не придумав, он вышел из кафе и направился в сторону дома, надеясь, что там ему в голову придет хоть что-нибудь.
ЦАРСТВО МЕРТВЫХ
На следующее утро, Игорь приехал на кладбище гораздо раньше намеченного срока. На улице было прохладно, поэтому он накинул легкую ветровку. На плече у него висела фотокамера. Кладбище находилось практически на окраине города, в низине, окруженное высоким темным лесом. Первым автобусом Игорь приехал сюда, и теперь ожидал свою знакомую. Он увидел, что по ту сторону ворот мелькнула чья-то тень. Ржавая калитка заскрежетала и открылась. Из-за нее показался кладбищенский сторож, довольно старый и дряхлый на вид. Он почесал свою бороду, огляделся вокруг, а после, развернувшись, снова скрылся в сторожевой будке. Марина подъехала минут пятнадцать спустя. Она поинтересовалась у Игоря о его самочувствии, и они отправились к участку. — У Вас есть семья? — поинтересовалась Марина, пока они шли по кладбищенской дороге. — Я не здесь родился, — ответил Игорь. — Мои родители остались там, в деревне. Я здесь только работаю, думаю накопить деньжат и забрать их сюда из их глуши. — Понятно. Игорь посмотрел на женщину, идущую рядом с ним. — Извините, что снова лезу куда не следует, но почему Вы опять приехали одна? Почему ваш муж Вам не помогает? Марина ответила не сразу. Она подняла голову и задумчиво посмотрела куда-то вдаль. Было лишь слышно, как хрустят мелкие камушки у них под ногами. Она глубоко вздохнула и ответила: — Мой муж умер шесть назад. — Извините, — Игорь растерялся, осознав свой просчет. — Я не знал... — Это не Ваша вина, так что не извиняйтесь. Марина посмотрела на Игоря и улыбнулась. Тот не смог ответить ей тем же, ощущая себя полным невеждой. — Постарайтесь пофотографировать сегодня побольше, — попросила Марина. — Иначе может не получиться. — Простите? Марина резко изменилась в лице, улыбка сползла с ее лица, губы плотно сжались. — Я имела ввиду, что для альбома требуется много фотографий. — А, — протянул Игорь, пытаясь сделать вид, что понял смысл сказанного. Но на самом деле это было не так. К чему были эти слова? До самого участка они не разговаривали. Казалось, каждый из них погрузился в свои раздумья. Стало гораздо теплее. Солнце уже начинало припекать, обещая сегодня знойную жару. Легкий ветерок обдувал молодому фотографу лицо. Игорь думал о предстоящем занятии до конца дня. Придется покрутиться на этих похоронах, фотографируя покойника с разных ракурсов. Но вся странность этого занятия перестала беспокоить фотографа. В конце концов, это всего лишь работа.
***
На похоронах было не так много народа, как ожидал Игорь. Помимо матери усопшего, здесь было несколько женщин уже преклонного возраста, которые с самого начала церемонии рыдали и что-то громко причитали. Кроме них, фотограф приметил двух девушек, довольно симпатичных на вид, которые тихо перешептывались между собой. Они ни с кем не общались, стояли в сторонке, и складывалось впечатление, что они были чужими на этом празднике Смерти. Кто это был, Игорь не стал узнавать, да и его это мало интересовало. Он сделал множество отличных, по его мнению, фотографий. Сначала он отснял всех присутствующих, фотографировал кладбищенские пейзажи, но основным материалом, все же, была сама церемония. Он запечатлел, как могильщики сначала волокли гроб, к выкопанной ими же яме, после туда же его заталкивали. Заснял прощание с усопшим, и сделал несколько шикарных, как ему показалось, снимков, когда тело придавали земле. Гроб был открытым. Фотограф увидел молодого парня, лежащего внутри. Кожа у него была мраморного цвета, а лицо умиротворенным. Глаза были закрыты, отчего создавалось впечатление, что тот просто заснул. Тело обложили живыми цветами. Игорю захотелось сфотографировать мертвеца, покоившегося в гробу. Он снял крышку с объектива камеры и сфокусировался. Фотография обещала получиться завораживающей. Фотограф чуть наклонил в сторону камеру и нажал на спуск. Раздался щелчок, и вспышка ярким светом озарила эту похоронную экспозицию. И тут произошло что-то странное. Игорю показалось, что окружающие звуки вокруг неожиданно стихли. Не было слышно ни голосов скорбящих, ни пения птиц, ни даже шума ветра. Его словно оглушило. Фотограф развернулся, и не успел он сделать и шага, как его голову пронзила острая боль. Словно кто-то вогнал раскаленную спицу в его мозг. Игорь схватился за голову, пытаясь унять неприятное чувство. Голова закружилась, и он почувствовал, что падает. На лету он попытался найти то, за что можно было ухватиться, но его рука бесполезно хватала воздух. — Вы в порядке? Слух начал потихоньку возвращаться, и Игорь услышал этот вопрос, который задал чей-то очень знакомый голос. Он открыл глаза и увидел, что склонившись над ним, стоит Марина и довольно озабоченно его рассматривает. Он хотел было что-то ответить, но почувствовав тупую боль в спине, лишь застонал в ответ. — Ну что же Вы так, — сказала Марина и схватила парня за руку, в надежде поднять его. Фотограф взял руку женщины, и, превозмогая боль, кое-как поднялся на ноги. Он схватился за спину, потому что от резких движений она начала ныть пуще прежнего. — Ой, — только и смог выдавать он из себя. — Как это Вас угораздило? — поинтересовалась Марина, отряхивая пыль с одежды неуклюжего фотографа. — Оступился просто, — простонал Игорь. Он не стал рассказывать ей о том, что с ног его свалила резкая боль в голове, ведь у этой женщины сегодня и так не слишком приятный день. — Справляетесь? — поинтересовалась Марина, когда закончила отряхивать фотографа. — Более-менее, — ответил Игорь, наклонился и подобрал с земли свою камеру. — Нащелкал кучу фотографий. Думаю для вашего альбома должно хватить. Сегодня их проявлю и отправлю Вам. — Это не срочно, — Марина улыбнулась. — Вы что-то совсем побледнели. Лучше бы сегодня отдохнуть, а завтра уже начнете. — Нет, нет, — запротестовал Игорь, перекинув ремешок камеры через плечо. — Я сначала выполняю работу, а уж потом отдыхаю. Тем более поймите, фотографии довольно... необычного содержания. Я не хотел бы возвращаться к ним снова. — Покойники, — догадалась Марина, сложив руки на груди. — Именно, — подтвердил Игорь, поправив ремешок на плече. — Понимаю Вас, — Марина подняла глаза и посмотрела безучастным взглядом, куда-то вдаль. — Когда умер мой муж, пришлось заниматься похоронами в одиночку. Мой сын тогда учился день и ночь, и не смог оставить учебу даже на время. Так вот, эти похоронные атрибуты окружали меня со всех сторон: ленточки со словами скорби, эти пластмассовые искусственные венки... С тех пор я плохо переношу подобные церемонии. Даже сейчас... я не в самом лучше состоянии. Игорь ничего не ответил. Он сам оказался на похоронах впервые. До этого у него практически никто не умирал, и он имел представление о церемонии погребения покойника лишь по рассказам. И нужно заметить, что ему она не слишком пришлась по душе. Все эти цветы, кресты вокруг, всхлипывания скорбящих родственников... Все было совершенно чуждо ему и вызывало страх. К обеду все закончилось. Родственники постепенно разъехались, оставив лишь могильщиков, все еще околачивающихся возле свежей могилы. Игорь видел, как перед отъездом Марина поговорила о чем-то с одним из них, и передала пакет, в котором что-то позвякивало. Фотограф догадался, что, скорее всего это была выпивка. Взамен на это они должны были прибраться на участке после похорон. Кажется, они были не против этого скромного поручения. Марина оставила и Игорю кое-что. Она подошла к нему и сунула в руку изрядно помятую бумажку. Женщина объяснила, что тут адрес, куда следует отослать уже готовые фотографии. Закончив свои объяснения, она больше ни слова не говоря, и даже не попрощавшись, удалилась в сторону главных ворот. Еще немного постояв возле могилы, и смекнув, что делать ему здесь больше нечего, Игорь последовал ее примеру. На кладбище было пустынно. Пока Игорь шел к главным воротам, он приметил только одну старушку в платке, бережно обрывающую наросшую траву с заброшенной на вид могилки. И кроме нее абсолютно никого, лишь покойники и минорная атмосфера, властвующая в этом Царстве смерти. Игорю хотелось как можно скорее покинуть это жуткое место. Он ускорил шаг. Живым здесь нечего делать. Оно подобно городу мертвых, он только для них, и чужакам здесь никто не обрадуется. — Она лежит тут, в земельке. Воспоминание оказалось настолько ярким, что Игорю показалось, будто голос матери звучит прямо возле его уха. Он увидел свежую могилу перед собой, обложенную со всех сторон красивыми свежими цветами. Тут же покоились и зеленые венки с черными ленточками, на которых блестели золотистые витиеватые надписи. "Ты навсегда останешься в нашем сердце"..." Память о тебе будет жить вечно..." — Мама! Бабулька там? Голос Игоря казался искаженным, словно его вещала кассета с зажеванной пленкой. — Там. Голос матери, такой же искаженный, как и его собственный, отдался гулким эхом в голове фотографа. Он увидел как мать отходит от могилы и осматривается вокруг. И лишь кресты, да громоздкие монументы окружали их. Это было Царство Мертвых. — Бабуль! Я пришел! Игорь наклонился к могиле. Его детская ручка потянулась и забрала горсть земли. Он почувствовал весь холод того мира в своей теплой ладошке. — Мам! Бабулька там? От его же собственного голоса у Игоря все внутри сжалось. Это был не его голос! Он был таким страшным... От него буквально веяло могильным холодом. — Я откопаю ее! В его ручке мелькнула детская голубая лопатка. Мгновение, и она оказалась наполовину в земле. Взмах! Горсть могильной земли отлетела в сторону. Не в силах что либо изменить, Игорь лишь мог наблюдать как ребенок, которым он был много лет назад, ковыряется детской лопаткой в земле, пытаясь откопать любимого человека. —Игорь, прекращай. Мать схватила его за руку и оттащила на несколько метров от могилы. Он не почувствовал ни гнева, ни обиды. Чувство было такое, словно его лишают чего-то очень важного. — Она не хочет. Наваждение исчезло так же внезапно, как и появилось. Игорь стоял около кладбищенских ворот. В паре метров от него мужчина в черном костюме оживленно разговаривал с могильщиком, импульсивно жестикулируя руками. Судя по всему, они о чем-то спорили. Мужчина был явно недоволен, а могильщик наоборот, всячески пытался остудить его пыл. Фотограф вышел с кладбища и направился к автобусной остановке. В голове все еще крутились обрывки этого давнишнего воспоминания из его детства, о котором он сам уже успел давным-давно позабыть. Всего лишь детская глупость, не более того. Мертвецы должны находиться в своем Царстве, им нечего делать в Царстве живых людей. Между этими мирами слишком крепкая дверь, и ни они, ни мы, никогда не сможем встретиться друг с другом. Таков закон мира. Но с другой стороны, если двери не станет, тогда эти два мира смогут соприкоснуться друг с другом. Тогда не будет никаких законов и ограничений. Это уже не будет ни Царством Мертвых, ни Царством Живых. Это будет новый, реанимированный мир... Игорь так увлекся своими философскими размышлениями о мире мертвых и мире живых, что совсем забыл о фотографиях, которые еще не напечатаны, и даже не проявлены. Он хотел закончить эту работу именно сегодня, чтобы сделать все за раз и больше никогда не возвращаться к этому. Работа оказалась слишком грязной, даже для такого как он. В мире фотографии существовали также свои нормы и морали, которые не позволяли ему растрачивать свой талант на подобные халтурки. Тут были и свои законы, ровно такие же, как и в мире живых и мертвецов, о которых молодой фотограф рассуждал буквально минуту назад. Только он позабыл об одном: в любом из существующих правил, может быть свое исключение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |