АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ

Читайте также:
  1. II. Право на фабричные рисунки и модели (прикладное искусство), на товарные знаки и фирму
  2. PrPf употребляется в тех предложениях, которые можно адекватно переформулировать в виде предложений в настоящем иди будущем времени.2
  3. Review: Формальные показатели наличия в предложениях степеней сравнения
  4. Адміністративна відповідальність: поняття, мета, функції, принципи та ознаки.
  5. Адміністративно-правовий статус громадян: поняття, ознаки, елементи та види.
  6. Адміністративно-правові норми: поняття, ознаки, види та особливості структури.
  7. В-83 Правоотношения: понятие, признаки и виды?
  8. В-93 Правонарушение: понятие, признаки и виды?
  9. В-95 Правовое гос-во: понятие и признаки?
  10. Виборчі системи: їх ознаки та різновиди
  11. Визначення понять “інфекція” та “інфекційний процес”. Характерні ознаки і періоди перебігу інфекційної хвороби
  12. Витамины Р и С, их структура, признаки витаминной недостаточности, влияние на обмен веществ.

В сложных синтаксических конструкциях могут встречаться разные способы связи частей предложения: — сочинительная и подчинительная: В важные эпо­хи жизни иногда в самом обыкновенном человеке раз­горается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая

в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить (М. Лермонтов);

— сочинительная и бессоюзная: Маша медленно приближалась к нам; ее милые карие глаза, чуть сму­щенные, внимательно смотрели на нас, и вся она из­лучала тепло и свет (В. Андреев);

— подчинительная и бессоюзная: Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшест­венники, и иди дальше (Л. Толстой).

ТЕСТ

1. Укажите вариант ответа, в котором правильно ука­заны все цифры, на месте которых должны стоять

знаки препинания.

Утро было праздничное (1) радостно (2) наперебой трезвонили над Донцом (3) над зелеными горами колокола (4) уносились туда (5) где в ясном воз­духе стремилась к небу белая церковка на горном перевале (И. Бунин).

а) 1, 2, 3, 4, 5 в) 1, 3, 4, 5

б) 1, 2, 4, 5 г) 1, 3, 5

2. Укажите предложение, в котором допущены пунк­туационные ошибки.

а) Потом кончились и березы, на тропе стали попа­даться камни, и хоть за пятном света от фонаря ничего не было видно, впереди почудилось мне широкое пространство: я вышел к реке (Ю. Каза­ков).

б) Казалось, матерые деревья выпустили своих де­тишек поиграть да порезвиться, а вот настанет время сумерек — они позовут, покличут их об­ратно (В. Солоухин).

в) На улице шумел дождь, в окнах сверкала молния, и стекла дрожали от грома (И. Бунин).

г) Вода идет отовсюду, она заливает заветные луга и вода эта стоит от одной горы до другой (С. Гей- ченко).

ТИРЕ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тире в простом предложении Тире в сложном предложении
1. Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» — бессмертная коме­дия АС. Грибоедова. 2. В неполном предложе­нии: Я предпочитала от­дыхать на море, она — в горах. 3. Перед обобщающим сло­вом, стоящим после одно­родных членов: Ветки де­ревьев, кусты — все покры­лось инеем. 4. При однородных чле­нах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто спо­собным — талантливым. 5. При обособленных при­ложениях, стоящих в кон­це предложения или оди­ночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей — ленивый, гру­бый парень (М. Горький). 1. В бессоюзном предложе­нии: Хочется солнца — оно не показывается. 2. При вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях: Однажды — это было уже в конце ле­та — я получил неожи­данное известие. 3. В предложениях с пря­мой речью: «А Марья Ива­новна? — спросил я. — Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», — напомнил он о себе (М. Лер­монтов). 4. В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак по­даст — и все хлопочу (А. Пушкин).

 

ТЕСТ

1. В каком ряду расположены предложения, в кото­рых ставится тире?

а) Я был счастлив в ту ночь ночным катером приез­жала она (Ю. Казаков). Только я взобрался на гору стало темно.

б) Снег это замерзшая вода (В. Мезенцев). Место где стоит эта церковь высокий берег подчеркивает устремление (В. Тендряков).

в) Вы улыбнетесь мне отрада (А. Пушкин). Ладно, ладно! ответил из тумана хриплый голос (К. Па­устовский).

г) Удар ногой по мячу он в воротах. Выглянет солнце пойдем гулять.

2. Укажите простые предложения, в которых ставится

тире.

а) Только грядущее область поэта (В. Брюсов).

б) Живи еще хоть четверть века все будет так... (А. Блок)

в) На грядке веников ряды душа берез зеленоус- тых... (Н. Клюев)

г) Знаю я они прошли как тени не коснувшись твоего огня (С. Есенин).

ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Двоеточие в простом предложении Двоеточие в сложном предложении
1. При обобщающем слове, стоящем перед однородны­ми членами: Распустились все цветы: и астры, и гео­ргины, и флоксы. 1. В бессоюзном сложном: Я чувствовала: чьи-то ру­ки касаются моего плеча. 2. В предложениях с пря­мой речью после слов авто­ра: Она с волнением спро­сила: «Что-то может из­мениться?»

 

ТЕСТ

1. Между частями каких бессоюзных сложных пред­ложений ставится двоеточие?

а) То что недавно казалось далеким осуществилось его берут в горы.

б) Я точно знала рассчитывать можно было только на себя.

в) Все было задумано с размахом и по последнему слову техники много света воздуха солнца (Б- Полевой).

г) Мелкий дождик накрапывал с утра выйти на ули­цу было невозможно.

2. Какой знак препинания нужно поставить вместо скобок?

Андрей бросился к снарядному ящику () его ог­лушило и бросило на землю (В. Распутин), а) двоеточие б) тире

в) запятая г) точка с запятой

3. В каких рядах расположены предложения, в кото­рых не ставится двоеточие?

а) Прошел пассажирский пароход скоро он причалит к берегу. Тем больше причин сохранить в памяти все что осталось каждое такое имя драгоценная памятка прошлого (JI. Успенский).

б) Была непостоянная погода небо то заволакивалось тучами то расчищалось (И. Тургенев). Я согласен на эксперимент кивнул Гаев (И. Соловьев).

в) Воздух свеж и пахуч ночью прошел ливень (К. Во­робьев). Я полусознательно ощущал утром увижу другой город (А. Грин).

г) Грабят шепотом сказал незнакомец еще крепче сжимая стул (И. Ильф и Е. Петров). Зрелище раз­вернутых парусов одно из бескорыстнейших удо­вольствий (А. Грин).

ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ И сложном ПРЕДЛОЖЕНИИ (ОБОБЩЕНИЕ)

Знаки препинания в простом предложении Знаки препинания в сложном предложении
1. Тире между подлежащим и сказуемым: Чтение — вот лучшее учение (Пословица). 2. Тире в неполном предло­жении: Я больше любила книги, а моя подруга — му­зыку. 1. Запятые между частями сложносочиненного предло­жения: Дождь прекратил­ся, и на листьях засверка­ли капельки росы.

Знаки препинания в простом предложении

3. Запятые между однород­ными членами: Желтые, красные листья падали нам под ноги.

4. Двоеточие и тире при обобщающих словах в пред­ложениях с однородными членами: Все вокруг: и ре­ка, и трава, и деревья — ожило при первых солнеч­ных лучах.

5. Запятые (тире, скобки) при вводных словах, ввод­ных предложениях, поясни­тельных конструкциях: Он, я думаю, не сделает этого.

6. Запятые (восклицатель­ный знак) при обращениях и междометиях: Разбуди меня завтра рано, о моя терпе­ливая мать (С. Есенин).

7. Запятые при обособлен­ных определениях: Утом­ленная дорогой, она быстро заснула.

8. Запятые или дефис при обособленных приложени­ях: Стихи читала Катя — ученица восьмого класса.

9. Запятые при обособленных дополнениях: Никто, кроме меня, не знал об этом.

10. Запятые при обособлен­ных обстоятельствах: Не­смотря на плохую погоду, мы поехали на экскурсию.

11. Запятые при обособлен­ных уточняющих членах предложения: Рано утром, в восемь часов, я вышла из дома.

Знаки препинания в сложном предложении

2. Запятые между частями сложноподчиненного пред­ложения: Мы точно знали, что деревня находится именно в этой стороне.

3. Запятые (точка с запя­той, тире, двоеточие) в бес­союзном сложном предло­жении: Дорога в город была извилистой: она то пет­ляла между деревьями, то круто поворачивала в сто­рону.

Запятые в сложных предло­жениях с разными видами связи: Вдруг навалился гус­той туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тро­пинку, которая, по моим соображениям, должна бы­ла находиться слева и сза­ди (В. Арсеньев).

5. Двоеточие и тире между частями предложения с прямой речью: «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик (А. Че­хов).

6. Запятые и кавычки при цитировании: Я согласна со словами М. А. Булгакова о том, что «рукописи не го­рят».


ТЕСТ

1. В каких вариантах ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Командир дивизии (1) полковник Марченко (2) раненный в предплечье и голову (3) в это утро (4) после перевязки (5) выпив стакан креп­кого чая (6) прилег отдохнуть (М. Шолохов).


 

 


а) 2, 3, 4, 5, 6

б) 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

г) 1, 2,3, 5, 6


 

 


2. Укажите предложения, в которых нужно поставить

Одну запятую.

а) Наш аил расположен в предгорьях на широком плато куда сбегаются из многих ущелий шумли­вые горные речки (Ч. Айтматов).

б) Она слышала то шум поезда то скрип телег.

в) Это путешествие было не только приятным но и увлекательным.

г) Ваши слова точно живительный источник.

3. Укажите предложения, осложненные обособленным

Определением.

а) Легкая и подвижная девушка двигалась стреми­тельно и плавно.

б) Усталая измученная она без сил опустилась на кровать.

в) Ночь поднимается над миром полная свежих за­пахов (М. Пришвин).

г) Едва слышимый звук донесся до нас.

4. Укажите предложения, в которых нет обособлен­ного обстоятельства.

а) Все это она говорила хохоча.

б) Мы шли не оглядываясь по сторонам.

в) Несмотря ни на что концерт будет подготовлен.

г) Работа была выполнена спустя рукава.

5. Укажите предложения, не осложненные уточняю­щими членами.

а) Поздней весной в отдаленной деревушке все еще лежал снег.

б) Нам задали подготовить сообщение о тушканчике или земляном зайце.

в) Справа шагах в двадцати что-то затрещало.

г) Я не хотела видеть никого особенно Веру.

6. Укажите предложения, в которых при однородных членах находятся обобщающие слова.

а) Великая сила жизни видна во всем в колебании вершин в пересвисте птиц в мягком освещении (М. Пришвин).

б) Мы решили купить розы тюльпаны и лилии.

в) Все интересует меня и поэзия и проза.

г) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу своему (А. Пушкин).

7. Укажите предложение, в котором союз как присо­единяет сравнительный оборот.

а) Он был как утверждают очень талантливым.

б) Сначала он расценивал все как шутку как при­ключение.

в) Дождь всю неделю льет как из ведра.

г) Голова острижена как у мальчика (В. Панова).

8. Укажите предложения, в которых нет вводных кон­струкций.

а) К счастью ехать было недолго.

б) Лиза казалось не шла а летела (А. Пушкин).

в) Все, что мы видели казалось скучным и неинте­ресным.

г) Она была буквально поражена.

9. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

а) Полковник волновался и не мог скрыть волне­ния правую щеку его подергивал нервный тик (М. Шолохов).

б) Он должен был поехать в командировку внезапно обстоятельства изменились.


в) По ночам часто плакал Фунтик маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

г) Счастливо друзья! крикнул он.

10. Укажите предложение, в котором не ставится двое­точие.

а) Эти тополя особенные у них свой язык.

б) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.

в) Соловей в середине мая запел весна пойдет дружно.

г) Он никогда не нарушал данного слова надо значит надо.

11. Укажите предложения, в которых ставится запятая

перед союзом И.

а) В саду было тихо прохладно и темные тени лежа­ли на земле.

б) Наверное дождь будет лить весь день и на дачу мы не поедем.

в) Мы увидели и сказочные колокольчики и скром­ные васильки.

г) Дорога была утомительной и мы решили сделать привал.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

«П, — а, — л».

а) Соседушка мой свет Пожалуйста покушай (И. Кры­лов).

б) Значит подумал я придется доделать эту работу завтра.

в) А почем купили души у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич.

г) Пойдем угрюмо пробормотал друг и тут же спро­сил Что же ты молчишь?

РЕЧЬ. ТЕКСТ (А7, А8, А29, АЗО, В7)

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА

Текст (от лат. textus — ткань, соединение) — это несколько предложений или абзацев, связанных в еди­ное целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

— тематическое единство;

— композиционное единство;

— смысловая целостность;

— относительная законченность;

— наличие грамматической связи между предложе­ниями.

Текст существует в двух формах: диалога и моноло­га. При диалоге обмен высказываниями происходит между участниками беседы, при монологе — обращен к слушателям, самому себе (внутренний монолог).

Минимальной единицей текста является предложе­ние. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы, разделы и так далее.

Заключенная в тексте информация представляет со­бой содержание, которое соотносится с темой (то, что описывается в тексте). Содержание всегда шире темы и содержит отношение автора к ней.

Части текста имеют правила построения, по опреде­ленным правилам строится и абзац. Каждый новый аб­зац отражает определенный этап в развитии действия, особенность в характере героя произведения. Бывают аб­зацы, состоящие из одного предложения. Первые пред­ложения всех абзацев наиболее важны, их называют аб­
зацным зачином. Последующие предложения являются комментирующей частью.

Текст всегда оформляется стилистически как разго­ворный, официально-деловой, публицистический, науч­ный, художественный, поэтому стилевое единство — важнейший признак текста.

ТЕСТ

1. Укажите последовательность, в которой должны

следовать предложения, чтобы получился текст.

A) Детей надо воспитывать не только в масштабе се­мьи, но и в государственном масштабе.

Б) Как своим собственным.

B) Они в общем-то прислушиваются до определенно­го момента.

Г) Тем, которые тусуются по подворотням, нужно внимание.


3. А, Г, Б, В 4. В, Б, Г, А
1. А, Б, В, Г 2. А, В, Г, Б

 

 


2. Какое из предложений должно стоять на месте про­пуска пятого предложения текста (задание 1)?

1) Если нормально объяснять, то долго прислушива­ются.

2) Если общество видит опасность в каких-то прояв­лениях, то действовать нужно уж точно не цир­кулярами и проработками.

3) Конечно, это делается не так, что вот пришел сер­дитый дядя и говорит: читай книжки!

4) Умные взрослые сами вникают в смысл субкуль­туры.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Предложения соединены между собой не только по смыслу, но и грамматически (повторение одних и тех же слов, местоимений, частиц). Часто предложения свя­заны сразу несколькими средствами связи.

Средства связи предложений в тексте:

— лексический повтор: Важно, что типичный че­ховский герой — неудачливый защитник общечеловече­ской правды, возложивший на себя бремя, которого не мог ни вынести, ни сбросить. Все чеховские рассказы — это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них че­ловек, заглядевшийся на звезды (В. Набоков);

— однокоренные слова: Воде было где разгуляться. Водный беспредел летел вниз, расширяясь вширь;

— местоимения (личные, указательные, притяжа­тельные): Подлинная интеллигентность необходима. Без нее трудно представить себе человеческое существование (личное местоимение). Мы подошли к колодцу. Тому самому, который искали целый день (указательное мес­тоимение);

— местоименные наречия (там, тогда): (1) Я долго искал улицу, где прошло мое детство. (2) Именно там я впервые ощутил себя личностью. (1-ое и 2-ое предло­жения связаны при помощи частицы именно и место­именного наречия там);

— синонимы: Ассоль вздрогнула, замерла; потом резко вскочила с головокружительно падающим серд­цем, вспыхнув неудержимыми, слезами вдохновенного потрясения. Не помня, как оставила дом, девушка бе­жала уже к морю (А. Грин);

— слова со значением части целого: Я решил в этом году отдохнуть в Крыму. В Ялте, Алуште, Севас­тополе — это было неважно;

— союзы (чаще всего сочинительные): (1) Мы долго будем находиться вдали от дома. (2) Но с этим согласи­лись все члены экспедиции. (1-ое и 2-ое предложения связаны сочинительным противительным союзом но и указательным местоимением это»);

— частицы:

(1) — Много ли тогда напишешь?

(2) — И очень хорошо, что немного. (1-ое и 2-ое пред­ложения связаны частицей И и антонимами много — немного);

— вводные слова: Одно из американских обществ за­щиты потребителя провело конкурс на дамое дурацкое предупреждение на этикетках и в инструкциях к про­дающимся товарам/ Впрочем, адвокаты указывают, что в последнее время сильно возросло количество вздорных судебных исков к производителям товаров;

— единство видовременных форм: Чудо вышло на­ружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила (Б. Пастернак);

— синтаксический параллелизм: Я думаю о том ве­ке, когда не было этих слов: мое и твое. Когда люди, мирно сидя, вот как мы сейчас сидим с тобой на зеленой траве, щедро делились друг с другом тем, что им послала благодатная, ни в чем не отказывающая природа (Сер­вантес);

— неполнота предложений (в том числе парцелля­ция): Долго ли мы ехали? Не знаю.

Между предложениями текста существуют два вида связи: цепная и параллельная.

При цепной связи ключевое слово повторяется, за­меняется синонимом или синонимическим оборотом:

У больших художников всегда так. Стоит нам, на­пример, произнести имя Блока, как встает перед глаза­ми Петербург. Этот город каналов и серых призраков домов. Он наполнен особым огнем и творит мир Алек­сандра Блока, окружающий нас (В. Солоухин).

При параллельной связи предложения не сцепляют­ся одно с другим, а сопоставляются. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во- вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сна­чала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения:

Страна Паустовского — категория духовная. Чем же характерна она? Во-первых, чутким и умным экс­курсоводом-романтиком, с помощью которого мы на­чинаем замечать особую красоту (В. Солоухин).

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение является главным, все последующие раз­вивают, конкретизируют основную мысль.

ТЕСТ

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Беда в том, что на телевидении сосредотачивается

вся мировая жестокость. (2) Стоило у нас объявить сво­боду полную и каждому, как грузовые самолеты стар­товали в Америку и деловые люди, некоторые из них были еще недавно крупными партийными работниками, повезли эту кинематографическую погань сюда. (3) По­падались и художественно сделанные картинные карти­ны, но они были подороже, их почти не брали. (4) Брали то, что в Америке даже на экраны не выходило. (5) На головы людей обрушилась лавина крови, жестокости... преступной дружбы. (6) Началось сумасшествие (А. Гер­ман)

а) Укажите вид связи предложений в тексте.

б) Укажите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лекси­ческого повтора.

2. Укажите, чем связаны в данном тексте 1-ое и

2-ое предложения:

(1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Марга­рите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла ка­валькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд (М. Булгаков)

а) лексический повтор

б) лексический повтор и единство временных форм

в) лексический повтор и местоименные наречия

г) лексический повтор и синтаксический паралле­лизм

СТИЛИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.

ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, АДРЕСАТА И СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, со­здающие их особенности.

Под речевым, стилем мы понимаем использование определенных речевых средств (лексических, морфоло­гических, синтаксических) в зависимости от содержа­ния и дели высказывания.

Стили речи

Книжный Разговорный

у-/

Научный / \ Художественный


 

Публицисти- Официально- ческий деловой

Каждый стиль характеризуется следующими при­знаками:

— целью общения;

— набором языковых средств;

— жанрами.

Стили речи называют функциональными, так как они выполняют определенную функцию (роль) в речи.

Разговорный стиль употребляется в обыденной речи. Он служит для общения, обмена мнениями, впечатле­ниями.

В разговорном стиле зачастую большую роль играют мимика, жесты. В нем отсутствует предварительный от­бор языкового материала.

Наиболее распространенной формой разговорного стиля является диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Признаки разговорного стиля:

— неподготовленность речи, неофициальность;

— лексические и фразеологические: наряду с нейтраль­ными словами — просторечные (давеча, завсегда), жарго­низмы (фраер), слова, имеющие разговорную окраску (брякнуться, ляпнуть), эмоционально окрашенные (маль­чонка, жарища), слова с переносными значениями (шкаф);

— словообразовательные: использование слов с умень- шительно-ласкательными суффиксами (лапушка, сол­нышко); сложные слова, образованные путем повтора (добрый-предобрый);

— морфологические: нет преобладания существи­тельных над глаголами, чаще употребляются местоиме­ния, редко — причастия и деепричастия;

— синтаксические: преобладание неполных предложе­ний, ослабление синтаксических связей между словами.

Разговорный стиль может использоваться в художе­ственном как средство раскрытия характера литератур­ного героя: Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! Глуп ведь как дерево, а попробуй что-нибудь положить, мигом украдет! Ну, чего ты пришел, дурак, скажи, чего? (Н. Гоголь)

Научный стиль употребляется в трудах ученых, цель его —- сообщение, разъяснение научных результатов. Этот стиль используется в научных статьях, исследованиях:

Микрофотометр ИФО-451 создан для регистрации плотностей почернения эмульсий спектрограмм, вы­полненных на фотопластинках или пленках. Прибор применяется в металлургии и кинопромышленности. (Физика в школе. — 2003. — № 1).

Жанры научного стиля: монография, статья, дис­сертация, отзыв, рецензия, лекция, учебник.

Обычная форма речи — монолог.

Признаки научного стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— использование таблиц, графиков, схем, чертежей;

лексические: специальные слова (в том числе терми­ны); слова с отвлеченным значением (пустота, ско­рость); однозначные слова; заимствованные слова (мо­нография, диссертация);

— логичность изложения, строгая последователь­ность;

синтаксические: сложные синтаксические конст­рукции, между которыми создается упорядоченная связь, для чего применяются, например, вводные слова.

Разновидность^ научного стиля является научно-по­пулярный — научные статьи, предназначенные для мас­сового читателя.

Официально-деловой стиль — это стиль, который употребляется в официально-деловой сфере, например в переписке граждан с учреждениями. Цель его — инфор­мация.

Жанры: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверен­ность, расписка, акт, объявление, протокол, инструк­ция.

Признаки официально-делового стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— точность, не допускающая другого толкования;

— стандартизированность построения текста (устой­чивые обороты: обжалованию не подлежит);

— неличный характер (собирательные существи­тельные, отсутствие глаголов в форме 1-го и 2-го лица);

— предписывающий характер деловых документов;

— отсутствие описания и повествования;

— все документы лишены эмоциональности, поэтому в них отсутствуют изобразительные средства языка;

— лексические: стандартные обороты (довожу до Ва­шего сведения); специальная терминология (выборы, граждане); устойчивые словосочетания неэмоциональ­ного характера;

— морфологические: большое количество отыменных предлогов и союзов (в связи, в соответствии); употреб­ление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодек­сах, законах) и совершенного (в более конкретных до­кументах: протоколах, актах).

Публицистический стиль — это стиль, главная цель которого — информация с одновременным воздействием на читателя или слушателя:

Почему не поднимите вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы?

Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам при­надлежит право творить на земле закон (М. Горький).

Жанры: статья в газете, очерк, репортаж, интервью, фельетон,- судебная речь.

Признаки публицистического стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— образность;

— эмоциональность;

— оценочность;

— призывность;

— лексические: общественно-политическая лексика (партия, демократия); морально-этические слова и фра­зеологизмы (сострадание, черное золото); слова в пе­реносном значении;

— морфологические: эмоционально окрашенные час­тицы, междометия, глаголы в форме повелительного на­клонения;

— синтаксические: несложные синтаксические конст­рукции, риторические вопросы и восклицания, повторы.

К средствам выразительности, используемым в пуб­лицистическом стиле для придания эмоциональной окраски, относятся эпитеты (выдающийся успех), мета­форы (вся страна поднимется для борьбы с неприя­телем), сравнения. Эмоциональные средства сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической дока­зательностью.

Художественный стиль (стиль художественной ли­тературы) служит для воздействия с помощью создан­ных образов на чувства и мысли читателя:

Море в гавани было грязно-зеленого цвета. Было шесть часов вечера. На палубе позвонили в третий раз. Пароходный гудок засипел, точно он от простуды не мог выдавить из себя настоящего звука. Наконец ему удалось прокашляться, и он заревел таким ни­зким, мощным голосом, что все внутренности громад­ного судна задрожали в своей глубине (А. Куприн).


Признаки художественного стиля:

— образность;

— широкое использование изобразительно-вырази­тельных средств (эпитеты «грязно-зеленого цвета»; сравнения «засипел, точно от простуды»; метафоры «гу­док... заревел мощным голосом»; инверсия «от простуды не мог выдавить»).

Все эти средства в художественном стиле подчиня­ются основной его функции — эстетической.

Лексические особенности.

В языке художественной литературы могут употреб­ляться просторечия: Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов (И. Крылов); диалектизмы: «Булъба у нас знатная», — мечтательно произнес Вася (В. Крапивин); слова высокого стиля: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев); жаргонизмы: Она брякнула это, не подумав (А. Русаков).

Морфологические особенности:

— составная форма сравнительной степени прилага­тельных и наречий (В лесу было более тихо, чем в школе. Сестра более красива, чем брат.);

— использование причастий и деепричастий.

Синтаксические особенности:

— частое использование сложносочиненных и слож­ноподчиненных предложений: Характерно, что неза­висимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково дождиком (К. Па­устовский);

— частое использование простых предложений, осложненных причастными и деепричастными оборота­ми: Она оттолкнула его, боясь отца (М. Горький).

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ: ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ

Все тексты делятся на три смысловых типа: описа­ние, повествование, рассуждение.

Описание — смысловой тип текста, в котором опи­сываются признаки предметов, явлений, животных, че­ловека:

Наступила осень. Мелкая листва почти вся обле­тела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирю­зовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ле дяная и как будто тяжелая. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды (И. Бунин).

Цель описания — показать читателю или слушате­лю предмет описания, чтобы он наглядно представлял его в своем сознании.

Элементы композиции описания: общее представ­ление о предмете, отдельные признаки предмета, автор­ская оценка, вывод, заключение.

Описание природы называется пейзажем, описание человека — портретом.

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности:

Но вот стрельба стала стихать и затем совсем прекратилась. Черные тени метнулись в сторону, нар­вались на наш огонь и исчезли за деревьями. Враг уходил! Закончился этот самый трудный и страш­ный ночной бой в лесу (М. Фортус).

Повествовательный текст бывает в форме художест­венного и разговорного стилей.

Художественный повествовательный текст имеет опре­деленное построение — композицию (от лат. composito — сочинение, составление, соединение). Принято выде­лять: экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку (то, с чего действие начинается), раз­витие действия, кульминацию (наивысшая точка разви­тия действия), развязку (конец события).

События могут развиваться в хронологической по­следовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а потом о развитии действия.

Повествование может идти от третьего лица, это ав­торское повествование, или от первого лица.

 

Рассуждение — смысловой тип текста, в котором ут­верждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие.

8-t567n

Рассуждение строится следующим образом: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Тезис должен быть четко сформулирован и доказуем, аргументы — убедительными. Важно, чтобы между тезисом и аргу­ментами была установлена логическая, смысловая и грамматическая связь (нередко используются вводные слова: во-первых, итак, следовательно):

Русский язык — один из самых великих языков в мире.

Во-первых, он отличается богатством лексики, во- вторых, необыкновенной гибкостью и пластичностью языковых форм, в-третьих, разнообразием стилисти­ческих средств.

Итак, прав был А. С. Пушкин, утверждая, что наш язык не только не уступает европейским языкам, а имеет над ними превосходство (А. Дудников).

Рассуждение отличается от описания и повествова­ния более сложным построением предложений (с при­частными и деепричастными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи), лексикой (слова, обозначающие отвлеченные понятия: добро, истина).

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: письма, статьи, доклады, политические выступ­ления.

ТЕСТ

1. Определите функциональный стиль речи данного

текста.

Может быть, правы те, кто считает, что подростко­вый маскарад не нужен?

А вот нужен, утверждают психологи. Причем, чтобы сформировать в человеке такую важную вещь, как жиз­ненные принципы.

А для этого нужна подготовительная стадия, во вре­мя которой человек учится разделять принципы своего социума, своей субкультуры. Подростки играют в «серь­езные игры». Создавая для них свои собственные пра­вила, они привыкают к правилам вообще: привыкают
их принимать, исполнять, их придерживаться. Молодой человек учится быть субъектом морали. Это как проб­ный полигон, пробное пространство, где тренируется на­вык иметь какое-то мировоззрение. При этом в субкуль­турах есть вещи, которые вызывающи и оппозиционны по отношению к общепринятой морали. Но ребенок дол­жен ощутить себя их творцом. Хорошие педагоги убеж­дены: потребность в негативизме и оппозиционности должна быть удовлетворена.

(Е. Новоселова)

2. Укажите функционально-смысловой тип речи дан­ного текста.

Собираясь идти на экзамен греческого языка, Ваня Оттепелев перецеловал все иконы. В животе у него пе­рекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью. Что-то ему будет сегодня? Тройка или двойка? Раз шесть подходил он к мамаше под благословение, а уходя, про­сил тетю помолиться за него. Идя в гимназию, он подал нищему две копейки, в расчете, что эти две копейки окупят его незнания и что ему, бог даст, не попадутся числительные с этими тессараконта и октокайдека.

Воротился он из гимназии поздно, в пятом часу. При­шел и бесшумно лег.

— Ну, что? Как? Сколько получил? — спросила ма­маша, подойдя к кровати.

Ваня замигал глазами, скривил в сторону рот и за­плакал.

(А. Чехов)

АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Определение темы текста.

2. Определение основной мысли (идеи) текста.

3. Определение функционального стиля речи.

4. Определение типа речи.

5. Указание средств связи предложений в тексте.

8*
 

6. Анализ выразительных средств текста.

ТЕСТ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)