АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Институт патерфамилиас

Читайте также:
  1. АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
  2. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
  3. В США Национальный институт здоровья не одобрил обязательное УЗИ для всех беременных.
  4. Взаимодействие рекламы с другими социальными институтами: реклама и государство.
  5. Виртуальный институт ЮНКТАД
  6. Вопрос. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ.
  7. Вопрос. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
  8. Вопрос. Понятие и структура конституционного института основ правового статуса личности в РФ. Конституционные принципы взаимоотношений между личностью и государством в РФ.
  9. Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
  10. Выдержки из Правил обучения по основным образовательным программам в филиале НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми.
  11. Глава 1. История развития института третьих лиц в арбитражном процессе.
  12. Государственная служба как социальный институт

- о патер потестас

- как проводилась ианиципация

- агнатское родство

- патерфамилиас ог действовать в интересах фамилиас. Он не собственник, имущество принадлежит всем агнатам, а управляет им.

 

3 2) Римский брак.

 

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.

Виды римского брака:

– matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

– matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

– cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

– sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

 

 

3 вида –

1. брак конферрационный – религиозный акт, в присутсвии 10 свидетелей, представлявших 10 курий, при участии жрецов – проводился ряд сакральных обрядов со специальными ритуальными фразами. Важная часть – освящение и вкушение женихом и невестой осбого хлеба

2. брак коэмпционный – покупка жены у патерфамилиас или у ее опекуна – в форме manicipatio в присутствии 5 свидетелей и весовщика жених произносит спец формулу ипередает монету отцу невесты, затем спрашивали невесту желает ли она выйти замуж и тп. Считается что были спец фразы для обряда. В начале была реальня покупкаю потом символич.

3. Брак узус – живет 1 год, есд ине желает власти мужа – на 3 дня каждый год уходит в семью отца.

 

Римское право закрепляло многие вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями. Прежде всего, оно регулировало условия вступления в брак. Такими условиями были:

 

1) соглашение между домовладыками;

 

2) согласие вступающих в брак;

 

3) наличие у лиц, заключивших брак, права заключать его (таким правом пользовались римские граждане и лишь в исключительных случаях - иностранцы);

 

4) достижение брачного возраста (14 лет для мужчин и 12 - для женщин);

 

5) безбрачие (не допускался брак лица, состоявшего в браке);

 

6) отсутствие родственных связей у лиц, вступивших в брак (запрещались браки лиц, принадлежавших к одному роду).

 

Способы заключения брака. Римское право предусматривало следующие способы заключения брака:

 

1) заключение брака путем совершения религиозного обряда, церемоний и произнесения определенных слов (предполагают, что эта форма использовалась лишь патрициями, проходила в присутствии жреца и сопровождалась принесением в жертву хлеба);

 

2) покупка жены в форме манципации, которую производил домовладыка (со временем эта форма приобретала лишь символическое значение);

 

3) осуществление над женщиной власти в течение одного года (срок давности).

 

В отношении последнего способа Институции Гая закрепляли, что женщина, не желавшая, чтобы муж получал над ней власть, ежегодно должна была проводить три ночи вне дома мужа и тем самым прерывать давность.

 

Во второй период республики для заключения брака достаточно было выражения согласия вступающих в брак и отведения невесты в дом жениха. Для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальностей.

 

Прекращение брака. Брак прекращался в результате:

 

а) смерти одного из супругов;

 

б) лишение одного из супругов свободы или гражданства;

 

в) развода.

 

В древнейший период развод допускался лишь по инициативе мужа.

 

Жена, как подвластное лицо, не могла требовать развода. В классический период развод допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по заявлению одной из сторон. В период домината развод по обоюдному согласию был запрещен. Односторонний развод мог иметь место в редких случаях (при покушении на жизнь супруга, нарушении супружеской верности, половом бессилии, желании уйти в монастырь и некоторых других).

 

- брак кум Манум

- брак сине Манум

Их последствия для личных имущественных прав


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)