|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
Кроме того, не менее, а быть может и более актуален вопрос развития антинаркотических профилактических программ на местах. И здесь на первый план в связи со своей все возрастающей общественной значимостью выходит в первую очередь первичная и вторичная профилактика наркомании как многогодичный выверенный экспертами процесс формирования духовно и телесно здоровых людей, зрелых полноценных граждан своей страны, России.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оборот наркотиков на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Статья 4 данного закона формулирует принципы Государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Одним из основных принципов является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Почему то об этом приоритете сегодня всё чаще предпочитают забыть, искусственно нагнетая актуальность выделения средств исключительно на реабилитацию, практически исключив из бюджета строку выделения средств на антинаркотическую первичную и вторичную профилактику.
Одним из ведущих направлений антинаркотической работы, указанных в Стратегии государственной антинаркотической политики России до 2020 года, является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования модуля по профилактике злоупотребления ПАВ, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории. Практика общения с регионами показывает, что этого не происходит на должном уровне. Созданы ли такие программы, подготовлены ли кадры для их полноценной реализации, профинансированы ли в должной мере эти мероприятия? Как осуществляется оценка эффективности проводимых мероприятий, в соответствии с какими критериями оценки? Насколько широк и верен их охват? Слёты общественности и госслужб с массовыми шествиями по улицам городов и сёл с надписями и плакатами на тему «Нет наркотикам!», раздача всем подряд ручек и флажков с воздушными шариками со спецлоготипами, многотысячные и многомиллионные затраты на привлечение звёзд эстрады или спорта к массовым концертам, всяческие молодежные гуляния с тем же регулярным возгласом «Нет наркотикам!», к сожалению, проводятся в регионах еще очень и очень часто. Что говорить, если даже существующие уже базовые рекомендации к ведению профилактической работы не выполняются.
Также наблюдается странная из года в год повторяющаяся тенденция – вставшие на профилактический учёт в органах полиции лица, злоупотребляющие алкоголем и наркопотребители, в том числе несовершеннолетние, остаются неизвестны наркологической службе. Хотя это противоречит статье 21 Закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сами же полицейские достаточно часто сводят профилактическую работу лишь к проведению бесед о вреде наркотиков вместе с криминальной опасностью участия в их незаконном обороте, считая это достаточной для сферы своей компетенции мерой.
При этом, как выясняется, на местах вообще не имеют права выделять средства на профилактические мероприятия – ни на региональном, ни на муниципальном уровнях! Федеральные законы №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 06.04.2005 г.) и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года ПОЛНОСТЬЮ БЛОКИРУЮТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ! Другими словами, и антинаркотическая первичная профилактика, и социальная реабилитация наркозависимых не могут быть включены в перечень услуг, на которые выделяются средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что уже не первый год является камнем преткновения для решения поставленных Президентом задач.
Вместе с тем, что не может удивлять, в России до сих пор профилактика наркомании в образовательной среде представлена лишь концептуально и не оформлена в виде Федерального закона! Существует Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, подготовленная специалистами Министерства образования и Министерства здравоохранения в 2011 году, которая утверждена Минобрнауки и поддержана Государственным антинаркотическим комитетом. Поддержана, но не легитимна, поскольку не введена в правовое поле соответствующим постановлением российского Правительства.
Нерешенной остается ситуация и со стандартами работы в этой области. В 2004 году российскому правительству и общественности была представлена первая концепция, проект стандарта антинаркотической профилактики. Однако, до сих пор он остался на уровне методических рекомендаций. Самостоятельно выход из положения пытаются найти регионы. Так, два субъекта Российской Федерации, Республика Татарстан и Республика Саха (Якутия), приняли региональный регламент в этой сфере. А если есть регламент, то, соответственно, известно и подробно расписано, каким образом проводить широкомасштабную профилактику по всем целевым группам, как оценивать её эффективность, поскольку в нем заложены технологии, методики, средства, инструменты оценки и так далее. Но это лишь опыт регионов, федеральный центр общероссийские стандарты не имеет. Вообще, следует отметить, что при выборе тех или иных форм проведения антинаркотической профилактической работы в регионах или в Москве, абсолютно не учитывается предыдущий опыт регионов по данному направлению, успешный или, наоборот, печальный. База данных о программах-лауреатах различных общероссийских и региональных конкурсов на лучшую антинаркотическую рекламу, профилактическую или реабилитационную программу, волонтёрский проект, хранится только у того министерства или ведомства, которое курировало соответствующий конкурсный проект. Единой базы на этот счет нет, поэтому одни и те же научно-исследовательские работы об одном и том же, с теми же целями и задачами, с немаленькими бюджетами, заказывают различные структуры, на что уходит огромная масса практически впустую потраченных бюджетных средств. Можно вспомнить немалое количество случаев, когда успешные проекты остаются на бумаге, а откровенно слабые, малоэффективные идеи вдруг претворяются в жизнь.
В то же время очень большую проблему представляет отсутствие возможности обмена данными между соответствующими государственными службами и Росстатом о статистике наркопотребления; правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных препаратов; о содержании и эффективности реализуемых в субъектах Российской Федерации различными министерствами и ведомствами, общественными и религиозными организациями профилактических, лечебно-профилактических и реабилитационных программ, проектов; о результатах научно-исследовательских разработок, способных в случае внедрения и в других регионах, планомерно снижать уровень спроса на наркотики не только во взрослой среде, но и в среде несовершеннолетних.
В качестве примера давайте обратим внимание на содержание полученного с другими раздаточными материалами проведенного 22 сентября 2015 г. в Москве под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой круглого стола на тему: «Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании: проблемы и пути решения». В нем находилось информационное письмо от Минобрнауки, которое описывает основные направления профилактики аддиктивного поведения детей и подростков, реализуемые этим ключевым для данного направления ведомством. Страница 8 раздатки Минобрнауки. Читаем: «В рамках работы по созданию Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в рамках государственного задания на 2015 год ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» осуществляет научно-исследовательскую работу “Разработка комплекса мер по внедрению в работу образовательных моделей и технологии реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркозависимостью, в рамках Национальной концепции реабилитации наркозависимых”». Любопытно, специалисты экономического ВУЗа какого профиля будут готовить комплекс мер для реализации в системе образования: психологи, педагоги, социологи, врачи, общественники, юристы, религиоведы, богословы? Кто есть в штате данного абсолютно не гуманитарного заведения, способный подготовить и защитить достоверность выполненной научно-исследовательской работы? Почему Минобрнауки доверил подготовку этого многослойного, многопрофильного труда экономистам, пока лично для меня, да и многих присутствующих здесь, думаю, останется необъяснимым моментом.
Там же, стр. 9 раздатки от Минобрнауки, сообщается: «Научным коллективом в рамках исследования будет осуществлен аналитический обзор имеющихся отечественных и зарубежных практик по реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркозависимостью, и разработан экспериментальный комплекс мер по технологиям реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркозависимостью, в образовательной среде». Но то же самое когда то, в уже ставшим далеком 2009-м году, мы с командой соавторов делали для Федерального агентства по делам молодежи! Уверен, что еще и ряд других близких по профилю министерств и ведомств, не один раз за истекшие с момента распада Советского Союза десятилетия заказывали экспертам что-то подобное. И на это, безусловно, уходили немаленькие суммы, по сути, механически дублируя выполнение правительственных и президентских поручений. Но только на бумаге, а не в жизни. Как правило¸ что мы видим и на этот раз, из-за отсутствия полноценного обмена информацией, наличия закрытых «информационных окон» между министерствам и ведомствами, государственными контролирующими органами и выполняющими госзаказ на социальные услуги населению общественными организациями, происходит нецелевое расходование бюджетных средств.
Но если здесь есть недоработка, то можно встретить и проявления откровенной халатности в отношении ряда предлагаемых и реализуемых им антинаркотических инициатив. Так, в том же письме из министерства образования и науки из раздаточного материала к нашему круглому столу (стр. 8) сообщается, что под уже запущенное в Москве социально-психологическое тестирование учащихся на предмет определения степени риска вовлечения в потребление наркотических средств и психотропных веществ, о котором сообщалось выше, до сих пор готовится научное обоснование. Цитата: «В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы научный коллектив под руководством декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академика Зинченко Ю.П. работает над проектом «Разработка научного обоснования и методического обеспечения социально-психологического тестирования обучающихся с целью выявления предикторов риска возможного вовлечения в группу потребителей наркотических средств». То есть, уже ставший скандально известным на всю страну проект обрел законодательную базу, и теперь активнейшим образом внедряется в московскую систему образования, но при этом так и не завершена работа над его научным обоснованием и методическим обеспечением???!!! Странный факт, нуждающийся в проверке. Вообще, в этом сегменте остро нужны как общественный контроль, так и тщательный мониторинг представителями соответствующих надзорных органов. Иначе и без того скудеющие бюджетные средства будут распылены в никуда при продолжающемся распаде практически не восстановленного духовного, интеллектуального и культурного некогда единомысленного и единоверного пространства российского сообщества.
В свете всего вышесказанного невозможно не согласиться с тем, что на сегодняшний день помочь государству восстановить и укрепить национальный духовно-нравственный, психический и физический потенциал способны социально ориентированные некоммерческие и разнонаправленные профессиональные организации, традиционные религиозные конфессии, в обязательном порядке объединенные в единый блок и скрепленные федеральными стандартами деятельности как для государственного сектора, так и для социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере профилактики наркомании и других форм зависимого поведения, а профильные государственные службы должны быть вооружены научно и практически обоснованными критериями их оценки. Иначе никакого успеха в сфере снижения спроса на наркотики, укрепления физического, психического и духовного здоровья, интеллектуального ресурса у подрастающего поколения нам увидеть не удастся. Все уйдет в косметическое латание все более зияющих дыр в законах, их исполнении и неких «инноваций», на самом деле являющихся способом для личного обогащения «грантоедов», представителей нетрадиционных религиозных движений и патронирующих их чиновников.
Благодарю за внимание!
Источник: http://narkotiki.ru/5_81189.htm Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |