|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Синонимы: Инкаунтер-группы, Encounter–group, E-группыВопросы к экзамену по курсу «Психотерапия» 1. Арт-терапия: проективный рисунок.
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как "проективная арттерапия" (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и др.). Основная задача П. р. состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, П. р. способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать краски, цветные карандаши) и рисует на заданную тему. Для П. р. качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные категории: 1) прошлое, настоящее и будущее пациента (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.); 3) отношение в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.). Применяется также свободное (каждый член группы рисует то, что хочет) или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 минут.
После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента. Обсуждение П. р., как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретациях членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией проблем других пациентов. При интерпретации П. р. обращается внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного пациента специфические особенности. В П. р. находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением, выполняя рисунок на тему "Моя семья", рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и себя самого, лежащего на кровати; при этом себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.
При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого пациента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы.
2. Арт-терапия. Теоретические основы и технические приёмы. Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате пациент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. (А.Л. Венгер "Проективный метод")
Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес. Показания. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: * внутри- и межличностные конфликты, * кризисные состояния * экзистенциальные и возрастные кризисы * травмы * потери * постстрессовые расстройства * невротические расстройства * психосоматические расстройства * развитие креативности * развитие целостности личности * обнаружение личностных смыслов через творчество * многое другое. Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний. Виды: * Анимационная терапия * Артсинтезтерапия * Библиотерапия * Видеотерапия * Драматерапия * Игротерапия * Изотерапия * Маскотерапия * Музыкотерапия * Оригами * Песочная терапия * Работа с глиной * Сказкотерапия * Цветотерапия * Фототерапия Приемы арт-терапии в работе с детьми. Работа ведется с помощью приемов арт-терапии, в которых акцент делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, скульптуру и прочие формы творчества, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно в работе с маленькими детьми. Дети играют с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Их не учат рисовать. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Основные принципы арт-терапевтических занятий: * поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я"; * говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка; * отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми; * не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; * не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; * применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества; * не утомлять занятиями; * использовать определенный ритуал занятия. 3. Арт-терапия. Музыкотерапия. Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации. Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии. В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения. Музыкотерапию следует проводить в удобном помещении с хорошей шумоизоляцией. На каждого больного необходимо 2-3кв.м. площади, суммарно площадь комнаты должна составлять - 20-22 кв.м. Степень освещаемости зависит от поставленных задач и целей. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности МТ. Иногда используется живое исполнение музыки. Технической стороной занимается медсестра, она же ведет документацию. При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог. 4. Виды коррекционных групп. Краткая характеристика Т-групп, групп встреч, групп умений. Т-ГРУППА — группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных — с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Ныне они — одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Для Т-групп характерна: кратковременность существования — от нескольких дней до недель; отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации. Основной метод в Т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников. Условие успешной работы Т-групп — климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение — развитие чувствительности к процессам групповым — происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта. Группа встреч Синонимы: Инкаунтер-группы, Encounter–group, E-группы Групповая психотерапевтическая методика, предложенная американским психологом, одним из основателей гуманистического направления в психологии Карлом Роджерсом [1902 – 1987] в 60-х годах XX века. Общепринятый английский термин: Encounter–group. В отличие от классических Т-групп, где акцент делается на групповой динамике или на выработке навыков общения, в группах встреч акцент делается на осознании участниками своих возможностей, раскрытии чувств и эмоций каждого участника, спонтанности и открытости в отношениях с другими и т.п. Осуждая чрезмерно бюрократические аспекты современной культуры, которые отчуждают людей друг от друга и от самих себя, Карл Роджерс писал: " Есть все возможности для быстрого развития близости между людьми, не искусственной близости, а настоящей и глубокой, которая хорошо приспособится ко все увеличивающейся мобильности нашей жизни. И временные взаимоотношения смогут достичь такой глубины и значимости, которая ранее ассоциировалась лишь с подлинной дружбой ". Основные принципы группы встреч: · эмоциональное самораскрытие каждого, открытость новому опыту в любой момент времени; · внимание к чувствам других участников; · осознание своих слабых и сильных сторон; · принцип "здесь и сейчас" (члены группы фокусируют внимание на сиюминутные переживания, а не на прошлый опыт). Руководитель такой группы с помощью различных, в том числе невербальных, упражнений способствует снятию психологических защит, срыванию «масок» (привычных социальных ролей), поощряет участников к открытому и спонтанному проявлению своих чувств и эмоций, что дает возможность каждому оценить свои сильные и слабые стороны, осознать ошибочные стереотипы поведения... Центром, из которого пошла мода на группы-встреч, длительное время был Эсален.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |