|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальные факторы кризиса современной семьи и проблемы оптимизации брачно-семейных отношенийВ 20-ые годы XX ст. американские социологи пришли к выводу о снижении роли семьи в жизнедеятельности общества, который ґрунтувався в первую очередь на основании снижения дітонародження и рост преступности. Казалось, что семья перестала должным образом выполнять свои функции, особенно репродуктивную и воспитательную. В 60-ые годы при так называемой -«сексуальної революции», когда значительно увеличилось количество разводов, стали говорить даже об агонии семьи как социального института. Все это давало основания для выводов о дезорганизации семьи. Несколько позже аналогичные явления наблюдались и в нашем обществе. Чтобы найти причины этой дезорганизации, выяснить, насколько семья, как социальное образование исчерпала свои возможности, необходимо рассмотреть объективные и субъективные факторы, которые предопределяют кризис современной семьи. Фундаментальное значение семьи издавна заключалось в ее посреднической функции, которая соединяла отдельного человека с социальной структурой общества. Так длилось вплоть до XX ст. Однако постепенное обособление, дифференциация и специализация деятельности социальных институтов положили начало процессу ослабления посреднической роли семьи, сужения круга й' функций. Это было предопределено частичным соучастием в реализации семейных функций, перехватом их другими социальными институтами, перемещением за пределы семьи важных видов деятельности, которые традиционно ей принадлежали. Да, семья перестала быть производственной ячейкой, члены семьи часто питаются за пределами дома, все чаще прибегают к сфере услуг и тому подобное, значительную ответственность за воспитание детей взяла на себя школа. Заметно повлияло на дезорганизацию семьи промышленное машинное производство, устранив семейное производство и вовлекши членов семьи в сферу наемного труда. Этим было завершено разрушение посреднической роли семьи. В условиях индустриального способа производства благополучия человека стало зависеть не от семьи, а от индивидуальных достижений лица в других социальных институтах. При предварительных условиях человеку было тяжелее прожить вне семьи. Это касалось не только материальной, но и других сфер жизни, например, сексуальной. В доіндустріальний период люди по большей части жили в сравнительно небольших поселениях, где внебрачные сексуальные контакты легко оказывались и осуждались. Параллельный процесс улучшения санитарно-гигиенических условий жизни и развития здравоохранения значительно снизил смертность, радикально трансформировал структуру заболеваний, которые влекли смерть. С этого времени потребность в постоянно высокой рождаемости и многодетности, какие бы компенсировали высокую смертность, стала не такой актуальной для самосохранения человечества. Смягчилось отношение к добрачным и внебрачным отношениям, процедуре развода и тому подобное. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентация на сексуальное партнерство, дружбу, на домашнюю кооперацию сосуществования. Желание стать матерью (отцом) отошло на задний план, рождение одного ребенка стало данью бракосочетанию, бытовому конформизму, поскольку жить «как все» предусматривало и рождение ребенка. Одновременно разрастаются позасімейні ориентации, расширяются возможности для минимизации количества детей в семье вплоть до бездетности. Сокращение количества детей в семье предопределенно не столько материальными трудностями, как конфликтом ценностей в обществе, конкуренцией приоритетов, где ценность семьи и детей девальвируется, а преимущество получают полностью другие интересы, которые разъединяют семью, разрушают семейное «Мы» и увеличивают «стоимость» позасімейного «Я». Ослабление чувства семейного долга у всех членов семьи - у родителей перед детьми, младших перед старшими, у супругов друг перед другом. Все это появляется в центре семейной дезорганизации и сопровождается изоляцией каждого ее члена. Исчезают формы собственно семейной жизни, его способа, заменяясь формами одиноко-коммунального сосуществования. Семья воспринимается как сосредоточение множества дел, которые требуют сил, времени, нервов. Все чаще это приводит к ее распаду или формированию неполной семьи с одним из родителей, ведь в отмеченных случаях минимизируются затраты жизненной энергии индивидов. Неполная семья с 1-2 детьми, но с постоянным отсутствием отца, матери, детей дома в связи с пребыванием родителей на работе, а детей в детских заведениях становятся формами личной свободы. Наличие трех и больше детей в семье влекут отчуждение от самого себя. Ориентированность индивидуальных систем ценностей на позасімейні сферы деятельности все чаще ассоциируется с препятствием к личному успеху. В советском обществе названные процессы происходили вообще в сильное неблагоприятных для семьи условиях: авральные «социалистическая индустриализация», «коллективизация» сельского хозяйства, ликвидация частной собственности и разных мелких хозяйств, урбанизация порождали или усиливали кризисные явления в семье. Однако неоднократные прогнозы об исчезновении семьи как социального института не подтвердились, она все же существует и будет существовать, потому что альтернативы ей как универсальной форме удовольствия личным потребности и решение разных социальных проблем человечеством не найдены. Потому общество должно беспокоиться о защите и развитии семьи. Современная социологическая наука доводит, что серьезным фактором в сохранении и укреплении семьи может быть возвращение ей функций, которые она потеряла, особенно производственной. При этом возрождение производственной функции семьи может происходить на качественно другой, чем раньше, материально-технической базе. Американские социологи считают, что широкое применение МИКРОЭВМ может превратить каждый дом в своеобразный информационный центр, оборудованный дисплеями, средствами автоматической связи, другой техникой, что обеспечит возможность выполнять дома разные виды работ, - от подготовки счетов и налоговых квитанций к предоставлению информации о состоянии здоровья каждого члена семьи. Подсчитано, что дома можно выполнять почти 15 тысяч разных видов работ. Семью как производственная ячейка все шире использует частный капитал. Например, руководство одного из наибольших банков США «Сети бенк» активно одобряет браки между сотрудниками банка, считая, что супружеские пары работают более производительное. Предприниматели часто устанавливают оборудование дома у своих служащих, давая им возможность выполнять работу, не побросав дома - это программисты, машинистки, научные работники, адвокаты, дизайнеры, представители других профессий. На работу в домашних условиях переходит много руководителей среднего звена. В США немало компаний создают вблизи проживания своих сотрудников электронные центры, с которыми может быстро соединиться работник, который работает дома, и получить нужную информацию. Это дает возможность фирмам получать дополнительную прибыль. Положительно отражаются на производстве и семейном стиле жизни гибкие графики работы, неполный рабочий день и тому подобное. Широкое применение надомного труда может дать значительный экономический результат в первую очередь за счет сокращения производственных площадей, расходов на энергоресурсы, а также большой социально-психологический эффект - нейтрализовать в определенном понимании эффект отчуждения труда, повысить самостоятельность человека в работе. Самостоятельная организация труда в пределах семьи - это форма нейтрализации бюрократического давления. Важным является также рост привязанности Людей к дому, расширению внутрисемейных контактов. Западные социологи связывают с развитием надомного семейного труда появление нового человека (хомо хабіліс), который, разочаровавшись в навязанных ей стандартах потребления, пытается перейти к организации самообслуживания в пределах собственного дома. Нынешний организованный труд в традиционных структурах, по мнению ученых, лишает человека возможности самостоятельной и личной импровизации как в сфере труда, так и в сфере досуга. Таким образом, распространение надомного труда может обусловить определенные изменения в образе жизни современного человека, системе разделения труда, своеобразную гуманизацию семьи и семейных отношений. Идеалом может стать семья, где будут лучше воспринимать опыт старших поколений, семейные традиции. Возвращение производственной функции может способствовать, кроме экономического эффекта, решению многих социальных проблем - объединению семьи в трудовой деятельности, привлечению детей к труду на конкретном примере родителей, развитию расширенной семьи, прививанию членам семьи таких позитивных качеств, как доброта, стремление помочь друг другу и др. Безусловно, развитие производственной функции семьи будет происходить противоречиво, в неоднозначных условиях, в семьях разного типа - городских, сельских, малодітних, многодетных, разной социальной принадлежности. Вероятно, будут такие негативные аспекты, как избыточная интенсификация труда в отдельных семьях, что в свою очередь может повлечь другие негативные последствия. Будет существовать также угроза формированию слишком узкой внутрисемейной корпоративности и тому подобное. Но возвращение в семье производственных функций будет способствовать оптимизации семейных отношений, удовлетворению многообразных потребностей семьи, человека, общества. Важным явлением, что ведет к созданию семьи и в значительной мере определяет характер и существование, есть выбор брачного партнера. На этот процесс влияют такие факторы: 1. Пространственная близость (соседство, далекая родня, принадлежность до одного местного сообщества). 2. Представление об идеальном партнере. 3. Пример собственных родителей и попытка найти партнера, который был бы похож на отца или мать. 4. Стремление личности к самоутверждению и представлению о партнере, который дал бы возможность его реализовать (трезвая •оцінка жизненных возможностей партнера. 5. Попытка поиска партнера, подобного за психическими или социальными чертами, или наоборот - с вполне отличными. Не острейшие дискуссии ли в обществе, особенно на бытовом уровне, в художественной литературе, кино и тому подобное, продолжаются вокруг вопроса брака за любовью и брака по расчету, или так называемого рационального брака. Любовь является чрезвычайно сложным объектом научного анализа. Словари современных языков свидетельствуют, что это - одно из самых употребляемых слов. При этом, как отмечают зарубежные исследователи Дж. Каннингем и Дж. Антилл, все сказанное является правильным хотя бы для кого-нибудь. Однако можно утверждать, что с любовными переживаниями у человека связанные определенные ощущения, принадлежность которых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Да, проанализировав описание 240 респондентами своих чувств, ученые пришли к выводу, что к переживаниям, связанным с любовью, входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности с концентрацией внимания. Из этого выплывает вывод, что человек не может все время находиться в любом из отмеченных состояний, раньше позже ли, в той или другой форме она из него выйдет, а, следовательно, может засомневаться в правильности решения о браке с избранной кандидатурой, принятому под воздействием прекрасного чувства. Другими словами, любовь не дает, к сожалению, достаточной гарантии стабильности заключенного брака. В большинстве описаний идеализируют партнера, переоценивают свойственные ему позитивные качества и частично игнорируют негативные. Стремление кем-то захватываться, приписывать ему разные позитивные и экстраординарные качества обслуживает, по-видимому, определенные важные человеческие потребности. Известный российский ученый В. Соловйов считал, что идеализация - это не есть что-то неправильное, это другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, чем он наделен на определенный момент, но и то, чем он будет или может быть наделен. Однако любовь может быть и просто установкой, ориентацией характера, которая выражает отношение человека к миру в целом, а не только к «объекту» любви. Американский исследователь Р. Хаттисс назвал шесть составляющих любви: уважение, позитивные чувства относительно партнера, эротичные чувства, потребность в позитивном обращении партнера, чувства близости и интимности, чувства враждебности. Враждебность заслуживает особенного внимания. Присутствие негативных чувств в синдроме любовных переживаний, хотя и противоречит романтическому канону, однако является вполне закономерной. Любовные отношения предусматривают тесный контакт и взаимную зависимость двух людей, например, на бытовом уровне. В такой ситуации нельзя не вызывать время от времени каких-то негативных ощущений, скажем раздражение. Многие отказываются признать закономерный характер периодического появления негативных переживаний. Они или оправдывают их, приписывая партнеру даже не свойственные ему отрицательные черты, и, как следствие, осуществляют переоценку партнера и своих с ним отношений, или вытесняют эти чувства, что также имеет деструктивные следствия для взаимоотношений. Возможно, если бы люди были осведомленнее в этом вопросе, знали закономерность проявления взаимного негативизма в пределах любовных отношений, то вели себя бы толерантнее в напряженных, конфликтных ситуациях. Часто люди, достигнув взаимности в любви, вступив в брак, успокаиваются, думая, что имеют то, к чему стремились. Но человек не может владеть любовью, как вещью. Из этого выплывает полностью практический вывод: после бракосочетания человек должен беспокоиться о том, чтобы оставаться привлекательной в глазах своего партнера. Это можно сделать прежде всего путем самообновления и самообогащения. С другой стороны, в случае потери любви не обязательно ставить под сомнение правомерность брака. Возможно, нужно отказаться от иллюзии пожизненной любви, реалистичнее оценить жизнь. Рациональный брак, то есть такой, что предусматривает определенную выгоду, в разные времена приобретал разные формы: политических, династических, экономических, психологических, сексуальных и тому подобное. В прошлом, когда браки организовывали по большей части родственники, преследовалась определенная выгода. Например, женив сына или дочь, родители нередко лишались расходов на их содержание, или, напротив, имели возможность получить приданое, принять в семью еще одну пару рабочих рук. Зять или невестка могли также быть гарантией относительно обеспеченной старости родителей. Теперь немало браков заключаются также из экономических соображений: двое богатых людей желают объединить свою собственность или кто-то один хочет получить доступ к деньгам другого. Хозяйственную причину часто имеют браки пожилых людей, ведь вместе вести хозяйство легче. Об определенных материальных основаниях можно говорить и тогда, когда брак связывается с возможным позитивным влиянием брачного партнера на профессиональную, служебную карьеру. Некоторые современные браки мотивируются психологическим комфортом: удовлетворить свою потребность беспокоиться о ком-то и в свою очередь чувствовать беспокойство о себе или лишить себя одиночества. Потому однозначного негативного или позитивного ответа относительно рационального брака быть не может, каждый человек сама разрешает, как ей совершать. Межличностные отношения мужчины и жены могут испытывать постоянных изменений на разных этапах супружеской жизни: в первые месяцы общей жизни; в период рождения детей, особенно первого ребенка; на этапе их воспитания в среднем возрасте брака; в период старения. Потому практически ни одна семья не обходится без конфликтов. Причины возникновения конфликтов могут быть разными: на основе неудовлетворенной потребности в признании значимости собственного «Я», посягательство на чувство достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное обращение; неудовлетворение сексуальных потребностей одного или обоих партнеров; отсутствие позитивных эмоций; психологическое отчуждение мужчины и жены; страсть мужчины, жены или обоих к алкогольным напиткам, азартным играм или другим увлечениям, которые порождают мотовство; разногласия финансового характера, избыточные потребности одного из супругов; в связи с домашним благоустройством, разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми; разные интересы, вкусы относительно времяпровождения свободного и тому подобное. Конфликты еще не свидетельствуют о неблагополучии семьи. Часто они способствуют пониманию супругов. Серьезные проблемы возникают тогда, когда конфликты приобретают затяжной, хронический характер и имеют негативные последствия для членов семьи. Потому нерациональной является установка на избежание конфликтов вообще и вредной е их недооценка. Стойкие и нерешенные конфликты предопределяют постоянное напряжение в семени, которое может повлечь ее дезорганизацию и распад. Конфликты и напряжения могут возникать не только между мужчиной и женой, но и между родителями и детьми. Часто влечет их вековая разница, отличие характеров, что утруждает взаимопонимание. Причина недоразумений чаще лежит в плоскости ценностей, стандартов поведения, ведь дети вырастают в условиях, отличающихся от тех, в которых воспитывались их родители. Потому конфликты родителей и детей серьезнее, чем осложнение между супругами. Нередко родители склонны трактовать свое отношение к детям так, будто существует какой-то договор между ними и их ребенком. При этом забывают, что дети появились на свет в результате односторонних действий родителей, и потому их обязанности тоже односторонние. Характерным проявлением кризиса современной семьи является высокая розлучуваність брачных пар. Социальные следствия этого негативны: большая часть разлученных мужчин и женщин длительное время не имеют в целом возможности или желания вступить в повторный брак, а немало разлученных женщин, которые имеют детей, совсем не вступают в брак; возможности дітонародження разлученных женщин остаются нереализованными, что негативно влияет на процессы расширенного воссоздания населения; увеличивается количество неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей. Обстоятельства, которые приводят к разводу, влекут нервные расстройства, заболевание как у родителей, так и у детей; сложной социально-психологической проблемой становится одиночество. Социологические исследования свидетельствуют, что развод часто не разрешает проблем, а наоборот, порождает новые. Индивиду приходится реорганизовать межличностные отношения, устанавливать их с новым партнером; переживать чувство боли, вины за то, что произошло; пересматривать личные привычки, вкусы, связанные с разрушенным браком; изменять взаимоотношения с друзьями, знакомыми, которые были в добрых отношениях с обоими членами семьи; преодолевать проблемы (чаще женщины), связанные с необходимостью зарабатывать себе на жизнь и самостоятельно себя обеспечивать; налаживать взаимоотношения с детьми и іи. Развод является одним из самых сильных потрясений в жизни взрослого человека. Сравнение количества психически больных среди разлученных, вдов, одиноких и тех, кто находится в браке, свидетельствует, что больше всего больных среди разлученных, менее всего - среди женатых. Разлученные более склонные к автомобильным катастрофам, алкоголизму, физическим заболеваниям. Количество самоубийств среди разлученных также значительно выше, чем среди женатых. Тяжело переживают развод родителей дети. Они часто чувствуют вину, самоунижение, злобу, обиду, испытывают социальной депривації, то есть лишение или ограничение материальных, духовных ресурсов, необходимых для развития личности. Развод родителей значительно увеличивает достоверность развода и у их детей. Следовательно, для оптимизации брачно-семейных отношений обществу необходимо разрешать пакет социальных вопросов. Но много зависит и от индивида. Социологи считают, что стабильность брака, семье в значительной мере зависит от воли человека к достижению счастья, успеха в браке, выработки личностной установки на терпимость к партнеру, членам семьи. Важную роль играет организация взаимодействия в семье, основанная на учете реальных возможностей членов семьи. Весомым фактором укрепления брачных взаимоотношений является совместная, значимая для обоих деятельность.
Питання для самоконтролю 1. Що вивчає соціологія сім»ї? 2. Дайте визначення сім»ї та шлюбу. 3. Як ви ставитесь до запровадженя шлюбного контракту? 4. Охарактеризуйте основні типи сім»ї 5. Назвіть основні функції сім»ї 6. Проаналізуйте основні тенденції та проблеми розвитку сучасної української сім»ї
Література 6. Андрущенко В. Л. та ін. Соціологія: Підручник. — К.—Х., 1998. 7. Гребенников И.В. Основі семейной жизни. М.1991. 8. Ручка А. А., Танчер В. В. Курс історії теоретичної соціології. — К., 1995. 9. Піча В.М. Соціологія. Курс лекцій К.1997. 10. Дворецька Г. В. Соціологія: Підручник. — К., 2002. Тема: “ Соціологія шлюбу та сім'ї ” П Л А Н Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |