|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гневные Божества
Для продолжения наблюдения за этапами Бардо удобнее было использовать помощь Го. Он уже знал намерения Дон Мена и Ли. С ним было легче находить соответствующие места. Впрочем, ждать долго никогда не приходилось. Люди умирают. О благополучном уходе заботятся все родственники. Мёртвые не заказывают наставления лам. Мёртвые молчат. Это нужно живым. Ох, как нужна практика Тёдол живым! - Мы придём вовремя, - сказал Го. - Как раз умерший проследовал до встречи с Гневными Божествами. - Почему эти качества назвали Гневными? - спросил Ли. - Я думаю, что страхи нависают над умершим всё больше и больше, - ответил Го. - Но это же приятные переживания сознания? - Приятные необыкновенно. - В чём же дело? - Может быть я тебе объясню, - вмешался Дон Мен. - Не только от рождения человек придвигается к отрицанию, то есть к смерти, но и само общество людей старится. Поэтому молодёжь созревает быстрее и интенсивнее движется к старости. Об этом сигналят наши качества сознания. Например, человек боится смерти, которую никогда не переживал. Ему сигналит ощущение конца. Из двух состояний существования Ян и Инь вплотную подходит к границе Инь. Качества Инь сами по себе прекрасные. Например, в фазе УЛУ человек стремится к деятельности с удовольствием и работает со вкусом. В фазе ИРИ идёт увлечение не только искусствами, но и сочными жизненными красками: модой, ценностями, гармоничностью, красивым жильём и нарядами. Даже в фазе РЕЧИ увлечение знаниями приносит наслаждение. Затем идут три фазы ещё ближе отстоящие от смерти. Фаза МИЛ полнится милосердием, нежностью, состраданием. Фаза МИН даёт ощущение гарантий, отдыха, покоя, комфорта. Фаза ДУМ наполняет нас уверенностью в единстве мироздания и его непогрешимости. Эти переживания выделяются в чистейшие и ярчайшие при сбросе, то есть после умирания. Но за ними следуют яды. Это в этих шести фазах Инь накапливаются яды привычек таких, что ещё при жизни они доставляют массу хлопот и страданий. Теперь, если явятся переживания из области «ядовитых» привычек, то кошмары и ужасы ждут беднягу в таком же ярчайшем виде. Поэтому в честь предупреждения и названы эти качества Гневными; они граничат с отрицанием. - Я догадался, что концепция У-Синвыразится теперь в Инь-свойствах, - сказал Ли. - Это мне поможет ориентироваться. Лама, который сопровождал умершего в мир Бардо, был радушным. Он рад продемонстрировать своё мастерство. Не было сомнений в том, что он сам тренирован в Малой Смерти, иначе не почувствуешь качественное изменение того, кто давно уже мёртв. - Этот бедняга из бедной семьи, - сказал он, - поэтому у него не было времени практиковать и отрабатывать карму. Часто заносило его в те области, где живёт зависть, гнев, болтливость, нытьё на невзгоды, страхи перед таинствами. Теперь он приблизился к встрече с Реальностьютам, где возникают приобретённые склонности. Сегодня восьмой День Чёнид Бардо. Он отпил принесённый чай и начал пояснять присутствующим: - В предыдущем Бардо Мирных Божеств было семь ступеней. Наставления на каждой ступени должны были помочь умершему достичь на одной из них осознания и освободиться, - он посмотрел мельком на Дон Мена и Ли так как знал, что Го знаком с этим хорошо и продолжил. - Многие, таким образом, достигают Освобождения. Но, велико число живых существ, чья карма отрицания могущественна. Невежество глубоко. Пристрастия низменные. И хотя всех наставляют подробнейшим образом, преобладают те, кто опускается еще ниже. Ох уж эти беспечные люди! Поэтому после исчезновения Мирных Божеств - Хранителей Знания, которые встречали умершего, перед ним в ореолах пламени появятся пятьдесят восемь Гневных Божеств, пьющих кровь. Это те же самые Мирные Божества, облик которых изменился и ничуть не похож на прежний. - Позвольте, почтенный, ябуду задавать вопросы., - спросил Ли. - Спрашивай. - Вы сказали, что это те же самые качества? - Это не просто качества, а Божества. Нет ничего для сознания превыше этого. Да, это те же самые качества. - Как же так, что они совсем другие? - Позвольте, я ему отвечу, - вмешался Дон Мен. - Ему знаком другой язык. Если ты помнишь, энергия Чи никакая, то есть ни Ян, ни Инь. - Это так. - От положения тела в его стимуляции зависит теперь, будет ли это Ян или Инь. Раскрывшийся в восторге человек тут же создаст условия для Ян. Устремившийся к деятельности создаст условия для Инь. Вот здесь то же самое. В Бардо «телом» является сознание. Всё зависит от свойств сознания умершего. Если у него не было кармической практики Ян, то «тело» его сознания привычно к Инь. - До этого времени перед умершим появлялись пятьдесят два Мирных Божества и Хранителя Знания, исходящих из психических центров сердца и горла, - продолжил лама. - Теперь появятся Гневные Божества, исходящие из психического центра головного мозга. Это грозные аспекты Мирных Божеств. Противопоставляя их гневным двойникам, причисляют к ним Хранителей Знания. По мере предварительных объяснений лама сам стал погружаться в привычный ритм заученного текста. - Это Бардо Гневных Божеств, и тому, кто поддастся влиянию страха, ужаса и трепета, достичь здесь осознания будет очень трудно. Разум, не обретший независимость, блуждает от одного сумеречного состояния к другому. И все же, если умерший достигнет хотя бы слабого осознания, ему легче будет освободиться на этой ступени. На вопрос «Почему?» - ответ таков: «Потому что с появлением видений, которые вызывают страх, ужас и трепет, разум умершего становится бдительным и сосредоточенным». Если на этой ступени умерший не услышит учения, его религиозные познания - будь они безбрежны как океан - совершенно бесполезны. Случается, что даже монахи сбиваются на этой ступени с пути и, не достигнув осознания, блуждают в Сансаре. - Что означает «услышать учение»? - перебил его Ли. - Есть умственное знание. Его тоже причисляют к учениям. Но есть такой настрой сознания, когда человек слышит не умом, а своим существом, - ответил лама и заученно продолжал: - Что же тогда говорить о простых людях! Гонимые страхом, ужасом и трепетом, они низвергаются в бездны низших миров и претерпевают там страдания. Но и ничтожнейший последователь тайного учения Мантраяны, как только увидит этих божеств, пьющих кровь, сразу же узнает своих божеств-хранителей, и их встреча будет подобна встрече старых знакомых. Он доверится им, он сольется с ними воедино, он станет Буддой. - Что это за учение, - поинтересовался Ли. - Ты, наверное, заметил, что все образы эмоций до этого были зрительными, - ответил вместо ламы Дон Мен. - Зрительный образ был не в теле, а в цвете. Для зрения это качество Точно так же для слуха. Не содержание и смысл, а качество окрасившие звук составляет мантру. Каждый звук имеет такое же впечатление, как и цвет для зрения. Например, в Чигай Бардо говорится о голубой области, в которой возникнет Вайрочана. Вот точно так же звук «А» озаряет человека беспредельным раскрытием. Будда говорил, что одного звука «А» достаточно, чтобы возродить всё человечество. - Значит, мантра исключает содержание? - Да, если это Мантраяна. Поэтому лама скажет: «Размышление еще в земной жизни над описаниями божеств, пьющих кровь, поклонение и воздаяние им хвалы и даже простое созерцание их изображений и образов способствует на этой ступени опознанию божеств, что приводит к осознанию и Освобождению». В этом и заключается искусство зрительных и слуховых качеств. Но под поклонением и воздаянием хвалы будет подразумевать качественный настрой сознания не в смысле ума и знаний. - «Пьющие кровь», звучит как-то... - Это для тебя «звучит». Вспомни Инь-свойства. Они заполняют все аспекты влечения человека к деятельности, красотам, знаниям. Образно это называют «пить кровь». Кроме того, это граничит с отрицанием, то есть ядами. Обрати внимание, как чётко лама подчёркивает различие между качеством и знаниями. - Монахам и философам, незнакомым с учением Бардо, - сколь бы усердно не исполняли они при жизни религиозные предписания, сколь бы умны ни были в толковании иных учений, - при смерти не будет дано им никаких знамений, - подтвердил лама. - Не будет им дано ни радужного ореола над погребальным костром, ни мощей в пепле. И все потому, что при жизни они не приняли в сердце тайное учение, но с презрением отнеслись к нему и не познали через посвящение тайного учения; так что когда Божества появляются в Бардо, они их не узнают. - Ничего не понимаю, - удивился Ли, - простым и невежественным людям читают Тёдол с уверенностью, что они могут Освободиться. Монахам и философам не дано будет. - Почтенный говорит о знамениях. - Он говорит, что когда появятся Божества, то они не узнают их. - Почтенный говорит о том узнавании, когда нет стихии и можно остановиться в назначенном качестве «узнав его». - Увидев же внезапно то, чего прежде никогда не видели, они воспринимают это как нечто враждебное, - подтвердил лама. - В них возникает чувство вражды, и по этой причине они переходят в низшие области. Поэтому, если монахи и философы не имеют практики в тайном учении, им не будет дано таких знамений, как радужный ореол, а в пепле погребального костра не останется мощей или костей, напоминающих зерна. - Я чувствую, скорее, здесь некоторый упрёк, - сказал Ли. - Возможно и это, - подтвердил Дон Мен. - Ничтожнейший из адептов Мантраяны может быть грубым, ленивым, тупым, нарушать обеты, иметь плохие привычки и даже неправильно выполнять религиозные обряды, которым его обучили, и все же пусть никто не презирает его за это и не сомневается в нём, но с почтением относится к тому тайному учению, которым он владеет. Этого достаточно, чтобы достичь Освобождения. - Да, я не ошибся. - Даже если поступки человека, который оказывает учению такое почтение, при жизни ее всегда достойны, по смерти ему будет дано одно из знамений: радужное сияние, кости-фигурки или мощи. И все потому, что тайное учение обладает великой силой помощи. - Придётся освоить Мантраяну, если в ней такие привилегии, - пошутил Дон Мен. - Такие люди и упомянутые адепты тайной Мантраяны с обычным психическим развитием, которые занимались духовной концентрацией и упражнялись в главном, не опустятся до этой ступени Чёнид Бардо. Как только остановится их дыхание, Герои, Героини и Хранители Знания сопроводят их в четыре райские области. В знак этого небо будет безоблачным; они сольются в радужным сиянием; солнце заструится потоками света; в воздухе распространится запах благовоний; зазвучит музыка в сияющих небесах; в погребальном костре останутся мощи и кости-фигурки. - Здесь почтенный всё соединил и восприятие сознания, и знамения природы, - комментировал Дон Мен. - Поэтому монахам, знатокам философии и тем последователям тайного учения, которые не сдержали своих обетов, а также простым людям Тёдол необходим, - словно в трансе продолжал лама, не обращая внимание на комментарии. - Тот же, кто сосредоточенно размышлял о Великом Совершенстве и Великом Символе, в минуту смерти осознает Чистый Свет и достигнет Дхармы-Кайи такому нет нужды читать Тёдол. - Вот теперь всё понятно, - сказал Ли. - Видишь, как выгодно иметь терпение, - пошутил Го. - Осознав Чистый Свет в момент смерти, он осознает также видения Мирных и Гневных Божеств в Чёнид Бардо и достигнет Самбхога-Кайи или же осознание произойдет в Сидпа Бардо, и тогда он достигнет Нирмана-Кайи, родится в одном из высших миров, познает в следующем рождении на земле это Учение и воспользуется непрерывностью кармы. - Я заметил, что земное пребывание не очень-то приветствуется, - комментировал Ли. - Есть человеческое предназначение в постижении Реальность, - ответил Го, а затем продолжил вместо ламы: - Поэтому Тёдол - учение, благодаря которому, не занимаясь медитацией, можно стать Буддой; учение, которое освобождает одним слушанием; учение, которое ведет существ с самой плохой кармой по Тайному Пути; учение, которое мгновенно порождает различие между посвященным в него и непосвященным, поскольку это глубочайшее учение мгновенно дарует Совершенное Просветление. Те живые существа, которые его восприняли, не могут попасть в низшие миры. - Приехали, - иронически сказал Ли. - «Одним слушанием» и сразу маэстро. - Зря ты так, - прервал его Дон Мен. - Не о том «слушании» речь. Говорилось же о Мантраяне. - Это учение и учение Тахдол, соединенные вместе, подобны мандале из золота и бирюзы; сочетай их, - завершил лама. - Tax-дол это небольшое тибетское сочинение, состоящее исключительно из мантр, - вставил Го. - Его используют в дополнение к Тёдолу. - Теперь, когда вам сообщена сущность Тёдол, настала очередь наставлений о встрече с Гневными Божествами в Бардо, сказал лама и пошел к умершему. - Быть может ты меня предваришь? - обратился Ли к Го. - В предыдущем Бардо Мирных Божеств было семь ступеней, с готовностью начал Го, - Наставления на каждой ступени должны были помочь умершему достичь на одной из них осознания и освободиться. Многие таким образом достигают Освобождения, но, хотя многие достигнут Освобождения, велико число живых существ, чья карма могущественна, невежество глубоко, пристрастия неизменны - Колесо Неведения и Иллюзий не ускорит для них свой бег и не замедлит. И хотя всех наставляют подробнейшим образом, преобладают те, кто опускается еще ниже. - У меня складывается впечатление, что вы говорите одинаково, - удивился Ли. - Мы учим тексты без внесения туда личных трактовок и изменений. Поэтому каждый лама будет говорить одинаковыми интонациями и одинаковыми знаками препинания, - спокойно ответил Го и продолжил: - После исчезновения Мирных Божеств - Хранителей Знания, которые встречали умершего, перед ним в ореолах пламени появятся пятьдесят восемь Гневных Божеств, пьющих кровь, те же самые Мирные Божества, облик которых изменился в соответствии с местом и ничуть не похож на прежний. - Это я уже слышал, - сказал Ли. - Не мешай, - вмешался Дон Мен. - Ты что, не понял? Они говорят одно и то же. - Это Бардо Гневных Божеств, и тому, кто поддастся влиянию страха, ужаса и трепета, достичь здесь осознания будет очень трудно. Разум, не обретший независимость, блуждает от одного сумеречного состояния к другому. И все же, если умерший достигнет хотя бы слабого осознания, ему легче будет освободитьсяна этой ступени. На вопрос «Почему?» - ответ таков: «Потому что с появлением видений, которые вызывают страх, ужас и трепет, разум умершего становится бдительным и сосредоточенным - именно поэтому». - Спасибо, - не выдержал Ли, - дальше я знаю. Лама приблизился к умершему. Затем обратился к нему по имени и начал: - О благороднорождённый, слушай внимательно! Не сумев достичь осознания в высшем Бардо, где перед тобой появились мирные Божества, ты забрел, блуждая, в эти пределы. Теперь, на Восьмой День, появятся Гневные Божества, пьющие кровь. Действуй так, чтобы познать их; не отвлекайся. О благороднорождённый, из твоего собственного мозга появятся и ярко засияет Великий Славный Будда-Херука, коричневого цвета; три головы у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; правое лицо - белое, левое - красное, то, что посреди - коричневое; из тела вырывается ослепительное пламя, девять глаз широко раскрыты и глядят устрашающе, брови дрожат как молнии, зубы торчат изо рта и сверкают, пронзительный свист и громкие звуки «а-ла-ла!» и «ха-ха!» вылетают сквозь них; волосы, красно-желтого цвета, стоят дыбом и испускают сияние; головы украшены высушенными человеческими черепами и символами солнца и луны; на теле гирлянда из черных змей и человеческих голов, истекающих кровью; в первой правой руке он держит диск, во второй - меч, в третьей - боевой топор; в первой левой руке - колокол, во второй - чашу из черепа, в третьей - лемех; его обнимает Мать, Будда-Кротишвари, правой рукой она обвивает его шею, левой подносит к его устам красную раковину, полную крови; она издает звуки, подобные то треску, то лязгу, то громовым раскатам; от обоих божеств исходят ослепительные языки пламени Мудрости, пышущие из каждой поры их тел и содержащие каждый пылающее дордже оба божества стоят на возвышении, которое поддерживают рогатые орлы; одна их нога согнута в колене, другая напряженно выпрямлена. Не бойся их, не ужасайся. Знай, что это - твой бог-хранитель. Не страшись, ибо в действительности это - Бхагаван Вайрочана, Отец-Мать. Одновременно с осознанием придет Освобождение: узнав в нём своего бога-хранителя, слившись с ним воедино, ты станешь Буддой в Самбхога-Кайе.
* * *
Ли молчал. Восьмой День был для него совершенно непонятным. Он не знал этой терминологии. Одновременно его сознание стало посещать сомнение. Дон Мен ждал. Для Го не существовало проблем. - Если это не сказки, то, как простой человек разберётся в этой терминологии? - О человеке думающем и знающем нет речи. Мы имеем дело с умершим, - ответил Дон Мен. - Как такие образы могут вызвать точные и конкретные качества сознания? Перед этим лама говорил о Мантраяне, Может быть секрет в звуках? - Может быть и в звуках, - Попробую понять умом. - Попробуй, но я сомневаюсь, что эмоции можно отобразить средствами ума, - усмехнулся Дон Мен. - Если следовать аналогии Мирных Божеств, то на восьмой День опять будет стихия «земли». Тогда понятны слова: «из твоего собственного мозга появится и ярко засияет Великий Славный Будда-Херука», Если эта фаза выражает силу, то понять: «в первой правой руке он держит диск, во второй - меч, в третьей - боевой топор; в первой левой руке - колокол, во второй - чашу из черепа, в третьей - лемех» с допущениями, можно. Левые руки отображают Иду, то есть женское начало. С допущением, я представляю эти качества. Но «три головы у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; правое лицо - белое, левое - красное, то, что посреди - коричневое; из тела вырывается ослепительное пламя, девять глаз широко раскрыты и глядят устрашающе, брови дрожат как молнии, зубы торчат изо рта и сверкают, пронзительный свист и громкие звуки «а-ла-ла!» и «ха-ха!» вылетают сквозь них» в этих описаниях я даже допустить наличие видов эмоций не могу. - А ты, Го, допускаешь? - спросил Дон Мен. - Я это вижу своим эмоциональным существом, - ответил Го. - Слова здесь одни, а переживания качеств огромное. - Конечно, он на этом воспитывался. А как же простой человек? - не унимался Ли, и стал рисовать схему У-Син (рис.7). Рисунок 7 - Я подхожу к этому не сложно, - вставил Дон Мен., - есть качества общего вида. Например, осень создаёт общее настроение. Но осенью бывают сверкающие увядающими красотами дни. Бывают и унылые, печальные ощущения. Так вот, общая окраска восьмого Дня будет доступна каждому. Детали будут переживать те, кто имеет соответствующий опыт эмоций и практику к такому языку. - Допустим. Но, оказывается, несмотря на все страхи, это Бхагаван Вайрочана! - Да, умом понять это трудно тому, кто не знает Ваджраяну. Я приведу тебе пример. Когда-то мне встретился Тензин. Это редкий по совершенству мастер магии. После того как он просидел нагишом в зимние морозы на скалах, оставалось или издохнуть, или выжить чудом. Так он научился переваривать яд холода в нектар тумо. Итак, Ваджраяна ставит себе в практику переваривание яда в нектар. - К чему этот рассказ? - Однажды я видел как рассвирепел Тензин. Нечего страшнее и ужаснее не бывает. Но вдруг он эту ярость направил в такое блаженство и наслаждение миролюбия, что я стал уважать принципы Ваджраяны. Теперь вернёмся к фазе меридиана Селезёнки, то есть Инь стихии «земли». Это фаза УЛУ. Фаза устремляющаяся к славе и победам, но угрожает отрицанием. Именно в этой фазе являются раздражение, гнев, злость. Эти отрицательные качества граничные, то есть яды. Сама фаза распространена в жизни, то есть «пьёт кровь». Кроме того, эта фаза является одной из основных в социальной деятельности людей «из твоего собственного мозга появится и ярко засияет Великий Славный Будда-Херука». Социальный мир людей построен по законам линейного ума. Конечно же здесь присутствует мужское и женское начало. Поэтому «одна половина лица белая, а другая красная». Вспомни у индусов Ида и Пингала. - А та, что посредине - коричневая, - вставил Го. - А та, что посредине? Это что? - Для того кто тренирует в Ваджраяне превращение яда в нектар, прилагается и своё мировоззрение. В этом мировоззрении нет разделения на внутреннее и внешнее. Добавь к тому практику «внешних» Тантр. Уже, начиная с Чарья-йоги, соединяется внешнее с внутренним. А в Махайоге такого разделения вообще нет; есть восприятие сознания. Итак, в этом мире восприятий есть «центральная» часть. Как видишь, она не радужная соответственно фазы УЛУ. Поэтому «левая», «правая», «центральная» это образные выражения не геометрии, а восприятия качеств. Отсюда такая «смесь». Черепа означают то, что это фаза накапливает яд в человеческом обществе. И тут же символы Ян и Инь, то есть солнца и луны. Гирлянды из чёрных змей и человеческих голов приближают опасность этих ядов. Впрочем, умом это не понять, нужны переживания психики и эмоций. - Всё равно стало легче, - сказал Ли. - Пока ты рассказывал я искал в себе такие качества переживаний. Многое получилось. Да, такое не расскажешь. Теперь я понимаю тех, кто практиковал Малую Смерть. - Рогатые орлы гаруды изображают с головой орла и телом человекоптицы: две руки, два орлиных крыла, две орлиных лапы. Олицетворяют энергию и желание, - разъяснил Го. - Дальше будет ещё труднее, - сказал Дон Мен в сторону Ли. - Почему? - Сколько человеческих качеств в их вариациях? - Вся жизнь в них. - Дальше они будут являться во всей своей красе.
* * *
Девятый День. Лама был полон решимости. Он сказал: - Но если умерший бежит от них, гонимый страхом и ужасом, тогда на девятый День выйдут ему навстречу пьющие кровь божества из Рода Ваджры. Он направился к умершему. Назвал его по имени и начал: - О благороднорождённый, слушай внимательно! Из Восточной Области твоего мозга появится Божество, пьющее кровь, из Рода Ваджры, по имени Бхагаван Ваджра-Херука, синего цвета; три лица у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; в первой правой руке он держит дордже, во второй - чашу из черепа, в третьей - боевой топор; в первой левой руке - колокол, во второй - чашу из черепа, в третьей лемех; его обнимает Мать Ваджра-Кротишвари, правой рукой она обвивает его шею, левой подносит к его устам красную раковину, полную крови. Не бойся их, не ужасайся, не трепещи. Знай, что они - воплощение твоего собственного разума, Не пугайся, это - твой бог-хранитель, В действительности это - Бхагаван Ваджра-Сатва, Отец и Мать. Доверься им. Постигни их, и ты немедленно обретешь Освобождение. Назвав их так, узнав в них своих божеств-хранителей, слившись с ними воедино, ты станешь Буддой.
* * *
-Получилось наоборот, - сказал Ли. - Я ожидал много качеств, а оказалось некоторое подобие. Он нарисовал схему У-Син соответственно ходу по звезде (рис, 8). - Прежде всего, это Инь, - рассуждал он. - Инь в жизни связан больше всего с человеческим обществом. Три фазы активные меридианов: Селезёнки, Почек, Печени. - Им соответствуют характеры УЛУ, ИРИ, РЕЧИ, - добавил Дон Мен. - В Тёдол берутся восприятия «внутреннего» и «внешнего» миров. - Вторыми пассивными являются меридианы: Сердца, Перикарда, Лёгких. - Характеров МИЛ, МИН, ДУМ, - опять напомнил Дон Мен. Рисунок 8 - Значит, будет шесть угроз, то есть шесть ядов. - Почему шесть, а не пять? - удивился Го. - В Тибете идут по старой традиции, где меридианы Сердца и Перикарда, объединены в одну стихию «огня». - ответил он. - Теперь движемся по «звезде». Первым качеством переживания сознания явился Будда-Херука. Он могущественный и угрожает, но может превратиться в Вайрочану. Это понятно, так как характер УЛУ это сила, могущество, деятельность, стремление к победам и власти. На этих качествах Буддой не станешь. На девятый День в сознание из Восточной Области собственного ума приходит Бхагаван Ваджра-Херука. Это стихия «воды». Цвет его синий. Есть женское окрашивание качеств и мужское. Если вспомнить, что характер ИРИ принадлежит увлечениям, искусствам, ценностям. То мужское увлечение ближе к красоте и искусствам, а женское ближе к нарядам и ценностям. Отсюда и эмоции различаются. Это понятно. Общество людей «звонит». Три лица: два из них мужского и женского, то есть Ян и Инь. Третье то, что посредине. Речь идёт о центральном энергетическом потоке. Он, конечно, важнее всего. Шесть рук символизируют три мужских и три женских качества в человеческом обществе. Мужские - это искусство, соответствующее пребывание в обществе, защитная реакция. Женские - это болтливость, то есть «колокол», общественное явление себя и деятельность. Всё это «обнимает и подносит чашу, наполненную кровью», то есть несёт в потоке напоения жизнью. Однако есть шанс стать Буддой, так как в действительности это Ваджра-Сатва. - Даже слушать интересно, - сказал Го. - Если ты это взял не умом, а качествами переживания сознания, то я тебя поздравляю, - поощрил Дон Мен довольного собой Ли. - Я это вёл умом и одновременно находил в себе эти качества! Теперь мне будет легче.
* * *
Десятый День. К этому десятому Дню Ли уже был готов заранее. Он сосредоточился на рисунке (рис.9) и рассуждал: - Из Южной Области собственного ума появится основное качество. Оно должно принадлежать стихии «огня». Для меридианов Сердца и Перикарда это будут драгоценности. Цвет, вероятно, желтый. Шесть рук у него: в одной правой руке будут драгоценности; в другой - средства сохранения, а в третьей - защиты. В одной левой руке будет «колокол», то есть общественная информация; в другой - чаша насыщения жизнью; в третей - женская защита. Всё это имеет Ян и Инь свойства, то есть контактности и навязывания своего мнения Поэтому лица будут белым и... - Красным, - помог Го. Рисунок 9 - То, что посредине - желтое. Но, если не испугаться земных страстей, то это будет Ратна -Самбава. Ли ждал с нетерпением. Лама комментировал: Если же умерший не узнает Ваджра-Сатву - по причине чрезмерной помрачающей силы своих злодеяний - и бежит от них, гонимый страхом и ужасом, тогда на десятый День выйдут ему навстречу пьющие кровь божества из Рода Драгоценного Камня. Он пошел к умершему. Назвал его по имени и наставлял: - О благороднорождённый, слушай! На десятый День из Южной Области твоего мозга появится божество, пьющее кровь, из Рода Драгоценного Камня, по имени Ратна-Херука, желтого цвета; три лица у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; правое лицо - белое, левое - красное, то что посреди - желтое; ореол пламени окружает его; в первой из своих правых рук он держит драгоценный камень, во второй - трезубый жезл, в третьей - жезл; в первой из левых рук - колокол, вовторой - чашу из черепа, в третьей - трезубец; его обнимает Мать Ратна-Кротишвари, правой рукой она обвивает его шею, левой подносит к его устам красную раковину, полную крови. Не бойся их, не ужасайся, не трепещи. Знай, что они - воплощение твоего собственногоразума. Не пугайся, они - твои божества-хранители, В действительностиони - Отец-Мать Бхагаван Ратна-Самбава. Доверься им. Постигни их, и немедленно придет Освобождение. Назвав их так, узнав в них своих божеств-хранителей, слившись с ними воедино, ты станешь Буддой. Когда вышли на улицу, то Ли радовался своему успеху. - Я стал понимать качества сознания обозначаемые символикой Тёдола, - сказал он. - Не спеши, - пошутил Дон Мен. - Найдёшь ли ты все свойства. А когда найдёшь, то опечалишься. - Почему? - Здесь всё наоборот чем меньше качеств, тем большесовершенства.
* * *
Одиннадцатый День. - Какие у тебя теперь настроения? - спросил Дон Мен у Ли. - Не буду спешить. Мне не очень знакомы все варианты качеств в меридиане Лёгких, фазы Дум. Одно понятно, что это стихия «металла» в Инь исполнении. Они ждали ламу. Еще издали он начал: - Под влиянием дурных склонностей, страха и ужаса, умерший не узнал своих божеств-хранителей и бежал от них, Теперь на одиннадцатый День навстречу ему выйдут пьющие кровь божества из Рода Лотоса. Говоря так, он вошел в дом, назвал умершего по имени, и принялся наставлять: - О благороднорождённый, на одиннадцатый День из Западной Области твоего мозга появится божество, пьющее кровь, из Рода Лотоса, по имени Бхагаван Падма-Херука, красно-черного цвета; три лица у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; правое лицо - белое, левое - синее, то, что посреди - красное; в первой правой руке он держит лотос, во второй - трезубый жезл, в третьей - палицу; в первой левой руке - колокол, во второй - чашу из черепа, наполненную кровью, в третьей небольшой барабан; его обнимает Мать Падма-Кротишвари, правой рукой она обвивает его шею, левой подносит к его устам красную раковину, полную крови; Отец и Мать в единстве. Не бойся их, не ужасайся, не трепещи. Возрадуйся. Знай, что они - воплощение твоего собственного разума. Не пугайся, они - твои божества-хранители. В действительности это Отец-Мать Бхагаван Амитаба. Доверься им. Вместе с постижением наступит Освобождение. Осознав их, узнав в них своих божеств-хранителей, слившись с ними воедино, ты станешь Буддой.
* * *
Было заметно что Ли подключил к пониманию ум. Закономерность в образах заметна. Ли знал, что качества фаз различные. Он молчал. Теперь опорой были воспоминания. Ум предлагал события, а сознание должно было отыскать на предполагаемые события качества переживаний. Наконец он решил проверить свои наблюдения. - Стихия «металла» в Инь свойствах? Я знаю, что тонизация меридиана Лёгких угнетает дыхание так, что можно заснуть или потерятъ сознание. Гипноз я никогда не практиковал. Поэтому испытываю затруднение. Но в жизни фаза ДУМ соответствует обобщениям. Если перед этим ум строит концепции, теории, занимается обоснованиями и доказательствами, то теперь он обобщает до таких объёмов, когда всё охватывается воедино. - Хорошее наблюдение фазы, - подтвердил Дон Мен. - Ум стремится к своему завершению в фазе РЕЧИ и к переходу в следующую фазу ДУМ. Это завершение свершается на окончательном отрыве от действительного и абстрактных символах: Космос, Вселенная, Бог, Человечество, Истина. Так как там содержания нет, то всплывают на первое место чувствования, то есть качества. Эти качества должны быть тебе знакомы. Вспомни, как радуется человек тому, что в ходе беседы всё стало понятным. Понимание - это этап захвата в общность. По мере работы ума понятия становятся всё обширнее. Наконец они завершатся, и тогда ум переходит к глобальным охватам таким, что содержания в них нет. - Этот этап вырождения ума мне понятен. Идёт наращивание понимания в обмен на качество всеохвата. А так как это качество, то содержания там нет. Такое свершается в благоприятном течении ума к своему концу. - Ты прав. Но есть и другая сторона. Если «захват» не происходит, то человек прилагает усилия понять или раздражается на собеседника, гоняя его до варианта, при котором произойдёт «захват». Удовлетворившись, он восклицает: - «Так бы и говорил сразу!». - Это мне известно. Когда «захват» всё же не произойдёт, то собеседник отторгается бранью. - При этом, спасая себя инстинктом, собеседника резко занижают в линейной величине. Для этого существуют специальные символы: дурак, чушь, бред, умалишенный, шизофреник. - Не поможет! - усмехнулся Ли. - Отчего же? Когда ты играешь в этот спектакль линейного и двухполярного ума, то тебя зацепит это оскорбление. - Он же не понял! А я тут причём? - упрямился Ли. - Себя не обманешь. Выход только один - не играть в игры такого вида ума. Если ты соучастник линейного ума, то реагировать обречён. - Ну, а если я вышел не в другой вид ума, а в ДУМ? - Тогда тебя тоже не волнуют унижения, оскорбления, обиды. Вот поэтому религиозные в своём натуральном чувствозании люди не «мажут» себя грязью. - Я встречал таких. Мне нравилось их поведение. Они сострадают унижающим их, как взрослые детям. - Они действительно неуязвимы тем, что вышли из предыдущего этапа линейного ума. Кстати ум - в себе удачно совершает этот ход. Но ум - вовне совершает промах, когда полагает, что свершится такое же в случае достижения высот в социальной иерархии. - Интересно, - откликнулся Го. - Вот оно что! - воскликнул Ли. - Значит, стремления быть самым сильным, самой красивой, самым богатым, самым знающим, лидером в обществе обречены на провал? - Да. - Понятно, почему религия порицает эти стремления, - сказал Го. - Итак, ум - вовне и ум - в себе. Нужно запомнить это разделение. Получается, что спор это борьба ума - вовне. Он пытается внедриться в другие умы. Появились варианты двух видов существования ума. Теперь я попробую понять и пережить качеством одиннадцатый День. Ли наклонился к песчаной площадке и нарисовал на ней схему (рис.10). - Почему стихия «металл» отнесена к роду Лотоса? - тут же спросил он. - Если ты был наблюдательным, то заметил, что, прежде всего, отдаются предпочтения качествам раскрытия, то есть Ян-функциям и характерам ТАО, - ответил Дон Мен. - Это так. - Кроме этого «яд» предупреждает, но его всячески стремятся переварить в «нектар». - Это так. Рисунок 10 - Напомню, что лотос расцветает на болоте. Это основной символ буддизма. Все негативы являют в социальном обществе «болото». Тут же, Инь-свойства принадлежат социальному общению людей. Именно Инь угрожает ядами. В меридиане Лёгких, то есть фазе ДУМ, наступает критический и переломный момент. Как ты уже говорил, человек при этом «засыпает». Но перед этим он обобщает весь предыдущий опыт ума. Предыдущий опыт социальных отношений может оказаться «болотом». Чаще всего так и случается. - Теперь понятно. Лотос вырастает на болоте. «Металл» это Западная Область ума. «Пьёт кровь» это означает социальные и общественные влечения. Правое лицо белое, то есть тяга к раскрытию. Левое - синее, то есть надвигается закрытие. Это и выражает Ян - Инь. То, что посредине, красное. Сушумну в открытии не практиковал, так что это качество не знаю. - Качество словами не объяснишь. Могу только сказать, что те, кто практикуют Область Сушумны, встречаются с неописуемыми новыми качествами. Аналогов этих эмоций и психических переживший в обыденной жизни не найти. - Итак, в первой правой руке он держит лотос. Это качество мне теперь понятно. - Понятно умом или ты нашел в себе это эмоциональное переживание? - Да, пойматься на достаточности ума легко. - Тогда и вся практика Малой Смерти сводится на нуль. Она превращается в очередную пищу для ума. - Разве этого мало? - Ум надёжнее и эффективнее практиковать на математике, так как качества отрицаний он там не даст. Ум же в применении к натуральным отношениям полнит человека отрицанием и страданиями. - «В третьей руке он держит палицу». Эти слова относятся к отрицанию, которое присуще также этой фазе, - продолжал Ли. - «В второй - жезл». Речь, как видно, о защитной реакции. Чтобы ты не сомневался, то сразу скажу, что эти качества мне известны. Женские качества «колокола», «чаши, наполненной кровью», и «барабан» мне тоже известны. - Надеюсь, что ты различаешь «трезвон» фаз ИРИ и ДУМ? - Конечно. Там темы о ценностях, здесь - о религии. Но теперь всё это несомненно «гудит» вот откуда «барабан». Всё это окутано материнским качеством. Это мне тоже понятно. Например, некоторые священнослужители отдают предпочтение именно материнским качествам когда призывают к милосердию, состраданию... - И когда вешают на себя знаки превосходства и различия в виде золотых и бриллиантовых украшений, - вставил Дон Мен. - Это заметно только в христианстве, - намекнул Го.
* * *
Двенадцатый День. Ли нравились эти упражнения. Он замечал параллельно два движения: осмысления, то есть работу ума и нахождение в себе переживаний эмоциональных и психических. Для него это был своего рода экзамен. Более превосходящей психологической практики не найдёшь. Теперь будет стихия «дерева» или «воздуха» (рис.11). - Вопреки этим наставлениям умерший, по-прежнему влекомый дурными склонностями, страхом и ужасом, бедняга не узнал Бхагавана Амитабу и бежит. Теперь на двенадцатый День выйдут ему навстречу божества, пьющие кровь, из Рода Кармы, а с ними Керима, Хтаменма и Ванчугма. Ужас охватит его, если он не достигнет осознания, разъяснял лама. Он назвал умершего по имени и наставлял его так: - О благороднорождённый, на Двенадцатый День из Северной Области твоего мозга появится божество, пьющее кровь, из Рода Кармы, по имени Карма-Херука, зеленого цвета, величественного вида; три лица у него, шесть рук, четыре крепко поставленные ноги; правое лицо - белое, левое - красное, то, что посреди - зеленое; в первой правой из шести рук он держит меч, во второй - трезубый жезл, в третьей - палицу; в первой левой руке - колокол, во второй - чашу из черепа, в третьей лемех; его обнимает Мать-Кротишвари, правой рукой она обвивает его шею, левой подносит к его устам красную раковину; Отец и Мать в единстве. Не бойся их, не ужасайся, не трепещи. Знай, что они - воплощение твоего разума. Не пугайся, это - твои божества-хранители. В действительности они - Отец-Мать Бхагаван Амога-Сидхи. Доверься им. Смирись, возлюби их. Вместе с постижением наступит Освобождение. Осознав их, узнав в них своих божеств-хранителей, слившись с ними воедино, ты станешь Буддой.
* * *
- От непривычных переживаний в человеке неизбежно возникают страх и ужас, - говорил Го, - но, выслушав наставления, он узнает своих божеств-хранителей, собственные мыслеформы. И тогда Материнский Чистый Свет, который уже известен умершему, порождает вторичный Чистый Свет, Свет-Дитя, и оба они - Мать и Дитя - предстают перед умершим, подобно близким друзьям, и, нераздельно смешавшись друг с другом, изливают на него сияние Освобождения. Просвещение и самопознание освобождают его. Рисунок 11 - Час от часу не легче, - пошутил Ли. - Теперь нужно понять что такое «мыслеформы». - Ты уже пришел к этому, - сказал Дон Мен. - Одновременно с пониманием умом ты следуешь качествами. - Тогда лучше говорить «мыслекачества». - Пусть будет так, - согласился Го. - Почему ты сказал «Материнский Чистый Свет»? - Есть привычные и известные из жизни прекрасные переживания, - ответил за Го Дон Мен. - Они могут породить те всеохватывающие качества, которых ты раньше не переживал. Помнишь, как я говорил о эмоциях и психике при практики Сушумны? - Умолкаю. Что толку говорить о том, что не переживал. - Есть и такие, - многозначительно сказал Дон Мен, вспоминая эзотериков Запада и тех, кто восклицает о любви, а на деле не имеет этого качества, - Теперь поговорим о Роде Кармы, - предложил Ли. - Это будет тебе легко понять умом. Карма это деятельное существование, - начал Дон Мен. - Человек не может жить без деятельности. - Это так, но ты должен различать области. Область чувств не зависит от деятельности. Наоборот деятельность, окрашенная чувством, выглядит иначе. Если, например, ты счастлив, то твоя деятельность лёгкая и не навязчивая. Если ты в фазе УЛУ, то будешь напирать. - Это понятно. - Итак, карма не принадлежит к области качеств, но накопление происходит так, что может влиять на твои чувства. Всё связанное с кармой можно назвать видом существования. Сразу запомни, что карма это не деятельность в понятиях линейного ума. Иными словами, кармы не бывает положительной и отрицательной. - Ламы бывает, что говорят о дурной карме, - поинтересовался Го. - В том-то и дело, что есть «плохое» в смысле ума, а есть неуспешное в смысле кармы. Ум не может иначе как сортировать на «хорошее» и «плохое», на «добро» и «зло», на «положительное» и «отрицательное». Но живёт человек не умом. Ума не хватит, чтобы отобразить существование. Поэтому нет людей живущих «не правильно». Каждый человек верен самому себе. Каждый не враг сам себе. Каждый поступает так потому, что иначе не может. - Разве у человека нет выбора? - Это гипотеза ума. Ты пробовал пройти сразу через две двери или прожить свою ситуацию в двух вариантах сразу? - Такое у меня не получится. - О каком выборе речь? О гипотетическом самообмане, что «я мог поступить иначе»? Потому и не поступил, что не мог. Я специально этому мусору ума дал название МУМГ. Не обольщайся, чтобы иметь выбор, нужно владеть другими свойствами. Только тогда, когда ты проживёшь событие в идентичности и одновременно в нескольких лицах, ты имеешь право сравнивать. Теперь вернёмся к карме. Кто враг сам себе и поступает осознанно себе назло? - Нет таких. - Следовательно, нет и плохой кармы. Есть неуспешность. Она соизмеряется относительно качеств Бардо. Вот теперь мы имеем дело со случаем неуспешности умершего. Об этой неуспешности мы говорим только на двенадцатый День. Других вариантов у умершего не было, Он честно берёт своё. - Северная Область, как я понимаю, это область с привилегиями ума. - Ты прав. - Так вот почему в Тибете говорят, что на Севере нет религии! - Да, ум предполагает религию. Умные люди говорят о религии или молятся Всевышнему, Всеведающему, Всесильному. - Точно так же какие свойства ума. - Да, до религиозного чувствования они не доросли. Поэтому попрошайничают. Каждый молит у Бога то, что не дай бог свершится. - Почему? - Ум - вовне агрессивен. Он разрешает человеку радоваться лишь тогда, когда находит себя вовне. Чужое он не признаёт; тут же кидается в спор, доказательства, а если можно, то и силу употребить. Такой ум натыкается на «чужое». Оно становится для него препятствием. Вот тут-то и начинаются страдания: этот поступил не правильно, этот обманул, эти бессердечные, опять не повезло, нет в жизни счастья. Теперь подумай, о чём молит Бога наткнувшийся на препятствие? - Чтобы Бог устранил это препятствие. Бог должен исполнить его волю, то есть выполнить роль слуги. - Теперь представь, что это произойдёт для каждого. Что будет? - Драка, так как каждый просит относительно кого-то в свою пользу. - Видишь, как чётко граничат виды религий.
* * *
Тринадцатый День. - Умерший прошёл все фазы? - спросил Ли. - Нет. Инь имеет Переднесрединный Меридиан, Помнишь, в ходе появления Мирных Божеств был шестой День. То явил себя Заднесрединный Меридиан. Переднесрединный и Заднесрединный меридианы называют ещё «морем» всех меридианов. Они обобщают и вводят в гармоничность все меридианы данного вида. Соответственно тому характеры ТАО и ХУМ. Но «не бойся и не трепещи», - пошутил в конце Дон Мен. - Эти качества тебе уже известны. Теперь они явятся «хором». Подошел лама. - Наставления не помогли, - сказал он. - Даже достойные люди на Пути низвергаются вниз и блуждают в мире Сансары. В этом случае Восемь Гневных Божеств, Керимы и Хтаменмы с головами разных животных выходят из мозга умершего и появляются перед ним. - Почему с головами животных? - не выдержал Ли, - Это образное выражение качеств, - ответил лама и пошел к умершему. Он назвал умершего по имени и наставлял его так: - О благороднорождённый, слушай внимательно! На тринадцатый День из Восточной Области твоего мозга появятся перед тобой Восемь Керим. Не бойся их. С Восточной стороны придет Белая Керима; в правой руке она держит, как палицу, человеческий труп, в левой - чашу из черепа, полную крови. Не бойся. С Южной стороны придет Белая Цеурима с натянутым луком в руках. С Западной - Красная Прамоха со стягом макары. С Северной - черная Петали, с дордже и чашей из черепа, полной крови. С Юго-Восточной - Красная Пукаса; в правой руке у нее - внутренности, левой она кладет их в рот. С Юго-Западной - Зеленая Хасмари; в левой руке у нее чаша из черепа, полная крови, в правой - дордже, им она размешивает кровь, которую затем с наслаждением пьет. С Северо-Западной - Желто-Белая Цандали; она разрывает труп на части, в правой руке у нее сердце, левой она кладет труп в рот и пожирает его. С Северо-Восточной - Синяя Смаша; она разрывает труп на части и пожирает его. Эти Восемь Керим Восьми Направлений или Сторон Света, окружающие Пятерых Отцов, пьющих кровь, появятся перед тобой. Не бойся их. О благороднорождённый, из внешнего по отношению к ним Круга появятся перед тобой Восемь Хтаменм восьми областей мозга. С Восточной стороны - Коричневая Хтаменма с головойльва; ее руки скрещены на груди, она потрясает гривой, в пасти у нее труп. С Южной - Красная Хтаменма с головой тигра; ее руки скрещены внизу, она скалит клыки и сверкает глазами. С Западной - Черная Хтаменма с головой лисы; в правой руке она держит нож, в левой - внутренности; она пожирает их и лижет кровь. С Северной - Синяя Хтаменма с головой волка; она раздирает труп обеими руками, глаза ее сверкают. С Юго-Восточной - Желто-Белая Хтаменма с головой грифа; на ее плече - огромный труп человека, в руке - скелет. С Северо-Западной - Черная Хтаменма с головой ворона; в левой руке у нее чаша из черепа, в правой - меч; она пожирает сердце и легкие. С Северо-Восточной - Синяя Хтаменма с головой совы; в правой руке у нее дордже, в левой - чаша из черепа, она что-то пожирает. Эти Восемь Хтаменм восьми областей, окружающие Отцов, пьющих кровь, появятся перед тобой из твоего мозга. Не бойся их. Знай, что они - мыслеформы твоего собственного разума.
* * *
- Ни чуть не легче! - сокрушался Ли. - Это от того, что ты не знаешь символику, - успокоил его Дон Мен. - Я заметил, что в основном это женские качества. - В целом: женщины смещены к Инь-свойствам, поэтому качества милосердия, умилении, нежности, желание покоя и комфорта им присуще в большей степени, чем мужчинам. - Следовательно, Переднесрединный меридиан выражает завершение Гневных Божеств и они женского вида. Но как: понять Восемь Керим? - Они появляются из Восточной Области: ума, - сказал Го. - Кейури или Белая Керима это Богиня кладбищ. - Ощущение кладбища мне знакомо, - ответил Ли. - С Южной стороны появится Белая Цеурима. Это тоже Богиня кладбищ, но ощущение другое... - Как я понял, всё это «настораживающие», печальные и несколько таинственные качества. - Да, они окружают Пятерых Отцов, то есть пять стихий мужского вида, - сказал Дон Мен, - Восемь «кладбищенских» качеств? Не мало. Я столько разновидностей в себе не найду. - Практикуйся в Малой Смерти и это станет просто. - Есть ещё внешний по отношении к ним круг, - напомнил Го. - Внешний всегда более пугающий по переживаниям сознания.
* * *
Четырнадцатый День. - Трудности тебя ждут на последний День встречи с кармическими склонностями, - сказал Дон Мен Ли. - Чёнид Бардо завершается на этом. - В чём будут трудности? - Здесь символически перечисляются все качества этого вида. Если вспомнишь о эмоциях своей жизни, то найдёшь много их разнообразий. Есть, конечно, некоторые закономерности, например, сентиментальных качеств Южной Области будет шесть. Но и они обволакиваются вторичными качествами. Областей мира ума будет четыре. Впрочем, сейчас ты это поймёшь, при этих словах Дон Мена появился лама. Как всегда он приблизился к умершему и начал наставлять так: - О благороднорождённый, на Четырнадцатый День из твоего мозга появятся перед тобой Четыре Стража Сторон Света в женском облике. Также познай их. Из восточной области мозга выйдет белая Богиня с головой тигра, Держащая Стрекало, в левой руке у нее - чаша из черепа, полная крови. Из южной - Желтая Богиня с головой свиньи, Держащая Петлю. Из западной - Красная Богиня с головой льва, Держащая Железную Цепь, Из северной - Зеленая Богиня с головой змеи, Держащая Колокол. Из твоего мозга исходят эти Четыре Стража; знай, что они - твои божества хранители. О благороднорождённый, из внешнего Круга, окружающего этих тридцать гневных божеств,Херук, появятся из твоего мозга двадцать восемь могущественных богинь с головами разных животных. Не бойся их. Знай, что они - мыслеформы твоего разума. В этот решающий для тебя момент вспомни наставления своего гуру. О благороднорождённый, с востока появятся Коричневая Богиня-Ракша с головой яка, держащая дордже и череп, и Оранжевая Богиня-Брахма с головой змеи, держащая лотос, и Черно-Зеленая Великая Богиня с головой леопарда, держащая трезубец, и Синяя Богиня Любопытства с головой обезьяны, держащая диск, и Красная Богиня-Дева, с головой горного медведя, держащая дротик, и Белая Богиня-Индра с головой лесного медведя, держащая петлю из кишки. Эти шесть Йогинь Востока выйдут из восточной области твоего мозга. Не бойся их. О благороднорождённый, с юга появится Желтая Богиня Наслаждения с головой летучей мыши, держащая нож, и Красная Мирная Богиня с головой макары, держащая урну, и Красная Богиня-Амрита с головой скорпиона, держащая лотос, и Белая Богиня с головой коршуна, держащая дордже, и Зеленая Богиня Жезла с головой лисы, держащая палицу, и Желтая Ракша с головой тигра, держащая чашу из черепа, полную крови. Эти шесть Йогинь выйдут из южной области твоего мозга. Не бойся их. О благороднорождённый, с запада появится Зелено-Черная Богиня Пищи с головой грифа, держащая жезл, и Красная Богиня Наслаждения с головой лошади, держащая огромный труп, и Белая Богиня Могущества с головой орла, держащая палицу, и Желтая Ракша с головой собаки, держащая дордже и нож, и Красная Богиня Страсти с головой удода, держащая натянутый лук со стрелой, и Зеленая Богиня-Хранительница Богатства с головой оленя, держащая урну. Эти шесть Йогинь Запада выйдут из западной области твоего мозга. Не бойся их. О благороднорождённый, с севера появятся Голубая Богиня Ветра с головой волка, держащая развевающийся стяг, и Красная Богиня Женщин с головой буйвола, держащая заостренный кол, и Черная Богиня Посевов с головой свиньи, держащая петлю из клыков, и Красная Богиня Грома с головой вороны, держащая труп ребенка, и Черно-Зеленая Богиня с головой слона, держащая большой труп и пьющая кровь из черепа, и Синяя Богиня Воды с головой змеи, держащая петлю из змей. Эти шесть Йогинь Севера выйдут из северной области твоего мозга. Не бойся их. О благороднорождённый, Четыре Йогини Врат появятся из твоего мозга. С востока - Белая Таинственная Богиня с головой кукушки, держащая железный крюк; с юга - Желтая Таинственная Богиня с головой козла, держащая петлю; с запада - Красная Таинственная Богиня с головой льва, держащая железную цепь; с севера - Черно-Зеленая Таинственная Богиня с головой змеи. Эти четыре Йогини-Стража выйдут из твоего мозга. Все двадцать восемь Могущественных Богинь - порождение телесной энергии Ратна-Самбавы, одного из шести Божеств-Херук; познай их. О благороднорождённый, Мирные божества порождаются Пустотой Дхарма-Кайи. Познай их. Сияние Дхарма-Кайи порождает Гневные Божества. Познай их. Если в то время, когда пятьдесят восемь Пьющих Кровь Божеств, покидая твой мозг, появляются перед тобой, ты познаешь, что они - сияние твоего собственного разума, тогда ты немедленно сольешься воедино с телом Божеств, Пьющих Кровь, и станешь Буддой. О благороднорождённый, если ты не осознаешь этого и в страхе бежишь от божеств, страдания вновь вернутся к тебе и возобладают над тобой. Если не знать этого, то Божества, Пьющие Кровь, вызовут страх, умерший испытает ужас и трепет, потеряет сознание, его мыслеформы превратятся в призрачные видения, и он попадет в Сансару если же он не испугается и не ужаснется, то он избежит Сансары. Тела величайших из Мирных и Гневных Божеств простираются до пределов небес; средние - велики, как гора Меру; наименьшие - высотой в восемнадцать твоих тел, поставленных друг на друга. Но не пугайся, не ужасайся, Если ты осознаешь, что все божественные облики и сияния порождены твоим разумом, ты в тот же момент станешь Буддой. Слова «Буддой становятся мгновенно» - относятся к этому моменту. Помни об этом и ты станешь Буддой, слившись воедино с Сияниями и Кайями. О благороднорождённый, какие бы страшные и ужасные видения ты ни увидел, пойми, что они - твои собственные мыслеформы. О благороднорождённый, если ты не поймешь этого и испугаешься, тогда все Мирные Божества примут облик Маха-Калы, а Гневные - облик Дхарма-Раджи, Бога Смерти; все твои мыслеформы станут иллюзиями - Марами, и ты попадешь в Сансару. О благороднорождённый, кто не узнает своих собственных мыслеформ, тот, как бы ни был он начитан в сутрах и тантрах и как бы ни исполнял религиозные заповеди, даже на протяжении целой калъпы, не станет Буддой. Но кто узнает свои мыслеформы, тот с помощью этого станет Буддой. Если умерший не узнает свои мыслеформы сразу же после смерти, то в Чёнид Бардо возникнут облики Дхарма-Раджи., Бога Смерти. Самое большое тело Дхарма-Раджи простирается до пределов небес, среднее - подобно горе Меру, наименьшее - высотой в восемнадцать тел умершего; они заполняют собой всю вселенную. Они появятся, кусая верхними зубами нижнюю губу, с тусклыми глазами, с волосами, завязанными узлом на макушке, с огромными животами и гонкими станами, с кармической скрижалью в руке; они издают крики «Бей! Убивай!», лижут человеческий мозг, пьют кровь, отрывают головы у трупов, вырывают сердца - так они появятся, заполняя собой миры. О благороднорождённый. при появлении этих мыслеформ не бойся, не ужасайся. Тело, которым ты сейчас обладаешь, это духовное тело склонностей; даже убитое и изрубленное на куски оно не может умереть. Тебе не следует бояться, в действительности твое тело есть тело пустоты. А тела Бога Смерти порождены твоим разумом, они тоже нематериальны; пустота не может причинить вред пустоте. Ни Мирных Божеств, ни Гневных, ни Пьющих Кровь, ни Обладателей Звериных и Птичьих голов, ни радужных ореолов, ни устрашающих обликов Бога Смерти в реальности, вне твоего разума не существует - в этом нет сомнения. Узнай это, и весь твой страх и ужас рассеются; и, достигнув состояния единства, ты станешь Буддой. Если ты осознаешь все: именно так, если испытаешь доверие и любовь к божествам-хранителям, если поверишь, что они пришли спасти тебя от опасностей Бардо, то размышляй гак: «Я найду в них убежище», И помни о Трех Сокровищах, обрати к ним всю свою любовь и веру. Кто бы ни был твоим божеством-хранителем, вспомни о нём, назови по имени и молись так:
Я блуждаю в Бардо; приди ко мне на помощь, Поддержи меня своей милостью, о Драгоценный Хранитель!
И назвав по имени своего гуру, молись так:
Я блуждаю в Бардо, спаси меня! Не оставь меня своей милостью!
Доверься Божествам, Пьющим Кровь, и обратись к ним с такой молитвой:
Когда я блуждаю в Сансаре под властью непреодолимых иллюзий, На путь света, уводящий от страха, ужаса и трепета, Да выведут меня сонмы Бхагаванов, Мирных и Гневных, Да охранят меня сонмы Гневных Богинь, Заполняющих Пространство, И помогут избежать опасностей Бардо, И приведут в царство Всесовершенных Будд. Когда я один, вдали от близких друзей, блуждаю здесь, Где появляются пустые облики моих собственных мыслей, Да не допустят Будды, являя силу своей милости, Чтобы меня обуяли в Бардо страх, ужас и трепет. Когда воссияют пять ослепительных Огней Мудрости, Да придет ко мне осознание и не будет ни страха, ни трепета. Когда появятся Божественные Тела Мирных и Гневных Божеств, Да придет уверенность бесстрашия и осознание Бардо, Когда из-за плохой кармы я познаю страдание, Да рассеют его божества-хранители. Когда прогремит естественный звук Реальности, подобный тысяче громов, Да преобразится он в звуки Шести Слогов. Когда я, беззащитный вынужден буду следовать своей карме, Милосердный и Сострадательный, умоляю, защити меня; Когда кармические склонности причинят мне страдание, Да воссияет блаженство Чистого Света, Да восстанут против меня Пять Стихий, И да увижу я царство Пяти Родов Просветленных.
Молись с искренней верой и смирением; тогда все твои страхи исчезнут, и ты несомненно станешь Буддой в Самбхога-Кайе. Это очень важно. Будь внимателен и повтори молитву трижды или даже семь раз. И как бы ни была тяжела твоя плохая карма и слаба хорошая, невозможно, если обретено осознание, не достичь Освобождения. Глава 8 Тело желаний Ли не был потрясён. Напротив, он испытал удовлетворение в том, что есть теперь причина постигать глубины психики. Он понял, почему Дон Мен дал ему в основу концепцию У-Син; по ней можно ориентироваться. Каждая стихия, каждая фаза является источником рождения качеств, начиная от основных. Нужно практиковать. Он понимал, что на этом ещё не конец. - Что ждёт умершего дальше? - спросил он. - Если же, несмотря на все предпринятое на этих ступенях Бардо, осознание так и не пришло, тогда умерший последует в третье Бардо, называемое Сидпа Бардо, - ответил Го. - Явижу, что тебя заинтересовали качества переживания сознания, - сказал Дон Мен. - Ориентируйся на то, что эти переживания ощущали те, кто возвращался. Иными словами, практикующие ламы должны были «нырять» в Малую Смерть вновь и вновь. Поэтому им известен и обратный путь. - Мы привыкли к тому, что жизнь это самое прекрасное, что есть у человека. - Это так для переживающего простейшие эмоции. Но представь себе вкушение Божеств. Когда яркая и красочная эмоция случайно посещает обыденного человека, то он помнит о ней всю жизнь как о некотором психическом сокровище. - Мне это известно, так как я практиковал эмоции в магии. Теперь я встретил их в значительно большем количестве. Это меня интригует. - My, а дальше следует то, что вкусивший такое наслаждение не желает жить серо. Вот отсюда и будет соответствующее настроение к Сидпа Бардо. - Можно догадаться, что практикующийМалую Смерть лама сопротивляется выходу из прекрасных качеств. - Это так, - сказал Дон Мен. - Давай выслушаем по этому случаю ламу. - Хотя во время пребывания умершего в Чёнид Бардо было сделано немало точных напоминаний, - сказал лама. Обладатели плохой кармы, лишенные знания, с трудом приходят к осознанию. Он достиг четырнадцатого Дня. Чтобы еще раз внушить ему Истину, надлежит читать следующее. Лама прошел к умершему и стал наставлять: - О благороднорождённый, слушай внимательно и сохрани услышанное в своём сердце: рождение в Аду, в мире дэвов и в теле Бардо - сверхъестественное рождение. Когда ты увидел появление Мирных и Гневных Божеств в Чёнид Бардо, ты, неспособныйпознать их и движимыйстрахом, после смерти потерял сознание примерно на три с половиной дня. Когда же ты очнулся, Познающий вернулся к своему первозданному виду, и внезапно появилось сияющее тело, напоминающее прежнее тело. Как гласит тантра:
С телом по виду из плоти, которое напоминает прежнее и то, что появится, Наделенное всеми чувствами и силой беспрепятственного передвижения. Обладающее чудесными кармическими способностями. Видимое чистым небесным взором обитателей Бардо.
* * *
- Это очень интересно, - восхищался Ли. - Сперва я не понимал, о каких Днях идёт речь. Потом догадался, что измерение времени в Бардо отличается от нашего физического времени. Теперь речь идёт о феноменах спустя три с половиной дня. Что такое Сияющее Тело? - Сияющее тело, о котором говорится, что оно напоминает «прежнее и то, что появится», будет наделено особыми свойствами и совершенством, какими обладают существа с высшим предназначением. Это тело, рождённое желанием, иллюзия мыслеформ в ПромежуточномСостоянии, и называется оно телом желания, - ответил лама. - В это время, если ты должен родиться дэвом, перед тобой возникнет видение мира дзвов. Подобным же образом, кем бы тебе ни пришлось родиться: асуром, или человеком, или животным, или претой, или обитателем ада - перед тобой возникнет видение соответствующего мира. Слово «прежнее» в приведенной тантре означает, что до середины четвертого дня умерший думал, будто обладает тем же телом, что и прежнее, телом из плоти и крови, которое имел в прошлом существований, благодаря привычным склонностям. Слова «то, что появится» использованы потому, что вскоре умершему явится видение места будущего рождения. Итак, слова «прежнее и то, что появится» относятся к этим телам - только что оставленному и тому, что будет получено при новом рождении. - Неужели ламы, практикующие Малую Смерть возвращались из этого состояния в виде асуров, животных, или прет? - удивился Ли. - Это большой вопрос, - ответил за ламу Дон Мен. - Те, кто практиковал шли шаг за шагом. Поэтому им не грозило «родиться претой». Но они могли сделать вывод о таком варианте по тем переживаниям психики, которое обязано появляться при повторяющихся наблюдениях. - Меня интересует достоверность. - Чудак ты, Ли. Когда ты совершаешь магическое превращение в птицу, то считаешь это достоверным? - Считаю. - Откуда такая уверенность? Разве ты при этом был сторонним наблюдателем? - Я переживаю состояния и свойства птицы. Я летаю. - А если это гипноз? В гипнозе люди тоже летают, плавают и это у них по-настоящему. - Ты же был свидетелем, то есть «сторонним лицом». - А если это массовый гипноз, или я часть твоего гипнотического состояния? - Так что же такое действительное? - Вот это и есть главный вопрос! - Поясни. - В ходе того, как ты проходил первый этап жизни, сомнений о действительном не было. Всё, что воспринимается зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом и совершается телом в том случае, когда одно подтверждает другое это и есть действительное. - Согласен. Зрение может видеть мираж, Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.094 сек.) |