|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духовные предпосылки экзистенциализмаЭкзистенциализм Социально-исторические предпосылки а) Потерпела крушение вера в "гарантированный прогресс". Не оправдался тезис Гегеля, что "всё действительное разумно". Рухнули надежды на в б) Экзистенциализм возник как протест против возрастающего обезличивания человека. Оно в свою очередь было связано с увеличивающимся отчуждением. У Гегеля онтологическое отчуждение. У Фейербаха - религиозно-идеологическое. У Маркса - производственно-экономическое. У Фромма, Сартра - тотальное. К началу 1-й мировой войны обострились все формы отчуждения. Духовные предпосылки экзистенциализма 1.Учение Сёрена Кь е ркегора (1813-1855). «Датский Сократ». Докторская диссертация «Понятие иронии» (1841); «Либо… либо…» (1843); «Понятие тоски (тревоги)» (1844); и др. Возлюбленной Регине Ольсен 14 лет, ему – 24. Через 3 года – помолвка. Ровно через год – разрыв. Проходит 6 лет после разрыва, и Регина выходит замуж за Фрица Шлегеля. Существование первично по отношению к сущности. Ранее считалось, что существовать может только то, что уже дано; а то, что уже дано, обязательно существует. К. впервые провозгласил, что это далеко не так. Полная забытость Богом, безмерное одиночество. Вопреки Гегелю: единичное выше общего, а конкретное существенней абстрактного. Недаром Кьеркегор избрал себе эпитафией «Тот единичный». «Трагическая диалектика»: действительное неразумно, логика и диалектика несовместимы, скачки необъяснимы. «Патетическая диалектика». 2. Творения Ф.М. Достоевского (1821-1881). Философский антропоцентризм. В центре мира иррациональный, «раздвоенный» человек со своими необузданными страстями. «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие». Герои Достоевского постоянно оказываются в ситуациях, которые Ясперс назовет "пограничными". И самая исходная, самая жизнеобразующая из них - это возможная богооставленность. Она приобретает метафизический, вселенский характер. Герои Достоевского по-разному решают подобную проблему. Для одних - если «бога нет, значит, всё позволено…». Для других наоборот: раз бога нет, то вся ответственность лежит на каждом конкретном человеке. В мире, где ютится сострадание, позволено уже не всё (даже если бога не существует). Сострадание и милосердие встают на пути злодеяний. К величайшему несчастью, в наши дни принцип «всё дозволено» нередко характеризует как действия одного какого-то человека, так и больших социальных групп. Свобода. В своих произведениях Достоевский предлагает дилемму - либо «Муравейник», либо своеволие («Тварь я дрожащая или право имею…»). Глубочайшее самопостижение: лишь раскрывая зло, гнездящееся в себе самом, человек способен воспротивиться мировому злу. Достоевский: - Мы все виновны за всё и перед всеми. И я виновен больше, чем другие. 3.Феноменология Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Оно повлияло, прежде всего, на экзистенциалистское учение о познании. Сознание имеет априорную структуру. Она является "онтологической основой" человеческого существования. Гуссерль пытался очистить сознание от всего внешнего - как психического, так и социального. Редукция (заключение в скобки чистого сознания). Чистое сознание - это не пустое сознание. Чистое сознание активно, оно создает само себя и не нуждается во внешней заданности. Одно из его свойств - интенциональность (направленность на некоторый объект). Наличие "материи" (гюле) и "формы" (морфе). Внешний мир признается, но "выносится за скобки". Эпох е. Элементы "смысла вообще" и "предметного смысла". Сущности значат, но не существуют. 4.Философия жизни: противопоставляет материю и жизнь, разум и интуицию. Однако в экзистенциализме важна не жизнь как таковая, не жизнь как мировой процесс, а индивидуальная жизнь человека. а) Ницше. Попытался перетрясти все былые духовные ценности. Истинная ценность - воля к власти. Альтруистическая мораль выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Наперекор Библии, любить следует не ближнего (он подл, несовершенен). Любить надо дальнего - совершенного будущего человека. Ближний только мешает быстрому продвижению вперед. Следовательно, "падающего подтолкни". Идея о сверхчеловеке. Смерть Бога. Несчастное сознание. Ницше выделял " дионисийский " стиль, нацеленный на переживания, и " апполонинский ", нацеленный на познание. Сам он отдавал предпочтение дионисийскому стилю. б) Дильтей. Противопоставлял "объяснение" физической реальности "пониманию" человеческих явлений. Человек не постижим для глубокого объяснения, но постижим для понимания. в) Бергсон. Предмет философии не внешний мир, а, прежде всего, человек и его жизнь. Интуиция выше разума. Философская интуиция познает общее, художественная - индивидуальное. Поэтому художественная выше философской.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |