|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изобразительное искусство
Как и всякое народное искусство, искусство хуннов воплощалось в самых разнообразных материалах. Конструкция Ноинулинских курганов и суровые климатические условия, равно как и высота над уровнем моря гор Ноин-Ула, обеспечили хорошую сохранность погребального инвентаря, в том числе и произведений искусства. Поэтому мы располагаем произведениями искусства хуннов, выполненными не только из стойких материалов, таких, как камень или металл, но и в дереве, войлоке, тканях. Чрезвычайно разнообразна и техника этих произведений: резьба по дереву, изделия в рельефе и круглой скульптуре, аппликация, вышивка и отлитые из металлов вещи.
Мы знаем, что жизнь хуннов не протекала изолированно. Она находилась в непосредственных и тесных сношениях не только с Китаем, но и с соседними, (71/72) близкими им по культуре народами на востоке и западе. При посредстве этих последних к хуннам могли поступать и поступали произведения искусства Средней, возможно, и Передней Азии. Пристрастие хуннской знати к роскоши, отмеченное китайскими историками, могло удовлетворяться не только сбором ясака с подвластных племён, но и брачными её связями с более или менее удалёнными народами. Отсюда понятно то исключительное разнообразие предметов искусства, сохранившихся в Ноинулинских курганах. Кроме того, при ставках хуннских шаньюев, как впоследствии монгольских ханов, могли быть мастера различных национальностей, которые в своих произведениях могли сочетать привычную им технику и мотивы с мотивами собственно хуннского искусства, в частности, в тех произведениях, которые обнаружены в Ноинулинских курганах.
Изобразительное искусство хуннов получило широкую известность по литым бронзовым художественным изделиям, происходящим с довольно большой территории Монголии и пограничной части Северного Китая. Центром их распространения считается пустыня Ордос, откуда они и получили название ордосских.
К сожалению, все эти вещи происходят из хаотически разграбленных могильников, особенно Северного Китая, а также представляют собой случайные находки, в массе появлявшиеся на китайском и отчасти европейском и американском рынках. Вещи эти находятся во многих частных коллекциях, и лучшая из них — антиквара Лу (С.Т. Loo) — опубликована Сальмони.Небольшими группами они разбросаны по всем большим музеям, а в Стокгольмском музее дальневосточных древностей их свыше двух тысяч. Чрезвычайное разнообразие этих вещей бросается в глаза уже при первом взгляде на вещи, опубликованные Сальмони (свыше 300) и Андерсоном (около 250) — собрание Стокгольмского музея
Среди опубликованных ордосских вещей немало произведений китайского искусства, те же, которые можно считать хуннскими, разновременны. Миннз ордосские вещи в массе датировал скифо-сарматским временем. Андерсон датирует их последними веками до династии Хань в Китае и ханьским временем. Ростовцев, исходя из аналогий с рядом вещей Сибирской коллекции Петра I, инкрустированных бирюзой, кораллами и цветной пастой, а этих последних с предметами из Новочеркасского клада, датировал их последними веками до н.э. и первыми веками н.э. Сарматским временем ордосские вещи датировал и Сальмони. Андерсоном была развита точка зрения о принадлежности ордосских вещей хуннам.
В изучении ордосских художественных изделий и при определении их времени все упомянутые выше авторы исходили из сопоставления их с произведениями искусства преимущественно причерноморских скифов и сарматов с их так называемым звериным стилем.
Теперь, когда нам стало известным искусство племён Горного Алтая скифского времени, можно с уверенностью говорить о непосредственном влиянии западносибирского и горноалтайского, но не западноскифского искусства на искусство хуннов, на что я уже обращал внимание в одной из своих последних работ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |