|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жилища и домашняя утварь
О жилищах хуннов мы знаем очень мало. При подвижном образе жизни они, по всей вероятности, пользовались простыми конусообразными шалашами, покрытыми шкурами, а наиболее зажиточные — круглыми войлочными кибитками общераспространённого типа монгольских и тюркских кибиток. Как и у этих последних, у хуннов в их юртах левая от входа сторона была мужской, а правая — женской. Весьма интересно сообщение в Шицзи о том, что шаньюй в своей юрте «сидит на левой стороне, лицом к северу». Отсюда следует, что вход в юрту был с востока, как это было в кибитках современных нам тюркских народов (киргизов, казахов, башкир и других). Подобные жилища были и у ухуаньцев. В Хоуханьшу об ухуаньцах сообщается: «Живут в круглых юртах, из коих вход обращён к востоку». Дерево для остовов таких кибиток, вероятно берёзовое, бралось в определённых местах. Отказ Учжулю-жоди шаньюя на требование Китая получить от хуннов участок земли, вдавшийся в пределы Китая против области Чжан-йе, мотивируется, между прочим, тем, что владетели этих западных хуннских земель «единственно с сих гор пользуются лесом для юрт и телег».
Помимо временных, переносных жилищ, типа круглых кибиток, у хуннов были и постоянные жилища. Наличие постоянных жилищ отмечается в Шицзи, где говорится о землянках на пограничных линиях.
При исследовании городищ в Забайкалье, в частности Иволгинского городища, вскрыты остатки землянок или, точнее, полуземлянок, дающих представление о постоянных жилищах осёдлых хуннов. Жилища эти были прямоугольной 4x6 м, иногда квадратной формы с полом, погруженным в грунт на один метр и более. Стены таких жилищ были из сырцового кирпича, тщательно обмазанные, (30/31) как и пол, глиной. Кровля была, по-видимому, деревянной и сверху покрывалась полотнищами берёсты и толстым слоем дёрна. Поддерживалась она деревянными столбами. В северо-восточном углу имелся очаг, состоящий из трёх частей — топочной части, лежанки и дымохода, сложенных из каменных плит. Дым из топки поступал в полую камеру под лежанкой, оттуда в специальный канал, идущий вдоль стен жилища. Промежутки между плитами отопительной системы заделывались мелкими камнями, а швы замазывались глиной. Подобная система отопления, известная под названием «кан», типична для жилищ северной половины Китая. Возможно, что описанного типа жилища в основном строились пленными китайцами или китайцами перебежчиками к хуннам, но не исключена принадлежность таких жилищ и осёдлым хуннам. Во всяком случае, такие жилища не были характерными для основной массы хуннов и особенно для хуннской знати. Шаньюи жили и принимали послов в юртах. Между тем у хуннской знати, по-видимому, имелись большие мастерски построенные бревенчатые дома. Косвенным свидетельством этого является устройство ноинулинских погребальных камер, с их отёсанными и прекрасно пригнанными одно к другому брёвнами стен, полами из толстых плах, строго выдержанной конструкции, устройством потолка, поддерживаемого колонками с базами и капителями. Стены таких жилищ драпировались драгоценными тканями, остатки которых сохранились в тех же Ноинулинских, курганах.
О капитальных бревенчатых постройках хуннов сохранились известия и в китайских хрониках. В Шицзи упоминается о храме, построенном хуннами в честь принесённого ими в жертву выдающегося китайского полководца Эршыского.
Позднее в Цяньханьшу сообщается, что хунны в 31 г. до н.э. для охраны своей территории намеревались на границе с Китаем вырыть колодцы и построить город с двухстенными постройками для хранения хлеба и поручить эти постройки перебежчикам из Китая. Было выкопано несколько сот колодцев и срублены тысячи брёвен, но проект этот не был осуществлён, так как хунны опасались, что они не смогут защитить этот город.
Весьма вероятно, что и храм, о котором упоминалось выше, был построен китайцами и по китайскому образцу. Однако мало вероятно, чтобы сами хунны не умели строить бревенчатые жилища.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |