|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные тенденции развития семьи
Семья играет большую роль в современном обществе. Она является первичной клеткой социальных групп, классов, которые образуют социальную структуру любой страны. Жизнь большинства людей так или иначе связана с семьей - своеобразным микромиром, где сплетаются сложные экономические, политические, психологические, идеологические, физиологичные и другие социальные проблемы. Будучи зависимым от экономического положения страны, от политики, уровня культуры, семейная жизнь влияет на состояние национальной экономики, политические события и тому подобное. Изучение семьи, брака имеет глубокое практичнезначення, оно является важной предпосылкой понимания многих процессов, которые происходят в обществе. Социология брака и семьи - отрасль социологии, которая исследует формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений. Можно выделить два основных направления в этой отрасли: а) исследование истории семьи; бы) анализ современной семьи. Первое направление сосредоточивает внимание на происхождении семьи, ее развития в разных экономических, социокультурных условиях. Второй изучает взаимоотношения в семьи, взаимодействие семьи и общества и тому подобное; Социология брака и семьи как социологическая теория получила значительное развитие за рубежом. Самыми известными ее специалистами являются И. Най, Дж. Хилл, У. Гуд (США), Ф. Митель, А. Жирар, М. Бекомбо (Франция) и др. В прежнем Советском Союзе социология брака и семьи начала активно развиваться лишь в 70-80-ые годы XX ст. Ведущими учеными в этой отрасли являются А. Харчев, Г. Мацковский, А. Антонов, В. Сисенко, С. Голод, Л. Чуйко, А. Пономарьов, Н, Лавриненко, Ю. Якубова и др. Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, что определяет их права и обов 'язки относительно друг друга и детей. Британский социолог Е. Гидденс определяет брак как социальное признан и одобренный союз двух взрослых индивидов мужского и женского пола. Таким образом, брак является социальным институтом, через который общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь мужчин и женщин, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья является более сложным понятием, чем брак, ведь соединяет в себе черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, которые регламентируют взаимоотношения между мужчиной и женой, родителями и детьми и тому подобное. Каждую конкретную семью можно рассматривать как основанную на браке или кровной семейности малую социальную группу, члены которой соединены общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью и тому подобное. Семья - объединение людей на основе брака или кровного родства, усыновлении, связанных общностью быта, взаимными ответственностью, заботой и помощью. Следовательно, семью можно рассматривать, во-первых, как исторически конкретную систему взаимоотношений между мужчиной и женой, между родителями и детьми и, во-вторых, как малую социальную группу, члены которой соединены брачными, семейными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воссоздании населения. Функции семьи Семья как социальный институт выполняет определенные социальные функции. Социология видит функции семьи в выявлении активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Другими словами, речь идет о роли семьи в обществе. На современном этапе выделяют такие основные функции семье: репродуктивную, воспитательную, экономическую и бытовую, первичного социального контроля, духовно-эмоциональную, организации и проведения досуга, сексуальную. Репродуктивная функция семьи заключается в обеспечении биологического воссоздания общества и удовлетворении потребности человека в детях. Воспитательная - в социализации молодого поколения, поддержке культурной непрерывности общества, удовлетворении потребностей в отцовстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Экономическая и бытовая дают возможность поддерживать физическое здоровье членов общества, экономически удерживать несовершеннолетних и неработоспособных, присматривать детей, предоставлять и получать хозяйственно-бытовые услуги. Важной функцией семьи является первичный социальный контроль. Ведь семья осуществляет первичную моральную регламентацию поведения человека в разных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между мужчиной и женой, родителями и детьми, старшим и средним поколениями, формирует и поддерживает моральные и правовые санкции за неподобающее поведение и нарушение моральных взаимоотношений между членами семьи. Духовно-эмоциональная функция обеспечивает развитие личностных качеств членов семьи, способствует их духовному взаимообогащению, осуществляет эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию, психологическую защиту, оказывает эмоциональную поддержку. Функция, связанная с организацией досуга, обеспечивает общий отдых и одновременно выполняет социальный контроль в этой, сфере. Важной является сексуальная функция семьи, ее общественная роль заключается в реализации сексуального контроля относительно лица, индивидуальная - в удовлетворении сексуальных потребностей человека. Рассмотренные функции современной семьи являются обобщенными и не вычерпывают перечня функций семьи. Существование их совсем не значит выполнения каждой конкретной семьей каждой функции. К тому же институт семьи постоянно изменяется, что предопределенно развитием общества и, следовательно, изменением общественных потребностей. На систему конкретных ценностей, норм, санкций и их взаимосвязь с семейной поведінко» на разных стадиях развития семьи существенно влияют социально-экономические, идеологические, исторические факторы. Совокупность норм и санкций института брака регулирует отношения между мужчиной и женой. Одни нормы (обязанности, права) имеют юридический характер и регламентируются законодательством. В нашей стране на данный момент такая регламентация осуществляется на основе Кодекса о браке и семье. В большинстве зарубежных государств правовые проблемы брака регулируются гражданским законодательством, где юридическое закрепленные вопросы о владении имуществом, материальные обязанности супругов друг относительно друга и относительно детей, о минимальном (нередко и максимальный) возрасте вступления в брак, комплекс норм, связанных с разводом и тому подобное. Другие нормы регулируются моралью, обычаями, традициями. К ним принадлежат нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, деления компетенции между мужчиной и женой, воспитание детей, семейный отдых и тому подобное. Определенная регуляция осуществляется и во взаимоотношениях с родственниками, друзьями. Изучение семьи как социального института дает возможность обществу лучше понять взаимосвязь трансформации потребностей общества с развитием брачно-семейных отношений, обнаружить, что дезорганизует общество, определить типы семейного поведения, социальный механизм формирования и изменения семейных норм, ценностей в разных культурных, политических, экономических, идеологических условиях, а также соотношение этих норм, образцов поведения с реальным выполнением ролей в брачно-семейных отношениях, ответить на много других социальное важных вопросов, которые нуждаются в определенной общественной регуляции. В целом парадигма социального института сориентирована в основном на внешние связи семьи, а ее внутренние связи исследуются через призму понятий, которые характеризуют малую социальную группу. Как малую социальную группу семени рассматривают тогда, когда исследованию поддаются отношения между индивидами, которые составляют семью. Такой подход дает возможность установить мотивы и причины разводов, динамику супружеских отношений, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Но, акцентируя внимание на проблемах межличностного взаимодействия, нельзя абстрагироваться от того, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Групповое поведение зависит от экономических, социокультурных условий жизнедеятельности группы. Особенности современной демографической ситуации в украинском обществе (в первую очередь низкий уровень рождаемости, превышения количества умерших над рожденными) требуют анализа концептуальных принципов относительно планирования семьи как социального явления и создания научно обґрунтованої концепции, какая бы могла стать теоретической базой для выработки и реализации общественных мероприятий в обеспечении права личности, семьи на свободный и ответственный выбор количества детей и времени их рождения. В этом смысле интересной является эволюция социологических концепций планирования семьи с конца XIX ст., то есть со времени, когда активно формировался современный нуклеарный (от лат. nuklens - ядро) тип семьи. В конце XIX ст. в Европе был распространенный мальтузіанський подход к проблеме регуляции рождаемости. Теория Томаса Мальтуса (1766-1834) основывалась на предположении, что население имеет внутреннюю тенденцию к неограниченному размножению и что именно рост населения порождает голод, безработицу, социальное неравенство и тому подобное. Замедление темпов роста и уменьшения численности населения Мальтус рассматривал как важнейшее средство установления общего благоденствия. Он считал, что существует два вида препятствий росту населения: разрушительный (голод, войны, эпидемии) и предохранительный (содержание от рождения детей). Сам автор этой концепции, хотя и был через нее отлученный от церкви, чрезвычайно негативно относился к абортам и контрацепции, считая, что путь к снижению рождаемости в более позднем вступлении в брак и сексуальном удерживании в браке. Отметим, что в середине XX ст. мальтузіанська теория была в основе программ контроля над рождаемостью в странах так называемого «третьего мира». В конце XIX - в начале XX ст. возникли общественные течения, основанные на мальтузіанській теории, отмеченные понятиям «неомальтузіанство».'Вони принимали во внимание негативное отношение христианской церкви к искусственным абортам, но вместо удерживания в сексуальных отношениях (точка зрения церкви) предложили широкую рекламу и распространение знаний о контрацептивных методах. Теоретическую позицию неомальтузіанства охотно воспринимали самые разнообразные социальные группы. Суть ее заключалась в предположении, что каждый человек и каждая семья пытаются улучшить свой достаток путем ограничения количества детей, и если доступ к средствам регуляции рождаемости будет обеспечен, она будет снижаться. Такая точка зрения определяла демографическую политику в странах Западной Европы вплоть до 60-70-х годов XX ст. Некоторые специалисты считают, что в основе запрещения абортов в СССР в 1936 г. был именно неомальтузіанська тезис о росте рождаемости в случае ограничения мер, пресечений. Как свидетельствует отечественный и международный опыт, запрещение на противозачаточные средства и аборты не так уже и заметно отражается на тенденции рождаемости, ведь такое мероприятие не лишает семью возможностей ограничивать рождаемость, потому что оставляет в ее распоряжении самые вредные методы контрацепции и нелегальный аборт. Неограниченное использование противозачаточных средств и абортов не способствуют снижению рождаемости, ведь они не влияют на индивидуальную потребность в детях, которая, как правило, остается стабильной на протяжении жизни одного поколения. Таким образом, регуляция доступности средств предотвращения беременности и дітонародженню отражается больше не на рождаемости, а на здоровье населения. Социологи обращают внимание и на низкую контрацептивную культуру нашего населения. Это было одной из причин того, что в начале 90-х годов из 10 оплодотворений в Украине 8 были случайными. В 1991 г. на 12 миллионов женщин возрастом 15-49 лет приходился свыше 1 миллиона абортов. Длительное время теоретической основой государственной политики относительно семьи служила концепция препятствий, ее суть ґрунтувалася на мысли, что каждому человеку и, соответственно, каждой семье свойственная потребность в большом количестве детей. Ограничение рождаемости существует благодаря внешним факторам, которые препятствуют удовлетворить эти потребности. Если их устранить, рождаемость вырастет. С теоретической точки зрения эта концепция является достаточно примитивной, но на уровне бытового сознания оказалась приемлемой. В ней существует скрытое предположение, что препятствия до высокой рождаемости являются временными и отомрут сами одновременно с повышением уровня благосостояния. Социологические исследования свидетельствуют, что улучшение условий жизни - особенная ценность. А улучшение материальных условий жизни повышает возможности для реализации потребности в детях. Однако деятельность относительно улучшения благосостояния осуществляется, как правило, вне семьи и предусматривает достижение ряда целей, которые не имеют прямого отношения к семье и постепенно становятся самостоятельной ценностью, например, повышение уровня образования, квалификации и тому подобное. К тому же повышение уровня благосостояния семьи.істотно изменяет ее стиль жизни и создает новые возможности для развития позасімейних ориентаций. Следовательно, улучшение условий жизни открывает перед семьей новые перспективы и стимулирует активность, направленную на реализацию потребностей данной семьи. Если среди них есть потребность в детях, то она реализуется. При отсутствии такой потребности улучшения материальных условий будет использовано для удовлетворения других запросов Вот почему экономическая помощь семьи, не подкрепленная значительным повышением ценности детей в сознании личностей, которые образовали семью, часто не дает ожидаемого результата. Таким образом, современное общественное развитие требует внимательного изучения проблем брака и семьи, содействия их укреплению, совершенствованию семейной политики. Важную роль в этом может сыграть социология брака и семьи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |