|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Франк Ллойд РайтВосемнадцатилетним юношей, в 1887 году, Франк Ллойд Райт приезжает в Чикаго и в 1888 году начинает работать в проектной конторе архитекторов Салливена и Адлера. Двумя годами раньше, в 1885 году, Уилльям де Барон Дженни в строительстве здания Хоум Иншюренс Билдинг впервые применил стальной каркас и тем самым создал условия для блестящего развития в Чикаго архитектуры многоэтажных зданий. В этой волнующей атмосфере, в окружении первых архитекторов, интенсивно работающих над созданием новой архитектуры, рождающейся из самой конструкции, молодой Райт получил свои первые впечатления, оказавшие решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества. В 1894 году он покидает контору Салливена и Адлера и начинает работать самостоятельно. За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие творческого почерка автора. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органичной архитектуры». Этот термин уже появлялся у Салливена. Им он обозначал соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре прежде всего для того, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие «органической архитектуры» очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет. Правильнее истолковать его так: архитектор должен творить так, как это делает природа. Это значит: «Решение каждой проблемы заложено в сущности самой проблемы». Для Райта это прежде всего означало включение архитектуры в природное окружение, применение таких естественных строительных материалов, как дерево и камень, внимательное отношение к потребностям людей и их чувствам. Все эти новые тенденции получили прекрасное выражение в построенном в 1948 году жилом доме Джекобса в Мидлтоне (шт. Висконсин) (илл. 37—39). Этот дом — образец «органической архитектуры». Полную противоположность этим установкам представляет собой сооруженный в те же годы по проекту Мис ван дер Роэ великолепный дом Фарнсуорта (1950). Приподнятый над землей, открытый со всех сторон воздуху и свету, построенный с широким применением искусственных материалов — стали и стекла, он представляет собой образец архитектуры геометрической, строго рационалистической (илл. 40). Опубликованные в Германии и Голландии в 1910 году статьи о творчестве Райта пробудили к нему живейший интерес. Оказалось, что архитектор-одиночка на другом континенте давно уже разрешил проблемы, над которыми работают многие ведущие архитекторы Европы. Проведению своих идей в жизнь Франку Ллойду Райту облегчало то обстоятельство, что он опирался не только на опыт современной ему передовой архитектурной школы, но и имел возможность использовать живые архитектурные традиции англосаксонских загородных домов. В 1902 году в Хайленд-парке, близ Чикаго (илл. 41, 42), он строит дом Уиллитса. Свободная композиция здания в плане напоминает крест, в центре которого расположен очаг. Словно протянутые руки, охватывают крылья здания окружающую природу, зеленые лужайки подходят непосредственно к стенам дома. Крыша с большим выносом карниза подчеркивает горизонтальную протяженность здания, его близость к окружающей местности. В большинстве жилых помещений Райт устраивает большие проемы, связывая их тем самым с природой, не лишая уюта. Особенно ярко эта тенденция видна на примере центрального помещения дома Кунлея в Риверсайде, построенном в 1908 году (илл. 43). Потолком здесь служит нижняя поверхность пологой крыши, что придает всему помещению желаемую замкнутость. Жилая комната напоминает убежище в горах или пещеру. Выступающие свесы кровли смягчают интенсивность естественного освещения комнаты. Вместо нескольких отдельных жилых комнат Райт часто устраивает единое центральное помещение, расчлененное на несколько частей, в одной из которых размещены комнаты второго этажа, куда ведет галерея. Большое значение этих ранних построек заключается в · смелой трактовке пространственных форм, · в упразднении редко используемых помещений с их «холодной роскошью», · в той откровенности, с которой он применяет природные строительные материалы в интерьере, что стало одним из общепринятых приемов современной архитектуры, и · в той последовательности, с которой Райт ищет адекватное внутренней структуре внешнее архитектурное решение. Эти жилые дома внезапно сделали его в Европе знаменитым. Он стал самым модным архитектором своего времени. И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге «Современная архитектура», изданной в 1929 году: «Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным». Усиление эклектизма в Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конец всех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта. В наши дни он считается одним из самых выдающихся зачинателей современной архитектуры. Опасность, угрожавшая «органичному» направлению в архитектуре, пожалуй, кроется в сентиментальных мечтаниях о природе, которые не учитывают технических возможностей нашего времени. Райт постоянно и с неослабевающей энергией отмежевывался от такой точки зрения. Он работает над рациональным применением технических средств: «Техника не должна поработить нас, мы должны поставить ее себе на службу». В своих более поздних постройках Райт применяет железобетон и сталь, однако не использует их в качестве элементов, определяющих новую архитектурную форму. В своих замыслах он прежде всего остается верен естественным строительным материалам. Характерно, что поначалу он оставался равнодушным к применению стальных каркасов — открытию, сыгравшему столь значительную роль в архитектуре Чикагской школы. Даже великолепное своей простотой административное здание, построенное Райтом в 1904 году для завода Ларкина в Буффало, выполнено в кирпиче. И даже когда в 1906 году в строительстве церкви унитариев, в Оак Парк в Чикаго, он применил железобетон, то на форму это никакого влияния не оказало. Тяжелые, монументальные архитектурные элементы вовсе лишены того изящества, которое свойственно постройкам из железобетона. После первой мировой войны Райт продолжает работать в области архитектуры жилищ. В двадцатых годах он строит в Калифорнии жилые дома из сборных бетонных блоков, с рельефом, придающим фасадам весьма своеобразную фактуру (илл. 48). Между 1930 и 1940 годами начинается строительство серии дешевых коттеджей. В этих небольших жилых домах Райт добивается, несмотря на их невысокую стоимость, исключительно удачных планировочных решений (илл. 45, 46). В 1936—1939 годах Райт возводит конторское здание фирмы С. Джонсон и сын (Расин, штат Висконсин), решенное в виде замкнутого комплекса, без зрительно выраженной связи с окружающим пространством (илл. 49—52). Помещения освещаются верхним светом и рядами подвешенных люминесцентных ламп. Тенденция к замкнутости, изолированности от внешнего мира, усилена пластическими формами объемов, образующих сооружение. Конструкция большого конторского зала состоит из сужающихся книзу конических стоек с шарнирной опорой. Сверху их венчают круглые плиты, связанные между собой прогонами, что обеспечивает устойчивость всему сооружению. Между круглыми плитами устроены световые проемы, освещающие помещение верхним светом — выдумка, единственная в своем роде. Создается впечатление, как правильно заметил Гидион, «чего-то волшебного». Но разумно ли в деловом здании создавать такого рода «игру настроения»? Вероятно, именно это сооружение, больше чем какое-либо другое, обнажает противоречия, существовавшие между Райтом и широким фронтом современной ему архитектуры. Райт прошел мимо такого важного этапа в развитии европейской архитектуры, как утверждение конструктивизма и функционализма. Он остался великим одиночкой, постоянно поражая нас силой своей творческой фантазии. Язык форм Райта слишком ярко отражал всю силу его незаурядной индивидуальности, чтобы создать школу крупного масштаба. Но влияние его идей, направленных на · сближение с природой, · на свободное решение композиций и · на приспособление к всегда новым условиям окружающей среды; · его отказ от всякой схемы, в том числе и геометрически определенной, сейчас гораздо более жизнен, чем когда-либо. Ведь постоянные ссылки на антагонизм между органичной и рациональной архитектурой в наше время уже не имеют такого значения, как прежде. Архитектура рационализма, вначале стремившаяся создать простые формы, подчеркивающие их функциональное назначение, вскоре поднялась на более высокую ступень и пошла по пути синтеза вновь создаваемых форм в цельные взаимосвязанные системы, что послужило обогащению возможностей формообразования.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |