АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Убийство Али послужило началом широкой конфронтации между суннитами и шиитами

Читайте также:
  1. I. Личные отношения между супругами
  2. II. Имущественные отношения между супругами
  3. II. Личные отношения между родителями и детьми, законными и другими
  4. IV Международного фестиваля-конкурса
  5. IV Международный конкурс эссе на русском и английском языках
  6. VII. Международные отношения
  7. VII. Министерствам и ведомствам по молодежной политике стран-участниц Международной конференции
  8. X. Параллельная сессия 5 - Международная конференция «Энергетический потенциал отходов»
  9. Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между общим имуществом многоквартирного дома и помещением Собственника
  10. АНГЛИЙСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТОРГОВОМ СУДОХОДСТВЕ
  11. б. Внести фундаментальные изменения в теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, находящееся у власти в России.
  12. Б. Между мышлением и речью нет тесной связи

Умма разделилась на сторонников того или иного подхода.

Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́, более известен как Али ибн Абу Талиб (17 марта 599 — 24 января 661) — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656—661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов. Согласно многим источникам, особенно шиитским, это единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я— город наук, то Али— ключ к этому городу», — говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а закончились гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

Пророк – вестник. В исламе существует деление пророков на просто «пророков» (наби), «посланников» (расуль) и «твердых духом» (улю ль-азм). Все пророки проявляли твердость и бесстрашие в деле донесения до людей религии, но шестеро указанных пророков обладают степенью, более высокой, чем другие пророки.

Среди главных признаков пророчества: благочестие, умение творить чудеса, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение. Пророческие чудеса (муджизат) даруются Аллахом как доказательство истинности пророческой проповеди.

По представлениям мусульман, необходимо знать о пяти качествах пророков:

1. Сидк — правдивость; пророки говорят только правду.

2. Амаана — верность; люди чести, им можно следовать во всём.

3. Таблиг — способность передавать предписания и запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности.

4. Фетнатун — ум и понятливость; эти качества пророков выше, чем эти же качества самых способных людей.

5. Исматун — чистота нрава и безгрешность; все пророки были далеки от греховных поступков.

У последнего избранника Аллаха, Мухаммада, есть ещё пять качеств:

1. он выше всех предыдущих пророков;

2. он ниспослан для всех людей мира и джиннов;

3. он последний в ряду пророков;

4. он ниспослан в качестве благости для всего сущего;

5. Закон, ниспосланный через него, будет действовать до самого Судного Дня.

Виды пророков

Наби (араб. приносящий известие ‎), мн. число — «анбийя», Набийу-Ллах (вестник Аллаха) — пророк передававший своему народу предписания (писания) и запреты Аллаха, переданные предыдущему посланнику (расуль).

Расуль (араб. посланник ‎), мн. число — «русуль», Расулю-Ллах (посланник Аллаха) — пророк (наби), которому было дано новое Писание и принесший новый Закон.

Каждый посланник (расул) является пророком (наби), но не каждый пророк (наби) является посланником (расуль). Например, Мухаммед — расуль. Расуль посылается с знамениями и писаниями для назидания своих народов. Среди них Нух, Ибрахим, Муса, Худ, Лут, Исмаил, Салих, Шуайб, Ильяс, Юнус и Иса. Также к расулам отнесены ангелы, которые пришли сообщить весть об уничтожении Содома и Гоморры. Также расуль посылается к каждому народу (общине-умме).Также Аллах обращается к Мухаммеду как наби, призывая его бороться с неверными и лицемерами. С пророками Бог заключает завет (мисак). Печатью пророков (хатам набиин) назван Мухаммед. В числе наби названы также Нух, Ибрахим, Муса, Идрис, Иса, Харун, Исмаил, Якуб и Исхак.

Улю-ль-Азм (араб. твердые духом ‎) — данное определение, относится в первую очередь пророкам Адаму, Нуху, Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду из-за их стойкости и непоколебимости при выполнении Божественного послания, противостоя всем трудностям и лишениям.

Р

Ракат, ракаат -цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Один цикл намаза; состоит из стоячего положения молящегося (при котором он читает коранические аяты), одного поясного и двух земных поклонов. Каждый намаз состоит из таких циклов: в утреннем намазе-фаджр 2 раката, в дневном намазе-зухр - 4 раката, в вечернем намазе-магриб - 3 раката и т.д.

Риваят (араб. версия) — одна из версий хадиса идущая от разных передатчиков.

Арабское написание имени пророка Мухаммеда с добавлением салавата.

С

Салят — намаз, совершение ежедневной пятикратной молитвы. Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа)..

Су́нна (араб. обычай, пример путь, дорога ‎)— мусульманское священное предание, содержащее хадисы пророка Мухаммеда, излагающее примеры его жизни, руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха). Она состоит из поступков пророка Мухаммада (фи’л), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). Сунна передавалась устно сподвижниками (асхабами) пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Ни один исламский правовед (факих) не может считаться авторитетом в области исламского права, если у него нет достаточных знаний сунны. После смерти Мухаммада сунна позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата. Её значение сразу же было очень большим, а с IX—X вв. её начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. Проблема соотношения Корана и сунны занимает важное место в трактатах по основам религии (усуль ад-дин). Иногда понятие сунны включает в себя сунну Аллаха (Коран), сунну пророка Мухаммада и сунну двух первых Праведных халифов. Сунна также может означать просто желательные, соответствующие сунне поступки. В некоторых мусульманских странах слово сунна (суннет) используется в значении обряда обрезания (хитан).

Сунни́зм – направление в исламе. Сунни́ты, ахль ас-су́нна валь-джамаа (от араб. «люди сунны и согласия общины») — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джамаа» и подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников. Для суннитов Коран и Сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад). Вторая часть названия (валь-джамаа) подразумевает признание миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем. Впервые термин «джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джамаа).

Са́ум, ас-са́ум, Ураза́третий столп из 5 столпов ислама, мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (Ураза-байрам, Курбан-байрам). В 9-й месяц исламского календаря Рамадан мусульмане обязаны соблюдать 30-дневный пост.

Сира́т (араб. ас-сира́т)— в исламской эсхатологии, мост, который расположен над огненной преисподней. Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча. Слово «сират» в Коране с встречается более 40 раз в значении «прямой путь» (араб. ас-сира́та ль-мустаки́м). Шииты-имамиты считают, что коранический «сират аль-мустаким» — это верность и преданность Алидам. Согласно преданию, в Судный день все люди должны будут пройти по мосту Сират. Праведные мусульмане «с быстротой молнии» перейдут по мосту в рай к источнику Каусар, а неверные и грешники не смогут пройти по нему и упадут в ад. Исламский мост Сират имеет сходство с мостом Чинват в зороастризме: там благое божество Вай проводит души праведных зороастрийцев по мосту Чинват на отведённое им место. В концепции Судного дня шиитов-имамитов в День воскресения (киямат) справа от моста будет пророк Мухаммад, а слева— Али ибн Абу Талиб. Данное представление основано на кораническом стихе: «Вдвоем бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего». По представлениям шиитов в рай пройдут лишь те, кто получит фирман (указ) от Али ибн Абу Талиба.

Салава́т (араб. благословение) — фраза Салла-ллаху аляйхи ва салам (с.а.в.), которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.

Сура (араб. глава, стих) — одна из 114 глав Корана.

Суфизм или тасаввуф (араб. суф («шерсть») — в VIII-IX веке мистическое эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Мусульманские исследователи условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухд), период суфизма (тасаввуф) и период суфийских братств (тарикат). В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств. Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Суфизм сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршид) и выполнение всех его указаний.

Сай (араб. бег) — семикратное прохождение определённым образом расстояния между холмами Сафа и Марва. В исламской традиции существует несколько версий происхождения сая. Согласно одной из них, названные холмы были местом отдыха Адама и Хаввы (Адама и Евы), а сай совершается в память об этом. По другой версии, сай совершал пророк (наби) Ибрахим, выполняя обряд поклонения Аллаху. Когда на его пути вставал Иблис, Ибрахим был вынужден бежать. Согласно наиболее распространённой версии, обряд связан со страданиями Хаджар (Агарь) и ее сына Исмаила (Измаила). В попытке спасти от жажды Исмаила, Хаджар семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва в поисках воды

Саляфы (араб. предшественник) — праведные предшественники жившие в первые 300 лет после Хиджры. Поколения жившие с третьего века по наши дни называются халяфами.

Сахаба (араб. друг) — сподвижники пророка Мухаммеда, видевшие его.

Сивак — щетка для чистки зубов, сделанная из веток и корней дерева арак (Salvadora persica), при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку.

Сухур (араб. завтрак) — предрассветный приём пищи во время поста.

Сухуф (араб. свитки) — свитки, в которых были откровения Аллаха отдельным пророкам.

Страны Магриба ( араб. эль-Ма́гриб: «там, где закат»)— название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта.

Название сохранилось в арабском языке поныне. До сих пор так называется Марокко. Традиционно Магрибом называются земли между Сахарским Атласом на юге и атлантическим или средиземноморским берегом на севере, то есть северные части Марокко, Алжира и Туниса. В настоящее время понятие Магриб получило в политике более широкое значение (т. н. Большой Магриб) и в него включаются (с запада на восток): Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. В средние века в понятие «Магриб» включались также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия). В феврале 1989 года руководители Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании подписали договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ) — новой региональной политико-административной организации.

На эмблеме изображены очертания стран участниц Союза арабского Магриба (САМ) — Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, а также стилизованные изображения колоса пшеницы и тростника Государства Магриба Эмблема Союза арабского Магриба

 

Общее название «эль-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского эль-Магриб — «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное эль-Машрику, то есть «Востоку». В 1956 году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».В Танжере (1958) и Рабате (1963) были проведены конференции ряда стран Магриба, посвященные проблеме объединения. Постоянный консультативный комитет стран Магриба, в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, был создан в 1964 году. В 1964—1968 годах были созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран Магриба в различных областях экономики. Ливия в 1970 году вышла из всех региональных организаций Магриба. С этого же года в комитете в качестве наблюдателя участвует Мавритания.

На протяжении многих веков народы стран Магриба вели борьбу с завоевателями, отстаивали свои политические и экономические интересы. Берберы, римская оккупация, романизация, вандалы, Византия, арабы, турки, французское колониальное владычество — все это страницы длительной и сложной истории этого края. Обретение независимости странами Магриба открыло новый этап в развитии этих государств.

Таваф вокруг Каабы

Т

Таваф (араб. обход вокруг) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы и Хиджр Исмаила во время хаджа.

Тафсир (араб. разъяснение) — наука толкования и комментирования аятов Корана

Табиин (араб. последователь) — мусульманин, живший во времена пророка Мухаммеда, но не видевший его лично, либо тот, кто видел и общался со сподвижниками пророка Мухаммеда.

Таби ат-табиин (араб. после табиинов) — ученики табиинов, которые никогда не видели сподвижников пророка Мухаммеда.

Тавассуль (араб. искать близости, добиваться расположения) — способ приблизиться к Аллаху посредством другого человека, Прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками.

Таджсим (араб. придание Аллаху тела, антропоморфизм.

Такбир (араб. возвеличивание) — слова поминания Аллаха, означающие «Аллах величайший».

Талбия — молитва повторяемая многократно паломниками во время всего хаджа, пока паломник находится в состоянии ихрама.

Таклид (араб. подражание, имитация) — следование делу авторитета.

Такфир — обвинение в неверии (куфре).

Тасбих — слова поминания Аллаха, означающие «Свят Аллах».

Тахарат (араб. очищение, омовение) — ритуальное очищение, включающее в себя малое омовение (вуду) и ритуальное купание (гусль).

Таяммум — очищение песком или специальным камнем, совершаемое в особых случаях вместо омовения водой.

У

У́мма (араб. община, нация ‎) — в исламе: религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности пророка Мухаммада и окончательно сложились к концу его пребывания в Мекке (620—622).

Ураза́ (тат. пост) — пост, предписанный в месяце Рамадан.

Ураза́-байрам (араб. Ид аль-Фитр; тат. Ураза бәйрәме) — праздник разговения, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан.

Ф

Фикх (араб. понимание, знание) — исламское право, юриспруденция.

Фетва (араб. заключение) — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.

Факих (араб. юрист) — учёный в области мусульманского права.

Фитра (араб. природа, инстинкт) — первозданное естество человека; идея человека; человек в его наилучших возможностях.

Х

Хадиджа бинт Хувайлид (555—619, Мекка) — первая и до своей смерти единственная жена пророкаМухаммеда, остальных жён Мухаммед брал уже после её смерти. Богатая вдова (богатство ей досталось от второго умершего мужа), была женщиной высокой, умной, белокожей, очень красивой и решительной, обладала безупречным характером, и никому до встречи с Мухаммедом не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Хадиджа стала первой из мекканцев, уверовавших в Аллаха и посланническую миссию Мухаммеда. Именно она успокоила его, когда он был напуган первыми откровениями и не мог понять, действительно ли они приходят от Аллаха или от злых духов. Она отвела Мухаммеда к своему дяде Вараке, исповедовавшему христианство, который успокоил его и подтвердил истинность его пророчества. В годы зарождения ислама, когда первые мусульмане подвергались насилию и притеснениям, Хадиджа оказала огромную поддержку Мухаммеду. Собственность Хадиджи, которая составляла тысячи динаров, была использована для распространения ислама. При жизни Хадиджи ей был обещан рай ангелом Джабраилем.

Хадис (араб. сообщение) — рассказ, содержащий слова пророке Мухаммеда или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку учёных-мухаддисов (иснад).

Хараджа -поземельный налог с иноверцев за право исповедовать свою религию

Хадж – пятый столп ислама, паломничество в Мекку и Медину. В Медине находится могила пророка Мухаммеда, а в Мекке — главная святыня ислама, Кааба. Исламские источники утверждают, что Кааба впервые была построена Адамом, разрушена во время потопа, но восстановлено пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом. Древние арабы до завоевания мусульманами Мекки совершали паломничество к Каабе, в которой находились их идолы. В своем нынешнем виде хадж существует со времени пророка Мухаммеда. Сам пророк Мухаммед совершил свое единственное («прощальное») паломничество в 632 году.Основные обряды хаджа были определены самим пророком Мухаммедом. Ритуал паломничества подробно разработан представителями основных религиозно-правовых школ (мазхабов).

Халиф (наместник) – титул главы халифата.

Халифа́т (араб. «наследник», «представитель»)— означает как титул халифа, так и обширное теократическое исламское государство, созданное после Мухаммеда (с.а.в.) арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников) в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, среди царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени

Хариджи́ты (от араб.— выступившие, покинувшие)— первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами.

Ханифизмрелигия пророка Ибрахима, которую исповедовал пророк Мухаммед до начала пророческой миссии.

Ханифы— в Аравииблагочестивые люди, поклонявшиеся единому Богу Рахману-Милостивому.

Хафиз (араб. хранитель) — знающий наизусть весь Коран. Учёный-мухаддис, знающий наизусть более 100 000 хадисов.

Хиджра (араб. переселение) — вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается со дня переселения пророка Мухаммеда (15—16 июля 622 года).

Хизб ( араб. сторона, партия) — одна из 60-ти частей Корана, половина джуза.

Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу Суфьяном. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налёты на верные халифу города.Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением. В настоящее время существуют в небольшом количестве (главным образом, в Омане, где ибадиты составляют большинство населения).

Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба, не признавая Усмана ибн Аффана, Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Проповедовали идею множественности халифов. Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Ч

Четыре Праведных хали́фа — Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Пра́ведный хали́ф — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара (Омара), Усмана (Османа) и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).

Ш

Шариа́т (араб. источник, правильный путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

1. относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат);

2. регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право);

3. устанавливающие наказания за правонарушения.

Многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кияс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты. Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы (Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.

Шии́ты (араб. ши’а) последователи ислама, которые считают, что власть в халифате должна принадлежать только потомкам Али (Алидам).

Шахада (араб. свидетельство) — первый столп из 5 столпов слама; свидетельство Единобожия и посланнической миссии пророка Мухаммеда. Произнесение догмата, который провозглашает принцип единобожия: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах». Символ веры, свидетельствующий об исповедании верующим единобожия и признании пророческой миссии Мухаммеда. Произнесением шахады начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах. Она содержит в себе два основных догмата ислама:

1. исповедание единобожия, монотеизм;

2. признание божественной миссии Мухаммада.

Шахада возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от язычников-многобожников и других иноверцев. Во время битв шахада служила боевым кличем, что дало название понятию шахид — мученик. Первоначально шахидами называли воинов, павший в войне против врагов ислама с шахадой на устах.

Шахи́д (араб. свидетель) — мученик; мусульманин, павший за веру.

Ширк (араб. язычество, политеизм) — в исламе буквально: придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие. Следствие и одно из основных проявлений куфра. Является, согласно вере мусульман, величайшим грехом, которого Аллах никогда не простит, если делающий данное действо не покается, узнав о том, что это является грехом. Носитель ширка — му́шрик, но не каждый совершающий «ширк» является «мушриком»: для этого есть строгие условия, а эта тема в мусульманском богословии уже называется «такфир». Ширк с точки зрения мусульман делится на большой и малый. Большой ширк выводит из ислама, и к нему относится такое действие, как поклонение чему-нибудь, кроме Аллаха, одним из видов поклонения, который узаконил Аллах, а также колдовство и др. Малый ширк — это подобие больших грехов, например, рия (показуха), клятва не Аллахом и тому подобное.

Шахсей-вахсей, или Ашура — у суннитов: день добровольного поста; у шиитов: Шахсей-вахсей день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле.

Ашура у суннитов. Сунниты утверждают, что мухаррам — первый месяц исламского календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллах говорит в Коране. Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут ан-Нух) причалил к суше после водной стихии-потопа, а Муса со своими последователями спасся от преследовавших его Фараона и его войск.

В день Ашуры сунниты совершают пост, история которого восходит к началу мединского периода жизни пророка Мухаммада. Согласно преданию, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашуры был днем их поста. Когда он узнал, что причиной этого стало спасение пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун), Мухаммед сказал, что мусульмане более достойны следовать традиции пророка Мусы, чем иудеи. После этого он начал поститься и приказал делать это своим сподвижникам. Древние арабы в день Ашуры также соблюдали пост. В одном из хадисов также упоминается о том, что сам пророк Мухаммад ещё находясь в Мекке также держал пост в день Ашуры наряду с другими курайшитами. Пост в день Ашура является желательным, но не обязательным. По мнению Абу Ханифы в самый начальный период исламской истории он мог являться обязательным. Однако обязательность поста в месяце Мухаррам была отменена после того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан. Согласно сунне Пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, пост в день Ашура лучше держать на протяжении 2 дней (9-го и 10-го, либо 10-го и 11-го Мухаррама).

Ашура у шиитов. Шииты отмечают Ашуру как траур по имаму Хусейну. Траур проходит в течение первых десяти дней мухаррама с кульминацией траурных церемоний в день Ашура. В этот день, 10 октября 680 года, в битве при Кербеле были убиты имам Хусейн, его брат Аббас и 70 их сподвижников. В память об их мученической смерти шииты совершают ежегодные траурные церемонии — тазия. Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

В Иране и Ираке во дворах мечетей, медресе, в специальных помещениях (такия, хусейния) устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях ал-Хусайна, его близких и соратников (роузехани). На улицах организуются процессии-представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь. Во время траурных мистерий шииты воспроизводя сцены (шабих) борьбы и гибели имама Хусейна и его приверженцев (тазия, тазия-и шабих).

При Реза-шахе (1925—1941) в Иране были запрещены уличные процессии и траурные мистерии, но эти распоряжения властей часто нарушались. Представители религиозного руководства Ирана использовало дни Ашура для политических выступлений. После исламской революции эти запреты утратили силу.

У суннитов траур по Хусайну имеет спокойную форму, не отличающуюся от прочих трауров.

Шафаат (араб. заступничество) — заступничество, которое будет разрешено Аллахом сделать в день Страшного суда пророкам во главе с Мухаммадом за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай.

 

ПЕРСОНАЛИИ

Вали Аллах (друг Бога). Авлия́ (араб. покровитель, святой ‎), ед.ч. вали — в исламе люди, которые проводят все свои дни в постоянных молитвах и поминании Аллаха. Они ведут праведный образ жизни и избегают совершения грехов, постоянно совершенствуя свой духовный мир. В хадисах, у ранних комментаторов, мухаддисов и захидов он понимается как «близкий», «друг» и даже «возлюбленный» бога (вали Аллах). В Коране термин вали по отношению к Аллаху и пророку Мухаммеду означал, по-видимому, «покровитель», к людям — «находящийся под покровительством (Аллаха)». У суфийского шейха Зун-Нуна аль-Мисри (IX в.) термин вали приобретает отчетливый теософский оттенок. У суфиев IX—X веков (ат-Тустари, аль-Джунайда и аль-Харраза) авлия — люди, достигшие совершенства как в религиозной практике, так и в знании об Аллахе; им доступно лицезрение бога (мушахадат аль-хакк) и ведомы тайны «сокровенного». Учение о вали детально изложено аль-Хакима ат-Тирмизи и аль-Харраза. Ат-Тирмизи делил авлия на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать шариатские предписания и самосовершенствоваться (у ат-Тустари «стремящиеся», «ищущие»), и «истинных друзей бога» (авлия Аллах хаккан). С начала X века эти утверждения стали объектом ожесточенной полемики между исламскими богословами. Большинство «умеренных» суфиев (ал-Худжвири, Ибн Хафиф, аль-Кушайри и др.) решительно отвергали превосходство авлия над пророками. Для Ибн Араби пророчество — частное проявление «святости», вали может не быть пророком, тогда как каждый пророк обязательно является вали. В целом его рассуждения сводятся к утверждению превосходства авлия над пророками. Ибн Араби различал два вида «святости»: общая для всех религий вилая, и, присущая только исламу, Мухаммадова вилая. «Печатью» первой считался пророк Иса (Иисус), второй — верховный суфий (кутб). Позднешиитская философия в общем унаследовала учение Ибн Араби, назвав при этом «печатями святости» соответственно 1-го и 12-го имама.

Начиная с X века в суфизме укрепляется представление о невидимой иерархии авлия (риджал аль-гайб). Общее число «святых» в иерархии составляет, как правило, 356, иногда — 500. Во главе иерархии стоит «верховный» вали — кутб, он же — «величайший заступник» (аль-гавс аль-а’зам), за ним идут два «предводителя» (имамани), или 4, 5 или 7 «опор» (автад). Далее следуют семеро «лучших» (ахьяр), либо 40 (редко 7) «заместителей» (абдал, будала), за ними — 12, 70 и т. д. «вождей» (нукаба), затем — 8, 70, 300 и т. д. «благородных» (нуджаба) и далее до конца иерархии. Со смертью какого-либо вали его место занимает нижестоящий «святой», которого, в свою очередь, сменяет «святой» ещё более низкого разряда, и так далее. Возможно, что суфийская иерархия явилась переосмыслением шиитского учения об имамате и исмаилитской иерархии «посвященных».Каждый член иерархии исполняет определенные обязанности: кутб «заведует» всем мирозданием, имамани «отвечают» за функционирование видимого и сокровенного миров и т. д. У Ибн Араби высшие члены иерархии обладают совокупным знанием, распределенным среди авлия более низких ступеней, а знания всех членов иерархии сосредоточены в кутбе. Кутб есть самый совершенный «гностик» (' ариф) и истинный правитель вселенной. Иерархия, видимо, отражала также усложнившуюся структуру самого суфийского братства, где шейх (пир) в связи с ростом числа своих последователей часто вынужден был осуществлять подготовку мюридов и руководство братством через «заместителей».

В народном исламе — авлия могут обладать сверхъестественными способностями (караматами) и являются носителями «божественной благодати» (баракат). Они часто становятся объектом различных суеверий, к их могилам совершается паломничество; люди верят, что они могут помочь им излечиться от различных болезней[2]. Они часто пользовались гораздо большим авторитетом, чем «официальные» кади и факихи. Вместе с тем авлия нередко становились во главе национально-освободительных движений, активно боролись против колонизаторов (Абд аль-Кадир в Алжире, санусия в Ливии и др.).Широкое распространение культ «святых» и их гробниц получил в Афганистане, Иране, Йемене, Пакистане, Северной Африке, Турции и других исламских странах

Абд аль-Мутталиб ибн Хашим аль-Кураши, настоящее имя Шейба ибн Хашим (497, Медина — 578, Мекка)— дед пророка Мухаммеда. Шейба ибн Хашим родился в Медине в 497 году и был сыном Хашима ибн Абд Манафа (прародителя хашимитов). После смерти Хашима ибн Абд Манафа обязанности по организации хаджа перешли к его родному брату Мутталибу ибн Абд Манафу. Когда Мутталиб ибн Абд Манаф приехал в Медину, он забрал Шейбу с собой в Мекку. В Мекке думали, что Шейба был рабом Мутталиба, поэтому его стали называть Абд аль-Мутталибом (араб. раб Мутталиба). После смерти Мутталиба, Абд аль-Мутталиб взял на себя обязанности по организации хаджа и добился большого уважения среди народа. После смерти матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, Абд аль-Мутталиб взял под свою опеку шестилетнего внука Мухаммеда, но через два года он умер и опекунство взял его сын Абу Талиб.

 

Амина бинт Вахб (ب?, Мекка — 577)— мать пророка Мухаммеда, происходила из знатной и влиятельной семьи племени курайшитов, дочь Вахба ибн Абд аль-Манафа, лидера клана Зухра племени курайшитов. Точная дата рождения Амины неизвестна. Лидер клана Хашимитов Абд аль-Мутталиб женил своего сына Абдуллаха на Амине. Когда Амина ещё была беременна, её муж Абдуллах выехал в Сирию, но, доехав до Медины, умер. Через два месяца после смерти Абдуллаха у Амины родился сын, которого назвали Мухаммед. По существовавшей в то время у курайшитов традиции маленького Мухаммеда отдали на воспитание бедуинам племени Бану Саад. Пребывание в пустыне давало возможность ребёнку изучать арабский язык и арабские традиции. За Мухаммадом ухаживала Халима бинт Абу Зуайб. Когда Мухаммаду исполнилось 5 лет, Амина забрала его к себе. Однажды она с сыном решила поехать в Медину для того, чтобы навестить родственников и могилу Абдуллы. Пробыв в Медине около месяца, они выехали обратно в Мекку. По пути Амина тяжело заболела и умерла в селе аль-Абва. Амина умерла около 577 года

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)