|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История ислама. Предпосылки возникновенияИслам Исла́м («предание себя Богу», «покорность», «подчинение») — монотеистическая авраамическая мировая религия. В арабском языке слово «ислам»— отглагольное существительное, образованное от глагола, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам— это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху. Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию и до эпохи Мухаммеда, однако, как считают мусульмане, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран, главную священную книгу ислама — считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду из посланных ранее пророков и посланников. Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения — классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2-1,3 до 1,57 млрд. мусульман (то есть 22,74 % населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией— Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие. История ислама. Предпосылки возникновения Домусульманская Аравия. Ислам — сравнительно молодая религия. В доисламские времена на Аравийском полуострове у каждого племени было своё божество, арабы были язычниками, поклонялись духам предков, имели место астральные культы, а также фетишизм (поклонение деревьям, скалам, камням) и тотемизм (племя льва, лисицы, волка; культы быка и барана). Поскольку отсутствовало сообщество жрецов, то каждый язычник самостоятельно совершал жертвенные ритуалы. В то же время были хранители священных мест, являвшиеся влиятельными представителями единого рода, в чьих руках находилось решение насущных вопросов жизни племён и племенных объединений. Также большое влияние имели кахины (провидцы, прорицатели), посредством которых божество передавало свои решения. Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь находился Чёрный камень Каабы, который почитался всеми племенами, воспринимавшими его в качестве высшего божественного символа. Вокруг Каабы находились 360 изображений языческих божеств, главным из которых считался бог войны Хубал, а рядом был выкопан древний колодец Земзем, вода из которого была священной. Ежегодно арабы совершали паломничество в Мекку. Около 440 года хранителями Каабы стало племя курейшитов, из которого происходил будущий пророк ислама Мухаммед. С точки зрения ряда европейских и американских учёных в момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. В IV-V веках в Южной Аравии (Йемен), где местные племена поклонялись единому и единственному божеству, которого они называли просто Богом, Милостивым, Владыкой неба и земли, возникло такое явление, как «йеменский монотеизм». В V-VI веках во Внутренней Аравии жили ханифы— благочестивые люди поклонявшиеся единому Богу Рахману-Милостивому. Также известно, что на юге Аравии бывали торговцы-иудеи благодаря которым VI веке при царе Йусуфе Зу-Нувасе иудаизм стал государственной религией в Йемене. Христианство получило своё распространение среди арабов посредством миссионерской деятельности византийских послов и купцов. В том же Йемене обратилась в христианство часть родовой знати. Также в Мекке существовала влиятельная эфиопская колония, а в государстве Лахмидов проходила миссионерская деятельность несториан и монофизитов. Проповедь Мухаммеда. Согласно сборнику хадисов аль-Бухари имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира во сне к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама. В течение трёх лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и 24 сентября 622 года он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Ясриб-Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. Мусульмане взяли на себя обязательство не притеснять иудеев Медины: «у иудеев своя религия, у мусульман своя». Иудеи обязались не помогать врагам мусульман. В январе 632 года Мухаммедом был совершён хадж в Мекку, а в июне он скончался в Медине. Распространение ислама. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат. В 30-х годах VII века халифат имел успех в борьбе со своими главными противниками: Византией и персидским государством Сасанидов. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск. В ходе дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили своё продвижение вглубь Европы. В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм. Суфизм или тасаввуф (араб. суф («шерсть») — в VIII-IX веке мистическое эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Мусульманские исследователи условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухд), период суфизма (тасаввуф) и период суфийских братств (тарикат). В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств. Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Суфизм сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршид) и выполнение всех его указаний В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами. К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии. Тяжёлые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование. В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира. К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |