|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жизненный вопросВопрос о воле Виндельбанд более подробно рассмотрел в курсе университетских лекций, которые были опубликованы под заглавием “О свободе воли”. То, что со времен Шопенгауэра эта проблема не утратила своей актуальности, можно понять уже из первой лекции, где, в частности, было сказано: “Каждый мыслящий человек хоть раз в жизни непременно задается вопросом о свободе воли. И это — не школьный вопрос, а вопрос жизненный, который встает перед нами на основании того, что мы переживаем. Как смело вступаем мы в жизнь, полные чувства свободного самоопределения! А затем, когда мы начинаем понимать, что каждый шаг наш все теснее связывает нас с многосторонней действительностью, когда мы начинаем чувствовать, что наши решения суживаются тысячами различных соображений, — кто тогда не останавливается с сомнением перед мучительным вопросом, куда девалась та золотая свобода, о которой он мечтал? И если вы бросите беглый взгляд на пройденный вами жизненный путь, то вы не сможете скрыть от себя, что часто даже там, где, как вам казалось, вы действовали совершенно свободно, вы скорее всего подчинялись логике вещей, силе обстоятельств, а не господствовали над ними. Вы не скроете от себя, что часто вас толкали какие-то силы, лежащие вне вас, между тем как вам казалось, что вы толкаете, что вы являетесь движущей силой…” Исследователь выделил несколько аспектов проблемы “свободной воли”: психологический, социальный, религиозный. Он также осуществил смысловой анализ этого концепта, придя к выводу, что “свобода” может рассматриваться лишь как относительное, а не как абсолютное понятие; что касается понятия “воли”, то Виндельбанд продемонстрировал, что она не представляет собой нечто целое, а состоит из многих элементов и проходит различные фазы развития. “Первая фаза заключает в себе возникновение особого воления, отдельных стремлений, каждое из которых непременно перешло бы в действие, если бы оно было одно. Во вторую фазу входит взаимное сдерживание и уравнивание стремлений, причем путем выбора человек приходит к определенному решению. Третья фаза характеризуется импульсом воли, при посредстве которой ничем не сдерживаемое или определенное в процессе выбора стремление превращается в соответствующее телесное действие. В первой и третьей стадии воля находится в определенных отношениях к внешнему миру, и, согласно обычному пониманию, это отношение в первой стадии носит пассивный (страдательный) характер, а в третьей — активный. Во второй стадии мы имеем чисто внутренний процесс, происходящий в сознании. Первую фазу мы называем фазой воления, вторую — фазой выбора (обсуждения), третью — фазой действования”. Соответственно этим стадиальным изменениям изменяется и понятие о свободе — считал философ, разграничивая, например, свободу выбора и свободу реализации выбора. Таким образом, к проблеме, до того рассматривавшейся как целое, Виндельбанд применил концептуально дифференцированный подход, позволивший представить психическую деятельность человека, обусловленную волей, в процессе ее развития. Вильгельм Виндельбанд известен прежде всего как методолог и историк науки: его становление как ученого произошло в годы, когда в немецкой философии началось интеллектуальное движение “Назад к Канту!”. Виндельбанд стал одним из ведущих интерпретаторов и популяризаторов философского наследия Канта: сегодня его считают одним из лидеров так называемой Баденской школы неокантианства, сформировавшейся в конце XIX столетия. В условиях методологической дискуссии о принципах гуманитарных и естественных наук, занимавшей европейских интеллектуалов на рубеже веков, Виндельбанд предложил актуальное и по сей день разделение методов на номотетический и идиографический, ориентированные соответственно на постижение всеобщих (закономерных) и частных (индивидуальных) явлений. В современной психологии и других науках до сего дня используют это разделение. Как историк Виндельбанд написал фундаментальные “Историю новой философии” и “Историю древней философии”, имевшие не меньшее значение для историографии философской мысли, чем работы его наставника Куно Фишера. Виндельбанд противопоставлял философские нормы, основанные на оценочных суждениях, опытным наукам, базирующимся на теоретических суждениях и эмпирических данных о действительности. В рамках его философии ценности — объективизируемые такими понятиями, как истина, благо, красота, святость, — это внеисторические универсальные принципы, которые детерминируют человеческую деятельность, отличая ее от процессов, происходящих в природе.
Риккерт
Философия Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |